ТКУ по рус.яз на тему «Что такое суффикс»(К)(1-4 класс)
план-конспект урока по русскому языку

Тема урока      «Что такое суффикс?»          Класс  3

 

Цель фрагмента урока: формирование представления учащихся о суффиксе как значимой части слова.

 

Задачи фрагмента урока:

Дидактические: Познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.

Развивающие: Развивать умения применять знания на практике, наблюдать, делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение обучающихся друг к другу при работе в паре и группе.

 

Планируемые результаты:

 

Предметные:

  • находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
  • наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов.

 

Метапредметные:

  • формировать умения определять цель урока, планировать последовательность действий, осуществлять контроль и коррекцию результатов;
  • находить необходимую информацию, производить анализ существенных признаков предметов, синтез, сравнение;
  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Личностные:  

  • научатся ставить учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу;
  • анализировать свои действия и управлять ими.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

 

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности
(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование (интерактивная доска, карточки…)

 
 

Организационно-мотивационный

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включение в учебную деятельность обучающихся.

Метод «Рыбка пожеланий»

Словесный

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Диана Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Но тут случилось чудо и золотая рыбка приплыла к нам сама. (2 слайд) И она просит каждого загадать желание на сегодняшний урок.

 

 

 

И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех.

Приветствуют учителя. Настраиваются на активную и продуктивную работу на уроке.

Загадывают желания на урок, проговаривают их.

Фронтальная

Интерактивная доска

 

Постановка учебной задачи

Уметь ставить цель, задачи урока, составлять план по достижению цели урока.

Метод

«проблемное изложение»

Словесный

 

 

 

 

 

 

 

 

(3 слайд) Но рыбка приплыла к нам не просто так, рыбке поручили выполнить задания, но она не может справиться со всеми заданиями и просит помочь ей.

Чтобы помогать рыбке, нам нужно повторить то, что мы уже знаем.

(4 слайд) На доске:

 

 

Что изображено на доске?

Как еще его можно назвать?

Из чего состоит наш паровоз?

Назовите изученные части слова.

 

Рыбка, хочет, чтобы вы поработали в парах, у вас на столах лежат карточки под номером 1. А первая пара поработает у доски. Напоминаю правила работы у доски: работаем маркером, под луч не заходим.

Вам даны части слова, нужно к ним подобрать правильные определения.

( 5 слайд) Задание: (эталон)

Приставка

– значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Корень

 – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Окончание

 – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Суффикс

?

 

Давайте проверим, все ли у нас верно, у кого верно поднимите руку.

 

С какой частью слова мы еще не знакомы?

 

 

Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока?

 

(6 слайд) И какую цель мы поставим?

 

 

 

(7 слайд) Друзья рыбки- звездочки перепутали пункты плана, давайте их восстановим, и заодно узнаем по какому плану мы сегодня будем работать. (один ребенок выходит к доске, остальные помощники)

План: (эталон)

  1. Узнаем, что такое суффикс.
  2. Научимся находить суффикс в словах
  3. Закрепим полученные знания.

Молодцы ребята!

Анализируют проблемную ситуации и находят пути ее решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паровоз.

Состав.

Из частей слова.

Приставка, корень, окончание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют самооценку

 

 

Суффиксом

Определяют тему и цель урока.

«Что такое суффикс?»

 

Узнаем, что такое суффикс и научимся находить его в словах.

 

 

Составляют план урока.

Фронтальная

Парная

Интерактивная доска

Карточка №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие нового знания

Сформировать представление о суффиксе как значимой части слова.

 

 

Метод «исследовательский»

Объяснительно-иллюстративный

(8 слайд) А теперь рыбка просит, чтобы вы открыли учебник на странице 89. (карточка №2)

 

 

Найдите там правило, сейчас мы с ним поработаем.

Найдите и вычитайте, что такое суффикс?

( 9 слайд) Каким знаком будет выделяться суффикс?( вызывается к доске 1 человек, остальные помощники) Выбирает из 4 предложенных.
На доске:

 


                                                  

Хорошо, давайте посмотрим на доску.

(10 слайд) Как большой дом превратить в маленький? 

Можно ли рыбу превратить в человека? 

 

Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? 

 

Хорошо, рыбка вами довольна!

(11 слайд) Смотрите, в аквариуме появились камушки, а это значит, что мы выполнили 1 пункт плана.

 

Физминутка

А теперь давайте с вами немного отдохнем. Представьте, что вы в океане и перед вами проплыла рыбка, давайте немного за ней последим. Вот рыбка поплыла вправо (глаза вправо), затем рыбка поплыла наверх (глаза наверх), потом она повернула налево (глазки налево), и резко устремилась вниз (глаза вниз).

 

 

А как же нам найти суффикс в слове?

(12 слайд) Давайте перевернем страницу учебника. (карточка №2)

 

 

(13,14 слайд) Но это не все задания, которые подготовила для вас рыбка. Она хочет, чтобы вы выполнили следующее задание в группах. Сейчас 1 вариант встанет и подойдет к панели. (показываю) А 2 вариант встанет и подойдет к доске. Еще раз напоминаю правила работы у панели: руки должны быть сухие и чистые; на доске мы используем специальный маркер, под луч не заходим. Кто мне скажет правила работы в группе? (проговаривают) 

 

Вам нужно образовать однокоренные слова при помощи суффиксов, и не забыть их выделить.

1 группа: (эталон)

Дом – домик, домище
Дуб- дубик, дубище

Кот – котик, котенок, котище

2 группа: 

Куб – кубик, кубище

Зуб – зубик, зубище

нос – носик, носище

Можете приступать.

Давайте теперь с вами проверим. (проверка)

(15 слайд) Посмотрите на наш аквариум, там появились водоросли. А это значит, что мы выполнили 2 пункт плана.

Работа с учебником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

 

 

 

 

 


Добавить суффикс -ик-.

Можно, добавив суффикс -ак-.

Суффикс -ист-.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физминутку.

 

 

 

 

 

Нужно подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня и будет суффиксом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 вариант подходит к панели.

2 вариант подходит к интерактивной доске.

Проговаривают правила работы в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания.

 

 

 

 

 

 

Осуществляют самооценку.

Фронтальная

Групповая

Интерактивная доска и панель

Карточка №2

 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой)

Осуществить закрепление полученных знаний.

Метод «репродуктивный»

(16 слайд) А теперь рыбка предлагает проверить полученные знания. У вас на партах лежит карточка под номером 3. На карточке:

Вставь недостающие слова и выдели суффиксы в словах.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит __________ корня и служит для ___________________ слов.

Домик, травинка, котище

Переверните ее, можете приступать. Кто будет готов, глазки на меня, спинки прямо. Хорошо, я вижу, что вы закончили. Теперь в парах поменяйтесь работами. (1 работу беру и проверяю под документ-камерой) Сверяйте ответы, можете поставить плюсики или галочки. Поднимите руки у кого все правильно. Молодцы!

(17 слайд) Давайте посмотрим на наш аквариум. Он полностью преобразился, а это значит, что мы выполнили все пункты плана!

Выполняют задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют самооценку.

Индивидуальная

Интерактивная доска

Карточка №3

Документ-камера

 

Итог урока. Рефлексия

Осуществить оценивание достигнутой цели с поставленной, оценить полученные знания.

Метод «Рефлексия деятельности»

Словесный

 

 

 

Так какая же тема урока у нас была?

Какую цель мы ставили? Как вы считаете достигли ли мы ее?

 

 

 

Что нового вы узнали сегодня?

Где вы можете применить эти знания?

(18 слайд) А теперь давайте вернемся к тем желаниям, которые вы загадывали вначале урока. Нашей золотой рыбке очень скучно жить одной в таком просторном аквариуме. Давайте заполним аквариум рыбками, а заодно узнаем исполнились ли ваши желания или нет.  Выходите.

(Если какое-то желание не исполнилось, спросить почему?)

Что же рыбка благодарит вас! Спасибо за урок!

 

Подводят итоги, осуществляют самооценку.

«Что такое суффикс?»

Узнаем, что такое суффикс и научимся находить его в словах.

Достигли.

 

 

На других уроках русского языка.

 

 

 

 

 

Заполняют аквариум рыбками.

Фронтальная

Индивидуальная

Интерактивная доска

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku_po_rus.yaz_na_temu_chto_takoe_suffiks.docx449.08 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

Ф.И.О.  Киселева Диана Дмитриевна,         группа 2172

Тема урока        «Что такое суффикс?»        Класс        3

Цель фрагмента урока: формирование представления учащихся о суффиксе как значимой части слова.

Задачи фрагмента урока:

Дидактические: Познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.

Развивающие: Развивать умения применять знания на практике, наблюдать, делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение обучающихся друг к другу при работе в паре и группе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
  • наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов.

Метапредметные:

  • формировать умения определять цель урока, планировать последовательность действий, осуществлять контроль и коррекцию результатов;
  • находить необходимую информацию, производить анализ существенных признаков предметов, синтез, сравнение;
  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:  

  • научатся ставить учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу;
  • анализировать свои действия и управлять ими.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности
(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование (интерактивная доска, карточки…)

Организационно-мотивационный

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включение в учебную деятельность обучающихся.

Метод «Рыбка пожеланий»

Словесный

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Диана Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Но тут случилось чудо и золотая рыбка приплыла к нам сама. (2 слайд) И она просит каждого загадать желание на сегодняшний урок.

И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех.

Приветствуют учителя. Настраиваются на активную и продуктивную работу на уроке.

Загадывают желания на урок, проговаривают их.

Фронтальная

Интерактивная доска

Постановка учебной задачи

Уметь ставить цель, задачи урока, составлять план по достижению цели урока.

Метод

«проблемное изложение»

Словесный

(3 слайд) Но рыбка приплыла к нам не просто так, рыбке поручили выполнить задания, но она не может справиться со всеми заданиями и просит помочь ей.

Чтобы помогать рыбке, нам нужно повторить то, что мы уже знаем.

(4 слайд) На доске:

Что изображено на доске?

Как еще его можно назвать?

Из чего состоит наш паровоз?

Назовите изученные части слова.

Рыбка, хочет, чтобы вы поработали в парах, у вас на столах лежат карточки под номером 1. А первая пара поработает у доски. Напоминаю правила работы у доски: работаем маркером, под луч не заходим.

Вам даны части слова, нужно к ним подобрать правильные определения.

( 5 слайд) Задание: (эталон)

Приставка

– значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Корень

 – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Окончание

 – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Суффикс

?

Давайте проверим, все ли у нас верно, у кого верно поднимите руку.

С какой частью слова мы еще не знакомы?

Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока?

(6 слайд) И какую цель мы поставим?

(7 слайд) Друзья рыбки- звездочки перепутали пункты плана, давайте их восстановим, и заодно узнаем по какому плану мы сегодня будем работать. (один ребенок выходит к доске, остальные помощники)

План: (эталон)

  1. Узнаем, что такое суффикс.
  2. Научимся находить суффикс в словах
  3. Закрепим полученные знания.

Молодцы ребята!

Анализируют проблемную ситуации и находят пути ее решения.

Паровоз.

Состав.

Из частей слова.

Приставка, корень, окончание.

Выполняют задание.

Выполняют самооценку

Суффиксом

Определяют тему и цель урока.

«Что такое суффикс?»

Узнаем, что такое суффикс и научимся находить его в словах.

Составляют план урока.

Фронтальная

Парная

Интерактивная доска

Карточка №1

Открытие нового знания

Сформировать представление о суффиксе как значимой части слова.

Метод «исследовательский»

Объяснительно-иллюстративный

(8 слайд) А теперь рыбка просит, чтобы вы открыли учебник на странице 89. (карточка №2)

Найдите там правило, сейчас мы с ним поработаем.

Найдите и вычитайте, что такое суффикс?

( 9 слайд) Каким знаком будет выделяться суффикс?( вызывается к доске 1 человек, остальные помощники) Выбирает из 4 предложенных.
На доске:

                                                   

Хорошо, давайте посмотрим на доску.

(10 слайд) Как большой дом превратить в маленький? 

Можно ли рыбу превратить в человека? 

Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? 

Хорошо, рыбка вами довольна!

(11 слайд) Смотрите, в аквариуме появились камушки, а это значит, что мы выполнили 1 пункт плана.

Физминутка

А теперь давайте с вами немного отдохнем. Представьте, что вы в океане и перед вами проплыла рыбка, давайте немного за ней последим. Вот рыбка поплыла вправо (глаза вправо), затем рыбка поплыла наверх (глаза наверх), потом она повернула налево (глазки налево), и резко устремилась вниз (глаза вниз). 

А как же нам найти суффикс в слове?

(12 слайд) Давайте перевернем страницу учебника. (карточка №2)

(13,14 слайд) Но это не все задания, которые подготовила для вас рыбка. Она хочет, чтобы вы выполнили следующее задание в группах. Сейчас 1 вариант встанет и подойдет к панели. (показываю) А 2 вариант встанет и подойдет к доске. Еще раз напоминаю правила работы у панели: руки должны быть сухие и чистые; на доске мы используем специальный маркер, под луч не заходим. Кто мне скажет правила работы в группе? (проговаривают)  

Вам нужно образовать однокоренные слова при помощи суффиксов, и не забыть их выделить.

1 группа: (эталон)

Дом – домик, домище
Дуб- дубик, дубище

Кот – котик, котенок, котище

2 группа:  

Куб – кубик, кубище

Зуб – зубик, зубище

нос – носик, носище

Можете приступать.

Давайте теперь с вами проверим. (проверка)

(15 слайд) Посмотрите на наш аквариум, там появились водоросли. А это значит, что мы выполнили 2 пункт плана.

Работа с учебником.


Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Добавить суффикс -ик-.

Можно, добавив суффикс -ак-.

Суффикс -ист-.

Выполняют физминутку.

Нужно подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня и будет суффиксом.

1 вариант подходит к панели.

2 вариант подходит к интерактивной доске.

Проговаривают правила работы в группе.

Выполняют задания.

Осуществляют самооценку.

Фронтальная

Групповая

Интерактивная доска и панель

Карточка №2

Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой)

Осуществить закрепление полученных знаний.

Метод «репродуктивный»

(16 слайд) А теперь рыбка предлагает проверить полученные знания. У вас на партах лежит карточка под номером 3. На карточке:

Вставь недостающие слова и выдели суффиксы в словах.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит __________ корня и служит для ___________________ слов.

Домик, травинка, котище

Переверните ее, можете приступать. Кто будет готов, глазки на меня, спинки прямо. Хорошо, я вижу, что вы закончили. Теперь в парах поменяйтесь работами. (1 работу беру и проверяю под документ-камерой) Сверяйте ответы, можете поставить плюсики или галочки. Поднимите руки у кого все правильно. Молодцы!

(17 слайд) Давайте посмотрим на наш аквариум. Он полностью преобразился, а это значит, что мы выполнили все пункты плана!

Выполняют задания.

Осуществляют самооценку.

Индивидуальная

Интерактивная доска

Карточка №3

Документ-камера

Итог урока. Рефлексия

Осуществить оценивание достигнутой цели с поставленной, оценить полученные знания.

Метод «Рефлексия деятельности»

Словесный

Так какая же тема урока у нас была?

Какую цель мы ставили? Как вы считаете достигли ли мы ее?

Что нового вы узнали сегодня?

Где вы можете применить эти знания?

(18 слайд) А теперь давайте вернемся к тем желаниям, которые вы загадывали вначале урока. Нашей золотой рыбке очень скучно жить одной в таком просторном аквариуме. Давайте заполним аквариум рыбками, а заодно узнаем исполнились ли ваши желания или нет.  Выходите.

(Если какое-то желание не исполнилось, спросить почему?)

Что же рыбка благодарит вас! Спасибо за урок!

Подводят итоги, осуществляют самооценку.

«Что такое суффикс?»

Узнаем, что такое суффикс и научимся находить его в словах.

Достигли.

На других уроках русского языка.

Заполняют аквариум рыбками.

Фронтальная

Индивидуальная

Интерактивная доска

Студент допущен к проведению фрагмента урока в соответствии с настоящей технологической картой.

Руководитель практики (наставник) _____________________ /________________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Что такое суффикс?"

Технологическая карта к уроку русского языка, 3 класс, "Школа России"...

Карточка 1( что такое суффикс)К(1-4 класс)

Соедините стрелкой часть слова и его определение.Приставка ?Корень  – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.Окончание  – э...

Карточка 3 (Что такое суффикс)К(1-4 класс)

Вставь недостающие слова и выдели суффиксы в словах.Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит __________ корня и служит для ___________________ слов. Домик, травинка, котище...

Конспект урока русского языка. УМК «Школа России» Тема: Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Учитель: Горбачева М.В.Цель урока: ознакомить учащихся с понятием «суффикс», формировать умения выделять суффиксы в словах.Задачи:образовательные: познакомить с понятием, тренировать в уме...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»...