Применение антонимов и синонимов в словарной работе на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.
статья (2, 3 класс) на тему

В данной статье описывается, как эффективно применять антонимы и синонимы для развития речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_antonimov_i_sinonimov.docx13.32 КБ

Предварительный просмотр:

Применение  антонимов и синонимов в словарной работе на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

   Словарная работа осуществляется на каждом уроке русского языка и чтения с целью, чтобы слово было правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками, вошло бы в активный словарь и употреблялось самостоятельно в нужной обстановке. Одним из приемов для достижения этой цели является применение антонимов и синонимов на уроках.

   Работа с синонимами направлена на осознание младшими школьниками лексического значения слов, формирование умений точно употреблять слова при выполнении творческих устных и письменных работ, чтобы избежать повторов в речи. Упражнения для введения синонимов разнообразны. Приведу некоторые из них.

1.Подбери слова, близкие по смыслу. Придумай предложения с этими словами.

Враг-противник, неприятель.

Гнев- ярость.

Грустить- горевать, печалиться.

2.Выбери одно из близких по смыслу слов.

Наступило ( знойное, теплое, горячее, жаркое ) лето. Лес ( ожил, проснулся ). Над вершинами его деревьев ( голубое, лазурное ) небо.

3.Замени повторяющиеся имена прилагательные близкими по смыслу.

Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.

Слова: трусливые, робкие.

   Работа с антонимами обогащает речь учащихся, учит сравнивать, сопоставлять предметы, явления, поступки, делать выводы. «Школьный словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова может служить основным дидактическим материалом в этой работе.

   Очень богаты антонимами пословицы и поговорки, которые обладают большой выразительной силой. Работа с ними приобретает глубокий характер, если учащиеся размышляют, почему в данных пословицах использованы антонимы. Приведу некоторые упражнения.

1.Прочитай пословицы, найди слова, противоположные по смыслу. Объясни смысл пословиц.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Знай больше, а говори меньше.

Не бойся друга умного, а бойся друга глупого.

2.Вставь пропущенное слово.

Доброго чтут, а ( злого, сердитого, недоброго ) не жалуют.

Ленивый к работе, а ( трудолюбивый, ретивый, прилежный ) к обеду.

3. Сопоставь два явления в сочинении « Наш парк весной и осенью».

4.Загадки в стихах.

Я антоним к слову зной,        

Я в реке, в тени густой

И в бутылках лимонада,

 А зовут меня ( прохлада ).

   Постоянная, последовательная, продуманная словарная работа способствует развитию познавателоной активности, самостоятельности, творческого мышления учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения словарной работы на уроках русского языка и литературного чтения в СКОУ VII вида (младшего школьного возраста).

В словарной работе главное внимание уделяется смысловой, семантической стороне слова. Работа над словарными словами с детьми с ЗПР оказывает подлинно развивающее обучение. Словарная работа, которая на...

Работа с антонимами на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

ВведениеАнтонимы, или слова с противоположным смыслом, стали предметом лингвистического анализа сравнительно недавно, и интерес к изучению русской антонимии заметно возрастает. Об этом свидетельствует...

"Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах"

Формы, методы и приёмы работы с текстом  на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...

Статья. Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

Развитие речи учащихся- одна из важнейших задач, которая стоит перед педагогом....

Приемы функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах

Приемы формирования функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка и литературного чтения  в начальных классах...

Формирование речевой культуры младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах. (из опыта работы)

в начальной школе дети начинают осваивать общепринятые нормы устного и письменного литературного языка, учатся применять языковые средства в различных условиях общения. Роль учителя заключается в том,...