Технологическая карта урока: СЛОГ КАК МИНИМАЛЬНАЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ ЕДИНИЦА
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Подробный консект урока с приложением. УМК "Школа России" 1 класс. Русский язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_slog_kak_minmalnaya_proiznositelnaya_edinitsa.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы: СЛОГ КАК МИНИМАЛЬНАЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ ЕДИНИЦА

Автор: Харченко Ирина Юрьевна. ГБОУ лицей № 244, г. Санкт-Петербург.

Тема урока

Слог как минимальная произносительная единица

УМК

«Школа России» 1 класс

Цели деятельности учителя

Формировать первичное представление о слоге как части слова, слогообразующей роли гласных; обучать выделению слогов и обозначению их в слове

Задачи

Формирование умения на основе анализа делать выводы.

Формировать умение прогнозировать тему и содержание урока с помощью ключевых слов

Формировать умение делить на слоги, устанавливать аналогии, составлять слова.

Формировать умение участвовать в диалоге

Формирование умения организовывать работу в  парах

Формировать умение оценивать свою деятельность по предложенным критериям

Формирование умения представлять информацию в виде схемы.

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: различать слово и слог; определять количество слогов в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов; самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов;

получат возможность научиться: наблюдать над слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов.

Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Метод обучения

Частично поисковый

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы  

ИКТ (информационно-коммуникативные технологии; системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Образовательные ресурсы

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник.  – М: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебнику, презентация к уроку,

карточки со словами, карточки с дифференцированными заданиями

Организация пространства

Фронтальная работа,  работа в парах, работа в группах.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент.
Эмоциональное вхождение в урок.

 Приветствие. Организация рабочего места

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

Прозвенел для нас звонок,

Это начался урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись,

Тихо сели

Беседа.
Мотивировка к работе.

Формирование положительного настроя на работу.

Основная часть.

1. Чистописание.

На доске: в, т. с, л, к, е (Слайд3)
– Какую букву будем писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните почему.
– Определите порядок написания букв и элементов шрифта в цепочке: Ее
e, Ее e e, Ее e e e,… Напишите данную цепочку в предложенной последовательности.
– Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.
– Для чего мы каждый урок работаем над чистописанием?

Обсуждение. Нахождение общего признака и исключение лишней буквы.

Определение закономерности и написание элементов.

Взаимопроверка.
Мотивировка деятельности.

Формирование умения на основе анализа делать выводы.
Формирование умения объективно оценить работу своего товарища.
Формирование умения работать в парах.

2. Словарная работа

Даны изображения: утюг, часы, ежевика, иглы, кровать. (слайд 4)
– Сегодня познакомимся со словом, в котором есть буква е. Выделите первую букву в названии каждого изображённого на картинке предмета. Соедините буквы между собой. Какое слово получилось?
(слайд 5)
– Кого можно назвать учеником? Где может учиться такой человек? Дайте полное определение слову
ученик.
Найдите слово
ученик в орфографическом словаре. Напишите его. Какую гласную нужно запомнить?

 

Развивают  речь.

 

Работают со словарём.

Формирование умения работать со справочной литературой.

3. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Планирование деятельности.

– Найдите лишний слог (слайд 7) 

Обоснуйте

– Составьте слова (слайд 8)
– Объясните,  какая взаимосвязь между слогом и словом.
– Откройте учебник на стр.32.  
(слайд 9)

Определите тему урока.

-- Расскажите, что вы знаете о слоге? (слайд10)

– Приведите пример того, где нам нужны подобные знания в жизни.
– Как вы думаете, чему мы будем учиться, изучая тему: «Слово и слог»?
– Давайте составим план, чем будем заниматься.

Знание отличительных характеристик слога и слова.

Анализируют и делают выводы.

Озвучивают практическую необходимость изучения темы.

 

Планируют ход работы.

Формирование умения на основе анализа делать выводы.
Формирование умения ориентироваться в учебнике.
Формирование умения высказывать своё предположение на основе предложенной темы.
Умение планировать свою деятельность.

4. Совместное открытие новых знаний.

– Предложите способ, позволяющий не считая при произнесении выдыхаемых толчков, определить количество слогов.
– Проведите эксперимент для того, чтобы сравнить полученные результаты: один ученик (в паре) определяет количество слогов путём подсчитывания выдыхаемых толчков, а другой – подсчитывая количество гласных в слове.
(слайд 11)
У детей распечатки трёх столбиков слов:
дом           ива             крапива
лист          липа           ученик  
(Приложение 1)
– Сравните результат по первому столбику слов, обменяйтесь мнениями. Затем сравните полученные результаты по второму столбику слов, поделитесь результатом с соседом.
– Обменяйтесь мнениями по результатам работы с третьим столбиком слов.
– В парах обсудите результат работы.
– Сформулируйте свои выводы.

 

 

 

Дети работают в паре. Сравнивают результаты, озвучивают результат.
Развитие умения вести диалог.

Умение высказывать предположения, прогнозирование, доказательство своей точки зрения.
Умение работать в паре, соблюдая правила.
Умение проявлять интеллектуальную активность.
Умение работать по плану. Умение высказывать свою точку зрения и слушать собеседника.
Умение обсуждать полученное путём эксперимента и делать обобщения.
Умение чётко формулировать свои мысли.

Физкультминутка

Звучит музыка
Правила игры: если называется слово – можно выполнять любые движения, если слог – дети замирают.

Выполнение условия игры под музыку.

Умение выполнять действия в соответствии с поставленной задачей.

5. Первичное осмысление и закрепление знаний

– Раскройте особенности определения количества слогов в слове.
– Определите, какая взаимосвязь между делением слов на слоги и понятиями: односложное слово, двусложное и т.д.?
– Выберите наилучший способ определения слогов в слове и объясните свой выбор.
– Откройте учебники на стр.32. Я предлагаю сравнить наши наблюдения с выводом учёных.
(слайд 12)
– Молодцы, вы сами вывели правило. А из чего может состоять слог?
(слайд 13) 
– Какая задача стояла перед нами? Справились с проблемой? У кого есть ещё трудности? Кому нужна помощь?
– Разработайте памятку, позволяющую без ошибок определять односложные, двусложные и т.д. слова.

Развитие монологического высказывания.

Соотнесение своих выводов с выводом авторов учебника («учёных»).

Дети говорят о возможных трудностях.

Самооценка деятельности.

Творческое выполнение задания.

 

Работа в паре.

Формирование умения извлекать информацию из текста учебника и соотносить с собственным выводом.
Формирование умения представлять информацию в виде схемы.
Умение находить взаимосвязь между количеством слогов и их наименованием.
Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале и делать обобщения.

6. Самостоятельное применение новых знаний.

Выберите для самостоятельной работы задание на выбор: (слайд 14)

  1. Разделить слова на слоги.
  2. Разделить слова на столбики по количеству слогов.
  3. Составь слова, используя данные слоги. Определи количество слогов цифрой.

См. приложение 1.

– О чём нужно помнить при выборе задания?                                  

Творческое задание: (слайд 15)

Составь из слогов предложение - скороговорку.

  • Задание на смекалку: отгадай слова (слайд 16)

Дифференцированное выполнение самостоятельной работы.

Работают в группах

Умение делить на слоги.
Умение устанавливать аналогии.
Умение составлять слова.

Умение работать самостоятельно.

Итог урока.
Рефлексия
.

– Чем мы занимались сегодня на уроке?
Закончите предложения: (слайд 17)

-Теперь я точно знаю, что сколько в слове гласных,...

- Мне стало известно, что слог — это ...

- Мне было интересно выполнять …

– Чью работу вы хотели бы отметить?
Объяснение домашнего задания
(слайд 18)

– Вы довольны своей работой на уроке?
– Если довольны, нарисуйте желтый кружок.

Оценка деятельности одноклассников и самооценка.

Мотивировка познавательной активности  в изучении темы.
Формирование умения осуществлять личностную рефлексию.

 


Список литературы:

  1. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 160 с. – (В помощь школьному учителю).
  2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник.  – М: Просвещение, 2011.

Приложение 1

Карточка 1

дом           ива             крапива


лист          липа           ученик  

Задания для самостоятельной работы. ( на выбор )

 1.Раздели слова на слоги. Сверху цифрой напиши количество слогов.

Лось, тополь, рыбак, берёза, трава, ученица

2.Раздели слова на группы по количеству слогов.

Пенал,  резинка, школа, класс, мел,  кисточка.

3.Составь слова, используя данные слоги. Определи количество слогов цифрой.

Ро, гла, ра, сли, за, до, ка, тра, га, со, ба, ва  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги....

Русский язык. Тема урока: Слог как минимальная произносительная единица.

Тема урока:  Слог как минимальная произносительная единица.Цели деятельности учителя: Формировать умения различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги.Задачи...

Конспект урока «Слог как минимальная произносительная единица»

Технологическая карта урокаТема урока: «Слог как минимальная произносительная единица»Класс: 2вУМК: Школа РоссииТип урока: ОНЗЦель урока: создание условий по расширению знаний о делении сл...

Конспект урока "Слог как минимальная произносительная единица"

Технологическая карта урокаТема урока: «Слог как минимальная произносительная единица»Класс: 2вУМК: Школа РоссииТип урока: ОНЗЦель урока: создание условий по расширению знаний о делении сл...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка в 1 классе по теме «Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги»

Разработка урока по теме Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги"...