Конспект урока по русскому языку " Местоимение" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Абрамова Инна Леонидовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 2 класс. УМК «Школа России»

(Учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий)

Тема: Местоимение.

Цель: знакомство с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи.

Задачи: 

1. Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию понятия о местоимении как части речи, его значении, употреблении в речи.

2. Развивающие: содействовать развитию у детей умения определять местоимение, отличать его от других частей речи, развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, сравнивать и обобщать; закреплению и актуализации ранее изученного материала.

3. Воспитательные: средствами учебного занятия создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной и фронтальной работы; для воспитания трудолюбия , ответственности за выполняемую работу , за продукты собственной деятельности , аккуратности, настойчивости, самостоятельности , активности.

4. Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, создание положительного эмоционального микроклимата, проведение физминуток.

Планируемые результаты

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «совместный труд», «терпение», «уважение к мнению одноклассников»; проявлять интерес к изучению русского языка , понимать и принимать личностный смысл обучающихся к изучению темы, языка ; осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной учебной деятельности; формирование мотивации к обучению и познанию у младших школьников, ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой имеющийся жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение формулировать цель урока  на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предположения.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы одноклассникам, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; следовать инструкциям, алгоритму,, высказывать и аргументировать свою точку зрения ; адекватно реагировать на замечания учителя и одноклассников.

Предметные: умение определять местоимение; отличать его от других частей речи, находить в тексте, употреблять в речи; осознанно выстраивать речевые высказывания в устной форме, умение соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения, умение применять правила правописания и пунктуации в письменной речи.

Основные понятия: речь, части речи, местоимение.

Межпредметные связи: литературное чтение.
Образовательные ресурсы: Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: УМК «Школа России», В. П. Кананкина, В. Г. Горецкий., карточки.
Организация пространства: индивидуальная работа, парная работа , фронтальная работа.

  1. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте,

И на уроке не зевайте.

Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!». Как вы его понимаете?

О: Сегодня на уроке мы будем учиться открывать новые тайны, узнаем много нового и интересного.

У: Сегодня на уроке мы откроем еще одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, откройте тетради, запишите число, классная работа.

Актуализация умений и знаний.

1. Минутка чистописания:

У: Чтобы в наших тетрадях был порядок, я предлагаю наш урок начать с минутки чистописания. Чтобы узнать, какую букву будем сегодня прописывать, отгадайте загадку.

Эта буква – это слово,

В путь всегда оно готово.

О себе рассказ начнешь,

Вот ее и назовешь.

Я

Прописываем букву я до конца строки.

У: Что такое речь?

О: Речь – это все то, что мы говорим, слышим, пишем.

У: Какие части речи вы знаете?

О: Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

У: Верно. Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим ваши знания. Посмотрите на доску, как вы думаете, что вам необходимо сделать?

О: Нужно распределить слова по частям речи.

У: Правильно. Работаем цепочкой. ( Работа, синий, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить, урок)

У: Почему вы распределили не все слова?

О: Потому что они не относятся ни к одной из групп.

У: Мы употребляем эти слова в речи?

О: Да.

У: Могли бы обойтись без них?

О: Нет.

У: С чем мы сегодня познакомимся на уроке?

О: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.

У: Что нового узнаем?

О: Узнаем о новой части речи.

  1. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Какое сейчас время года?

О: Весна.

У: Вместе с весной к нам возвращаются из теплых стран наши пернатые друзья. Кто это?

О: Птицы.

У: К нам сегодня урок тоже прилетела птичка. Посмотрите, вы узнали ее? Что это за птица?

О: Ласточка.

У: Наша птичка прилетела не одна, она принесла с собой послание. Поднимите руку, кто хочет узнать, что в этом послании.

У: Ласточки - перелетные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из теплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.

Прочитайте внимательно текст. Что интересного вы заметили?

О: Постоянно повторяется слово ласточки.

У: Можем мы заменить это слово?

О: Да.

У: Замените его, что у нас получилось?

О: Ласточки – перелетные птицы. С приходом весны они возвращаются их теплых стран. У них скоро появятся птенцы.

У: Слова какой части речи мы заменили в тексте?

О: Имя существительное.

У: Как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного?

О: Местоимение.

У: Верно. Как вы считаете, почему местоимение получило такое название?

О: Потому что они употребляются вместо имени существительного.

У: Верно. Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

У: У вас на столах лежат карточки с текстами, прочитайте их про себя.

Прочитайте вслух.

О: Помидор - овощ. Помидоры бывают зелеными, красными, желтыми. Помидоры содержат много витаминов.

Он – овощ. Они бывают зелеными, красными, желтыми. Они содержат много витаминов.

У: О чем говорится в первом тексте?

О: О помидорах.

У: О чем говорится во втором тексте?

О: Тоже о помидорах.

У: Вместо каких слов употреблены слова он, они?

О: Вместо слов помидор, помидоры.

У: Место какой части речи заняли эти слова?

О: Место имени существительного.

У: Как называются эти слова?

О: Местоимения.

  1. Открытие новых умений, знаний.

Работа с учебником.

Выполнение упражнений по алгоритму:

1.Прочитайте задание;

2. Как вы его понимаете, что надо сделать;

3.Выполните задание устно;

4. Выполните задание письменно;

5. Самопроверка;

6.Взаимопроверка;

7. Самоанализ, анализ

У: Откройте учебник на странице 100. Прочитайте упражнение 171. Что необходимо сделать?

О: Надо прочитать отрывок из сказки, назвать название сказки. Сказать, с какой целью автор использует выделенные слова. На что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких имен существительных употребляется слово они? Списать диалог, вставляя пропущенные слова.

У: Один ученик записывает диалог на доске, остальные записывают в тетрадь.

У: Прочитайте правило на странице 101 про себя. Теперь прочитайте вслух.

  1. Физминутка

У: Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.

Мы сначала всем в ответ головой покрутим: нет!

Энергично как всегда, головой покажем: да!

Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова.

Для начала мы с тобой крутим только головой.

Корпусом вращаем тоже. Это мы конечно сможем.

Открытие новых умений, знаний (продолжение).

У: Прочитайте упражнение 172. Что нужно сделать?

О: Нужно подготовить ответ на вопрос: что такое местоимение? Привести примеры. Выписать из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их.

У: Хорошо. Ученик выходит к доске, остальные пишут в тетради.

У: Прочитайте упражнение 173. Как вы его понимаете? Что необходимо сделать?

О: Надо прочитать, определить главную мысль стихотворения, списать стихотворение. Определить какой частью речи являются выделенные слова? Подчеркнуть эти слова.

У: Выполним задание устно, потом запишите в тетрадь.

Дидактическая игра.

У: Необходимо собрать слова и отыскать в них местоимения.

(яма, тыква, мыло, тысяча, высота, бульон, мышка, пони, корона, магнитофон).

  1. Закрепление открытых умений, знаний.

Индивидуальные карточки.

1. Местоимение – это часть речи, которая:

а) указывает, что делать

б) обозначает предмет, и отвечает на вопросы кто? что?

в) указывает на предметы, но не называет их

г) указывает на предметы и называет их

2. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это:

а) имена существительные

б) местоимение

в) имена прилагательные

г) предлог

3. Укажи строчку, в которой записаны только местоимения

а) у, он, за, день, я

б) около, вы, один, час

в) вместе, она, над, в

г) они, ты , мы, оно

4. Укажи местоимение, которым можно заменить слово солнце:

а) она б) они в) оно г) он

5. Укажи количество местоимений в предложениях:

Я, ты, он, она!

Вместе целая страна,

Вместе – дружная семья!

В слове «мы» - сто тысяч «я».

а) 4 б) 6 в) 5 г) 7

6. Какое местоимение пропущено? Я, он, ты, мы, она, оно, они

а) они б) вы в) мы г) ты

7. Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения

… играю … играем … играешь … играют

  1. Итог урока. Рефлексия.

У: Ребята, с чем вы познакомились сегодня на уроке ?

О: С местоимением.

У: Что такое местоимение?

О: Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

У: На какие вопросы отвечает местоимение?

О: Местоимение отвечает на вопрос кто?

У: Что показалось вам наиболее трудным? У вас на столах лежат смайлики,отобразите свое настроение.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"

Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление  с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...