Глагол как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Стебакова Анна Иосифовна

Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России», 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России», 3 класс

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 100-101)

Организационно-деятельностный компонент:

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Глагол как часть речи»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления  блока новой учебной информации о глаголе как части речи, формирования морфологических понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о глаголе как части речи, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения распознавать глаголы среди других частей речи; нахождения глаголов в тексте и применение их в речи; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному слову, языку, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности:  совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, проявлять  интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания;  умение  строить  логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и  обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;  умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: умение распознавать глаголы среди других частей речи; находить глаголы в тексте и применять их в речи, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, часть 2, В.П. Канакина.


Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Иосифовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада  видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: - На доске вы видите разбросанные слова, из которых надо собрать пословицу. Какая пословица у вас получилась?

О: - Учёба и труд к победам ведут.

У: - Как вы понимаете эту пословицу?

У: - Отлично. Именно это и станет нашим девизом на сегодняшний урок.  

II. Актуализация умений и знаний.

1.Минутка чистописания        

У: - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

У: - Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня. Посмотрите внимательно на табличку. Найди ту букву, которая повторяется чаще всего.

П У Р Р А Б О Т А Р У Р И С У Н О К Й Р Ц У Ж И Н Р Х Т З А В Т Р А К П В Р М О Р О З А Н

У: - Какая буква встречается чаще всего?

О: - «р».

У: - Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «р».

2.Словарно – орфографическая работа

У: - Обращаемся к табличке. В ней спрятались слова. Найдите их.

О: - Работа, рисунок, ужин, завтрак, мороз.

У: - Что вы можете сказать об этих словах?

О: - Они словарные.

У: - Запишите эти слова себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: - К какой части речи относятся слова, которые вы записали?

О: - К именам существительным.

У: - Что вы знаете об имени существительном?

У: - Добавьте признак к этим словам, чтобы придать предметам более красочное описание.

О: - Сложная работа, красивый рисунок, вкусный ужин, поздний завтрак, крепкий мороз.

У: - К какой части речи относятся эти слова?

О: - К именам прилагательным.

У: - Что вы знаете об имени прилагательном?

У: - Измените эти слова так, чтобы они обозначали действие предмета.

О: - Работать, рисовать, ужинать, завтракать, морозить.

У: - На какой вопрос отвечают эти слова?

О: - Что делать?

У: - Как будут называться эти слова?

О: - Глаголы.

У: - Кто догадался, какую часть речи мы будем изучать сегодня на уроке?

О: -  Глагол.

У: - Верно! Но, прежде чем мы продолжим,  попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомимся, узнаем, будем учиться.

IV. Открытие новых умений, знаний.

Работа с учебником

У: - На странице 101 найдите определение в рамочке и прочитайте его.

У: - Что такое глагол?

О: - Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

У: - На какие вопросы отвечают глаголы?

О: - Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? и др.

Работа с учебником

У: - Откройте учебник на странице 100 и прочитайте упражнение 169.

Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку

  1. Откройте учебник на странице 100, упражнение 169.
  2. Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).
  3. Как вы поняли задания?
  4. Выполните задание устно.
  5. Выполните задание в тетради  письменно самостоятельно (выполнение упражнения обучающимися).
  6. Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем).
  7. Оценка учителя (отметочная или безотметочная), комментирование.

У: - Прочитайте первое задание к упражнению. К какой части речи относятся слова каждой группы?

О: - Первая группа – имена существительные. Вторая группа – глаголы.

У: - По каким признакам вы это определили?

У: - Прочитайте второе задание к упражнению. Как вы поняли задание? Что нужно сделать?

О: - Составить и записать нераспространённые предложения из данных слов. Подчеркнуть в предложениях основу.

У: - По очереди выходите к доске, записываете одно предложение и выделяете грамматическую основу. Каким членом предложения является глагол?

О: - Сказуемым.

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

V. Физминутка

Упражнение для мобилизации внимания:

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

Работа с учебником

У: - На странице 101 найди упражнение 171 и прочитайте текст.

У: - О чём говорится в тексте? Какой заголовок подойдёт к тексту?

У: - Объясните значение слова половник.

О: - Половник - большая разливательная ложка для супа.

У: - Прочитайте второе задание к упражнению. Назовите глаголы, обозначающие действия пингвина.

О: - Бежал, налетел, вернулся, налетает, бьёт, клюёт, злится, поджидал, набрасывался, налетит, боялся.

У: - Прочитайте третье задание к упражнению. Как вы поняли задание? Что нужно сделать?

О: - Выписать из предложений только глаголы и подчеркнуть те, которые отвечают на вопрос что сделал?

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

У: - Прочитайте стихотворение.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

                                                    А. Плещеев

У: - С помощью каких слов автор передаёт признаки весны?

О: - Зеленеет, блестит.

У: - К какой части относятся эти слова?

О: - К глаголам.

У: - Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните глаголы.

Работа в паре

У: - Подберите и запишите к существительному больше слов со значением действия.

1 пара – мальчик

2 пара – птица

3 пара – рыба

4 пара – снежок

Образец записи: Камень (что делает?) лежит, падает, катится, летит, загораживает, разбивается.

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

VII. Итог урока. Рефлексия.

У: Попробуйте определить , как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомились, узнали, учились.

У: - Заполните анкету:

1.На уроке я работал (а)

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен (а) / не доволен (а)

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал (а) / устал (а)

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется

легким / трудным
интересно / не интересно

У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!

VIII. Домашнее задание.

Страница 102 упражнение 172.

Придумать 10 глаголов.

Составить текст с этими глаголами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глагол: "Анализ глагола как части речи", 3 класс, УМК "Гармония".

Презентация выполнена к теме "Глагол" к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Гармония"....

Урок русского языка по теме "Понятие о глаголе. Глагол как часть речи"

Урок  для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы"  по теме " Понятие о глаголе.Глагол как часть речи".Урок содержит индивидуальную, групповую работу с элементами игры....

«Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Цели и задачи урока, развернутый конспект урока по теме, презентация...

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи»....

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...