Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».
план-конспект урока по русскому языку

Климова Светлана Викторовна

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Бетлицкая средняя общеобразовательная школа Куйбышевского района Калужской области

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

2 класс, Автор Канакина В.П. , Горецкий В.Г. УМК «Школа России»

Выполнил: учитель начальных классов Климова Светлана Викторовна

Пояснительная записка

 к уроку русского языка «Глагол как часть речи.  Употребление в речи», проводимого во 2 классе.

       Урок построен в соответствии с требованиями программы, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной линии учебников УМК «Школа России» под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

Урок проводился в 4 четверти. В разделе «Части речи». На изучение «Глагола» отводится 12 часов. Этот урок первый в системе уроков данной темы. На данном уроке использованы сочетания словесных, наглядных, исследовательских методов.

     Думаю, что методы и приемы обеспечивают познавательную регулятивную мотивацию учебной деятельности.

    Мне хотелось, чтобы учащиеся как можно больше на уроке получили новых знаний, поэтому старалась увлечь ребят, повысить их интерес к исследовательской работе, повысить мотивацию учебной деятельности. Это урок – усвоения новых знаний.

Тип урока: изучение нового материала.

Ориентируясь на исходный уровень знаний, я поставила следующие цели и задачи:

Цели урока: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками и ролью в речи, обосновывать правильность своего суждения.

Задачи урока: образовательная. Научиться видеть глаголы в речи, составлять предложения с глаголами, анализировать, делать выводы, сравнивать, строить сообщения в устной форме.

Развивающая : развивать интерес к изучению родного языка через исследовательскую работу. Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза и обобщения при изучении глагола.

Воспитательная: создание условий для воспитания коммуникативных отношений, через работу в группах, формирование уважения к родному языку, его словесному многообразию и богатству.

Исходя из целей урока, было спланировано 5 учебно - воспитательных момента.

I.Оргмомент, имеющий своей целью воспитание культуры учебного труда, настрой на творческую работу на уроке.

II. Проверка домашнего задания, имеет своей целью умение работать в паре, развитие орфографической зоркости, умение критически оценить как собственную работу, так и работу партнера.

III. 1) Введение в тему – воспроизведение темы и цели урока, настрой учащихся на усвоение нового материала. На этом этапе я буду способствовать привлечению учащихся к целеполаганию перед усвоением нового материала. На этом этапе я постараюсь сконцентрировать внимание учащихся, показать значимость учения данного материала, используя элемент занимательности для активации учебной мотивации знаний – компьютерная презентация. На этом этапе будет составлен план исследовательской работы по изучению глагола.

2) Исследовательская работа – это этап усвоения новых знаний, должны реализоваться различные методы обучения, с использованием заданий развивающего характера, с разной формой деятельности, что будет способствовать активации учащихся и реализации дидактической цели урока. Учащиеся не только будут слушать учителя, но и делать свои умозаключения и выводы.

3) Самостоятельная работа. На данном этапе учащиеся будут опираясь на уже знакомый , т. е. изученный ранее материал, привлекая навыки, полученные в исследовательской работе сделать ещё один вывод и углубить свои знания о глаголе.

4) Закрепление. На этом этапе урока стремилась создать условия для осознанного усвоения данной темы, используя задания частично – поискового характера.

IV.1) Рефлексия  – это этап помогающий понять как детям, так и учителю насколько сознательно и полно усвоен материал. Как на основе логических  рассуждений можно сделать собственные умозаключения.

2) Итоги исследования: этот этап помогает повторить и закрепить в кратком виде всё то, что было изучено на уроке. Итог урока развивать дисциплинированность. Структура урока была подчинена триединой цели урока. Каждый из учебно- воспитательных моментов работал на конечный результат урока. Каждый ученик был включен в активную познавательную деятельность. Каждый предшествующий этап урока тесно связан с последующим, который в свою очередь является базой для следующего.

V. Домашнее задание,  носит творческий характер, в зависимости от интересов и склонностей детей. Позитивным результатом урока можно считать и то, что каждый ученик получит положительную оценку своей работы от учителя, товарища и самооценку.

Технологическа карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Климова Светлана Викторовна

2. Класс: 2     Дата: ______________. Предмет:   русский язык  . № урока по расписанию:  3

3. Тема урока: Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи.

4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме_глагол.

5. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): образовательная. Научиться видеть глаголы в речи, составлять предложения с глаголами, анализировать, делать выводы, сравнивать, строить сообщения в устной форме.

Развивающая : развивать интерес к изучению родного языка через исследовательскую работу. Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза и обобщения при изучении глагола.

Воспитательная: создание условий для воспитания коммуникативных отношений, через работу в группах, формирование уважения к родному языку, его словесному многообразию и богатству.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы 
и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный

1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

II.Постановка темы и цели урока

9

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

На доске  слова «Мы исследуем слова, формы и правила языка»

В процессе составления плана вывожу план «исследования»

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока

Ф

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "исследование", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план исследования

Вспоминают по какому плану «исследовали» имя существительное, объясняют каждый пункт плана «исследования»

III.Освоение нового материала

Глагол как часть речи

12

Выявление обучающимися признаков глагола. Объединение слов в группу по выявленным признакам.

Стих на доске:Медвежонок,

Вот проказник! Хоть и мал,

… пчел, … меду

И … с обрыва в воду.

Учебник с 68 правило.

Наблюдение, работа с текстом, составление опорной схемы анализа частей речи, обучение работать по схеме.

Ф

Указывает объект наблюдения, в случае затруднений в наблюдении, проводит параллельные ассоциации с уже изученной частью речи (сущ)

Называют признаки данных слов (обозначают действие), моделируют опорную схему изучения частей речи. Определяют свойства глаголов, вопросы, дают определение глаголу, уточняют определение.

 

Анализ текста

 

Проверка понимания способа действия

Учебник упр 116

Доказательство с опорой на схему

Ф, П

Дает образец короткого доказательства

Объясняют свой выбор глагола, доказывают правильность этого выбора.

IV.Первичное закрепление нового материала

10

Освоение способа проверки

Составление предложений по картинкам упр 116, нахождение глагола, его обозначение

Самостоятельная работа, рефлексия, контроль

И

Проводит инструктаж обучающихся.

Составляют и записывают предложения, отыскивают глагол опираясь на определение, обозначают его.

4

Выявление различий между существительным и глаголом

Предложения на доске: «Пила пилит. Молоток забивает гвозди. Нож режет хлеб»

Хоровое чтение. Рассуждение с опорой на изученное

Ф

Организует выступление и обмен мнениями.

Указывают признаки существительного (отвечают на вопрос… обозначает…, соотносят с признаками глагола. Отвечают на вопрос «какие признаки важно указать для определения части речи?»

V.Подведение итогов

2

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

План на доске, составленный  
в начале урока

Рефлексия, контроль

Ф

Задает вопросы
о задачах урока. Спрашивает, какая задача по их мнению останется 
на следующие уроки

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

 

6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу.
7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала

8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть):  продуктивный.

9. Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей

Приложения

Тема: Глагол как часть речи. Употребление его в речи. Урок №127 (1)

Цель: научить распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.

Классифицировать глаголы по вопросам.

Определить каким членом предложения является глагол в предложении.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

Оборудование: компьютер, доска обыкновенная, доска интерактивная, учебник Канакина В.П. «Русский язык» 2 класс, тетради.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Проверка домашнего задания ( в парах)  10 словарных слов, т.к. на предыдущем уроке была работа над ошибками. В парах просмотреть, отметить ошибки.

III.  Основной этап урока.

Введение в тему  (Подготовка к формированию темы)

Учитель: Друзья, Вася Сочинилкин, Иван Торопилкин и Саша Сообразилкин решили сами исследовать язык. Они очень надеются на вашу помощь.Что значить исследовать? Как  вы это представляете? Вот что думают об этом другие.

Учитель: Человек исследует – значит наблюдает и разгадывает тайны природы, всего окружающего, в том числе и тайны языка. Научиться исследовать- значит самостоятельно узнавать новое.Что значит исследовать язык?

Дети: Это значит исследовать слова и формы, открывать правила языка, которые помогают нам выражать мысли и чувства.

(На экране «Мы исследуем слова, формы и правила языка»).

Как мы будем исследовать? (Учитель вместе с детьми разрабатывает план исследования)

Ученик 1. Мы будем разыгрывать или представлять ситуации, в которых нужно что-то рассказать, сообщить, т.е. выразить какие –то мысли и чувства.

 а) (На экране запись 1) Представляем ситуации.

Ученик 2. Для этого необходимо отыскать нужные слова и формы.

б) (на экране 2) Ищем нужные слова и формы.

Ученик 3. Мы будем наблюдать эти слова, открывать их свойства, моделировать, составлять.

в) (На экране 3) Наблюдаем, составляем правило.

Ученик 4. Мы будем исследовать тексты, подбирать примеры

г) (на экране 4.)Исследуем тексты

Ученик 5. Мы будем использовать изученные слова, формы и правила при составлении собственных высказываний.

д) (На экране 5.) Составляем собственные высказывания.

IV. Исследовательская работа

Учитель: а) В первом пункте представляем ситуацию. Вот она.

Вася Сочинилкин решил стать программистом. Он составил программу для компьютера. И заложил туда разные слова и машина составила такой текст.

На экране: Медвежонок,

Вот проказник! Хоть и мал,

… пчел, … меду

И … с обрыва в воду.

Учитель: Все  ли слова заложил программист в компьютер? Дети:(НЕТ)

Что это за слова? Что не могли узнать без них? Попробуйте сами подобрать эти слова. (Что делал медвежонок?) (Для тех кто затрудняется на доске открывается: истоптал, выгнал, объелся, упал).

Учитель: Можно ли объединить эти слова в одну группу? Дети (Да).

По каким признакам? (обозначают действия)

б) Что это за группа слов? (Это слова, обозначающие действия предметов. Они отвечают на вопросы: что делал? Что сделал? ) Как вы рассуждали? ( В ходе рассуждения на доске схема анализа частей речи.)

Общее значение

             

Часть речи

Вопросы

   

 

в) Моделируем свойства глагола, составляем определение.

Учитель: Как опираясь на данную схему указать признаки глагола?  Составьте такую схему для глагола.

Дети: Это часть речи, которая  обозначает действие предмета. Это часть речи которая отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Что делал? И другие. Это часть речи называется глагол. (На доске в соответствующих местах появляются записи.)

Обозначает действие

глагол

Что делать? Что сделать?

        

У нас получилась модель, в которой мы отразили признаки глагола, обобщим их.

Попробуем сформулировать определение.

г) Дети: Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? И т.д. называются глаголами.

Учитель: Давайте уточним это определение по учебнику с 68.(2 ч).

Читает ученик вслух.

Физкультминутка.

Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

д) Анализируем тексты. Конструируем по составленной схеме.

а) Работа с учебником: упр 116

1) – рассмотрите рисунки, что делает мальчик?

-назовите слова обозначающие действия мальчика?

-на какой вопрос отвечают эти слова?

- какой частью речи являются? Докажите используя модель рассуждения.

Ученики: Это глаголы, т.к. обозначают действия, которые совершает мальчик (моет, поливает, стирает и т.д. Отвечают на вопросы что делает? (моет, стирает, читает).

V.Самостоятельная работа

1)  Составьте предложение по любому рисунку и запишите его, можно дать имя мальчику.

Ученик: Миша моет посуду. Петя читает.

2) Проверим, какие предложения вы составили. Найдем и обозначим вверху глаголы.

Учитель: Из упр 116 давайте запишем предложение. (Саша читает). Найдем здесь глагол.

Дети: Что делает? – читает.

Учитель: Обозначим над словом. А сейчас попробуйте разобрать это предложение по членам предложения, т.е. найдите главные члены предложения – подлежащее и сказуемое и подчеркните. (Выполняют самостоятельно). Давайте проверим, что у нас получилось.

Дети: (Кто?) Саша – это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Саша (что делает?) читает – это сказуемое подчеркиваем двумя чертами.

Учитель: В этом предложении есть глагол. Каким членом предложения он является?

Дети: Глагол является сказуемым.

Учитель: А теперь составьте и запишите предложение о том, что делали вы сейчас. (Например: Я писал. Я слушала и т.д.). Какая часть речи помогла рассказать о ваших делах?

Дети: Глагол. Он обозначает действие.

Учитель: Каким членом предложения является глагол? Докажите.

Дети: Глагол - является сказуемым. (Кто? – я – это подлежащее. Я (что делал?) писал. Это сказуемое.)

VI. Закрепление.

Учитель: Иван Торопилкин решил рассказать о том, какие удивительные жильцы есть в его доме. Свой рассказ он начал так: « У меня дома есть удивительные жильцы. Вот они (Учитель показывает рисунки пилы, молотка, ножа).  Но он как всегда торопился и забыл как называются эти слова, какая это часть речи. А вы знаете?

Ученики: Это существительные т. к. отвечают на вопрос что? И обозначают предмет.

Учитель: Эти жильцы необыкновенные умельцы. Как выразить что они делают. У нас есть модель. Которая нам поможет.

Ученики: Пила пилит. Молоток забивает гвозди. Нож режет хлеб.

Учитель: Назовите мне глаголы? Какие признаки важно указать?

Ученики: Глагол обозначает действие. (Важно указать это действие).

Учитель: А вот Саша Сообразилкин составил такие предложения ( Пилой пилят. Молотком забивают гвозди. Ножом режут хлеб. И т. д.)

Но Иван сказал, что в этих предложениях нет глаголов. Ведь пила сама ничего не делает.

Прав ли Иван?

Ученик: Нет так как в этом предложении все равно есть действия ( пилят, забивают и т.д.)

VII. Рефлексия.

  1. Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета.
  2. Подлежащее чаще всего выражено глаголом.
  3. В речи глаголы нужны, чтобы называть предметы.
  4. Глагол «узнать» отвечает на вопрос что делать?
  5. Глагол отвечает на вопрос  какой? Какая?

( Проверка в парах. Сверка с образцом. Самооценка. Ответ: +,-,-,+,-.)

VIII.Итоги исследования

Учитель: Как выразить действия в речи? Попробуйте сформулировать определение глагола? Какие признаки важно указать?

Ученик 1. Глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать? И др.

Ученик 2. Глагол обозначает действие предмета.

Домашнее задание: Напишите небольшой рассказ об удивительных и умелых жильцах, которые живут у вас в доме. Как они помогают вам по дому, работают вместе с вами. Запишите рассказ в тетрадь. Обозначьте часть речи у слов действий.

Список использованной литературы

1.Канакина В.П.,Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. М.; Просвещение 2011

2.Бакулина Г.А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Часть вторая. Киров: ВГПУ, 1998

3.Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол. М., ВАКО,2012-11-12

4. Приложения к журналу «Начальная школа». Уроки в начальной школе. Пособие для учителя. II класс. I-IV четверти. М. Начальная школа, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Глагол как часть речи"

Данный урок проведён в 4 классе по программе "Школа 21 века". Использована интерактивная доска, документ-камера....

Открытый урок по теме "Глагол как часть речи"

Открытый урок по теме "Глагол" , 4 класс, программа "Начальная школа 21 века".На уроке использована интерактивная доска, документ-камера....

Русский язык 4 класс презентация и урок по теме : "Глагол как часть речи."

Цели: Обучающая: Закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, закрепить знания о неопределенной форме, закрепить навык использования правила о написании – тс...

«Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Цели и задачи урока, развернутый конспект урока по теме, презентация...

Технологическая карта урока на тему "Глагол как часть речи"

Технологическая карта урока на тему "Глагол как часть речи", УМК школа России...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...

Глагол, как часть речи. Значение глаголов в речи.

Ознакомить учащихся с частью речи - глаголом; способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки....