мастер-класс на тему "Я открымаю мир антонимов и синонимов"
методическая разработка по теме

Тишакова Наталья Александровна

мастер-класс на "Педагогические чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Перелюбского муниципального района Саратовской области

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М.М. Рудченко с. Перелюб

Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Педагогические чтения

 

Мастер-класс

Тема «Я открываю мир антонимов и синонимов»

                                                                  Выполнила учитель начальных классов

                                                          Тишакова Наталья Александровна

                                    Образование: высшее

                   Стаж: 6 лет

                            Дата: 21.04.2017

          Как приятно видеть и слушать интересно рассказывающего человека.  К сожалению, сейчас в окружающей наших детей среде очень мало источников качественного языка. Как показывают исследования, в настоящее время словарный запас детей ограниченный. Он содержит малое количество синонимов и антонимов, в результате чего речь детей бедная и неточная.

       Какой выход? Эту среду надо создать.

       Русский язык – это путь к познанию, мышлению, развитию. Он несёт в себе возможности творческого обогащения. Чем богаче словарный запас человека, тем боле точно и выразительно он оформляет свою мысль. Поэтому лексическая работа очень важна на уроках русского языка. Она заключается в обогащении, уточнении и активизации словаря, устранении нелитературных слов. Ограниченное употребление детьми в речи синонимов, антонимов, омонимов, метафор и т.д. говорит об отсутствии выразительности и эмоциональности речи.

        Бедность словарного запаса ребенка вызывает у него затруднения при написании сочинений, описании и сравнении заданных объектов. Одна из задач учителя – работать над обогащением словаря учащихся. Знакомство с синонимами и антонимами является составной частью этой деятельности.  

       Но что мы наблюдаем, проанализировав учебники русского языка начальной школы? На изучение антонимов и синонимов в начальной школе отводится скромное место. Что делать? Я думаю, что каждый учитель может сам создать целую серию самых разнообразных заданий, тем самым значительно расширяя словарный запас детей и уже только этим ускоряя их мышление. Это как минимум. 

          Приведу наиболее яркие и интересные упражнения из своей  работы.

Начнем с антонимов.

        Работа над антонимами или как их ещё называют словами-неприятелями, начинается ещё в дошкольном возрасте. В начальной школе даётся определение, что такое антонимы, и проводятся упражнения по подбору антонимов к различным словам. В своей работе я применяю различные игры и упражнения по этой теме. Очень интересны для детей презентации, где в игровой форме они закрепляют полученные знания.

           Хороший результат для ума и речи дают словесные игры, например, когда ищем антонимы к слову

«Угадай сказку»

(учитель предлагает название сказок — антоним, а дети должны угадать истинное название):

«Василиса Безобразная», «Мужчина с ногу», «Трусливый портной», «Прекрасный лебедь», «Пес без сапог», «Федорова радость».

                                         Игра «Перевертыши»
       В известных пословицах слова поменяли на антонимы или на не схожие по смыслу слова. Попробуйте восстановить эти пословицы.
Счастье перемещается кучами.

Уйти от новой стиральной машины.     (Остаться у разбитого корыта)

Лысина – мужское безобразие.             (Коса-девичья краса)

От смелости затылок мал.                    (У страха глаза велики)

Чужие ботинки дальше от ног.            (Своя рубаха ближе к телу)

На милиционере валенки мокнут.    (На воре шапка горит)

Ниже пяток не опустишься.                (Выше головы не прыгнешь)  

Курица кабану подружка.                  (Гусь свинье не товарищ)

Ложь уши ласкает.                                (Правда глаза колет)

Счастье перемещается кучами.           (Беда не ходит одна)

                                                «Собери слово»

Нужно подобрать к данным словам антонимы, чтобы по вертикали из начальных букв получилось слово.

1-  вариант                                       

короткий – длинный

крохотный – огромный

черный – белый

густой – редкий

тупой – острый

светлый – темный

неряшливый - аккуратный

2 – вариант

старость – молодость

вечер – утро

ночь – день

закат – рассвет

весна – осень
трусость –
смелость

шум – тишина

        + ь

«Закончи предложение и назови слова-антонимы»

Инструкция. "Мы с тобой будем придумывать предложения: я придумаю начало, а ты - конец".

  1. комар маленький, а слон...;
  2. пушинка легкая, а камень...;
  3. горчица горькая, а сахар...;
  4. куст низкий, а дерево...;
  5. компот холодный, а суп...;
  6. сметана густая, а молоко...;
  7. ручеек узкий, река...;
  8. ночью темно, а днем...;
  9. сахар сладкий, а лимон…;
  10. ходят ногами, а бросают…

            А для того чтобы сделать речь точнее, ярче, образнее, мы прибегаем к помощи синонимов. Для работы с синонимами я также использую презентации, в которых дети учатся подбирать слова одинаковые по значению.  

         Для работы с синонимами существует множество словесных игр, таких как:

«Скажи похоже»

Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры.

1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.

 -  Думать - ....(размышлять), открыть - ..... (отворить), отыскать - ... (найти), зябнуть - ... (мерзнуть), поразить - ... (удивить), шалить - ... (баловаться), забавлять - .... (развлекать), прощать - ...(извинять), звать - ... (приглашать), реветь - ... (плакать), мчаться - ... (нестись), вертеться - ... (крутиться), опасаться - ... (бояться), бросать - .... (кидать).

2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.

 - Этот дом большой, а этот....  (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем .... (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем  ..... (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка ..... (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня ..... (жаркий).

Расположить синонимы по возрастающей

или убывающей степени какого – либо признака:

Проследить, как нарастает сила гнева:

Гнев, злость ,раздражение, бешенство, ярость.

Слова данного ряда расположить по степени убывания признака:

Огромный, гигантский, большой, крохотный, маленький.

Закончите четверостишие словом,

близким по значению слову, данному в скобках.

  • Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от (работы)

  • Золотистые копны соломы

На токах колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу (торопятся)

  • Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникшие ели

Зелень мрачную (берегут)

  • С развеселой звонкой песней

Мы идем на лыжный кросс.

Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас …. (мороз)

  • Веселый вестник ливней вешних,

Промчался в небе первый гром,

И вот открыл глаза подснежник

И озирается … (кругом)

       Работу по развитию речи необходимо проводить не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Я изготовила 2 комплекта карточек по темам синонимы и антонимы. Дети с удовольствием закрепляют свои знания на переменах.

        Не жалейте времени на полезное дело. Возможно, сначала будет трудно.  Но дорогу, как говорится, осилит идущий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ «Исследовательская деятельность учащихся начальных классов»

1-ый шаг. Презентация педагогического опыта: краткое обоснование основных идей опыта.   2-ой шаг. Определение основных приёмов работы, которые учитель будет демонстрировать слушателям 3...

Конспект мастер-класса по ИЗО, тема «Подарки весне»

Ресурсный материал: пластилин, стека, досточка, влажные салфетки, акварельные краски,  2 кисточки в подставке (толстая и тонкая), стаканчик с водой, цветные мелки, цветная бумага, листы для рисов...

Мастер –класс по математике. Тема: абак - эффективный инструмент формирования навыка счета.

Наглядность, чувственное восприятие, и практическая деятельность детей являются основой осознанного усвоения знаний, лучшим средством развития детей. В качестве такого наглядного материала я ис...

Презентация-тренажёр к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Имя прилагательное. Антонимы и синонимы"

На каждом из основных этапов урока тренажёр предлагает разнообразные виды заданий, помогающих детям проверить, скорректировать и оценить свои знания по данной теме....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Имя прилагательное. Антонимы и синонимы"

Данная тема изучается детьми все четыре года обучения в начальной школе, сначала на примере имён существительных, потом добавляется глагол, и только в четвёртом классе более основательно рассматривают...

Мастер-класс для родителей. Тема: «Домашний театр за 5 минут»

Все начинается с детства. Какое оно у ваших детей? Вы об этом задумывались? Ведь это важно — что ребенка окружает в детские годы. Игра в театр – как средство общения с ребенком дома.Цель....

Мастер-класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе"

Мастер класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе" на примере урока по теме "Органы чувств"...