Применение антонимов и синонимов в словарной работе на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.
статья (2, 3 класс) на тему
В данной статье описывается, как эффективно применять антонимы и синонимы для развития речи учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_antonimov_i_sinonimov.docx | 13.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение антонимов и синонимов в словарной работе на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.
Словарная работа осуществляется на каждом уроке русского языка и чтения с целью, чтобы слово было правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками, вошло бы в активный словарь и употреблялось самостоятельно в нужной обстановке. Одним из приемов для достижения этой цели является применение антонимов и синонимов на уроках.
Работа с синонимами направлена на осознание младшими школьниками лексического значения слов, формирование умений точно употреблять слова при выполнении творческих устных и письменных работ, чтобы избежать повторов в речи. Упражнения для введения синонимов разнообразны. Приведу некоторые из них.
1.Подбери слова, близкие по смыслу. Придумай предложения с этими словами.
Враг-противник, неприятель.
Гнев- ярость.
Грустить- горевать, печалиться.
2.Выбери одно из близких по смыслу слов.
Наступило ( знойное, теплое, горячее, жаркое ) лето. Лес ( ожил, проснулся ). Над вершинами его деревьев ( голубое, лазурное ) небо.
3.Замени повторяющиеся имена прилагательные близкими по смыслу.
Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.
Слова: трусливые, робкие.
Работа с антонимами обогащает речь учащихся, учит сравнивать, сопоставлять предметы, явления, поступки, делать выводы. «Школьный словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова может служить основным дидактическим материалом в этой работе.
Очень богаты антонимами пословицы и поговорки, которые обладают большой выразительной силой. Работа с ними приобретает глубокий характер, если учащиеся размышляют, почему в данных пословицах использованы антонимы. Приведу некоторые упражнения.
1.Прочитай пословицы, найди слова, противоположные по смыслу. Объясни смысл пословиц.
Корень ученья горек, да плод его сладок.
Знай больше, а говори меньше.
Не бойся друга умного, а бойся друга глупого.
2.Вставь пропущенное слово.
Доброго чтут, а ( злого, сердитого, недоброго ) не жалуют.
Ленивый к работе, а ( трудолюбивый, ретивый, прилежный ) к обеду.
3. Сопоставь два явления в сочинении « Наш парк весной и осенью».
4.Загадки в стихах.
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня ( прохлада ).
Постоянная, последовательная, продуманная словарная работа способствует развитию познавателоной активности, самостоятельности, творческого мышления учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения словарной работы на уроках русского языка и литературного чтения в СКОУ VII вида (младшего школьного возраста).
В словарной работе главное внимание уделяется смысловой, семантической стороне слова. Работа над словарными словами с детьми с ЗПР оказывает подлинно развивающее обучение. Словарная работа, которая на...
Игровые технологии на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах
Доклад на педсовет...
Работа с антонимами на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
ВведениеАнтонимы, или слова с противоположным смыслом, стали предметом лингвистического анализа сравнительно недавно, и интерес к изучению русской антонимии заметно возрастает. Об этом свидетельствует...
"Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах"
Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...
Статья. Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.
Развитие речи учащихся- одна из важнейших задач, которая стоит перед педагогом....
Приемы функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах
Приемы формирования функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...
Формирование речевой культуры младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах. (из опыта работы)
в начальной школе дети начинают осваивать общепринятые нормы устного и письменного литературного языка, учатся применять языковые средства в различных условиях общения. Роль учителя заключается в том,...