Учебная задача по русскому языку по теме "Обобщение знаний о составе слова"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Матвеева Галина Евгеньевна

Данный урок построен по ФГОС.Сообщаю учащимся, о том, что сегодня я получила необычное письмо.

«Несколько лет назад четыре пирата никак не могли поделить сокровища и решили их спрятать. Сказано – сделано. Начертили они карту, разделили ее на 4 части и отправились каждый в свою сторону. Прошло много лет, но пираты так и не вернулись за сокровищами».

 Предлагаю  учащимся отправиться в путешествие, найти эти сокровища и раздаю детям бескозырки. Учащиеся вместе с учителем решают путешествовать на корабле.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_6.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная задача составлена по русскому языку.

УМК « Школа России»

 Тема : Обобщение знаний о составе слова

  Сообщаю учащимся, о том, что сегодня я получила необычное письмо, показываю его и читаю письмо:

«Несколько лет назад четыре пирата никак не могли поделить сокровища и решили их спрятать. Сказано – сделано. Начертили они карту, разделили ее на 4 части и отправились каждый в свою сторону. Прошло много лет, но пираты так и не вернулись за сокровищами».

 Предлагаю  учащимся отправиться в путешествие, найти эти сокровища и раздаю детям бескозырки. Учащиеся вместе с учителем решают путешествовать на корабле.

- Но, ребята, посмотрите, мы не отплыли совсем…

- Что нам мешает? (якорь)

Чтобы убрать якорь,  предлагаю выполнить задание. На доске появляются «значки».

Учитель:

-Найдите «лишний значок» и расставьте «значки по порядку».

-Что у нас получилось? (графическое изображение состава слова)

-Итак, как вы думаете, какие знания мы должны повторить, обобщить и систематизировать сегодня путешествуя на уроке?

 Сформулируйте задачи урока. (Повторить и закрепить знания о составе слова).

-Сформулируйте тему урока или название путешествия? (Выслушиваются мнения учащихся)

-Итак, тема урока или название нашего сегодняшнего путешествия – «Обобщение знаний о составе слова».

Процесс целеполагания является коллективным действием, так как каждый ученик – это и участник, и активный деятель и созидатель общего творения, при этом учащиеся не только учатся высказывать свое мнение, а именно учатся слушать и слышать другого.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;планирование своих действий;

Познавательные: постановка и решение проблемы;

Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов; выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции; формирование умения слушать и слышать.

Для формирования умения планирования, наиболее удачными и эффективными являются следующие приемы:

  • обсуждение готового плана для решения учебной задачи (проблемы);
  • работа с деформированным планом для решения учебной задачи (проблемы);
  • составление своего плана для решения учебной задачи (проблемы);

Предлагаю учащимся поработать в группах. Каждая группа получает разрезанную на части карточку с деформированным планом нахождения корня. Задача учеников – обсудить в группе и составить из перечисленного правильный план разбора слова по составу.

Алгоритм разбора по составу:

1. Выдели суффикс.

2. Выдели основу слова.

3. Подбери однокоренные слова и выдели корень.

4. Измени слово и выдели в нем окончание.

5. Выдели приставку.

Учащиеся наклеивают готовый план на лист бумаги, и командиры групп представляют свои работы.  Сравниваю с планом на доске, что и будет являться эталоном к уроку.

Учитель: Первый пират, которого мы с вами навестим – это кок Тюленев. В обмен на свою часть карты он предлагает вам проиграть в игру «Морфемное домино».

«Морфемное домино»

Перечисли значимые части слова

Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

Что такое приставка?

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Что такое корень слова?

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Что такое суффикс?

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Что такое окончание?

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Какие слова мы называем однокоренными?

Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

 Учащимся предлагаю карточки с вопросами и ответами. Карточки не нумеруются, перемешиваются и раздаются учащимся.)

Объясняю, что нужно сделать.

-Ваша задача: к заданному вопросу из одной карточки требуется найти правильный ответ, помещенный в другой  карточке. Игру начинает тот, в чьей карточке сверху записан вопрос. Игра продолжается в режиме «вопрос-ответ». Имейте ввиду, каждый ответ должен подтверждаться примерами.

-Итак, что мы повторили с помощью данной игры.

- Вот мы получили с вами первую часть карты. Молодцы!

Данное задание формирует у учащихся не только умение работать по установленному плану, но и планировать свою деятельность, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности и формирует установки на поиск способов разрешения трудностей.

Регулятивные :умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативныепланирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Прогнозирование направлено, прежде всего, на предвосхищение результата с учетом имеющихся знаний, а также на выявление и прогнозирование причин трудностей. К этой группе принадлежат задачи с лишними и недостающими данными.

Отправляемся дальше

- А сейчас заглянем к боцману Акулову. 

-Он предлагает отдать нам свою часть карты в обмен на правильные ответы учащихся.

– Посмотрите, как интересно получается – корень один, а слова не родственные? Как вы думаете, а такое часто встречается в русском языке?– Послушайте рассказ, называется он «Родственники». 

– Вы кто такие?– Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?– А я ваша тетя – Гусеница!

– Есть ли в этом рассказе родственные слова? Назовите их.– Назовите корень в этих словах.

 – А почему гусеница не является им родственником?

– Ребята, а кто такие гуси?

 – А на какие группы мы можем разделить гусей?

– А какую пользу они приносят?

– А кто такая гусеница?

– Нужно ли уничтожать гусениц? Почему?

-Да, ребята, Господь создал гусениц и это тоже нужно для гармонии в природе. Как только какое-то звено выпадает, то ломается вся пищевая цепочка и может случиться маленькая или не очень маленькая экологическая катастрофа. Поэтому гусеницы очень важны, как звено пищевой цепи.– Ну, что ж, ребята, молодцы! Что мы с вами повторили? – Так какие же слова мы с вами можем назвать родственными?

-Молодцы! Вторую преграду успешно преодолели и получили вторую часть карты. 

УУД

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаци

Следующий пират, к которому мы заглянем – это капитан Щупало. 

- Если вы хотите получить следующую часть карты, Вам, работая в паре, необходимо привести в порядок алгоритм, т.е. определить и записать правильную последовательность разбора слова по составу.

Раздаю карточку

Алгоритм разбора по составу:

1. Выдели суффикс.

2. Выдели основу слова.

3. Подбери однокоренные слова и выдели корень.

 4. Измени слово и выдели в нем окончание.

5. Выдели приставку.

Проводится взаимопроверка и взаимооценивание

-Итак, что мы повторили с помощью данного задания.

- Мы получили третью часть карты.

  • Физминутка.

- Для дальнейшего плавания нам нужна энергия.

Проводится игра с мячом: «Образование однокоренных слов с корнем – ГРИБ -, -СТОЛ»

- (гриб, грибок, грибница, грибной, грибник; стол, столик, столовая, настольная).

-Отдохнули. Теперь можем продолжать наш путь с новыми силами.

Отправляемся за последней частью к лоцману Крабову.

– Мы получим его часть карты в обмен на правильно выполненные задания.

1 задание. Самостоятельная работа.

-Мы на физминутке образовывали однокоренные слова с корнем –ГРИБ- и –СТОЛ-

- Запишите слова в столбик и разберите слова по составу.

Гриб                Стол

Грибок           Столик

Грибной         Столовая

Грибник          Настольная

– Скажите, ребята, а что нам может помочь правильно разобрать слова?

-Приготовьте алгоритмы, которые вы, работая в паре, записывали в правильной последовательности.

(Проводится сверка с доской и самооценивание)

-Итак, ребята, какие умения формировались при выполнении этого задания?

- Мы получили недостающую часть карты.

- Но чтобы нам добраться до сокровищ и чтобы вы смогли получить награды в виде оценок, пираты предлагают вам выполнить тест.

Тест «Состав слова»

1. Корень – это главная часть предложения.

2. Родственные слова ещё называют однокоренными.

3. Основа – это часть слова с окончанием?

4. Верно ли, что слова вода и водитель являются однокоренными?

5. Корни в родственных словах пишутся одинаково.

6. Окончание – это изменяемая часть слова.

7. Суффикс помогает образовывать новые слова.

8. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

9. Корень – это общая часть родственных слов.

10. Верно, ли что слова сказка и сказки являются однокоренными.

– Будьте очень внимательны!

 (Если вы считаете, что утверждение верное ставите знак «+», если нет то «-». Таким образом, вы можете проверить себя и узнать, над, чем еще придется поработать.

Проводится самопроверка и самооценивание.

– Кто может прокомментировать свою работу? (Выслушиваются мнения учащихся.)

После проверки результатов тестирования непосредственно проводится сличение результатов, которое является инструментом анализа ошибок, их причин и выявления затруднений. Следует отметить, что тестовые задания не только помогут учащимся усвоить учебный материал, но и воспитать у него самооценку.

УУД

Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Регулятивные:умение планировать свою деятельность; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов своей деятельности и внесение коррективов; формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценк

  • Самооценка у учащихся развивается, когда где ученик в сотрудничестве с учителем участвует в применении критериев оценивания к разным конкретным ситуациям. После выполнения того или иного задания учитель подходит к ученику и задает вопросы:

Сокровища найдены! Мы добрались до них!

- Итак, чему вы научились в путешествии?

-Все ли было понятно?

На этапе рефлексии учащиеся оценивают свою работу на уроке по заданным учителем критериям, используя непосредственно разные знаково-символические средства, например:

- А сейчас давайте оценим свою работу в путешествии.

- Ребята, посмотрите, на острове сокровищ много деревьев, но одно дерево без листьев. Я предлагаю вам сделать дерево таким же красивым, как и остальные.

На доске нарисовано дерево. Учащимся раздаются нарисованные листочки двух цветов – зеленые, желтые и красные:

– я считаю, что у меня все получилось, трудностей в ходе урока не было

– у меня были трудности, с которыми я справился

– мне непонятны некоторые моменты, над которыми еще необходимо поработать.

УУД

Коммуникативныеумение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и эмоции;

Регулятивные: развитие способности к самооценке; рефлексия своей деятельности на уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по русскому языку для проверки знаний по теме "Слова-признаки".

Различные задания помогут учителю оценить знания уч-ся по теме "Слова-признаки". 2 класс...

открытый урок по русскому языку на тему: Обобщение о составе слова

Данный урок помогает конкретизировать способ действия разбора слова по составу, проверяя первичное понимание детьми открытого способа действия, выявляя моменты непонимания у отдельных учеников с ...

открытый урок по русскому языку на тему: Обобщение о составе слова

Данный урок помогает конкретизировать способ действия разбора слова по составу, проверяя первичное понимание детьми открытого способа действия, выявляя моменты непонимания у отдельных учеников с ...

Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

.Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"...

конспект урока русского языка 3кл. Обобщение знаний о составе слова.

В большом Словаре жили самые разные слова, были среди них и слова- родственники. Каждое слово заняло свое место, потому что словарь требовал, чтобы они стояли строго по алфавиту. Это иногда разлучало ...