Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией по теме"Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Урок разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС НОО. Учащиеся на уроке работают в группах. Задания, предложенные детям на каждом этапе урока, подталкивают учащихся к учебному исследованию слова, творческому исследовательскому поиску. На этапе работы со словарными словами учащиеся составляют рассказ от имени одного из персонажей, это очень трогательные моменты воображаемой жизни выбранного героя. К уроку прилагается содержательная, яркая презентация. В уроке использованы методы обучения русскому языку по авторской развивающей технологии Ю.А.Поташкиной. Урок был проведён мною 16 марта 2012 года и имел успех.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_prezentaciey.zip | 833.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки г.Губкина и Губкинского района
Белгородской области
Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе.
Урок-игра "Что? Где? Когда?" по теме
Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов
Подготовила учитель начальных классов
МАОУ "СОШ №12 с УИОП"
Головачёва Раиса Владимировна
г.Губкин
2012г
Урок-игра "Что? Где? Когда?"
Тема урока: Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов.
Цель урока: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала, помочь осознать ценность совместной деятельности; создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать (сравнивать, выделять главное, классифицировать)познавательный объект;
создать условия для развития умений использовать научные методы познания (наблюдение, пути решения проблемы);
обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, самоанализ учебной деятельности;
содействовать развитию умения общаться, обеспечить развитие у детей диалогической и монологической речи;
повторить знания о существенных признаках глагола;
содействовать формированию орфографической зоркости учащихся;
развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;
создать условия для развития и совершенствования навыков каллиграфии, развития эмоциональной сферы детей, речи, мышления, воображения, творческих способностей, умения делать выводы;
воспитывать взаимопонимание, товарищество;
развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять;
организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению алгоритмов правописания безударных личных окончаний глаголов, по самостоятельному применению знаний при выполнении различных заданий; обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности;
Оборудование: конверты с заданиями (4 варианта), картинка "сова", презентация к уроку
Ход урока.
1. Организация внимания, позитивной мотивации деятельности учащихся. У нас сегодня необычный урок, урок-игра "Что? Где? Когда?".
Играют 4 команды "Знатоков" против "Царицы Грамматики".
Наши гости - это большая и серьёзная судейская команда.
Давайте поприветствуем наших уважаемых судей.
Дети приветствуют гостей.
Девиз нашего урока:
«Учись, твори, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»
Знания - к мудрости ступенька. Сова - символ мудрости.
Все задания командам находятся в конвертах, конверты обозначены, ваша задача - по моей команде извлечь задания из конверта, ознакомиться с содержанием, обсудить в своей команде ход выполнения, выполнить и защитить. Капитан команды назначает того, кто аргументирует выбор.
2. Проверка домашнего задания."Дежурные" выходят к доске и озвучивают выполнение разборов. Все проверяют, исправляют ошибки.
1 ученик 2 ученик
мо/ло/дой ¹ - 3гл., 3слога на верхушке³ -сущ., т.к.:
м - [м]- сон. 1) пр-т (на чём?)
о - [о] 2) а)верхушка: нариц., неодуш.,
л - [л] - сон. ж.р., 1 скл.;
о - [о] б) в П.п., ед.ч.;
д - [д]-звон. 3) где?
о - [о']
й - [й] -сон.
_________
7б., 7зв.
3 ученик
верхушке ²
2. верхушкам
3. верх, верхний, верхолаз, верхушечка
4.
5. бабушка, избушка
4 ученик
прил. прил. сущ. гл. сущ. прил. сущ. гл.
Стройная, изящная птичка сидит на верхушке молодой ели и заливается на
весь лес.⁴
Пов., !, ПП, осложнено однородными сказуемыми, которые соединяются неповторяющимся союзом "и" и однородными определениями, которые соединяются интонацией перечисления, на письме разделяются запятыми.
3. Актуализация опорных знаний учащихся.
Откройте тетради и запишите число, классная работа.
1) Первое задание для всех команд. Расшифруйте слово.
ПИСЧИСНИТОЕА. (Чистописание.)
Сегодня на минутке чистописания мы напишем три буквы.
Внимание, перед вами слова.
СПИСАЛ, ЕДЕТ, ПРИВЕЗУТ, ОТЪЕХАТЬ.
- Первая буква находится в глаголе будущего времени и обозначает парный звонкий твердый согласный звук.
-Кто может назвать слово? (ПРИВЕЗУТ)
-Какая это буква? (з)
- Вторая буква находится в глаголе неопределенной форме и обозначает два звука.
- Какая это буква? (Е)
- Какие два звука это буква обозначает? ( [ и ], [ э ])
- В каком слове? (ОТЪЕХАТЬ)
- Третья буква – один из признаков глагола прошедшего времени.
- Какая это буква? (Л)
Это специальный суффикс прошедшего времени.
- Назовите глагол прошедшего времени. (СПИСАЛ)
- Какая основа в слове списал? (списа)
- Почему? (Потому что специальный суффикс "л" прошедшего времени в основу не входит)
Напишите шесть вариантов расположения данных букв.
(ЗЕЛ, ЗЛЕ, ЕЗЛ, ЕЛЗ, ЛЗЕ, ЛЕЗ)
2). Разминка.
- Назови одним словом
- воздушный транспорт (самолёт)
- независимость (свобода)
- переговорное устройство (телефон)
- линия между небом и землёй (горизонт)
- произведение восьми и двух (восемь)
- Назови синоним к слову «путь» (дорога)
- Назови антоним к слову «быстро»(медленно)
- Поставь в начальную форму.
- в полях, на школьном, голубеют, меня, в луга, от берега, у него, розовел
- Считаем ситуации, определяем тип предложения по структуре.
Скоро зазеленеют степи, рощи и леса.
ПП, осложнено однородными подлежащими. Верните со знаками препинания.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
СП, две грамматических основы. Верните со знаками препинания.
Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
Это предложение с прямой речью.
- Где стоят слова автора? Чем осложнены?
Осложнены однородными сказуемыми.
Верните со знаками препинания.
Что можно сказать о словах, принадлежащих рыбке?
Есть обращение "старче". Как поступаем?
3). Словарная работа.
Возьмите конверт под №1.
Разгадайте зашифрованное слово.
ВАСРЬЛО. (Словарь.)
Запишите в тетради слово "словарь". Теперь возьмите карточки.
Слова "рассыпались". 1)Соберите их, запишите в тетрадь, найдите среди них лишнее, приготовьтесь объяснить по какому признаку вы отнесли его к лишним.
1 группа
БЕ ВО ДЕ РО ВОЧ ЗА БЕЙ КА РЁ
2 группа
ЗА НЫЙ ВО ЯЦ НА ЖУР РО ДЕ
3 группа
МЕД РАН НА ВЕДЬ СИ КА О ДАШ
4 группа
ПАС ПЕ РА СА КЕ ЖИР ТУХ ТА
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
берёза ворона медведь пассажир
воробей заяц осина петух
девочка дежурный карандаш ракета
1 группа
берёза -, а воробей и девочка -одуш. предметы
2 группа
дежурный, т.к "ворона" и "заяц" - животные, а "дежурный " - на тему "школа"
заяц - двусложное слово, а два других - трёхсложные.
заяц - с ударение на 1 слоге, а два других - на втором.
3 группа
медведь - одушевлённый предмет, а два других слова -неодушевлённые предметы
карандаш - все согласные звуки твёрдые
медведь - двусложное слово, а два других - трёхсложные.
4 группа
ракета - неодушевлённый предмет, а два других -одушевлённые
петух - двусложное слово, а два других - трёхсложные.
пассажир - с удвоенной согласной
а) Скандирование всех слов с ударением.
б) Сейчас, выберите одно из слов и составьте рассказ из трёх-четырёх предложений от имени данного персонажа. Это должен быть небольшой отрезок времени вашей воображаемой жизни. Что-то трогательное, пережитое вами.
в) Прочитайте, какие рассказы у вас получились.
4. Физминутка.
5. Формулирование целевых установок урока и темы урока.
Учитель читает стихотворение, дети - заканчивают.
Интересная часть речи в русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет: чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет, или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит – всё расскажет нам -------- (глагол)
Кто может сформулировать тему урока? (Глагол) А точнее?
Продолжаем работу над темой «Глагол».
Учитель сообщает цели и задачи урока.
В добрый путь и в добрый час позову я вас сейчас!
6. Актуализация знаний
- Что уже знаете о глаголах?
- Как определить спряжение глагола?
- Какие способы действия знаете для определения гласной в безударном личном окончании глагола?
По неопределенной форме глагола. Повторяем.
из 11 иск. на -ить не на -ить + брить, стелить
и//а//я е//у//ю
7. Работа над материалом по теме урока.
1) На доске строчки из стихотворения, исследуйте слова, рассуждайте и сделайте вывод, какую гласную в окончании нужно вставить.
Интересная часть речи в русском языке живёт.
Кто что дела.т, расскаж.т: черт.т, пиш.т иль поёт,
Вышива.т или паш.т, или забива.т гол,
Вар.т, жар.т, мо.т, чист.т – всё расскаж.т нам глагол.
Отвечаем по цепочке. Записываем глаголы настоящего времени с безударными личными окончаниями.
- Назовите число и лицо глаголов. (3-е лицо, ед.числа)
Конверт №2
Глагол в скобках напишите в форме 1 лица мн.числа, укажите спряжение
1 группа 2 группа
топором (колоть) - .......... щёткой (чистить) - .......
ножом (резать) - ......... лопатой (копать) - ......
3 группа 4 группа
пилой (пилить) - ..... краской (красить) - .......
сеялкой (сеять) - ...... ручкой (писать) - .....
2) Проверка выполнения задания.
Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильность выполнения задания по памятке, исправьте ошибки, обоснуйте.
Конверт №3
Спишите пословицы, допишите пропущенные безударные окончания глаголов, окончания выделите, определите спряжение.
1 группа 2 группа
Труд корм... , а лень порт... . Горьким леч... , а сладким калеч... .
3 группа 4 группа4 группа
Смелый наступа... , а трус убега... . Кто вперёд смотр... , тот далеко вид... .
Обмениваемся тетрадями и проверяем.
Объяснить написание окончаний глаголов в 4 группе. (исключения)
Повторить глаголы-исключения.
Гнать, держать, дышать и слышать, и обидеть, и зависеть, видеть всё, смотреть, вертеть, ненавидеть, но терпеть. Брить, стелить.
Физминутка.
Если я назову глаголы – хлопайте в ладоши.
Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.
Конверт №4
Вставьте пропущенные буквы в словах и подходящие по смыслу глаголы.
Запишите предложения.
1 группа
Во...т, св..стит, ветки ....... , пыль ........ , с ног всех сб...ва...т, слыш...шь его, да не ....... его. Что это? (ветер)
2 группа
Тройка мчит(ь)ся, тройка ........ , вьётся пыль из-под копыт.
К...л...кольчик звонко ......... и хохоч...т, и в...зжит.
3 группа
Сия...т солнце, воды ...... , на всех улы...ка, ж...знь во всём,
деревья радос...но тр...пещ....т, купаясь в неб.... голубом.
4 группа
Пламя рде..т, пламя пыш...т, искры брызжут и л...тят.
А на них пр...хладой .......... , из-за речки тёмный са... .
Обмениваемся тетрадями и проверяем работу по памятке.
8. Итог урока.
9. Домашнее задание в конверте №5
10. Рефлексия.
Список использованной литературы.
1. Учебник "Русский язык" для 4 класса, часть 2-я ,автор Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, УМК "Школа России"
2. Ю.А.Поташкина "Книга для учителя русского языка", Воронеж,2004
Научно-методический центр новых технологий обучения русскому языку и литературе "Словесник"
3. А.И.Савенков "Методика исследовательского обучения младших школьников" Самара: Издательство "Учебная литература" 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".
Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....
Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией "Значения приставок" 3 класс
Тема урока: «Значения приставок»Цели урока:способствовать закреплению знаний о роли и значении приставок;формирование умения проводить разбор по составу, образовывать новые слова.Планируем...
Разработка урока по русскому языку с презентацией по теме:"Правописание безударных гласных звуков в корне слова. Закрепление."
Урок соответствует ФГОС. Разработан для 2 класса по системе "Школа России", по учебнику "Русский язык".В.П. Канакиной. Цели:обобщить знания детей о правописании безударных гла...
Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме: "Слова -названия предметов, у которых нет окончаний"
Урок русского языка...
Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени. Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов.
для дистанционного обучения...
Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией на тему "Великой Победе - 75 лет. Повторение изученного в 3 классе"
Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией на тему "Великой Победе - 75 лет. Повторение изученного в 3 классе" является уроком обобщени...
Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме : «Ударный и безударный слог»
Сформировать умение ставить ударения в слове,выделять ударные и безударные слоги....