Русский язык. Тема урока: Слог как минимальная произносительная единица.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Лемайкина Ольга Викторовна

Тема урока:  Слог как минимальная произносительная единица.

Цели деятельности учителя: Формировать умения различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги.

Задачи: формирование умения на основе анализа делать выводы;

формировать умение делить на слоги, устанавливать аналогии, составлять слова;

формировать умение участвовать в диалоге; формирование умения организовывать работу в  парах.

 

Ход урока.

I.Организационный момент.

Приветствие гостей

– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Как гостеприимные хозяева вначале окажем нашим гостям внимание.

 

Дети читают стихи

Мы рады приветствовать вас в нашем классе!

Возможно есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло

Пусть будет уютно и очень легко.

Приветствие детям:

- А нам, ребята, нужно настроиться на работу:

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Давайте сочиним урок!?

II. Основная часть.

1.Чистописание.

- На доске у меня записаны буквы. Назовите их.  На какие бы группы вы их разделили?  (На гласные и согласные)  Карточка: Э, ы, О, Н, У, А, И.

А ещё? (На заглавные (прописные)  и маленькие (строчые)

- Давайте расположим буквы в алфавитном порядке и запишем их.

- Откройте тетрадочки. Запишите число. Классная работа.

- Ребята, обратите внимание на свою посадку. Правильно поставьте ноги, ровно держите спинку.

- Пожалуйста, ваши предложения. Расположим буквы в алфавитном порядке.

А, И, Л, О ,У ,ы, Э.

Какая буква лишняя? (л и ы)  (Буква ы только строчная. С этой буквы нет слов, не начинается ни одно слово)

Дайте мне характеристику звукам, которые обозначаются буквой  л.

Буква эл даёт два звука л, ль. Дайте мне характеристику звукам. (согласный, звонкий, твёрдый. непарный)

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Планирование деятельности.

- Прочитайте, что написано на карточке.

 (Карточка: сос дом липа  на чи гра машина)

 Распределите карточки на две группы.

 - Прочитайте, что вы отнесли к первой группе? ( Слова).

- Докажите, что это слова. ( Слово имеет смысл, к нему можно задать вопрос)

- Что вы отнесли ко второй группе? ( Слоги: ве, на, сос, ник, то, ле)

- Чем слова отличаются от слогов? (У слова есть смысл, а у слога нет.)  Что можно поставить к слову?  (Вопрос) Слова имеют смысл и лексическое значение. А слог не имеет смысла.

- Из чего состоят слова?

Какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Слово и слог)

- А чем мы будем заниматься на уроке, какую цель мы поставим перед собой? Если слова состоят из слогов…?

(Делить слова на слоги и находить отличие между словом и слогом).

3.Совместное открытие новых знаний.

Запишем с вами слова в тетрадь: Дом, липа, машина. (запись на доске)

-Какие опасные места встречаются в словах?

Следим за осанкой

- Ребята, возьмите красный карандаш и отметьте гласные буквы.

 (У доски магнитиками)

- Выразите своё мнение правильно ли сделал … (согласие или не согласие).

- А теперь разделите слова на слоги. ( к доске )

- Выразите своё согласие.

- Сколько гласных в слове дом, а слогов, сколько гласных в слове липа, а слогов и т.д

- Сделайте вывод (Сколько гласных столько и слогов в слове)

- Давайте проверим, правильный ли мы с вами сделали вывод. Откройте учебники стр. 32, найдите высказывание мудрой совы.

- А как ещё мы можем определить количество слогов в слове?

Давайте поиграем. Я буду называть слова и слоги. Если вы услышите слово, хлопайте в ладоши, а если слог топните ножкой

4. Работа по учебнику.

- Упражнение 2 в учебнике на с.32. Прочитайте слова по цепочке и определите в них количество слогов любым способом. (Ответы учеников) Как ты определил количество слогов в слове? (Слайд 14)

- Как называются слова, которые состоят из одного слога? (односложные)

- Как называются слова, которые состоят из двух слогов? (двусложные)

 Какие слова мы называем трёхсложными? (Слова, которые состоят из трёх слогов, называются трёхсложными.)

Найдите такие слова в данном упражнении. Назовите их. (Берёза, крапива)

- Запишите данные слова к себе в тетрадь, выделите  гласные звуки,  карандашом разделите их на слоги. Кто уверен, что сделал правильно, нарисуйте кружок на полях зелёным карандашом, кто сомневается жёлтым и кто не справился  красным.

5. Физкультминутка

6.Закрепление.

1) Работа над  предложением

- Посмотрите на слайд. Прочитайте.  Что это?  (Слова) Составьте  предложение, используя слова. (берёзы, Над, шумят, рекой.)

Над рекой шумят берёзы.

- Докажите  мне, что это предложение. (Слова в предложение связаны по смыслу)

-  Что выражает предложение?

- Сколько слов в этом предложение?

Запись предложения в тетрадь с комментированием.

2) Работа в парах

   На листочках слова. Найдите и подчеркните слова – где первый звук  в слове мягкий. Прочитайте мне эти слова.

Верба, проталинки, чаща, грачи,  тюльпан, енот, солнышко, нарцисс.

Запись слов в тетрадь. Деление на слоги.  (выделение гласных букв)

-Ребята,  скажите,  сколько звуков может быть в слоге?

Слог может состоять: из одного гласного звука, из одного гласного и одного согласного звука, из нескольких согласных  звуков и одного гласного.

Без чего не может состоять слог?

7.Итог урока

-Как определить сколько слогов в слове?

- Какие бывают слова?

- Чем слово отличается от слога?

8.Рефлексия

- Выберете смайлик нужного цвета и покажите мне, как вы оцениваете свою работу на уроке.

- А мне очень понравилось, как работали… (назвать фамилии).

- Я тоже думаю, что урок наш цели своей достиг. Вы все молодцы и очень хорошо потрудились.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Слог как минимальная произносительная единица.

Цели деятельности учителя: Формировать умения различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги.

Задачи: формирование умения на основе анализа делать выводы;

формировать умение делить на слоги, устанавливать аналогии, составлять слова;

формировать умение участвовать в диалоге; формирование умения организовывать работу в  парах.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Приветствие гостей

– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Как гостеприимные хозяева вначале окажем нашим гостям внимание.

Дети читают стихи

Мы рады приветствовать вас в нашем классе!

Возможно есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло

Пусть будет уютно и очень легко.

Приветствие детям:

- А нам, ребята, нужно настроиться на работу:

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Давайте сочиним урок!?

II. Основная часть.

1.Чистописание.

- На доске у меня записаны буквы. Назовите их.  На какие бы группы вы их разделили?  (На гласные и согласные)  Карточка: Э, ы, О, Н, У, А, И.

А ещё? (На заглавные (прописные)  и маленькие (строчые)

- Давайте расположим буквы в алфавитном порядке и запишем их.

- Откройте тетрадочки. Запишите число. Классная работа.

- Ребята, обратите внимание на свою посадку. Правильно поставьте ноги, ровно держите спинку.

- Пожалуйста, ваши предложения. Расположим буквы в алфавитном порядке.

А, И, Л, О ,У ,ы, Э.

Какая буква лишняя? (л и ы)  (Буква ы только строчная. С этой буквы нет слов, не начинается ни одно слово)

Дайте мне характеристику звукам, которые обозначаются буквой  л.

Буква эл даёт два звука л, ль. Дайте мне характеристику звукам. (согласный, звонкий, твёрдый. непарный)

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Планирование деятельности.

- Прочитайте, что написано на карточке.

 (Карточка: сос дом липа  на чи гра машина)

 Распределите карточки на две группы.

 - Прочитайте, что вы отнесли к первой группе? ( Слова).

- Докажите, что это слова. ( Слово имеет смысл, к нему можно задать вопрос)

- Что вы отнесли ко второй группе? ( Слоги: ве, на, сос, ник, то, ле)

- Чем слова отличаются от слогов? (У слова есть смысл, а у слога нет.)  Что можно поставить к слову?  (Вопрос) Слова имеют смысл и лексическое значение. А слог не имеет смысла.

- Из чего состоят слова?

Какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Слово и слог)

- А чем мы будем заниматься на уроке, какую цель мы поставим перед собой? Если слова состоят из слогов…?

(Делить слова на слоги и находить отличие между словом и слогом).

3.Совместное открытие новых знаний.

Запишем с вами слова в тетрадь: Дом, липа, машина. (запись на доске)

-Какие опасные места встречаются в словах?

Следим за осанкой

- Ребята, возьмите красный карандаш и отметьте гласные буквы.

 (У доски магнитиками)

- Выразите своё мнение правильно ли сделал … (согласие или не согласие).

- А теперь разделите слова на слоги. ( к доске )

- Выразите своё согласие.

- Сколько гласных в слове дом, а слогов, сколько гласных в слове липа, а слогов и т.д

- Сделайте вывод (Сколько гласных столько и слогов в слове)

- Давайте проверим, правильный ли мы с вами сделали вывод. Откройте учебники стр. 32, найдите высказывание мудрой совы.

- А как ещё мы можем определить количество слогов в слове?

Давайте поиграем. Я буду называть слова и слоги. Если вы услышите слово, хлопайте в ладоши, а если слог топните ножкой

4. Работа по учебнику.

- Упражнение 2 в учебнике на с.32. Прочитайте слова по цепочке и определите в них количество слогов любым способом. (Ответы учеников) Как ты определил количество слогов в слове? (Слайд 14)

- Как называются слова, которые состоят из одного слога? (односложные)

- Как называются слова, которые состоят из двух слогов? (двусложные)

 Какие слова мы называем трёхсложными? (Слова, которые состоят из трёх слогов, называются трёхсложными.)

Найдите такие слова в данном упражнении. Назовите их. (Берёза, крапива)

- Запишите данные слова к себе в тетрадь, выделите  гласные звуки,  карандашом разделите их на слоги. Кто уверен, что сделал правильно, нарисуйте кружок на полях зелёным карандашом, кто сомневается жёлтым и кто не справился  красным.

5. Физкультминутка

6.Закрепление.

1) Работа над  предложением

- Посмотрите на слайд. Прочитайте.  Что это?  (Слова) Составьте  предложение, используя слова. (берёзы, Над, шумят, рекой.)

Над рекой шумят берёзы.

- Докажите  мне, что это предложение. (Слова в предложение связаны по смыслу)

-  Что выражает предложение?

- Сколько слов в этом предложение?

Запись предложения в тетрадь с комментированием.

2) Работа в парах 

   На листочках слова. Найдите и подчеркните слова – где первый звук  в слове мягкий. Прочитайте мне эти слова.

Верба, проталинки, чаща, грачи,  тюльпан, енот, солнышко, нарцисс.

Запись слов в тетрадь. Деление на слоги.  (выделение гласных букв)

-Ребята,  скажите,  сколько звуков может быть в слоге?

Слог может состоять: из одного гласного звука, из одного гласного и одного согласного звука, из нескольких согласных  звуков и одного гласного.

Без чего не может состоять слог?

7.Итог урока

-Как определить сколько слогов в слове?

- Какие бывают слова?

- Чем слово отличается от слога?

8.Рефлексия

- Выберете смайлик нужного цвета и покажите мне, как вы оцениваете свою работу на уроке.

- А мне очень понравилось, как работали… (назвать фамилии).

- Я тоже думаю, что урок наш цели своей достиг. Вы все молодцы и очень хорошо потрудились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока: СЛОГ КАК МИНИМАЛЬНАЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ ЕДИНИЦА

Подробный консект урока с приложением. УМК "Школа России" 1 класс. Русский язык....

Конспект урока Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги....

Русский язык Тема урока: Слог. Перенос слова.

Цель: продолжить знакомство учащихся с правилами переноса слов и систематизация известных знаний....

Конспект урока «Слог как минимальная произносительная единица»

Технологическая карта урокаТема урока: «Слог как минимальная произносительная единица»Класс: 2вУМК: Школа РоссииТип урока: ОНЗЦель урока: создание условий по расширению знаний о делении сл...

Конспект урока "Слог как минимальная произносительная единица"

Технологическая карта урокаТема урока: «Слог как минимальная произносительная единица»Класс: 2вУМК: Школа РоссииТип урока: ОНЗЦель урока: создание условий по расширению знаний о делении сл...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: «Слог. Учимся переносить слова», УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления обучающихся о понятии “слог”, о правилах переноса слов по слогам с одной строки на другую, умения пере...