Антонимы и синонимы
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinonimy_i_antonimy.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

2 этап

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

Тема урока        «Антонимы и синонимы»        Класс        3

Цель фрагмента урока:         Способствовать развитию умения распознавать в речи многозначные слова, антонимы, синонимы, слова в прямом и переносном значениях, обогащению речи учащихся

Задачи фрагмента урока:

Дидактические:         обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи; расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;

Развивающие:         развивать память;

Воспитательные:         воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные: получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные:        

Регулятивные УУД:

- выполнять самопроверку учебного задания;

- выполнять взаимопроверку при работе в группе, паре.

Познавательные УУД:

- раскрывать значение понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы», использовать их в активном словаре;

- определять отличия синонимов, антонимов, омонимов и обосновывать своё мнение.

Коммуникативные УУД:

- формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности;

Личностные:        имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности
(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование (интерактивная доска, карточки…)

Организационно-мотивационный

включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Словесный

- Ребята, я очень рада видеть вас.

Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас!

Дети друг другу улыбаются и садятся за парты

Ф

Постановка учебной задачи

повторение изученного материала, подведение под тему урока

Словесный

Наглядный

Частично-поисковый

- Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправимся в путешествие по морю слов. Оно огромно. В нем множество островов. Но мы сможем попасть не на все острова. А на каких островах мы сегодня побываем, вам предстоит сейчас узнать. А чтобы это узнать, нам необходимо справится с первым заданием.

Задание №1

- «Допиши словечко»

- Для того, чтобы добраться к первому острову необходимо пройти испытание.

- У вас на столе лежит кроссворд, вам необходимо продолжить пословицу и вписать слова в клеточки, тем самым назвать тему нашего урока. Вопросы для групп одинаковы. Готовы? Работаем под девизом :

«Не спеши языком, а торопись делом»

- Я зачитываю пословицы, а вы посовещавшись в команде, записываете ответ.

  1. Кто хочет много знать, тому надо мало ::.(СПАТЬ)
  2. Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)
  3. Правда в огне не горит и в воде не ::.(ТОНЕТ)
  4. Корень учения горек, да плод его ::.(СЛАДОК)
  5. Один за всех и все за ::. (ОДНОГО)
  6. Нет друга - ищи, а нашёл - ::.. (БЕРЕГИ)
  7. Родная сторона - мать, а чужая - :::(МАЧЕХА)
  8. Худой мир лучше доброй :::(ССОРЫ)

- Команды, прочитайте слово, которое у вас получилось. (Синонимы. Антонимы)

- Какая цель нашего урока?

Выполняют задание.

Формулирует тему и цель урока.

Ф

Г

Интерактивная доска, карточки

Открытие нового знания

систематизировать уже полученных знаний об антонимах и синонимах.

организовать практическую работу с целью расширений знаний об антонимах и синонимах, развивать умения применять новые знания при решении учебно-практических задач.

Словесный

Наглядный

Частично-поисковый

Репродуктивный

Я даю 1 минуту парам, на то, что бы вы вспомнили всё, что знаете о синонимах, и об антонимах.

Итак, корабли готовы к путешествию? Тогда отправляемся в путь! Пожелаем друг другу удачи.

Остров «Синонимы»

1) Первая остановка у нас на острове “Синонимы”.

- Запишите слова парами, найдите лишнее слово.

ОГОНЬ ДЫМ ПЛАМЯ 

АЛФАВИТ АЗБУКА ЧИСТОПИСАНИЕ

ШАЛУН ТИХОНЯ ОЗОРНИК

- Будут ли эти слова синонимы? Почему?

- Пары слов, которые вы оставили, и будут являться синонимами.

- Какие слова называются синонимами?

Интересные были слова,

Но в дорогу нам пора.

А что это за слова:

День – ночь, холод – жара.

Что вы заметили, друзья?

- Такие слова называются антонимы. Итак, мы с вами прибыли на остров “Антонимы”.

- Какие антонимы здесь скрываются?

- Теперь поработаем в группах. Но для начала вспомним правила работы в группе и правила работы с оборудованием.

- Ваша задача распределить пары слов в столбик антонимы и синонимы.

- На пути остров «Отдых».

Физминутка

- Лишнее слово дым, так как огонь и пламя одно и тоже, только по-разному названы.

- Лишнее слово чистописание.

- Лишнее тихоня

- Да, у них одно значение.

- Это слова с одинаковым значением, но разные по звучанию.

- У этих слов противоположные значения.

- Маленький – большой, белый – чёрный, сильный – слабый, толстый – худой

Выполняют работу и проверяют

Повторяют движения за учителем.

П

Ф

Г

Интерактивная доска

Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой)

выявить проблемы осмысления изученного материала, для дальнейшей коррекции.

Практический

Мы хорошо поработали, а теперь на Продолжаем путешествие. И вот остров «Гавань».Поработаем самостоятельно

«Заполни таблицу»

слово

синоним

антоним

огромный

труд

радостная

- А теперь обменяйтесь карточками и проверьте друг друга по эталону (документ камера)

Наше путешествие закончилось и мы подводим итоги.

Выполняют задание.

Взаимопроверка

И

Интерактивная доска, документ-камера, карточки

Итог урока. Рефлексия

Цель – осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Словесный

Наглядный

- Мы сегодня на уроке говорили о словах, а точнее об их значении. А раздел русского языка, который изучает слова и их значения называется ЛЕКСИКА.

- Кому понравилось путешествие, которое мы совершили сегодня на уроке?

- Как вы считаете, всё ли сегодня узнали о лексике?

- Какая тема урока у нас была? Цель?

- Что такое антонимы?

- Что такое синонимы?

- Предлагаю оценить себя и свою работу на смарт доске с помощью лестницы успеха.

Спасибо за урок.

Подводят итоги.

Самооценка.

Ф

И

Интерактивная доска

Студент допущен к проведению фрагмента урока в соответствии с настоящей технологической картой.

Руководитель практики (наставник) _____________________ /________________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена прилагательные - антонимы и синонимы

Презентация к уроку русского языка в занимательной форме. Можно использовать по любой программе....

Антонимы. Ребусы. Синонимы.

Материал для уроков русского языка и кружковой работе по предмету....

Сценарий урока антонимы и синонимы

   Задачи урока:  актуализировать умения различать синонимы и  антонимы и обосновывать своё мнение.·         развитие навыков нахожде...

Применение антонимов и синонимов в словарной работе на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

В данной статье описывается, как эффективно применять антонимы и синонимы для развития речи учащихся....

мастер-класс на тему "Я открымаю мир антонимов и синонимов"

мастер-класс на "Педагогические чтения"...