«Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы»
методическая разработка

«Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы»

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с методами и приёмами проведения интегрированного урока

Задачи мастер-класса:

  • представить опыт проведения интегрированных урока;
  • сформировать представление об интегрированном уроке;
  • обсудить преимущества и недостатки интегрированных занятий с участниками мастер-класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект мастер-класса31.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы»

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с методами и приёмами проведения интегрированного урока

Задачи мастер-класса:

  • представить опыт проведения интегрированных урока;
  • сформировать представление об интегрированном уроке;
  • обсудить преимущества и недостатки интегрированных занятий с участниками мастер-класса.

        Сегодня мы поговорим с вами о межпредметных связях, об интерграции. Мы постараемся ответить на три вопроса:

-Нужна ли интеграция?

-Что дает нам межпредметная интеграция?

-Как строить интегрированный урок и какие приёмы в нем использовать.

        Давайте попробуем дать ответ на 1 вопрос.

Послушайте, пожалуйста, притчу.

«Одно колесо часовой машины спросило другое:

 - Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону?

- Потому что так меня задумал мастер, - ответило колесико. – Но ведь этим я вам нисколько не мешаю, а, наоборот, помогаю показывать правильное время. И хоть крутимся мы в разные стороны, главная цель у нас общая»

        Разные школьные предметы, как колесики часового механизма, служат одной цели  -  обеспечить интеллектуальное, общекультурное, личностное развитие ребёнка, сформировать у ребёнка представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии. Поэтому ответ очевиден, интегрированные уроки ……………. нужны.

     

Перейдем ко второму вопросу. Что дает нам межпредметная интеграция?

Начну, пожалуй, с проблемы. Вспомните, что отвечают нам дети на вопрос: «Какой предмет тебе больше всего нравится?» Какой ответ чаще всего мы слышим? Может,  русский язык, литература  или математика?

-Нет, как правило, так ответят единицы. Какой предмет на первом месте? Физкультура, ИЗО, технология, музыка.

Такие ответы заставляют задуматься. Как же так? Почему родной язык для детей не такой интересный? Как сделать так, чтобы  дети сказали, что родной русский и родная литература – самые их любимые предметы?

Мы можем заставить ученика учиться. Но как сделать так, чтобы  дети учились не только  потому, что надо, но и  потому, что им это интересно? Поможет нам в этом межпредметная интеграция. Она помогает «снимать» традиционность урока, оживляет мысль, помогает формированию у ребенка целостной картины мира.

Преимущества интегрированного обучения заключаются в том, что оно:

  1. - способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса обучающихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  2. - в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесс;
  3. - не только углубляют представление о дисциплине, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
  4. - интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения обучающихся в различных дисциплинах.
  5. -структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе проводимого занятия, большой информативной емкостью материала

А теперь перейдем к третьему вопросу. Как строить интегрированный урок и какие приёмы на нем использовать?

Сегодня я хочу поделиться несколькими приёмами межпредметной интеграции.

  1. Использование документальных исторических текстов на уроках русского языка. (на примере фрагмента урока «Склонение личных местоимений 3 лица с предлогами»)
  2. Мультпедагогика и кинопедагогика на уроках русского языка.

          (на примере фрагмента урока «Бесценный дар слова»)

  1. Составление плейкастов и буктрейлеров по произведениям русских авторов.

1. Использование документальных исторических текстов на уроках русского языка. (история – краеведение – родной язык – литература)

Приведу пример урока русского языка в 4 классе.

Урок состоялся 3 марта, в день освобождения г.Льгова от немецко-фашистских захватчиков, и обойти эту дату было невозможно.

Я решила на своём уроке использовать исторические документы для раскрытия новой темы «Склонение личных местоимений 3 лица с предлогами»

Давайте попробуем более подробно рассмотреть этот приём. На роке использовалась технология проблемного обучения.

Приложение 1

На этапе актуализации предлагаю прочитать текст и найт местоимения.

Страшное слово – война! Она поглотила в своем пламени миллионы людей.

27 октября 1941 года город Льгов был оккупирован немецко-фашистскими войсками.

                Стоял мой Льгов

                В огне разрушен,

                И облака были черны.

                Но он не сломлен, не задушен

                Рукой безжалостной войны.

Всё население нашего города оказалось под властью ненавистного врага. Каждый день  оно испытывало на себе все тяготы фашизма.

После занятия г. Льгова немецко-фашистские бандиты сразу же приступили к зверствам над мирными гражданами. За первые дни своего хозяйничанья они зверски замучили и расстреляли более 300 человек мирного населения города.

На доске появляются местоимения, делаем вывод,что работать будем с местоимениями 3 лица.

Этап выявления места и причины затруднения беру опять документальный текст. Рассказываю, что Галя Богомазова 8-летняя девочка, которая была расстреляна фашистами за связь с партизанами.

Галя Богомазова нашла в лесу раненого бойца. Девочка подошла к нему, и протянула ему кусок хлеба.

-Найдите словосочетания с местоимениями и определите их падеж и лицо.

-Сравните их написание

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

16 месяцев оккупанты хозяйничали в городе. Они уничтожили сотни мирных жителей, и каждый из (их или них) был готов встать на защиту своей земли.

Во время оккупации были разрушены практически все заводы и многочисленные здания. Льгов сильно пострадал. (Ему или нему) предстояли  долгие годы  восстановления.

Город был охвачен огнём. Много раз фашисты подвергали (его или него) бомбардировкам.

Льговская железнодорожная сеть сыграла важную роль  в подготовке к Курской битве. По (ей или ней) перевозили вагоны со снарядами и продовольствием.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Город был захвачен. С первых дней оккупации в (он) росло сопротивление.

Молодежь организовала подполье и боролась с ненавистным врагом. Деятельность (она) началась в ноябре 1941 года. К сожалению, среди льговских молодогвардейцев, нашелся предатель – (они) расстреляли летом 1942 года.

 В 1992 году во Льгове появился памятник Льговским молодогвардейцам.

В конце урока использую документальную хронику об освобождении г. Льгова

А мы с вами плавно переходим ко второму вопросу.

2. Мультпедагогика и кинопедагогика на уроках русского языка.

(на примере фрагмента урока «Бесценный дар слова»)

(русский язык – ОПК – литература  – биология - физика)                                          

 Приложение №2

Прочитайте, пожалуйста, стихотворение и скажите, о чем мы сегодня поговорим? (о слове) табличка №1 СЛОВО

Есть слова словно раны

 Слова, словно труд,

с ними в плен не сдаются 

и в плен не берут.

 Словом можно убить,

 Словом можно спасти

 Словом можно полки за собой повести…

                                      Вадим Шефнер

Война смерть боль

любовь семья дружба

Клевета предательство ложь

Вера помощь милосердие

Когда мы произносим какое то слово в голове у нас возникает некий…..

табличка №2  Образ

Запишите по 3 слова на каждой строчки.

Я думаю, что ваши слова совпали с моими.

Для того чтобы разобраться с какими словами можно повести за собой полки, просмотрите, пожалуйста, два видеофрагмента.

Просмотр.

Как вы думаете. Зачем я использовала этот фрагмент на уроке?

Правильно. Для того, чтобы поставить учебные задачи и рассмотреть «Слово» с двух позиций, с точки зрения русского языка и с точки зрения православия.

Итак, нам надо выяснить:

- Что такое слово, действительно ли оно обладает силой и как слово влияет на человека?

Для того, чтобы рассмотреть слово с точки зрения русского языка, прибегаем к словарям:

С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова, Большому энциклопедическому словарю.

Учителя читают по очереди, я заполняю таблицу.

А теперь давайте посмотрим на слово с точки зрения православия.

Для этого откроем Новый Завет

Что такое слово разобрались, теперь давайте выясним действительно ли слово обладает силой и как слово влияет на человека?

Оказывается, некоторые слова могут не только повлиять на настроение человека, но и стать опасными для его здоровья. Прочитайте, какие исследования проводили учёные

Познакомьтесь, пожалуйста, с исследованиями И. Белявского

Слова и звуки могут оказывать сильнейшее влияние на человеческое сознание и организм в целом, они обладают как творящей, так и разрушительной энергией.

Доказательство этому – исследования учёного Ивана Белявского. Он в течение многих лет наблюдал за двумя группами людей. Одна использовала в своей речи скверные слова, другая принципиально не ругалась матом.

Наблюдения показали, что у любителей сквернословить развились различные хронические заболевания. У людей, не использовавших бранную речь, состояние организма было на 5-10  лет моложе их официального возраста.

 Учёный объяснил этот факт тем, что каждое произнесённое или услышанное человеком слово несёт в себе определённый энергетический заряд, который напрямую воздействует на здоровье и наследственность людей.

В ходе наблюдений выяснилось, что люди, которые слышали и употребляли слова «вера», «доброта», «любовь», выздоравливали на 5–7 дней раньше, чем пациенты, просто принимавшие лекарства!

Как вы думаете на что влияет произнесенное нами слово? 

вывешиваю табличка №3 здоровье.

Слова действуют не только на всё живое, но также и на предметы неживой природы, например, воду.

Так, японский исследователь доктор Масару Эмото исследовал, какое влияние оказывают слова на воду.

Видео про  Эмото Масару

Человек на 70% состоит из воды. Представьте, что происходит с нами, когда мы говорим друг другу плохие слова. А представьте, что мы испытываем, когда слова хорошие.

Как вы считаете, какое следующее слово продолжит цепочку:

слово – образ – здоровье – …. Ответить на этот вопрос вам поможет одна притча (читает учитель)

«Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой необычайной силой.

Но не каждый верил Мастеру. Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул:

Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все время твердишь: «Бог, Бог, Бог»? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: «Грех, Грех, Грех»? Ерунда эта твоя сила Живого Слова!

Сядь на место, глупец! - отрезал Мастер.

Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников! Это слышал каждый! Он стал браниться еще больше, оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум. Мастер выслушал его. А затем с видом раскаяния сказал:

- Прости меня... я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не стоило оскорблять тебя.

Ученик тут же успокоился.

- Вот всем вам и ответ, – подытожил Мастер. – От одного слова человек пришел в ярость, от другого – успокоился».

- Попробуйте ответить на вопрос. На что влияют слова?

табличка №4 ПОВЕДЕНИЕ

СЛОВО- ОБРАЗ-ЗДОРОВЬЕ-ПОВЕДЕНИЕ

Почему мы обращаемся к притчам?

-Они позволяют прийти к определённым выводу.

Это не случайно, ведь в притчах хранится глубокая мудрость, накопленная веками.

Для того чтобы определить последнее слово в нашей цепочке, посмотрите, еще одну видеопритчу, которую создали ребята из Студии анимации, которая работает при Свято-Никольском соборе г. Льгова.

 (Мультфильм)

Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и  дыры на столбе. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется …».)

- Закончите мысль. (…на всю жизнь) (Табличка ЖИЗНЬ)

5. Вывод

СЛОВО- ОБРАЗ-ЗДОРОВЬЕ-ПОВЕДЕНИЕ-ЖИЗНЬ

-Как вы думаете, могут ли слова оказать влияние на нашу жизнь в целом?

 Искусство повседневного пользования словом – это искусство жить.

СЛОВО- ОБРАЗ-ЗДОРОВЬЕ-ПОВЕДЕНИЕ-ЖИЗНЬ

Мы с вами сегодня плодотворно поработали, мы молодцы. Итак, слово – это бесценный дар, к которому мы должны бережно относиться. Нужно всегда думать о том, что мы говорим!

  1. Составление плейкастов и буктрейлеров, мультфильмов по произведениям русских авторов. (информатика – родная литература – краеведенье - ОПК)

К сожалению, мы замечаем, что читательская активность детей год от года падает. Чтение детей поверхностное, они с трудом анализируют текст. Что делать? Призвать на помощь компьютер.

Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ПК и интерактивной доски, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание.

Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями.

Мы создаем плейкасты, буктрейлеры, мультфильмы.

Привожу пример готовых работ, (Юрий Асмолов «Иней» и «Петр и Февронья») скидываю мастер – класс «Создание мультимедийного продукта»

Подводя итог, хочется сказать, что межпредметная интеграция в современной школе - реальная потребность настоящего времени.

Свой мастер-класс я хочу закончить словами

Учитель - это ученик, навсегда вызванный к доске. (С. Соловейчик). Обучая других – учись сам. Всем огромное спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Межпредметные связи на уроках русского языка"

Для повышения эффективности преподавания русского языка в начальных классах значительную роль отвожу межпредметным связям....

Реализация межпредметных связей на уроках математики

На учебно-познавательную деятельность учащихся положительно влияют межпредметные связи, которые не только стимулируют мотивацию и активизацию познавательной деятельности школьников, но и обеспечивают ...

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Учителю начальных классов  часто приходится сталкиваться с различными вариантами нарушения устной и письменной речи. В связи с этим  проведение бинарных уроков по обучению грамоте с участием...

Доклад : « О реализации предметной области «Родной язык и родная литература» в начальной школе .»

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средст...

"Реализация межпредметных связей на уроках физической культуры"

Занятия физической культурой делают учащихся не только сильными, ловкими, быстрыми – они учат уважать себя и заботиться о себе. Как показывает опыт межпредметные связи физической культуры с друг...

«Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы»

-Нужна ли интеграция?-Что дает нам межпредметная интеграция?-Как строить интегрированный урок и какие приёмы в нем использовать....