ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УМК «Школа России» «Русский язык» 3 «б» класс «Обобщение знаний о составе слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УМК «Школа России»
«Русский язык»
3 «б» класс
«Обобщение знаний о составе слова»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа №131
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УМК «Школа России»
«Русский язык»
3 «б» класс
«Обобщение знаний о составе слова»
Учитель: Аграновская Л.А
1 квалификационная категория
г. Санкт -Петербург.
2018-2019 учебный год
Технологическая карта
Предмет: Русский язык
УМК: «Школа России»
Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Класс: 3
Тема: Обобщение знаний о составе слова.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Технологическая карта урока
Цели деятельности учителя | Образовательная: закреплять знания учащихся о словообразующей роли приставок и суффиксов, формообразующей роли окончания. Деятельностная: отрабатывать умение выполнять разбор слова по составу (морфемный разбор), подбирать однокоренные слова, развивать орфографическую зоркость. | |||||
Задачи урока: | 1) Обобщить знания, умения, навыки по теме «Состав слова» 2) Закреплять знание алгоритма разбора слов по составу 3) Подвести детей к пониманию того, что необходимо видеть строение слова и понимать значение его частей в словообразовании. 4) Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы 5) Развивать фонематический слух; способность логически мыслить. 6) Воспитывать чувство уважения к русскому языку. | |||||
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний. | |||||
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): Различать и выделять основные части слова; формулировать словообразующую роль каждой части слова; объяснять причины изменения формы слова; конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи; регулятивные – оценивает свои достижения на уроке. Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | |||||
Основные понятия | Состав слова, приставка, корень, суффикс, окончание, основа, морфема. | |||||
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир. | |||||
Методы и формы обучения | - Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный; - индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах. | |||||
Ресурсы: | В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, В.П. Канакина «Методическое пособие с поурочными разработками» 3 класс, презентация PowerPoint , раздаточный материал. | |||||
Дополнительные ресурсы | Учебник с. 97, упр.183 Раздаточный материал | |||||
Структура технологической карты урока | ||||||
Технология проведения Этапы урока | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
I. Организационный момент (1 минута) | Поприветствуем гостей, Начинаем ровно в срок, | Мотивация учащихся к учебной деятельности, проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу. Присаживаются, следят за осанкой. Записывают число, классная работа. | Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки. Записывают число, классная работа. | Личностные: Уметь выделять нравственные аспекты поведения. | ||
II. Чистописание (4 минуты) 1) Пальчиковая гимнастика
2) Работа со скороговоркой | Оформление доски: Слайд № 1 Букву «П в спортивном зале Перекладиной назвали - Ну - ка, милый, не ленись - Подойди, да подтянись. А.Шибаев Гусь, заяц, коза - постучим в кулачки - похлопаем в ладоши - погреем ладошки - покатаем ручку между ладонями Пекарь пек калачи в печи. Пальцы вместе, ладони согнуты немного горкой. Правая ладонь прикрывает левую. На каждое слово меняем ладони местами. | Сегодня на минутке чистописания мы повторим как пишутся строчная п и заглавная П. Назовите звук, который она обозначает – Дайте характеристику звуку- Выполним пальчиковую гимнастику, прежде, чем приступим к письму. А теперь пропишем буквы в сочетаниях как на доске. | 1. Называют букву, которую будем прописывать на минутке чистописания. 2. звук - (п) 3. Согласный, парный по глухости звонкости и мягкости - твердости 4. Выполняют действия, проговариваемые учителем. 5. Прописывают буквы и их сочетания. 6. Повторяют действия за учителем. | Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности. Личностные: Уметь выделять эстетические аспекты деятельности. | ||
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 минуты) | Слайд № 2 ЖЦЧСШЩОЙЧСЖТШАЧВЩ ЙСЧЛЩЧЦОЖЦВЩАЙ «Состав слова» | Внимательно посмотрите на изображение. Мысленно зачеркните непарные согласные по твердости – мягкости, и вы узнаете слова, которые там зашифрованы. А точнее – тему нашего урока. Цель сегодняшнего урока систематизировать знания о составе слова Задачи: отработаем навык разбора слова по составу, Будем тренировать умение образовывать однокоренные слова. | Коллективная работа | Познавательные УУД: уметь проводить сравнение по заданным критериям Коммуникативные УУД: соблюдать простейшие нормы речевого этикета, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД: проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока. | ||
1) Актуализация знаний (3 минуты) | Слайд № 3 На траву лежат капля крупный роса. На траве лежит крупная роса. Слайд № 4 МОРФЕМА- это часть слова. | - Согласуются ли данные слова между собой? Грамотно ли составлено это высказывание? - Почему? Измените эти слова таким образом, чтобы они стали связаны между собой и получилось предложение. Спишите его. Отметьте знаком ту часть слова, которую изменили. - как называется эта часть, которую вы изменили? - Сделайте вывод. - Какие еще части слова вы знаете? - А знаете ли вы, как на научном языке они называются? МОРФЕМА- это часть слова. | Нет Эти слова не связаны между собой. На траве лежит крупная роса. Окончание. Вывод: окончание, изменяемая часть слова, служит для связи слов в словосочетании и предложении. Корень, приставка, суффикс, основа. | Познавательные УУД: Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. логические-осуществляют поиск необходимой информации из других источников Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. | ||
IV. Обобщение и систематизация знаний. (З минуты) | Слайд № 5 Алгоритм работы над частями слова: 1.Как называется 2.Как обозначается; 3.Где расположена; 4.Для чего служит. 5.Пример | Работаем в группах. У вас на партах карточка, на которой изображена одна из частей слова. 1) Каждая группа по плану приготовит сообщение об этой части слова. По окончании работы выступление и его оценка одноклассниками. На работу вам 3 мин. Подводит итог выполнения задания. Вы отлично справились с заданием. Вы дали характеристику каждой морфеме. Осуществляет контроль и оценку. | Дети рассаживаются в группы - окончание, основа, корень, приставка, суффикс. Вывод: каждая часть слова имеет значимую роль в словообразовании и образовании разных форм слова. | Коммуникативные: учитывать разные мнения и учиться высказывать своё. Познавательные: умение строить связные высказывания в устной форме. Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности. | ||
V. Физкультминутка (2 минуты) | Слайд № 6 По тропинке леший шел, На поляне гриб нашел. Раз грибок, два грибок, Вот и полный кузовок. Леший охает: устал От того, что приседал. Леший сладко потянулся, А потом назад прогнулся, А потом вперед прогнулся И до пола дотянулся. И налево, и направо Повернулся. Вот и славно! Леший выполнил разминку И уселся на тропинку. | - Вы, наверное, устали? - -- Ну, тогда все дружно встали. Показывает действия, проговаривает текст | Повторяют действия за учителем. Отдых. Смена деятельности | Личностные: соблюдение правил здоровьесберегающего поведения. Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. | ||
VI. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. (2 минут) 1 минута (3 минуты) 5 минут | Слайд № 7 Порядок разбора слова - Что такое корень? - А что такое однокоренные слова? Слайд № 8 Игра «Лови ошибку» 1. Гора, горе, горное. 2. Пятно, пять, пятнышко. 3. Гусь, густой, гусиный. Слайд №9 Игра «снежный ком» 1 группа – с корнем ДОМ 2 группа – с корнем ЛЕС 3 группа – с корнем СНЕГ 4 группа – с корнем САД 5 группа – ХОЛОД 6 группа – РОГ 7 группа - ГОРОД - | Коллективная работа. Посмотрите на доску. Здесь приведены части слова. Составьте правило разбора слова, назвав правильный порядок. Корень – это главная часть слова, в которой заключено его лексическое значение. - Однокоренные слова – это слова, имеющие общий корень и сходны по смыслу Проверим, как вы умеете различать однокоренные слова. Играем в игру. - Я называю вам ряд слов, вы говорите какое здесь слово лишнее и почему. Работа в парах. У вас на партах лежат файлы с набором морфем. Найдите корни среди этих морфем. Используя их, образуйте новые слова. - запишите их в тетрадь , обозначьте части слова Помогает сформулировать вывод. Подводит итог выполнения задания. - С помощью, каких морфем образовались новые слова? | Коллективная работа. Составляют алгоритм Отвечают на вопросы учителя. - Это общая часть однокоренных слов. Называют лишнее слова, объясняют почему оно лишнее -Приставки и суффикса Вывод: Приставка и суффикс служат для образования новых слов. | Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: принимать и соблюдать правила групповой работы. Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью; учитывать правило в планировании и способе решения поставленной задачи; осуществлять пошаговый и итоговый контроль. | ||
VII. Применение знаний и умений в новой ситуации. (7 минут) | Работа с учебником. Откроем учебник на стр. 97, упражнение 183. по цепочке читайте слова и объясните значение слов. Запишите их в столбики , располагая под соответствующей схемой Самопроверка Слайд № 9. | Какие слова вы поместили в 1 схему: 2 схема: 3 схема: Подводит итог выполнения задания. Дает оценку. Ориентирует на самооценку, самопроверку. | 1. Почка, облако 2. звездочка, оленята, зернышко, заморозки, дочка, кормушка. 3. подсвечник, пришкольный, подорожник, поездка.
| Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||
VIII. Гимнастика для глаз (1 минута) | Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем. Рисуем глазами следя за пальцем обозначение морфем. | Выполним гимнастику для глаз Показывает действия | Повторяют за учителем. | Регулятивная: смена деятельности. Формирование здоровьесберегающего поведения. | ||
IX. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (5 минуты) | Тест по теме: Состав слова. Ф.И._______________________ 1.В каком ряду дано верное определение «окончания»: - стоит после корня и служит для образования новых слов - изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении 2.В каком ряду перечислены части слова: - существительное, прилагательное, глагол, предлог; - приставка, корень, суффикс, окончание, основа - подлежащее, сказуемое, второстепенные члены 3. В каком ряду записаны однокоренные слова: - вода, водолаз, водитель - лес, у леса, к лесу, о лесе - повар, сварка, варит 4. В каком ряду слово соответствует схеме: - перелесок - рыбка - дубы 5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса: - домик, грядка, вазочка - вход, запуски, сговор | - Объясняет задание. - Контролирует выполнение. - Оказывает индивидуальную помощь слабым ученикам. | Индивидуальная работа. | Коммуникативные: учитывать разные мнения и учиться высказывать своё. Познавательные: умение строить связные высказывания в устной форме. Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности. | ||
X. Рефлексия (подведение итогов занятия) (6 минута) | -поставьте + если вы согласны с утверждением, или – если не согласны . Сегодня я узнал с помощью каких морфем образуются новые слова. Я научился разбирать слова по составу. Могу помочь одноклассникам по этой теме. У меня вызвало трудности выполнение заданий. Мне понравился урок. Активно работал на уроке. Я достиг поставленной цели урока. | Подводит итог урока. Резервное задание: Терминологический диктант. Произносит формулировку морфемы, дети через запятую записывают в строку ее название. Основа Суффикс Окончание Корень приставка | Оценивают свою деятельность и активность на уроке | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности. | ||
XI. Домашнее задание (2 минуты) | Упр. 188 с. 98 Спасибо за урок! | Записывают домашнее задание |
Приложение 1
Тест по теме: Состав слова. Ф.И.____________________________класс 3 Б 15.11.18г.
1.В каком ряду дано верное определение «окончания»: - стоит после корня и служит для образования новых слов - изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении 2.В каком ряду перечислены части слова: - существительное, прилагательное, глагол, предлог; - приставка, корень, суффикс, окончание, основа - подлежащее, сказуемое, второстепенные члены 3. В каком ряду записаны однокоренные слова: - вода, водолаз, водитель - лес, у леса, к лесу, о лесе - повар, сварка, варит 4. В каком ряду слово соответствует схеме: - перелесок - рыбка - дубы 5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса: - домик, грядка, вазочка - вход, запуски, сговор | Рефлексия (подведение итогов занятия) Поставьте + если вы согласны с утверждением, или – если не согласны . ◌ Сегодня я узнал с помощью каких морфем образуются новые слова. ◌ Я научился разбирать слова по составу. ◌ Могу помочь одноклассникам по этой теме. ◌ У меня вызывало трудности выполнение заданий. ◌ Мне понравился урок. ◌ Я активно работал на уроке. ◌ Я достиг поставленной цели урока. Моя оценка за урок __________________ |
Приложение 2
Над, пере, за, под План работы над морфемой: 1.Как называется___________________________ 2.Как обозначается____________________ 3.Где расположена____________________ 4.Для чего служит_____________________ 5.Пример слова ______________________ | ов, ище, к, ик План работы над морфемой: 1.Как называется___________________________ 2.Как обозначается____________________ 3.Где расположена____________________ 4.Для чего служит_____________________ 5.Пример слова ______________________ |
Дом, лес, год План работы над морфемой: 1.Как называется______________________ 2.Как обозначается____________________ 3.Где расположена____________________ 4.Для чего служит_____________________ 5.Пример слова ______________________ | И, а, о, у План работы над морфемой: 1.Как называется_____________________ 2.Как обозначается____________________ 3.Где расположена____________________ 4.Для чего служит_____________________ 5.Пример слова ______________________ |
1 Над, пере, за, под План работы над морфемой: 1.Как называется___________________________ 2.Как обозначается____________________ 3.Где расположена____________________ 4.Для чего служит_____________________ 5.Пример слова ______________________ | ов, ище, к, ик План работы над морфемой: 1.Как называется___________________________ 2.Как обозначается____________________ 3.Где расположена____________________ 4.Для чего служит_____________________ 5.Пример слова ______________________ |
Приложение 3
ЛЕС | ХОЛМ | ДОМ | МОРОЗ |
ЛЕС | ХОЛМ | ДОМ | МОРОЗ |
ОЙ | ХОЛМ | ДОМ | ПРИ |
Н | ИК | ОВ | ИЛ |
ПРО | ИЩЕ | ИЩЕ | ЗА |
ОК | ЫЙ | ИК | К |
ИСТ | И | И | |
ОЙ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по русскому языку. 3 класс "Обобщение знаний о составе слова. Упражнение в разборе слов по составу."
Части слова. Занимательные задания....
Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».
Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....
Урок по русскому языку по теме "Обобщение знаний о составе слова"
Обобщить знания о составе слов...
Учебная задача по русскому языку по теме "Обобщение знаний о составе слова"
Данный урок построен по ФГОС.Сообщаю учащимся, о том, что сегодня я получила необычное письмо.«Несколько лет назад четыре пирата никак не могли поделить сокровища и решили их спрятать. Сказано – сдела...
Русский язык. Тема урока "Обобщение знаний о составе слова"
Целью урока является совершенствование знаний учащихся о частях слова.Задачи: развитие умений разбирать слова по составу;обогащение словарного запаса учащихся;развитие орфографической ...
Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова. Безопасность на дорогах".
Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова. Безопасность на дорогах"....
Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Обобщение знаний о составе слова"
Скейчас очень важно к уроку оставить технологическую карту. Вот делюсь!!!...
- Мне нравится (1)