Методическая разработка урока русского языка для 4 класса Спряжение глагола
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка для 4 класса развивает орфографическую зоркость учащихся, помогает анализировать полученную информацию, делать выводы и обобщать новые знания.карточки для индивидуальной работы позволяют проверить знания по фонетике и синтаксису.Морфологическая сказка делает урок занимательным и интересным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spryazh_glag_noskova_t.v.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Спряжение глагола
Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.
Задачи:
Обучающие: формировать знания о спряжении глаголов, научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения по неопределенной форме.
Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, карточки для этапа повторение (трудолюбие, лень и т.д.), таблица личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
Ход урока.
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Класс наш светлый и уютный,
Хорошо мы в нём живём.
Улыбнёмся же друг другу
И урок скорей начнём.
2.Повторение
- Какие качества возьмем с собой на урок? ( трудолюбие, лень, невнимательность, знания, старание, дружбу). Какой частью речи являются все эти слова? Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном?
Фронтальная проверка домашнего задания
Хором:
Мы пришли сюда ... (учиться)
Не лениться, а… (трудиться.)
Только тот, кто много … (знает)
В жизни что-то … (достигает ). А какой частью речи являются эти слова ?
Индивидуальная работа (карточки):
1.Сделать синтаксический разбор предложения:
Под ласковым взглядом теплого солнышка повеселела и заулыбалась природа.
2.Сделать фонетический разбор слова: СОЛНЦЕ
3.Актуализация знаний.
Морфологическая сказка
Мы отправляемся в страну, где живет король, который сам любит ходить в гости и любит принимать гостей. А зашедшие к нему на огонек никогда не будут скучать. Как вы думаете, почему?
Кто же хозяин замка? Правильно. Король ГЛАГОЛ. У короля есть слуги - добрые гномики, зовутся они Глаголики. Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, о том, что делают их друзья – имена Существительные.
Но вот беда! Дорогу к замку преграждает лабиринт. Чтобы его преодолеть нужно
решить филворд! Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.
Работа в парах.
Ф Л Г О Т В Ь Н
А А А Л С И Л О
В Г Л Щ Е Т Е Е
И Т С У Ь Ч Е Р
Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (Алфавит)
- Ищем второе слово:
Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя… (существительное).
- Следующее слово:
Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.
(Она бывает письменная и устная). (Речь).
Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол) . Лабиринт мы преодолели. Но, смотрите на воротах замка стоят два стражника . Нужно ответить на их вопросы, быстро и без ошибок. Начинаем?!
Блиц-опрос.
- Что такое глагол?
- Что такое неопределенная форма глагола?
- Почему она так называется?
- Назовите признаки инфинитива?
- Назовите три временные формы глагола (настоящее, прошедшее, будущее).
- Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного).
- На кой вопрос отвечают глаголы совершенного вида? А несовершенного? На что указывают?
Предварительная работа. Дети заранее готовят стихотворения
«Несовершенный вид»
Всем вокруг сегодня ясно,
Что я выгляжу ужасно:
Сам не брит, костюм измят,
Уши в сторону торчат,
Нос крючком, потухший взгляд.
Все сочувственно глядят!
Суетливый, нестепенный…
Ах! Мой вид НЕСОВЕРШЕННЫЙ!
В замке у Короля Глагола недавно был ремонт.
Превратите глаголы несовершенного вида в глаголы совершенного вида!
Красил -ПОКРАСИЛ, ВЫКРАСИЛ.
Белил –ПОБЕЛИЛ.
Клеил –НАКЛЕИЛ.
Ставил –РАССТАВИЛ.
Мыл- ПОМЫЛ
«Совершенный вид»
Говорят (и это лестно!),
Что я выгляжу чудесно:
Шляпа, галстук и костюм,
А в глазах – природный ум,
Нос с горбинкой, ясный взгляд.
Все восторженно глядят!
Весь начищенный, степенный. -Леня
Вид мой самый совершенный.
Я к тому ж не поленился
И неплохо потрудился:
Сделал нынче столько дел!
Суп сварил, с горы скатился
И при этом не разбился,
Кипятком не обварился,
Сделал много разных дел,
Лишь немного похудел!
- Что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам).
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- С какой частью речи дружит глагол?
- Как пишется частица НЕ с глаголами?
- Какие глаголы пишутся с НЕ слитно?
5.Работа в тетради. Каллиграфическая минутка
Кк
Словарная работа:
Комета
1). Лексическое значение слова. Работа со словарем.
2). Грамматическое значение слова.
6.Физминутка
7.Новая тема.
Чтобы правильно писать личные окончания глаголов нужно знать признаки спряжения глаголов. Вот послушайте сказку!
СКАЗКА О ТОМ, КАК КОРОЛЬ СТРАНЫ ГЛАГОЛИИ СВОИХ ПОДДАННЫХ ДЕЛИЛ
В некотором царстве, в некотором государстве под названием Глаголия жил-был король. И было у него две дочери – принцесса Е и принцесса И. Состарился король и решил уйти на покой, а наследство свое поделить между дочерьми.
Вызвал король принцесс и говорит:
- Дочери мои милые, дочери любимые, отрекаюсь я от престола, а королевство свое делю между вами поровну. Своих подданных, глаголов 1 спряжения, я отдаю тебе, принцесса Е, а глаголы 2-го спряжения достанутся тебе, принцесса И.
- Но как же мы сумеет отличить их друг от друга? - заохали безутешные дочери, - ведь они же все на одно лицо!
- Мои глаголы - люди грамотные, сами разберутся, кому служить. Ты, моя младшая дочь, принцесса И, будешь владеть вторым королевством, тебе будут принадлежать глаголы с окончанием на -ИТЬ. А тебе, моя старшая дочь, принцесса Е, придется править глаголами, оканчивающимися на -АТЬ, -ЯТЬ, ОТЬ, ЁТЬ, УТЬ, ЮТЬ, ЫТЬ.
А чтобы не было путаницы между подданными моими, Глаголами издаю я такой Указ!
Высечь на камне вопрос: “ЧТО ДЕЛАТЬ?” и поставить этот камень между вашими королевствами. Увидит мой слуга надпись, задастся вопросом “что делать?”, и, встав в начальную форму, сразу поймет, в каком королевстве ему жить-поживать, да какое окончание пожизненно иметь во втором лице единственного числа. К примеру, бегут по дорожке глаголы «ПИШ…ШЬ», «ЧИТА…ШЬ» и «ЕД…ШЬ» и не ведают, в 1-м или 2-м королевстве живут?. С разбегу ударяются лбом о камень и каждый отвечают на вопрос «что делать?» - писАть, читАть, ехАть . Ага, думают, значит, мы – подданные принцессы Е, и как верные слуги всегда будем носить ее имя в сердце, как бы нас молва не спрягала по временам, числам, лицам и родам. Свернули на тропку, ведущую к королевству «1 спряжение», и с той поры уже не путали, чье имя надо ставить в окончаниях 2 лица: ты пишЕшь, читаЕшь, едЕшь.
А вот бредут по королевству другие глаголы: «ВОЗ...ШЬ», «ПИЛ…ШЬ» и «ТРАТ…ШЬ», подошли к камню и в три голоса ответили на вопрос «Что делать?» - возИть, пилИть, тратИть. И гордо пошли в другую сторону – в королевство 2-го спряжения к своей королеве И, твердо помня, что их имена пишутся с именем королевы: возИшь, пилИшь, тратИшь.
Вдруг раздались недовольные крики, топот, и к камню подбежала толпа бунтарей.
- А мы не хотим жить в королевстве «1-е спряжение», мы хотим служить принцессе И! – кричали они, и чтобы не случилась смута, для них сделали исключение, позволили всем 11 глаголам из 1-го королевства перейти во 2-е спряжение.
А теперь откройте вашу волшебную книгу и посмотрите, в ней есть волшебное правило:: Как определить спряжение глагола с безударными окончаниями? А еще, дети, существует волшебное заклинание, которое поможет вам запомнить глаголы – исключения и правило определения спряжения у глаголов.
Давайте произнесем его хором, но негромко!
Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя! (В.Волина).
8.Закрепление полученных знаний
На доске таблица личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
1 спряжение | 2 спряжение | |||
1 лицо | -у, -ю | -ем, -ём | -у, -ю | -им |
2 лицо | -ешь, - ёшь | -ете, -ёте | -ишь | -ишь |
3 лицо | -ет, -ёт | - ут, -ют | -ит | -ат, - ят |
9. Работа в тетрадях
Проспрягаем глагол : писать, водить. Один ученик у доски.
10.Подведение итогов урока.
Итоговый тест.
1. В каких глаголах пишется е?
А) команду • шь
Б) докладыва • шь
В) ненавид • шь
Г) крут • шь
2. В каких глаголах пишется и?
А) свар • шь
Б) дума • шь
В) стро • шь
Г) бега • шь
3. Найдите ошибку в определении спряжения глагола.
А) горевать – II спр.
Б) кричать – II спр.
В) ненавидеть – II спр.
Г) спешить – II спр.
4. Найдите глаголы прошедшего времени.
А) дымит
Б) плясал
В) печатает
Г) пилил
10.Домашнее задание: выучить правило, выполнить упражнение 113
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
урок русского языка 4 класс Спряжения глаголов
Как различать спряжения глаголов...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока русского языка по теме: «Изменение глаголов по временам»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАурока русского языка по теме:«Изменение глаголов по временам»...
методическая разработка урока русского языка на тему "Изменение глаголов по временам"
Занимательный,познавательный материал, тест....
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...
Урок русского языка 4 класс. Спряжение глаголов.
Урок русского языка по ФГОС 4 класс УМК "Школа России"...
Методическая разработка урока русского языка 4 класс. Тема: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах.УМК: «Планета знаний»Предмет: русский языкКласс: 4Тип: «Открытие новых знаний»Цель урока: Познакомить с новой орфограммой и форм...