Урок русского языка 2 класс "Части речи" (УМК "Перспектива")
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка с разными видами работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_programma.docx | 37.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Что такое части речи»
Предмет: Русский язык. Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина, УМК «Перспектива»
Класс: 2
Автор: Миронова О.В., учитель начальных классов, 1 категории, МБОУ СОШ №32
Урок: № 126
Цель урока: Формировать правописание слов с заглавной буквы- имен собственных
Задачи:
Образовательные:
- заложить основы представления о грамматической общности слов, относящихся к определенным частям речи;
- создать образное представление о языке как о четко организованной структуре;
- показать роль слов каждой части речи в произведениях словесного творчества;
- обогащать активный словарь учащихся.
Развивающие:
- Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.
- Формирование регулятивных УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
Воспитательные:
- Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
- Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Планируемые результаты:
- Предметные: ученик научится рассказывать о морфологических признаках частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола; научится писать: предложения со словами, обозначающими разные части речи; орфограммы в новых словарных словах.
- Метапредметные: ученик, учится организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
- Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.
Оборудование.
- У учителя:
Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина
Презентация «Что такое части речи», авт. Миронова О.В.,
СD – диск к учебнику «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина
Мультимедийная установка
- У учащихся: Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина,
Сценарий урока
Этап (элемент) урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность | Универсальные |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой | – Скажем, здравствуйте руками. Скажем, здравствуйте глазами. Скажем, здравствуйте мы ртом: «Здравствуйте!» Будет радостно кругом. Пусть и нашим гостям будет радостно с нами. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют. Организуют рабочее место. Осознанно осуществляют вхождение | Л: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения. П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения;умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; расширение понятийной базы и использование новых понятий за счёт средств речевого отображения нового способа предметных действий с моделями. Р: определение цели деятельности с помощью учителя, принятие и выпол- нение практических задач; способность отличать новое знание от известного; овладение навыками преобразования объекта из чувственной формы в модель, выделяя существенные характеристики объекта. К: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя, пошаговое их выполнение; следование психологическим принципам общения, овладение адекватным межличностным восприятием Л: понимание важности проявления заботы о своем здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления |
II. Минутка чистописания Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов (анализ и синтез). Мотивация учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. 1. Слова противоположные по значению (антонимы).
| - Внимательно посмотрите на данную запись: (на экране) большой –маленький, сухой - … война - … старый - … твердый - … Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то вы узнаете какую букву вы будете писать на минутке чистописания. - Определите порядок следования в этом ряду: Мло омл лом … - Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности. | - К словам первого столбика надо подобрать слова противоположные по смыслу, начинающиеся на букву М. Значит, мы будем писать букву м. - Последняя буква в каждой ячейке становится первой. | |
III.Словарно – орфографическая работа. | - Внимательно посмотрите на данный шифр: (на экране) 1 2 3 4 5 6 7 8 1а м ш о р к в у 2с г д я л ч ц т И ключ к нему: 2-5, 2-4, 2-2, 1-8, 1-3, 1-6, 1-1. - Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое слово зашифровано? - Кто такая лягушка? - Найдите слово в орфографическом словарике (учебник, стр. 141). Напишите его, поставьте ударение. На правописание какой буквы следует обратить внимание? - Вспомните, в каких произведениях мы встречаемся с персонажем лягушка. - Давайте вспомним правила записи названия книг. Запишем те книги которые вы сейчас назвали. ( 1 ученик у доски) | - Зашифровано слово лягушка. - Лягушка – это бесхвостое земноводное животное. - Следует обратить внимание на правописание непроверяемой безударной гласной я. Её надо запомнить. - В русской народной сказке «Царевна-лягушка» - В сказке В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница» - Имя автора записывается с заглавной буквы, само название произведения записывается в кавычках с заглавной буквы. | |
Физминутка | Видим, скачут по опушке Две зеленые лягушки, На болоте две подружки, Две зеленые лягушки Утром рано умывались, И обратно возвращались. Полотенцем растирались, Вот здоровья в чем секрет. Ножками топали, Всем друзьям физкульт-привет! | Прыг-скок, прыг-скок, Прыгать с пятки на носок. Дети выполняют прыжки с выносом прямых рук вперед –вверх. Ручками хлопали, Вправо-влево наклонялись | |
IV. Изучение нового материала. Открытие новых знаний. | -Прочитайте название нашего сегоднешнего разговора: (на экране) Что такое части речи? Откройте учебник на стр. 69. Прочитайте вопросы умного совенка. - Из чего состоит наша речь? - Прочитайте слова на экране: Мед, жаркие, лягушка, плавится, поле, прыгает, стоят, сладкий, зелёная, колосится, большое Разбейте слова на группы. На доске: Предметы мёд лягушка поле дни - Какой вопрос можно задать к этим словам? На доскен дополняется запись: Предметы Что? Мёд Кто? Лягушка Что? Поле Что? Дни - Какую группу слов еще вы выделили? - Это слова –признаки предметов. - К каждому предмету подберите одно из этих слов, подходящее по смыслу. - Поставьте вопросы к этим словам. На доске появляются записи: признаки предметов какой? сладкий какая ? зелёная какое? большое какие? Жаркие - Какие слова ещё остались? - Поставьте вопросы к этим словам. - К каждому предмету подберите одно из этих слов, подходящее по смыслу. На доске появляется новая запись: Действия предметов Мёд Что делает? плавится, лягушка что делает? прыгает, поле что делает? колосится, дни что делают? стоят - Слова – предметы, слова – признаки предметов, слова-действия предметов - это части речи. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. СД-диск к учебнику слушают сообщение профессора Самоварова - Обобщите то, что. Узнали во время нашего рассуждения. | « Как вы понимаете название темы? О каких частях речи, по вашему, мы будем говорить?» (выслушиваются варианты ответов) - Наша речь состоит из слов. - Мед, поле, лягушка,дни, т.к. они называют предметы. - Кто? Что? -Жаркие, сладкий, зелёная, большое, т.к. они описывают предмет - Мёд сладкий, лягушка зелёная, поле большое, дни жаркие. - Плавится, прыгает, колосится, стоят. Они называют действия этих предметов. - Все слова в русском языке относятся к какой-либо части речи. Части речи – это слова предметы. слова признаки предметов, слова действия предметов. Чтобы определить к какой части речи относится слово нужно задать вопрос. | |
Физминутка | - На физминутке будут звучать слова предметы и слова –признаки предметов. Если услышит е слово отвечающее на вопрос кто? или что? подпрыгиваете и хлопаете ладонями над головой. Если назову слово , отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? –приседаете, руки на пояс. Сады, ребёнок, холодная, лето, кудрявый, страна, тополь, молодые, ручей, звонкое, капля. | ||
V. Закрепление | -Прочитайте задание в учебнике упр. 93 стр. 70. Что нужно сделать при выполнении этого задания? Работа в паре. -Следующее упражнение на экране. Внимательно посмотрите на предмет, изображенный на картинке. Назовите его признак в следующем порядке. Первый ученик называет предмет и один из его признаков с вопросом. Например, яблоко (какое?) красное. Второй ученик называет предмет, вопрос, признак и новый признак данного предмета. Например, яблоко (какое?) красное, большое. И т.д. Картинки: дом, берёза | Познавательные умения: — определять отличительные особенности частей речи и обосновывать своё мнение; — определять способ написания предлогов и приставок и обосновывать своё мнение; Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — соотносить учебные действия с известным алгоритмом; — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — выполнять учебное задание с взаимопроверкой. Коммуникативные умения: — формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины; — согласовывать позиции и находить общее решение; — адекватно использовать речевые средства для представления результата. | |
VI. Итог урока. Рефлексия. | - Что нового мы узнали сегодня на уроке? - А что такое часть речи? - Как определить, какой частью речи является слово? -Поставьте в тетради на полях смайлик –настроения от урока: -было все доступно и интересно; -для тех, кто не до конца разобрался в новых знаниях; - для тех, кому было не интересно и тема осталась не понятной. | - Мы узнали, что наша речь состоит из слов. Все слова относятся к какой-либо части речи. - Части речи – это слова-предметы, слова признаки предметов, слова действия предметов. - Чтобы определить какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и узнать , что оно обозначает. | Личностные УУД: самоопределение: понимание чувств других людей и сопереживание им; смыслообразование: способность осуществлять добрые дела, полезные другим; морально-этическая ориентация: способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им; иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет. Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности с помощью учителя. Регулятивные УУД: развита способность преодоления непроизвольности; умеют давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, определять успешность выполнения задания совместно учителем. Коммуникативные УУД: заложены основы слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни, ориентированы на позицию других людей, отличную от собственной; овладение речевым отображением содержания действий с целью ориентировки (контроль, оценка) предметной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....