Конспект урока по русскому языку "Времена глаголов".3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Абрамова Инна Леонидовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Времена глагола.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы, способствовать формированию понятия о временных формах глагола, содействовать развитию у детей умений определять время глагола, находить сходство и различие в изучаемой части, сравнивать и обобщать, воспитывать в учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки.


Планируемые результаты:

Предметные: знать понятие о глаголе; иметь представление о об изменении глаголов по временам.

Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель урока  на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; классифицировать уже изученное о глаголе; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; выполнять правила работы в паре.
Личностные результаты: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.

Оборудование: презентация, карточки для рефлексии, индивидуальные карточки с заданиями.

Ход урока:

I.  Организационный момент. Мотивация к деятельности

-Вот уже звенит звонок,

Начинается урок,

Ровно, правильно сиди,

Все ль готово погляди,

Ножки правильно поставь,

Разговоры все оставь.

II. Актуализация знаний

Минутка чистописания.

- Послушайте загадку.

Интересная часть речи в русском языке живет

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Все расскажет нам… (глагол)

- С какой буквы начинается слово? Дайте характеристику этой букве. (Ответы детей).
1 строчка Гг

-Во второй строке буква г пишется в соединении с буквами, которые стоят в алфавитном порядке

2 строчка га гб гв гг гд …

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

-Скажите, что мы с вами строим, как одна большая дружная команда? (Дом «Глагол»)

- Давайте расскажем, как мы его складываем по этажам. Вспомните, что вам известно о глаголе, составьте кластер.

Один ученик составляет кластер на доске

глагол

часть речи

обозначает действие

что делать? что сделать и др.

неопр. ф. ть чь ти

сказуемое

изменяется по числам

- Хорошо! Вспомнили всю известную нам информацию о глаголе.

III. Постановка проблемы

- Как вы думаете, только ли по числам изменяется глагол? (Нет, наверное, он еще как-то изменяется.)

- Вот это и нужно выяснить сегодня. Итак, нам нужно решить проблему: как еще может изменяться глагол?

( Учитель на доске ставит вторую стрелку от слова “изменяется” в схеме и большой знак вопроса.)

IV. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте предложения (слайд)

Сегодня в классе дежурит Валя.

Вчера в классе дежурила Лиля.

Завтра в классе будет дежурить Никита.

- Найдите в предложениях глаголы. Почему вы считаете, что это глаголы?

( Обозначают действия и отвечают на вопросы что делает? Что делала? Что будет делать?)

-Запишите глаголы в тетрадь. (Дежурит, дежурила, будет дежурить)

-Сравните их. Чем они отличаются? Одинаковы ли эти глаголы по способу действия ?

- Посмотрите внимательно на слайд.

- Что общего между часами и глаголами? ( Действие происходит как бы в разное время)

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель перед собой поставите?

V. Работа по теме урока

- Найдите глагол, который обозначают действие, происходящее сейчас, в настоящий момент говорения. (Дежурит). Поставьте вопрос к глаголу. Предположите, как будет называться форма времени этого глагола? Записывается над глаголом – наст. вр.

-Назовите глагол, который обозначает действие, которое уже произошло или происходили до момента речи. Какой вопрос можно задать? Предположите, как будет называться форма времени этого глагола? (Дежурила)

Записывается над глаголом – прош. вр.

-Какой глагол называет действие, которое еще не произошло, а произойдет в будущем, после момента речи? (будет дежурить) Как будет называться форма времени этого глагола? ( буд. вр. – записывается над глаголом).

- Какие формы времени вы открыли? (Настоящее, прошедшее и будущее время глаголов)

-Как проверить наши предположения? (сведения в учебнике)

Работа с учебником

Откройте учебник на с.112 и прочитайте тему урока

Найдите упр. 195, прочитайте. ( Читают текст)

Выполняют устные задания к упражнению.

Откройте учебник на с.112 и прочитайте сведения о языке на этой странице.

- Что скажете о наших предположениях? (подтвердились)

- Итак, какие формы времени глагола вы открыли? (наст., прош, буд.)

- Чему теперь будем учиться? (определять время гл).

VII. Первичная проверка понимания усвоенного во внешней речи (4мин.)

Работа в группах

- Составим памятку - схему. Вам нужно будет написать напротив каждого времени глагола вопросы и в какой момент речи это происходит. Желаю вам удачи! Приступайте за дело!

Глаголы в форме

настоящего времени (наст. вр.)

Глаголы в форме

прошедшего времени (прош. вр.)

Глаголы в форме

будущего времени

(буд. вр.)

отвечают на вопросы 

отвечают на вопросы 

отвечают на вопросы 

Обозначают действия, которые 

Обозначают действия, которые 

Обозначают действия, которые 

(Проверка)

- Как определить время глагола? (по вопросу и значению)

Теперь знаем, как определить время глагола, что будем делать дальше? (применять знание в упражнении)

VIII. Физминутка, зрительная гимнастика( 3мин.) 

Игра «Почтальон». 

Ученики получают карточки с глаголами. Разнести по адресам: настоящее время, прошедшее время, будущее время. (Иду, пишет, читаем, берешь, говоришь, возьмешь, нарисовал, едут, гуляете, ловила, съел, напишем, закроют, споем, строим, привезли, подросло, узнаю, сошьете, принес, сошьешь, играю, бегали.)

Проверка, коррекция.

IX. Первичное закрепление усвоенного

- Вернемся к нашему дому-кластеру. Мы решили проблему, как может изменяться глагол? (Ответы детей). Уберем знак вопроса и запишем – временам.

Работа по учебнику

Упр. 197 с (списать, вставляя пропущенные буквы, указать времена глаголов): слабоуспевающие – 2 предложения, остальные – полностью.

X. Подведение итогов. Рефлексия  

- Еще раз скажите, смогли мы найти ответ на наш главный вопрос урока.

Как изменяются глаголы?

В форме какого времени могут стоять глаголы?

Наш урок подходит к концу и я хочу предложить вам последнее задание. Я буду высказывать свои мысли, если вы со мной согласны, то будете ставить «+», если не согласны « - ».

- Я утверждаю, что глагол изменяется только по числам. Я считаю, что глагол может изменяться по числам и временам. Я думаю, что у глагола есть 3 формы времени глагола. Я утверждаю, что глаголы настоящего времени отвечают на вопросы: что будет делать? что сделают? Мне кажется, что глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы: что делал? что сделал? Я считаю, что если глагол обозначает действие, которое совершается сейчас, то это форма глагола настоящего времени.

Получается запись (проверка на слайде).

-, +, +, -, +, +

Самооценка

- А теперь оцените урок и свою работу на уроке.

Дети с помощью листа самооценки высказывают свое мнение

Фамилия. Имя._________________________

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался


4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

активно / пассивно


доволен / не доволен


коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

XI Домашнее задание

На выбор: Упр.199 (выписать глаголы, указав их время) или упр.198 (списать первое четверостишие, указав времена гл.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Глагол" 2 класс "Школа России"

Тема.  Что такое глагол?Цель. Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.Задачи. 1. Формирование представлений о функциях глагола в речи....

Конспект урока по русскому языку - глагол, 3 класс

Конспект урока по русскому на тему ГЛАГОЛ для 3 класса...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с тся и ться."

На уроке дети познакомятся с понятием  возвратная  форма глагола, научатся отличать написание глаголов с тся и ться.На уроке ребята будут учиться выделять главное, логически мыслить, развива...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться.»

Цели урока: - познакомить детей с возвратной формой глагола, с правописанием –тся и –ться;- повторить изученное о глаголе;- развивать орфографическую зоркость и речь учащихся;- развивать логическое мы...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Прошедшее время глагола. Изменение глаголов по числам и родам».»

На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам. ...

Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...