Урок русского языка, 1класс, УМК «Перспектива» Тема: «Имя собственное»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Костарева Нинель Дмитриевна

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления полученных знаний.
Цель урока: научить видеть имена собственные и писать их с заглавной буквы.
Задачи:
- Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
- Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений. Воспитание познавательного интереса.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sobstvennoe_1_klass.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Костарева Нинель Дмитриевна

МАОУ «Гимназия 4» Великий Новгород

Урок русского языка, 1класс, УМК «Перспектива»

Тема: «Имя собственное»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления полученных знаний.

Цель урока: научить видеть имена собственные и писать их с заглавной буквы.

Задачи:

- Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.

- Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений. Воспитание познавательного интереса.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование положительного отношения к учебе и своим  знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самокнтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников.

Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные – уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык» 1 класс Л.Ф. Климанова – М: Просвещение, 2014

Необходимое оборудование и материалы для урока:

-раздаточный материал для парной и индивидуальной работы

  1. Огранизационно-мотивационный момент

- Прочитайте русскую пословицу вслух.

На доске: Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

- Как вы это понимаете? (Солнце дарит миру тепло, энергию, позволяет всему на свете развиваться. И знания помогают человеку развиваться, идти вперёд)

- Желаю, чтобы урок обогатил вас новыми знаниями, слушайте внимательно, работайте старательно.

2. Актуализация знаний.

- Назовите буквы.

На доске: Б В Г Д З

- Что в них общего?  ( Согласные, звонкие, парные, заглавные, могут быть твердыми и мягкими)

- Для чего нам нужны заглавные буквы?

- Назовите имена, которые начинаются с этих букв?

3. Создание проблемной ситуации

-Как вы думаете, к кому из вас я обращусь?

- Ученик, выйди к доске.

-Девочка, прочитай тему урока.

- Вы поняли к кому я обратилась? (Нет)

-Как же быть, чтобы человек понял, что обращаются конкретно к нему, а не к кому-то другому? (Назвать его по имени, по фамилии, а взрослого человека по имени и отчеству)

- Прочитайте тему урока

На доске: Имя собственное.

- Какую цель поставим на уроке? ( Узнать, что такое имя собственное, как пишутся имена собственные)

- Слов, которыми называют человека много, но имя, отчество и фамилия принадлежит только ему, своим именем, фамилией надо дорожить! Кличка животного тоже принадлежит только ему. Вот почему каждое из этих слов так и назвали «Собственное имя»

4. Решение проблемы.

- Имена, отчества, фамилии, клички животных, географические названия – это имена собственные.

- Прочитайте предложения.

На доске: У меня есть шарик.

У меня есть Шарик.

- Вы поняли, о чем идет речь? Что вам помогло?

Существует правило.

- Откройте учебник на странице 23

- Прочитаем правило.

- Значит,  при письме написания заглавных букв, ошибкоопасное место и нужно быть внимательным.

- Послушайте какое замечательное стихотворение о заглавной букве написал С. Измайлов. (читает подготовленный ученик)

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги,

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставиться буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, Фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк!

В букве большой уважительный знак!

- Что вы узнали о заглавной букве из этого стихотворения?

5. Первичное закрепление

- Поработаем по учебнику.

- Упражнение 40 – спишите слова, подчеркните первые буквы. Оцените себя, сравните с образцом (образец с обратной стороны доски) ! – я молодец все выполнил верно. + - ещё ошибаюсь.  

- Итак, название животного пишем с какой буквы?

- Упражнение 42

- Внимание! Мы видим умного совенка, значит это упражнение повышенной сложности. Начнем выполнять вместе, а продолжите самостоятельно.

- Прочитайте задание шёпотом.

- Что нужно сделать? (Написать ответы на вопросы)

- Сколько ребят играют в мяч? (Трое, одна девочка и два мальчика)

- Значит, сколько имен нужно придумать? (Три. Например: Ира, Миша, Коля)

- Прочитаем первый вопрос. Кто играет в мяч?

- Как ответим на вопрос, используя имена детей? (Ира , Миша и Коля играют в мяч.)

- Запишем в тетради это предложение. (Один ученик пишет на доске)

- Какие правила записи предложения вспомним?

- Подчеркните заглавные буквы в именах детей, потому что это опасное место. Оцените ученика, который работал у доски и себя оцените на полях. (!  + )

- Прочитайте второй вопрос и самостоятельно ответьте, используя имена детей.

- Проверяем. Прочитайте свои предложения.

- Поменяйтесь тетрадями – взаимопроверка.

- С какой буквы нужно писать имена людей? Почему?

- Сформулируйте вывод: какие слова мы всегда пишем с заглавной буквы? (собственные: имена, фамилии, отчества, клички животных)

6.  Работа в парах

 Каждой паре даётся карточка, на которой написано задание. Вставить в предложения имена собственные.

Проверка выполнения задания в парах. (Дети читают составленные предложения и доказывают  как пишутся имена собственные.)

7. Закрепление в рабочих тетрадях.

- Откройте страницу 13, упражнение 1

- Прочитайте задание. Выпишите имена собственные (один ученик выполняет задание на доске).

- Проверяем. Оцените себя  на полях (  ! , +).

8. Рефлексия.

На доске: Сегодня на уроке я:

- узнал… (Имена собственные пишутся с большой буквы. К именам собственным относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия.)

- Смог… (Справились со всеми заданиями, научились писать имена собственные.)

- Могу похвалить себя и своих одноклассников… (Мы старались, трудились, были активными и внимательными.)

- Помните, заглавная буква – это уважение к человеку и грамотное отношение к русской речи. Старайтесь быть внимательными.

- Оцените свою работу с помощью светофоров. (Зелёный – тему понял, жёлтый – ещё не много ошибаюсь, красный – нужно тренироваться.)

- Спасибо за работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс "Перспектива".Тема "Имя существительное"

Предлагаю вашему вниманию урок разработанный в технологии РКМЧП....

Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"

Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных....

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Урок русского языка 1класс. УМК Перспектива. Тема:Гласные звуки. Обозначение их буквами.

Урок русского языка по теме "Гласные звуки. Обозначение их буквами" построен в соответствии с требованиями ФГОСС. Материал включает конспект урока и презентацию....

урок русского языка 2 класс перспектива . Тема Согласный звук [й’], буква «и краткое».

Конспект урока составлен с учётом требований ФГОС, указаны формируемые УУД на каждом этапе урока....

Урок русского языка во 2 классе.Тема урока: Заглавная буква в именах собственных.

познакомить учащихся с правописанием слов, обозначающих названия городов, сел, деревень, озер, морей.- повторить правило о написании слов, обозначающих имена, отчества, фамилии, клички животных...