ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УМК «Школа России» «Русский язык» 3 «б» класс «Обобщение знаний о составе слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УМК «Школа России»

  «Русский язык»

3 «б» класс

«Обобщение знаний о составе слова»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа №131

     http://school545.edusite.ru/images/p10_attachment.jpeg                                                                                                                                                                    http://sinyavka.ucoz.ru/foto/fgos.jpg             

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УМК «Школа России»

  «Русский язык»

3 «б» класс

«Обобщение знаний о составе слова»

Учитель: Аграновская Л.А

                                                                                                                                                           1 квалификационная категория

г. Санкт -Петербург.

2018-2019 учебный год

Технологическая карта

         Предмет: Русский язык

          УМК: «Школа России»

         Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

         Класс: 3

       Тема: Обобщение знаний о составе слова.         

       Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Технологическая карта урока

Цели деятельности учителя

Образовательная: закреплять знания учащихся о словообразующей роли приставок и суффиксов, формообразующей роли окончания.

Деятельностная: отрабатывать умение выполнять разбор слова по составу (морфемный разбор), подбирать однокоренные слова, развивать орфографическую зоркость.

Задачи урока:

1) Обобщить знания, умения, навыки по теме «Состав слова»

2) Закреплять знание алгоритма разбора слов по составу

      3) Подвести детей к пониманию того, что необходимо видеть строение слова и понимать значение его частей в словообразовании.

4) Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы

      5) Развивать фонематический слух; способность логически мыслить.

      6) Воспитывать чувство уважения к русскому языку.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний.

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): Различать и выделять основные части слова; формулировать словообразующую роль каждой части слова; объяснять причины изменения формы слова; конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Основные понятия

Состав слова, приставка, корень, суффикс, окончание, основа, морфема.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир.

Методы и формы обучения

- Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный;

- индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

Ресурсы:

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, В.П. Канакина «Методическое пособие с поурочными разработками» 3 класс, презентация PowerPoint , раздаточный материал.

Дополнительные ресурсы

Учебник с. 97, упр.183

Раздаточный материал

Структура технологической карты урока

Технология проведения

Этапы урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Организационный момент

(1 минута)

Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу
! 

Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
- Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Мотивация учащихся к учебной деятельности, проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу.

Присаживаются, следят за осанкой.

Записывают число, классная работа.

Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.

Записывают число, классная работа.

Личностные: Уметь выделять нравственные аспекты поведения.

II. Чистописание

(4 минуты)

1) Пальчиковая гимнастика

 

2) Работа со скороговоркой

Оформление доски:  

Слайд № 1

Букву «П в спортивном зале

   Перекладиной назвали

- Ну - ка, милый, не ленись

- Подойди, да подтянись.                                                     А.Шибаев

Гусь, заяц, коза

- постучим в кулачки

- похлопаем в ладоши

- погреем ладошки

- покатаем ручку между ладонями

Пекарь пек калачи в печи.

Пальцы вместе, ладони согнуты немного горкой. Правая ладонь прикрывает левую. На каждое слово меняем ладони местами.

Сегодня на минутке чистописания мы повторим как пишутся строчная п и заглавная П. 

Назовите звук, который она обозначает –

Дайте характеристику звуку-

Выполним пальчиковую гимнастику, прежде, чем приступим к письму.

А теперь пропишем буквы в сочетаниях как на доске.

1. Называют букву, которую будем прописывать на минутке чистописания.

2. звук - (п)

3. Согласный, парный по глухости звонкости и мягкости - твердости

4. Выполняют действия, проговариваемые учителем.

5. Прописывают буквы и их сочетания.

6. Повторяют действия за учителем.

Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности.

Личностные: Уметь выделять эстетические аспекты деятельности.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

(2 минуты)

Слайд № 2

ЖЦЧСШЩОЙЧСЖТШАЧВЩ

ЙСЧЛЩЧЦОЖЦВЩАЙ

«Состав слова»

Внимательно посмотрите на изображение. Мысленно зачеркните непарные согласные по твердости – мягкости, и вы узнаете слова, которые там зашифрованы. А точнее – тему нашего урока.

Цель сегодняшнего урока систематизировать знания о составе слова

Задачи: отработаем навык разбора слова по составу,

Будем тренировать умение образовывать однокоренные слова.

Коллективная работа

Познавательные УУД:

уметь проводить сравнение по заданным критериям

Коммуникативные УУД:

соблюдать простейшие нормы речевого этикета,

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД:

проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.

1) Актуализация знаний

(3 минуты)

Слайд № 3

На траву лежат капля крупный роса.

На траве лежит крупная роса.

Слайд № 4

МОРФЕМА- это часть слова.

- Согласуются ли данные слова между собой? Грамотно ли составлено это высказывание?

- Почему?

Измените эти слова таким образом, чтобы они стали связаны между собой и получилось предложение. Спишите его.

Отметьте знаком       ту часть слова, которую изменили.

- как называется эта часть, которую вы изменили?

- Сделайте вывод.

- Какие еще части слова вы знаете?

- А знаете ли вы, как на научном языке они называются?

МОРФЕМА- это часть слова.

Нет

Эти слова не связаны между собой.

На траве лежит крупная роса.

Окончание.

Вывод: окончание, изменяемая часть слова, служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Корень, приставка, суффикс, основа.

Познавательные УУД:

Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. 

логические-осуществляют поиск необходимой информации из других источников

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.                                                               

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.                                                      Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

(З минуты)

Слайд № 5

Алгоритм работы над частями слова:

1.Как называется

2.Как обозначается;

3.Где расположена;

4.Для чего служит.

5.Пример

Работаем в группах.

У вас на партах карточка, на которой изображена одна из частей слова.  

1) Каждая группа по плану приготовит сообщение об этой части слова.

По окончании работы выступление и его оценка одноклассниками.

На работу вам 3 мин.

Подводит итог выполнения задания.

Вы отлично справились с заданием. Вы дали характеристику каждой морфеме.

Осуществляет контроль и оценку.

Дети рассаживаются в группы

- окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

Вывод: каждая часть слова имеет значимую роль в словообразовании и образовании разных форм слова.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и учиться высказывать своё.

Познавательные: умение строить связные высказывания в устной форме.

Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности.

V.  Физкультминутка

(2 минуты)

Слайд № 6

По тропинке леший шел,

На поляне гриб нашел.

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок.

Леший охает: устал

От того, что приседал. 

Леший сладко потянулся,

А потом назад прогнулся,

А потом вперед прогнулся

И до пола дотянулся.

И налево, и направо

Повернулся. Вот и славно!

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку.

- Вы, наверное, устали? - -- Ну, тогда все дружно встали.

Показывает действия, проговаривает текст

Повторяют действия за учителем.

Отдых. Смена деятельности

Личностные: соблюдение правил здоровьесберегающего поведения.

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

VI. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

(2 минут)

1 минута

(3 минуты)

5 минут

Слайд № 7

Порядок разбора слова

- Что такое корень?

- А что такое однокоренные слова?

Слайд № 8

 Игра «Лови ошибку»

1. Гора, горе, горное.

2. Пятно, пять, пятнышко.

3. Гусь, густой, гусиный.

Слайд №9

Игра «снежный ком»

1 группа – с корнем ДОМ

2 группа – с корнем ЛЕС

3 группа – с корнем СНЕГ

4 группа – с корнем САД

5 группа – ХОЛОД

6 группа – РОГ

7 группа - ГОРОД

-

Коллективная работа.

Посмотрите на доску. Здесь приведены части слова. Составьте правило разбора слова, назвав правильный порядок.

Корень – это главная часть слова, в которой заключено его лексическое значение.

- Однокоренные слова – это слова, имеющие общий корень и сходны по смыслу

Проверим, как вы умеете различать однокоренные слова. Играем в игру.

- Я называю вам ряд слов, вы говорите какое здесь слово лишнее и почему.

Работа в парах.

У вас на партах лежат файлы с набором морфем. Найдите корни среди этих морфем. Используя их, образуйте новые  слова.

- запишите их в тетрадь , обозначьте части слова

Помогает сформулировать вывод. Подводит итог выполнения задания.

- С помощью, каких морфем образовались новые слова?

Коллективная работа.

Составляют алгоритм

Отвечают на вопросы учителя.

- Это общая часть однокоренных слов.

Называют лишнее слова, объясняют почему оно лишнее

-Приставки и суффикса

Вывод: Приставка и суффикс служат для образования новых слов.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: принимать и соблюдать правила групповой работы.

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью; учитывать правило в планировании и способе решения поставленной задачи; осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

VII. Применение знаний и умений в новой ситуации.

(7 минут)

Работа с учебником.

Откроем учебник на стр. 97, упражнение 183.

по цепочке читайте слова и объясните значение слов.

Запишите их в столбики , располагая под соответствующей схемой

Самопроверка

Слайд № 9.

Какие слова вы поместили в 1 схему:

2 схема:

3 схема:

Подводит итог выполнения задания.

Дает оценку.

Ориентирует на самооценку, самопроверку.

1. Почка, облако

2. звездочка, оленята, зернышко, заморозки, дочка, кормушка.

3. подсвечник, пришкольный, подорожник, поездка.

 

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VIII. Гимнастика для глаз

 (1 минута)

Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем.

Рисуем глазами следя за пальцем обозначение морфем.

Выполним гимнастику для глаз

Показывает действия

Повторяют за учителем.

Регулятивная: смена деятельности. Формирование здоровьесберегающего поведения.

IX. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 (5 минуты)

Тест по теме: Состав слова.        

Ф.И._______________________                                                                                                                                                            

1.В каком ряду дано верное определение «окончания»:

- стоит после корня и служит для образования новых слов

- изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении

2.В каком ряду перечислены части слова:

- существительное, прилагательное, глагол, предлог;

- приставка, корень, суффикс, окончание, основа

- подлежащее, сказуемое, второстепенные члены

3. В каком ряду записаны однокоренные слова:

- вода, водолаз, водитель

- лес, у леса, к лесу, о лесе

- повар, сварка, варит

4.  В каком ряду слово соответствует схеме:

- перелесок

-  рыбка

- дубы

5.  В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:

-  домик, грядка, вазочка

-  вход, запуски, сговор

- Объясняет задание.

- Контролирует выполнение.

- Оказывает индивидуальную помощь слабым ученикам.

Индивидуальная работа.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и учиться высказывать своё.

Познавательные: умение строить связные высказывания в устной форме.

Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности.

X. Рефлексия (подведение итогов занятия)

(6 минута)

-поставьте + если вы согласны с утверждением, или – если не согласны .

Сегодня я узнал с помощью каких морфем образуются новые слова.

Я научился разбирать слова по составу.

Могу помочь одноклассникам по этой теме.

У меня вызвало трудности выполнение заданий.

Мне понравился урок.

Активно работал на уроке.

Я достиг поставленной цели урока.

Подводит итог урока.

Резервное задание:

Терминологический диктант.

Произносит формулировку морфемы, дети через запятую записывают в строку ее название.

Основа

Суффикс

Окончание

Корень

приставка

Оценивают свою деятельность и активность на уроке

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности 

Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности.

XI. Домашнее задание

     (2 минуты)

Упр. 188 с. 98

Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание

Приложение 1

Тест по теме: Состав слова.        

Ф.И.____________________________класс 3 Б             15.11.18г.    

                                                                                                                                                       

1.В каком ряду дано верное определение «окончания»:

- стоит после корня и служит для образования новых слов

- изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении

2.В каком ряду перечислены части слова:

- существительное, прилагательное, глагол, предлог;

- приставка, корень, суффикс, окончание, основа

- подлежащее, сказуемое, второстепенные члены

3. В каком ряду записаны однокоренные слова:

- вода, водолаз, водитель

- лес, у леса, к лесу, о лесе

- повар, сварка, варит

4.  В каком ряду слово соответствует схеме:         

- перелесок

-  рыбка

- дубы

5.  В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:

-  домик, грядка, вазочка

-  вход, запуски, сговор

                Рефлексия (подведение итогов занятия)

     Поставьте + если вы согласны с утверждением, или – если не     согласны .

   ◌ Сегодня я узнал с помощью каких морфем образуются новые   слова.

   ◌ Я научился разбирать слова по составу.

   ◌ Могу помочь одноклассникам по этой теме.

   ◌ У меня вызывало трудности выполнение заданий.

   ◌ Мне понравился урок.

   ◌ Я активно работал на уроке.

   ◌ Я достиг поставленной цели урока.

              Моя оценка за урок __________________

Приложение 2

Над, пере, за, под

План работы над морфемой:

1.Как называется___________________________

2.Как обозначается____________________

3.Где расположена____________________

4.Для чего служит_____________________

5.Пример слова ______________________

ов, ище, к, ик

План работы над морфемой:

1.Как называется___________________________

2.Как обозначается____________________

3.Где расположена____________________

4.Для чего служит_____________________

5.Пример слова ______________________

Дом, лес, год

План работы над морфемой:

1.Как называется______________________

2.Как обозначается____________________

3.Где расположена____________________

4.Для чего служит_____________________

5.Пример слова ______________________

И, а, о, у

План работы над морфемой:

1.Как называется_____________________

2.Как обозначается____________________

3.Где расположена____________________

4.Для чего служит_____________________

5.Пример слова ______________________

1   Над, пере, за, под

План работы над морфемой:

1.Как называется___________________________

2.Как обозначается____________________

3.Где расположена____________________

4.Для чего служит_____________________

5.Пример слова ______________________

ов, ище, к, ик

План работы над морфемой:

1.Как называется___________________________

2.Как обозначается____________________

3.Где расположена____________________

4.Для чего служит_____________________

5.Пример слова ______________________

Приложение 3

ЛЕС

ХОЛМ

ДОМ

МОРОЗ

ЛЕС

ХОЛМ

ДОМ

МОРОЗ

ОЙ

ХОЛМ

ДОМ

ПРИ

Н

ИК

ОВ

ИЛ

ПРО

ИЩЕ

ИЩЕ

ЗА

ОК

ЫЙ

ИК

К

ИСТ

И

И

ОЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».

Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....

Учебная задача по русскому языку по теме "Обобщение знаний о составе слова"

Данный урок построен по ФГОС.Сообщаю учащимся, о том, что сегодня я получила необычное письмо.«Несколько лет назад четыре пирата никак не могли поделить сокровища и решили их спрятать. Сказано – сдела...

Русский язык. Тема урока "Обобщение знаний о составе слова"

Целью урока является  совершенствование знаний учащихся о частях слова.Задачи: развитие умений разбирать слова по составу;обогащение словарного запаса учащихся;развитие орфографической ...

Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова. Безопасность на дорогах".

Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова. Безопасность на дорогах"....

Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Обобщение знаний о составе слова"

Скейчас очень важно к уроку оставить технологическую карту. Вот делюсь!!!...