Новые технологии активного обучения мл.школьников по русскому языку по теме "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 96.5 КБ |
prezentatsiya.ppt | 1.58 МБ |
k_prezentatsii.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Акмалова Гульфия Раисовна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №4»
Технологическая карта урока
Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 3 |
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Технология построения урока | Деятельностный метод |
Тема урока | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? |
Цель урока | Создание условий для овладения обучающимися знаниями о суффиксе; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования понимания необходимости учения. |
Задачи | 1. Формировать предметное умение: выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова. 2. Формировать УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; совместно с учителем составлять план и последовательность действий; давать оценку (осознавать качество усвоения темы) (Регулятивные УУД); - проводить рефлексию содержания учебного материала (Познавательные УУД); - планировать учебное сотрудничество со сверстниками (определять функции участников) (Коммуникативные УУД) |
Оборудование | Книгопечатная продукция: Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 7-е изд. – М. Просвещение, 2017. Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point. - приложения 4,5,7,8 – у каждого; -приложения 5 – на доске; -приложение 1,2,3,6,9 – 1 на группу и на доске. |
Формы работы | Фронтальная Работа в группах Индивидуальная |
Планируемый результат | |
Предметные умения Состав слова (морфемика)
Морфология
Синтаксис
| Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Оргмомент | Приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу в классе. | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. |
2 | Мотивация к учебной деятельности | Предлагает прочитать предложение, определить, что записано и объяснить смысл. Знания делают человека сильным. (Приложение 1 задание № 1) | Читают предложение, определяют, что это пословица, объясняют её смысл. |
3 | Актуализация знаний и пробное учебное действие | А) Предлагает записать пословицу в тетрадь, подчеркнуть грамматическую основу, разобрать предложение по частям речи и охарактеризовать его. Б) Предлагает прочитать предложение, определить, что записано и объяснить смысл. Разлитую воду не соберёшь. (Приложение2 задание № 2) В) Предлагает найти слова с приставками, выписать их в тетрадь, выделить приставки. Г) Предлагает прочитать стихотворение, найти однокоренные слова и выписать их. Всей семьёй идут гулять Ночью вдоль дорожек Ёж – отец, ежиха – мать И ребёнок – ёжик. (С.Я. Маршак) (Приложение 3 задание № 3) Предлагает объяснить, что ещё объединяет эти слова. Предлагает выделить корень, окончание и суффикс в словах. | Работают в тетрадях. Один ученик комментирует. Читают предложение, определяют, что это пословица, объясняют её смысл.
Работают в тетрадях самостоятельно. Называют однокоренные слова и выписывают их. Учащиеся обобщают по грамматическим признакам. Учащиеся выделяют корень и окончание, суффикс выделить не могут. |
4 | Выявление места и причины затруднения | Выявляют причину затруднения. - Я пока не могу выделить суффикс, потому что… | |
5 | Построение проекта выхода из затруднения | Предлагает сформулировать цель урока. Узнать… Научиться… | Формулируют цель урока. - Что такое суффикс? Где стоит суффикс? Для чего он служит? - Находить в словах суффиксы. |
6 | Реализация построенного проекта | А) Предлагает поработать в группах, ответить на вопросы и создать эталон. Ответьте на вопросы:
Допишите правило. Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов. (Приложение 4 задание № 4) Б) Предлагает прочитать правило в учебнике (с.89) и определить, что увидели нового. | Учащиеся работают в группах, отвечают на вопросы, создают эталон. Учащиеся сравнивают свой эталон с правилом в учебнике. Читают правило самостоятельно и определяют, что суффикс выделяется особым знаком. |
7 | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Предлагает вернуться к заданию, которое вызвало затруднение. Предлагает определить, все ли цели урока достигнуты. Предлагает поработать в группах и составить алгоритм нахождения суффикса в слове. Составьте алгоритм.
(Приложение 5 задание № 5) | Учащиеся выделяют в словах суффикс. Определяют, что одна из целей научиться находить в слове суффикс. Учащиеся работают в группах, составляют алгоритм. |
8 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Упражнение 167. Предлагает прочитать стихотворение выразительно, списать третье предложение, в именах существительных выделить суффикс. | Выполняют задание самостоятельно и проверяют по эталону. |
9 | Включение в систему знаний и повторение | А) Предлагает ответить на «Хитрые вопросы»: - Как большой дом превратить в маленький? - Можно ли рыбу превратить в человека? - Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Приложение 6 задание № 6) Б) Предлагает выполнить тест. Тест по теме «Что такое суффикс?» Выбери верный ответ.
Б) Суффикс – часть слова. В) Суффикс – слово. 2. А) Суффикс стоит перед корнем. Б) Суффикс стоит после корня перед окончанием. 3. А) Суффикс служит для образования новых слов. Б) Суффикс служит для красоты. В) Суффикс служит для связи слов в предложении. 4. Укажи слово с суффиксом –к-. А) мак Б) лапка В) язык Г) картина 5*. Разгадай шараду. Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Вся же в дневнике я и в журнале. (Приложение 7 задание № 7) Оценивать данное задание мы будем по следующим критериям: Приложение 8. «5» - выполнено без ошибок «4» - допустили 1-2 ошибки «3» - допустили 3 ошибки | Работают в группах, образовывают с помощью подходящих суффиксов новые однокоренные слова. Ответы записывают в тетрадь, выделяют в словах суффикс. Выполняют тест, проверяют по «ключу». |
10 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Предлагает продолжить фразу.
(Приложение 9 ) | Рефлексируют свою деятельность на уроке. |
11 | Информация о домашнем задании | Предлагает домашнее задание.
- Оценивать домашнее задание будем так … (Приложение 8.) Критерии оценивания домашнего задания: «5» - выполнено без ошибок «4» - допустили 1-2 ошибки «3» - допустили 3 ошибки | Записывают в дневник домашнее задание. |
Приложение 1
Задание № 1 Записать пословицу в тетрадь, подчеркнуть грамматическую основу, разобрать предложение по частям речи.
Знания делают человека сильным.
Приложение 2
Задание № 2 Найти слова с приставками, выписать их в тетрадь, выделить приставки.
Разлитую воду не соберёшь.
Приложение 3
Задание № 3 Прочитать стихотворение, найти однокоренные слова и выписать их.
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж – отец, ежиха – мать
И ребёнок – ёжик.
(С.Я. Маршак)
Выделить корень, окончание и суффикс в словах.
Приложение 4
Задание № 4
Ответьте на вопросы:
- Что такое суффикс?
- Где стоит суффикс?
- Для чего он служит?
Допишите правило.
Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов.
Приложение 5
Задание № 5
Составьте алгоритм.
- Подобрать _________________ слова.
- Найти ________, ___________.
- Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.
Приложение 6
Задание № 6
Ответить на «Хитрые вопросы»:
- Как большой дом превратить в маленький?
- Можно ли рыбу превратить в человека?
- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину?
Приложение 7
Задание № 7
Тест по теме «Что такое суффикс?»
Выбери верный ответ.
- А) Суффикс – часть предложения.
Б) Суффикс – часть слова.
В) Суффикс – слово.
2. А) Суффикс стоит перед корнем.
Б) Суффикс стоит после корня перед окончанием.
3. А) Суффикс служит для образования новых слов.
Б) Суффикс служит для красоты.
В) Суффикс служит для связи слов в предложении.
4. Укажи слово с суффиксом –к-.
А) мак
Б) лапка
В) язык
Г) картина
5*. Разгадай шараду.
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.
Приложение 8.
«5» - выполнено без ошибок
«4» - допустили 1-2 ошибки
«3» - допустили 3 ошибки
Приложение 9
Предлагается продолжить фразу.
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОСТАВ СЛОВА ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ КОРЕНЬ ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ ОКОНЧАНИЕ ПРИСТАВКА СУФФИКС Актуализация знаний
Всей семьёй идут гулять Ночью вдоль дорожек Ёж – отец, ежиха – мать И ребёнок – ёжик . (С.Я. Маршак) Пробное действие
Я пока не могу… Выявление места и причины затруднения Потому что… Построение проекта выхода из затруднения Узнать… Научиться…
Реализация построенного проекта
Всей семьёй идут гулять Ночью вдоль дорожек Ёж – отец, ежиха – мать И ребёнок – ёжик . (С.Я. Маршак)
Как найти в слове суффикс? трав к а 1. Подбери однокоренные слова без суффикса с другим суффиксом трава трав инк а 3. Часть слова, которая стоит после корня, и будет суффиксом. 2. Найди корень, окончание.
Самопроверка Глазки – бисер, лапки – врозь, Лапки – боком, лапки – вкось.
Дом домик Рыба рыбак Тракторист трактор «Хитрые вопросы»
Проверьте себя! Б Б А Б Оценка
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось… Рефлексия
Благодарю за урок!
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Знания делают человека сильным. Урок открытия нового знания
Слайд 2
СОСТАВ СЛОВА ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ КОРЕНЬ ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ ОКОНЧАНИЕ ПРИСТАВКА СУФФИКС Актуализация знаний
Слайд 3
Всей семьёй идут гулять Ночью вдоль дорожек Ёж – отец, ежиха – мать И ребёнок – ёжик . (С.Я. Маршак) Пробное действие
Слайд 4
Я пока не могу… Выявление места и причины затруднения Потому что… Построение проекта выхода из затруднения Узнать… Научиться…
Слайд 5
Реализация построенного проекта
Слайд 6
Всей семьёй идут гулять Ночью вдоль дорожек Ёж – отец, ежиха – мать И ребёнок – ёжик . (С.Я. Маршак)
Слайд 7
Как найти в слове суффикс? трав к а 1. Подбери однокоренные слова без суффикса с другим суффиксом трава трав инк а 3. Часть слова, которая стоит после корня, и будет суффиксом. 2. Найди корень, окончание.
Слайд 8
Самопроверка Глазки – бисер, лапки – врозь, Лапки – боком, лапки – вкось.
Слайд 9
Дом домик Рыба рыбак Тракторист трактор «Хитрые вопросы»
Слайд 10
Проверьте себя! Б Б А Б Оценка
Слайд 11
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось… Рефлексия
Слайд 12
Благодарю за урок!
Тест по теме «Что такое суффикс?»
Выбери верный ответ.
- А) Суффикс – часть предложения.
Б) Суффикс – часть слова.
В) Суффикс – слово.
2. А) Суффикс стоит перед корнем.
Б) Суффикс стоит после корня перед окончанием.
3. А) Суффикс служит для образования новых слов.
Б) Суффикс служит для красоты.
В) Суффикс служит для связи слов в предложении.
4. Укажи слово с суффиксом –к-.
А) мак
Б) лапка
В) язык
Г) картина
5*. Разгадай шараду.
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.
Критерии оценивания:
«5» - выполнено без ошибок
«4» - допустили 1-2 ошибки
«3» - допустили 3 ошибки
Тест по теме «Что такое суффикс?»
Выбери верный ответ.
- А) Суффикс – часть предложения.
Б) Суффикс – часть слова.
В) Суффикс – слово.
2. А) Суффикс стоит перед корнем.
Б) Суффикс стоит после корня перед окончанием.
3. А) Суффикс служит для образования новых слов.
Б) Суффикс служит для красоты.
В) Суффикс служит для связи слов в предложении.
4. Укажи слово с суффиксом –к-.
А) мак
Б) лапка
В) язык
Г) картина
5*. Разгадай шараду.
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.
Критерии оценивания:
«5» - выполнено без ошибок
«4» - допустили 1-2 ошибки
«3» - допустили 3 ошибки
Тест по теме «Что такое суффикс?»
Выбери верный ответ.
- А) Суффикс – часть предложения.
Б) Суффикс – часть слова.
В) Суффикс – слово.
2. А) Суффикс стоит перед корнем.
Б) Суффикс стоит после корня перед окончанием.
3. А) Суффикс служит для образования новых слов.
Б) Суффикс служит для красоты.
В) Суффикс служит для связи слов в предложении.
4. Укажи слово с суффиксом –к-.
А) мак
Б) лапка
В) язык
Г) картина
5*. Разгадай шараду.
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.
Критерии оценивания:
«5» - выполнено без ошибок
«4» - допустили 1-2 ошибки
«3» - допустили 3 ошибки
Задание № 4
Ответьте на вопросы:
- Что такое суффикс?
- Где стоит суффикс?
- Для чего он служит?
Допишите правило.
Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов.
Задание № 5
Составьте алгоритм.
- Подобрать _________________ слова.
- Найти ________, ___________.
- Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.
Задание № 4
Ответьте на вопросы:
- Что такое суффикс?
- Где стоит суффикс?
- Для чего он служит?
Допишите правило.
Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов.
Задание № 5
Составьте алгоритм.
- Подобрать _________________ слова.
- Найти ________, ___________.
- Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.
Задание № 4
Ответьте на вопросы:
- Что такое суффикс?
- Где стоит суффикс?
- Для чего он служит?
Допишите правило.
Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов.
Задание № 5
Составьте алгоритм.
- Подобрать _________________ слова.
- Найти ________, ___________.
- Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.
Задание № 4
Ответьте на вопросы:
- Что такое суффикс?
- Где стоит суффикс?
- Для чего он служит?
Допишите правило.
Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов.
Задание № 5
Составьте алгоритм.
- Подобрать _________________ слова.
- Найти ________, ___________.
- Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.
Предлагается продолжить фразу.
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Предлагается продолжить фразу.
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Предлагается продолжить фразу.
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Предлагается продолжить фразу.
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Предлагается продолжить фразу.
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Предлагается продолжить фразу.
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Задание № 1
Записать пословицу в тетрадь, подчеркнуть грамматическую основу, разобрать предложение по частям речи.
Знания делают человека сильным.
Задание № 2
Найти слова с приставками, выписать их в тетрадь, выделить приставки.
Разлитую воду не соберёшь.
Задание № 1
Записать пословицу в тетрадь, подчеркнуть грамматическую основу, разобрать предложение по частям речи.
Знания делают человека сильным.
Задание № 2
Найти слова с приставками, выписать их в тетрадь , выделить приставки.
Разлитую воду не соберёшь.
Задание № 3 Прочитать стихотворение, найти однокоренные слова и выписать их.
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж – отец, ежиха – мать
И ребёнок – ёжик.
(С.Я. Маршак)
Выделить корень, окончание и суффикс в словах.
Задание № 3 Прочитать стихотворение, найти однокоренные слова и выписать их.
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж – отец, ежиха – мать
И ребёнок – ёжик.
(С.Я. Маршак)
Выделить корень, окончание и суффикс в словах.
Задание № 3 Прочитать стихотворение, найти однокоренные слова и выписать их.
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж – отец, ежиха – мать
И ребёнок – ёжик.
(С.Я. Маршак)
Выделить корень, окончание и суффикс в словах.
Задание № 6
Ответить на «Хитрые вопросы»:
- Как большой дом превратить в маленький?
- Можно ли рыбу превратить в человека?
- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину?
Задание № 6
Ответить на «Хитрые вопросы»:
- Как большой дом превратить в маленький?
- Можно ли рыбу превратить в человека?
- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину?
Задание № 6
Ответить на «Хитрые вопросы»:
- Как большой дом превратить в маленький?
- Можно ли рыбу превратить в человека?
- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину?
Задание № 6
Ответить на «Хитрые вопросы»:
- Как большой дом превратить в маленький?
- Можно ли рыбу превратить в человека?
- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину?
Задание № 6
Ответить на «Хитрые вопросы»:
- Как большой дом превратить в маленький?
- Можно ли рыбу превратить в человека?
- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину?
Задание № 6
Ответить на «Хитрые вопросы»:
- Как большой дом превратить в маленький?
- Можно ли рыбу превратить в человека?
- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину?
Приложение 9
Предлагается продолжить фразу.
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Новые подходы в обучении младших школьников русскому языку"
Строя урок, необходимо определить не только то, какие знания должны быть усвоены на уроке, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке....
Методы проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе. Безударные гласные в корне слова.
Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы сделать ученика не только объектом обучения, пассивно воспринимающим информацию, но и активным суб...
«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»
практические приемы использования технологии проблемного обучения...
Мастер-класс на тему «Технология проблемного обучения на уроках русского языка»
Цель: показать эффективность технологии проблемного обучения.Задачи: -показать практическую значимость проблемно-диалогического метода;-создание условий для развития творческой деятельност...
Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс.
Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс....
Технология проблемного обучения на уроках русского языка в начальных классах
Проблемное обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающий развитие каждого обучающегося, ключом к успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересн...
разработка методической темы "Технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы как средство повышения познавательной активности младших школьников"
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней. В настоящее время существует острая социальная потребность в тв...