Метапредметный урок русского языка во 2 классе. "Части речи.Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Екатерина Яковлевна Пантелеева

Данный урок является завершающим по теме "Части речи". На протяжении всего урока осуществляется системно- деятельностный подход. На уроке используются современные педагогические технологии, которые помогают детям идти путем самостоятельных находок и открытий. Учителем создана ситуация успеха для каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmet_urok_rus_yaz_vo_2_klasse.docx45.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Части речи. Обобщение.

Цель урока:  Формирование у учащихся способностей к обобщению и систематизации изучаемого предметного содержания.

Задачи: 1.Закрепить и обобщить знания детей о частях речи.                                                                                            

 2.Развивать познавательный интерес к предмету, орфографическую зоркость, речевые умения, память, мышление, внимание. Работать над развитием устной и письменной речи.                                                                                                    

3. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы  в паре, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.

4.  Воспитывать уважительное, бережное и заинтересованное  отношение  к русскому  языку,

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Планируемые результаты:

Познавательные:

- формировать умения распознавать изученные части речи;

- характеризовать как часть речи имя существительное, имя прилагательное, глагол, осознавать их роль в речи.

Регулятивные:

- организовывать свое рабочее место;

- осуществлять контроль и самоконтроль при выполнении работы;

- при необходимости вносить необходимые исправления в свою работу.

Коммуникативные:

- вступать в диалог (задавать вопросы, отвечать на вопросы учителя и одноклассников, уточнять непонятное),

- сотрудничать при выполнении заданий в паре: договариваться, соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать об ошибках, благодарить за помощь;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные:

- ценить взаимопомощь и взаимоподдержку одноклассников;

- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей;

- контролировать своё поведение на уроке.

Ресурсы : учебник «Русский язык»В.П. Канакина, рабочие тетради, карточки для индивидуальной работы и работы в паре, карточки с заданиями для домашней работы, проектор.

Формы работы с учащимися: фронтальная, работа в паре, индивидуальная, самостоятельная, коллективная.

Методы работы с учащимися:  словесные, наглядные, практические, проблемно- поисковые, методы самостоятельной работы, репродуктивные.

Межпредметные связи: окружающий мир и литературное чтение.

Этапы урока

                Деятельность учащихся и учителя

Современные технологии

Виды проверок

1.Организационный момент

(3 минуты)

Учитель: А)- Ребята, посмотрите, какое замечательное солнышко светит нам.

Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу тепло своих рук.

Слайд 2.

Улыбается небо  звёздами и радугой,

Улыбается солнце  лучами и светом,

Улыбается поле  цветами и травами.

Кто улыбается, тот живёт.

Улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением начнём урок.  

Б) -Кем же мы сегодня будем на уроке?

-Попробуйте отгадать загадку.

Слайд3. Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком
.

Слайд4. Учитель: .-Сегодня на уроке русского языка вы будете пчёлами. До этого урока вы проработали много различной информации о пчёлах, и сегодня на уроке поделитесь ею друг с другом. Многие из вас видели пчел в природе, но мало кто знает об их удивительной жизни. Пчёлы живут большими и дружными семьями.

–Сколько пчёл может быть в одной семье?

Ученик:-В одной семье от 10 000 до 100 000 тысяч пчёл.

Учитель: -Каждая из них выполняет свою работу.-А какую?

Ученик:-Среди них есть рабочие пчелы или сборщицы, пчелы-сторожа, пчелы- строители, пчелы- разведчики и т.д.

Учитель:- Мы сегодня будем рабочими пчёлками.

Коммуникативные

2. Минута чистописания

(1 минута)

Слайды 5,6.

Учитель:-К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают с почек деревьев специальный  клей – прополис

. –Кто из вас хочет задать свой вопрос?

Ученик1: –Зачем они его собирают?

Ученик 2:-Прополисом пчелы аккуратно замазывают щели.

Учитель:-Итак, мы сейчас пчёлки – строители. Строим аккуратно и красиво- прописываем  буквосочетания.

чк чм чн чт чл чу ча чл  

-На какие сочетания нужно обратить особое внимание?(чк,чн,чт,ча,чу)

Самоконтроль

3.Актуализация  знаний.

( 8 минут)

1. На доске слова: р.ботают, ру..кие, т.тради, зам.розил, б.рёзовый(сок), ябл.ко.

Учитель:-Что будем делать? (вставлять непроверяемую безударную гласную)- работают устно, записывая вставленные буквы на планшете(а,сс,е,о,е,о)

- Какую ещё работу можно выполнить с этими словами? (разбить на группы по частям речи)

-Но, прежде вы поиграете в Игру «Опыляем цветы»

Учитель:-С появлением первых цветков пчелы начинают собирать с них пыльцу и нектар. В улье пчелы передают друг другу информацию. –Какую же информацию они передают? Найдите ответ в отрывке.

Работа с текстом. (Дети работают с отрывком и находят нужную информацию).

Ученик:- Рабочая пчела, отыскавшая богатые нектаром растения, возвратившись в улей, начинает кружиться, виляя брюшком. Впечатление такое, что она танцует. Но она, таким образом, сообщает остальным рабочим, куда и на какое расстояние лететь. Она же передает им запах тех цветков, с которых сама недавно собирала нектар и пыльцу. После этого рабочие пчелы вылетают за кормом на указанные пчелой-разведчицей растения.

Учитель:.-Пчёлы не только собирают нектар, но и опыляют растения. За день пчела опыляет 7 тысяч цветков. Эти пчёлы называются пчёлами-сборщицами. Итак, пчёлки в путь – собирать нектар.

Слайд 7.Дети составляют кластер, который будет помогать при составлении характеристики  частей речи, затем выбирают нужную информацию о частях речи.- работа в паре.

Учитель:- А сейчас, пользуясь составленным кластером, выбираете всю информацию о каждой части речи.

Имя существительное

Имя прилагат.

Глагол

*обозначает признак

*обозначает предмет

*обозначает действие

*не называют предмет, а на него указывают

*обозначает признак

*обозначает предмет

*обозначает действие

*не называют предмет, а на него указывают

*обозначает признак

*обозначает предмет

*обозначает действие

*не называют предмет, а на него указывают

*Кто? Что?

*Какой? Какая? Какое? Какие?

*Что делать? Что сделать?

*Кто? Что?

*Какой? Какая? Какое? Какие?

*Что делать? Что сделать?

*Кто? Что?

*Какой? Какая? Какое? Какие?

*Что делать? Что сделать?

*Изменяется по числам

*Изменяется по временам

*имеют род

*изменяются по родам

*имеет лицо

*Изменяется по числам

*Изменяется по временам

*имеют род

*изменяются по родам

*имеет лицо

*Изменяется по числам

*Изменяется по временам

*имеют род

*изменяются по родам

*имеет лицо

1.Игровая технология

2.технология обучения в сотрудничестве.

3.технология критического мышления

Коллективная- результат на планшете

Выбор информации- самоконтроль

Кластер- сверка с готовым образцом.

4.Самоопределение деятельности

(3 минуты)

Слайд 8.

 Учитель:- Вы подробно рассказали о частях речи.

-Чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

(Применять полученные знания на практике)

Комментирование ответов учащимися, а затем сверка с готовым образцом.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

(21 минута)

А).Игра «Заполни соты нектаром».

   Слайд 9.

Учитель:-В улье рабочие пчелы лепят из воска соты, состоящие из множества шестигранных ячеек. Ячейки постепенно заполняются нектаром с цветов и пыльцой. Давайте и мы будем запечатывать соты.  (работа с данными). Возвращаемся к словарным словам.

Гл.-ед.ч., п.в.

Гл.-мн.ч., н.в.

Прил.-мн.ч.

Сущ.-ед.ч.,ср.р.

Сущ.-мн.ч., ж.р.

Мест.-ед.ч., 3л.

Прил.-ед.ч., м.р.

Мест.-н.ч., 1л.

р.ботают         ру..кие(люди)           т.тради                зам.розил                    

 б.рёзовый (сок)                               ябл.ко              

Дифференциация:1уровень- самостоятельно определить части речи в словарных словах и записать.      

  2уровень- работа с данной таблицей- Дети помещают нужную капельку меда(слово) в соты.(ячейки)

(Два ученика работают на обратке по двум уровням)

1.технология дифференцированного обучения.

2.технология проблемного обучения

Комментирование ответов учащимися.

Б)Уточнение взаимосвязи имени существительного и имени прилагательного.

Учитель:-Сколько времени живёт пчела?

Ученик:-Живёт пчела 1 месяц. Но за этот месяц она делает разную работу очень аккуратно и исправно.

Учитель:-И вы сейчас будете исправно выполнять работу. - Исправить ошибки в словосочетаниях, определять род прилагательных- самостоятельная работа.

Слайд 10,11.

Вкусные мед, ароматный нектары,

трудолюбивые пчёлка, аккуратное хозяйка.

-Где вы не определили род? Почему?

Учитель:- Какой вывод можно сделать, выполнив это задание? (Имя прилагательное связано с именем существительным. У прилагательных во множественном числе род не определяем)

технология проблемного обучения.

Взаимопроверка

6.Физминутка

(2 минуты).

Пчёлы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчёлы на цветок,

И подул вдруг ветерок,

Пчёлы быстренько взлетели

И в свой улей полетели.

Здоровье сберегающая технология

В)Восстановление деформированного предложения.

На доске слова: виться, над, пчёлы, цветами.

Учитель:-Пчёлы летают друг за другом, т.е. гуськом. Составьте предложение, выстроив пчёл по порядку. Каждая пчёлка несёт одно слово. Обратите внимание, что одна пчёлка без слова. Почему? Какую часть речи нужно добавить?(прилагательное).Почему? Может что-то необходимо изменить? Подумайте. (Форму глагола)

Учащиеся составляют устно свои предложения и озвучивают их.

Д) Запись предложения под диктовку. На обратке работают 2 ученика.

Слайд 12.

Над цветами вьются трудолюбивые пчёлы.

Задание:- Подчеркнуть главные члены предложения.

-Подчеркнуть изученные орфограммы.

-Обозначить части речи.- Какие части речи встретились?

-Назовите глагол. (вьются)-Когда происходит действие? Поставьте глагол в форму мн.ч, прошедшего времени.(вились)

Проверка по образцу учащихся

Д)Логическое задание- Что лишнее?

 Учитель:-В пчелиной семье есть пчёлы – уборщицы.-Что они делают?

Ученик:-Своими крыльями они подметают до блеска дно улья, не позволяя соринкам попасть в мёд.

Слайд 13.Учитель:-У каждой пары бочонок с мёдом, но в каждом бочонке есть мусор (На каждом бочонке записано по 4 глагола одной временной формы, а 1глагол- другой формы.)

Собирают, прилетят, приносят, сторожат .                    

Задание: очистим мёд – зачеркнуть ненужный глагол.

Учитель:- Чем ещё похожи эти глаголы? (мн.ч.)

1.Технология обучения в сотрудничестве.

2.Технология проблемного обучения.

Самопроверка по образцу.

Физминутка для глаз (2минуты)

1)Глазки видят все вокруг.  Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано-где окно, а где кино.

Обведу я ими круг, погляжу на мир вокруг.

2) Рисуй глазами треугольник, теперь его переверни вершиной вниз.

    И вновь глазами ты по периметру веди.

Здоровье сберегающая технология

7.Итоговый контроль.

(5 минуты)

Слайд14,15,

Учитель:-Рабочих пчёл в улье тысячи, а главная у них одна – это матка. Она в улье сидела, всё видела, как вы трудились, убирали улей, как мёд собирали и цветы опыляли, знания о частях речи закрепляли. Она предлагает вам выполнить самостоятельно работу- контр. срез.

Слайд .-Вход в улей охраняют пчёлы – сторожа. И вид у них довольно грозный, чужих не запустят.

Вы должны заселить домики-ульи.( три домика: имя существительное, имя прилагательное, глагол). На табличках у пчёлок 9 слов:  пчела, летать,  сладкий, вкусный, собирали, носит, улей, мёд, пахучий.

 Дети определяют часть речи и оставляют в нужном улье.

Слайд 16, 17

Учитель:- Определите грамматические признаки каждой части речи.                                                                                                          

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

 пчела, летает, сладкий, вкусный, собирали, носит, улей, мёд, пахучий.

пчела, летает, сладкий, вкусный, собирали, носит, улей, мёд,  пахучий.

пчела, летает, сладкий, вкусный, собирали, носит, улей, мёд,  пахучий.

Технология проблемного обучения.

1этап- Взаимопроверка(все исправления карандашом)

2этап-проверка учителем.

8.Итог урока.

(2 минуты)

Слайд 18.Приём «Верные, неверные утверждения.»

От тёплых лучей ожила земля. Вот и первая травка. Тонкие веточки потянулись к свету.

1.В тексте 4 имени  сущ.

2. Все глаголы прошедшего времени.

3.Имя прилагательное ТОНКИЕ  ж.р.

4.Все имена сущ. ж.р

5.Глагол в 1 предложении ж.р.

(Ставят + и -)

технология критического мышления

Самопроверка по экрану.

9.Рефлексия

(1 минута)

Слайд 19.Учитель:-Что же мы должны помнить, чтобы пчёлки всегда могли добывать нектар?  -Это в наших силах?

-У каждого на столе лежат цветочки разного цвета. Выберите те, которые соответствуют вашей работе на уроке и прикрепите  их на клумбу. Пусть пчелки собирают нектар.

(На доске клумба .)

коммуникативные технологии

Самооценка

10.Домашнее задание.

(1 минута)

Учитель:- На столе лежат карточки с домашним заданием. После звонка выберите то задание, которое вы можете успешно выполнить.

технология дифференцированного обучения.

                                                     

                                              Список использованной литературы.

  1. Михеева, Ю.А. Проектирование урока с позиций формирования универсальных учебных действий. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.ug.ru/method_article/260
  2. Хуторской, А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. М.: Эйдос; Изд-во Ин-та образования человека, 2012 – 50 с.
  3. Эльконин Д.Б. Психология игры. Просвещение, 1987г.
  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий М:НИИ шк. Технологий, 2006г.
  5. Ресурсы Интернет
  6. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/183/8693/
  7. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/03/25/ispolzovanie-sovremennykh
  8. http://edu.mari.ru/mouo-mariturek/методическая%20служба/doclib9/moden%20technology.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русский язык 3 класс "Части речи"

Урок построен в стиле проблемного обучения, обобщение знаний по изученной теме...

Урок русского языка 2 класс "Части речи" (УМК "Перспектива")

Урок русского языка с разными видами работ...

Конспект урока русского языка по теме "Части речи" (Обобщение)

Урок русского языка разработан на основе тьюторских компетенций в соответствии новым стандартам ФГОС НОО. Детям предлагается выбор по обобщению своих знаний определённой части речи. Ребята работают в ...

Урок русского языка 3 класс "Части речи"

Урок по программе "Школа России"3 класс проведён в технологии деятельностного метода, тип урока: открытие новых знаний....

Урок русского языка по теме "Части речи". Обобщение.

Конспект урока русского языка 4 класс....

Конспект урока русского языка 3 класс Части слова. Окончание.

В данном файле представлен  материал по  ознакомлению с частью слова-окончанием.....