Проект урока по родному языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Михайлова Инга Рюриковна

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

Тема урока: Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_po_rodnomu_yazyku.docx29.71 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_po_rodnomu_yazyku.pptx860.84 КБ

Предварительный просмотр:

города (села, края) 

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к культурному

наследию наших предков, желание охранять памятники старины и принимать

активное участие в благоустройстве исторических мест. 

Ход урока:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа № 14"

Проект урока

Учебный предмет: родной язык

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

Тема урока: Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий 

Школа № 14 г.Дзержинск

Класс: 3 "А"

                                     

                                                                                       Выполнила: Михайлова Инга Рюриковна,

                                                                                        учитель начальных классов.

                                                                                       Стаж педагогической работы: 7 лет

                                                                                       Стаж работы учителем начальных классов: 7 лет

                                                                                       Квалификационная категория: 1

2019 год

Цели и задачи урока.

Цель: познакомить учащихся со старинными русскими городами, историческими событиями, связанными с образованием старинных русских городов.

Задачи:

Предметные

-изучить происхождение названий старинных русских городов

Метапредметные

Познавательные

- осуществлять анализ происхождения названий городов

- проводить сравнение

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

- оценивать вместе с учителем или одноклассниками результат своих действий

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи

Коммуникативные

- воспринимать мнение других людей

- понимать задаваемые вопросы

- выражать свою точку зрения

- адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию

Личностные

- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению родного языка

- воспитывать чувство гордости за свою Родину, интерес к истории

Оборудование для учителя:

  • компьютер
  • проектор
  • экран

Оборудование для учащихся:

  • карточки (таблицы) для  работы в группе
  • тексты для групп

План урока с хронометражем.

1. Организационный момент (самоопределение к деятельности) - 4 мин.

2. Актуализация знаний.- 4 мин.

3. Постановка учебной задачи Определение темы и цели урока. - 6 мин.

4. Самостоятельная работа в группах по усвоению темы. - 15 мин.

5. Выступление учащихся с сообщениями. - 11 мин.

6. Итог урока. Рефлексия. - 5 мин.

Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1.Организационный момент

(Самоопределение к деятельности)

2. Актуализация знаний.

3. Постановка учебной задачи Определение темы и цели урока

4. Самостоятельная работа в группах по усвоению темы.

5. Выступление учащихся с сообщениями

6. Итог урока.

Рефлексия

Здравствуйте ребята! Послушайте стихотворение.

Катись, катись колечко,

 

 

Ростов Великий, Суздаль,

По краешку земли,

 

 

И Сергиев Посад…

От северного моря

 

 

Их имена как песня

И голубой тайги,

 

 

Народные звучат

 

 

 

 

По рощам и долинам

 

 

Колечко золотое

До волжских берегов,

 

 

Скрепило города

Где древняя Россия

 

 

Здесь матушка Россия

В названьях городов.

 

 

Здесь русский дух всегда!

Владимир, тихий Углич,

 

 

 

Залесский Переславль,

 

 

 

Жемчужина России -

 

 

 

Народный Ярославль.

 

 

 

-Названия каких городов упоминались в стихотворении?

-Что вы о них знаете?

- Сегодня мы совершим путешествие по старинным русским городам. Вы сможете почувствовать  себя жителями древнего города.

- Ребята, предположите, что означало слово «город». Для этого подберите однокоренные слова.

- Молодцы, ребята,  теперь не трудно догадаться, что городом становилось селение, которое огораживали защитной стеной.  

- Славянские города строились на высоких холмах. Холм выбирали такой, чтобы рядом была река, а лучше две реки, которые сливались бы у подножия холма. Тогда  с двух сторон получалась водная преграда для врагов. Стена вокруг города в те времена, когда появилось слово «город», была деревянной (как изгородь вокруг огорода). Огораживали поселение частоколом – стволами деревьев, заостренными вверху, срубами с землей, рвами с водой, земляными валами. Колья частокола ставили рядом друг с другом – «городили стену». Отсюда и произошло старинное название поселения – «городище» .

Город – укрепленное, огороженное поселение.

- В нашей стране очень много старинных городов. С некоторыми мы познакомимся сегодня. Для этого нам нужно разделиться на 5 групп.

- Каждая группа будет изучать текст о старинном русском городе. На его основе заполнить таблицу. Затем выступить с сообщением о городе.

Название

Происхождение названия

Год основания

Князья (правители)

Герб города (приклеить)

-Расскажите о старинных русских городах.

Учитель подводит урок к завершению. Организует беседу, связывая результаты урока с его целью.

- Наше путешествие закончилось. Вам понравилось?

-Вспомните, какая была цель нашего урока? Мы достигли цели?

- Назовите по каким городам мы сегодня путешествовали?

- Что объединяет эти города?

- А если бы вам предложили отправится в тур. поездку, куда бы вы отправились? Почему?

-Подумай, как ты поработал? Оцените свою работу. Закончите предложения

Мне было ...

Я захотел ...

Приветствие учителя. Проверяют готовность к уроку, настраиваются на   работу.

Слушают стихотворение.

Перечисляют названия городов (Владимир, Углич, Ярославль, Ростов, Суздаль)

Высказывают предположения, подбирают однокоренные слова

(Огород, огораживать)

Делятся на группы с помощью жетонов.

Выполнение задания в группах.

Выступают с информацией о старинных русских городах.

Отвечают на вопросы учителя.

Сами оценивают себя. Высказываются по поводу проведенного урока ( что узнали, что понравилось, что было трудно).

Старинные, давно построены.

Мне было интересно, познавательно.

Я захотел посетить город, рассказать о городе родителям, нарисовать рисунок.

Мотивационная готовность  к учебной деятельности.

Личностные

Проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению родного языка.

Регулятивные

Умение принимать и сохранять учебную задачу. Личностные

Заинтересовать

детей.

Включение учеников в активную работу.

Мотивация.

Познавательные: формулирование познавательной цели; логический анализ объектов.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе полученных знаний.

Коммуникативные: умение работать в группе, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение договариваться в группе.

Познавательные: анализ объектов; построение цепи рассуждений и доказательство; умение конструировать собственные знания на основе имеющегося опыта.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий Выполнила : Михайлова Инга Рюриковна, учитель начальных классов. Стаж педагогической работы: 7 лет Стаж работы учителем начальных классов: 7 лет Квалификационная категория: 1 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 14" 2019 год

Слайд 2

Катись, катись колечко, Ростов Великий, Суздаль, По краешку земли, И Сергиев Посад… От северного моря Их имена как песня И голубой тайги, Народные звучат По рощам и долинам Колечко золотое До волжских берегов, Скрепило города Где древняя Россия Здесь матушка Россия В названьях городов. Здесь русский дух всегда! Владимир, тихий Углич, Залесский Переславль, Жемчужина России - Народный Ярославль.

Слайд 4

Частокол

Слайд 5

Городище

Слайд 6

Город – укрепленное, огороженное поселение.

Слайд 7

Название Происхождение названия Год основания Князья (правители) Герб города (приклеить) МОСКВА - имя города происходит от древнеславянского корня «моск» — что-то топкое и влажное. - в имени корень «мозг», то есть «умный», аргументируя, что в русском языке есть слово «мозговитый». - слово «Москва» стало соединением марийских слов: «маска» — «медведь» и «ава» — «мать». 1147 Юрий Долгорукий Иван Калита Дмитрий Донской

Слайд 8

Название Происхождение названия Год основания Князья (правители) Герб города (приклеить) СУЗДАЛЬ - от древне-русского глагола "съзьдати" – создавать, который в то время имел значение "слепить из глины" от "зъдъ" – глина. "суздаль" обозначало город "сделанный из глины" или "кирпичный". 1024 Юрий Долгорукий

Слайд 9

Название Происхождение названия Год основания Князья (правители) Герб города (приклеить) ВЛАДИМИР назван в честь основателя – Владимир 1108 Владимир Мономах Александр Невский

Слайд 10

Название Происхождение названия Год основания Князья (правители) Герб города (приклеить) РОСТОВ ВЕЛИКИЙ Название города, возможно, осталось от мерянского вождя Росты. 862 Ярослав Мудрый

Слайд 11

Название Происхождение названия Год основания Князья (правители) Герб города (приклеить) ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД Любое поселение у Ильменя воспринималось как создание «нового города» 859 Рюрик Игорь

Слайд 12

Закончите предложения Мне было ... Я захотел(а) ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по родному языку 3кл

"Кышкы аргаже" аян-чорук кичээл...

Исследовательский проект "По страницам родного языка" учащаяся 3 А класса Крепешкова Наталья

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому - то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью (А.Купри...

Урок по родному языку (русскому) 3класс ( на основе рабочей программы по учебному курсу «Родной язык» для 1-4 классов, «Школа России»).

Цели: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи.Планируемые результаты:предметные:распознавать местоимения среди других частей речи;определять лицо и число местоименийметапредметные:п...

Конспект урока по родному языку 1 класс Тема урока: «Язык как средство общения. Для чего нужна речь. Устная и письменная речь. Говорим и пишем».

Цель: закреплять условия для формирования первоначальныхпредставлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевогообщения.I. Определение темы и цели урока-Вспомните, какие значения имеет...

«Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы»

laquo;Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы» Цель мастер-класса: познакомить педагогов с методами и приёмами проведения интегрированного ур...

Конспект урока по родному языку "Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?" 3 класс

Учитель: Трегубова Д.С.Класс: 3-ГДата: 13.01.2022г.Тема: Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?Цели: Ввести понятие рода, как постоянного признака, и системат...

«Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы»

-Нужна ли интеграция?-Что дает нам межпредметная интеграция?-Как строить интегрированный урок и какие приёмы в нем использовать....