Учебная задача составлена по русскому языку. УМК « Школа России» Тема : Обобщение знаний о составе слова Сообщаю учащимся, о том, что сегодня я получила необычное письмо, показываю его и читаю письмо: «Несколько лет назад четыре пирата никак не могли поделить сокровища и решили их спрятать. Сказано – сделано. Начертили они карту, разделили ее на 4 части и отправились каждый в свою сторону. Прошло много лет, но пираты так и не вернулись за сокровищами». Предлагаю учащимся отправиться в путешествие, найти эти сокровища и раздаю детям бескозырки. Учащиеся вместе с учителем решают путешествовать на корабле. - Но, ребята, посмотрите, мы не отплыли совсем… - Что нам мешает? (якорь) Чтобы убрать якорь, предлагаю выполнить задание. На доске появляются «значки». Учитель: -Найдите «лишний значок» и расставьте «значки по порядку». -Что у нас получилось? (графическое изображение состава слова) -Итак, как вы думаете, какие знания мы должны повторить, обобщить и систематизировать сегодня путешествуя на уроке? Сформулируйте задачи урока. (Повторить и закрепить знания о составе слова). -Сформулируйте тему урока или название путешествия? (Выслушиваются мнения учащихся) -Итак, тема урока или название нашего сегодняшнего путешествия – «Обобщение знаний о составе слова». Процесс целеполагания является коллективным действием, так как каждый ученик – это и участник, и активный деятель и созидатель общего творения, при этом учащиеся не только учатся высказывать свое мнение, а именно учатся слушать и слышать другого. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;планирование своих действий; Познавательные: постановка и решение проблемы; Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов; выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции; формирование умения слушать и слышать. Для формирования умения планирования, наиболее удачными и эффективными являются следующие приемы: - обсуждение готового плана для решения учебной задачи (проблемы);
- работа с деформированным планом для решения учебной задачи (проблемы);
- составление своего плана для решения учебной задачи (проблемы);
Предлагаю учащимся поработать в группах. Каждая группа получает разрезанную на части карточку с деформированным планом нахождения корня. Задача учеников – обсудить в группе и составить из перечисленного правильный план разбора слова по составу. Алгоритм разбора по составу: 1. Выдели суффикс. 2. Выдели основу слова. 3. Подбери однокоренные слова и выдели корень. 4. Измени слово и выдели в нем окончание. 5. Выдели приставку. Учащиеся наклеивают готовый план на лист бумаги, и командиры групп представляют свои работы. Сравниваю с планом на доске, что и будет являться эталоном к уроку. Учитель: Первый пират, которого мы с вами навестим – это кок Тюленев. В обмен на свою часть карты он предлагает вам проиграть в игру «Морфемное домино». «Морфемное домино» Перечисли значимые части слова | Приставка, корень, суффикс, окончание, основа. | Что такое приставка? | Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. | Что такое корень слова? | Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. | Что такое суффикс? | Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. | Что такое окончание? | Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. | Какие слова мы называем однокоренными? | Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. |
Учащимся предлагаю карточки с вопросами и ответами. Карточки не нумеруются, перемешиваются и раздаются учащимся.) Объясняю, что нужно сделать. -Ваша задача: к заданному вопросу из одной карточки требуется найти правильный ответ, помещенный в другой карточке. Игру начинает тот, в чьей карточке сверху записан вопрос. Игра продолжается в режиме «вопрос-ответ». Имейте ввиду, каждый ответ должен подтверждаться примерами. -Итак, что мы повторили с помощью данной игры. - Вот мы получили с вами первую часть карты. Молодцы! Данное задание формирует у учащихся не только умение работать по установленному плану, но и планировать свою деятельность, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности и формирует установки на поиск способов разрешения трудностей. Регулятивные :умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Прогнозирование направлено, прежде всего, на предвосхищение результата с учетом имеющихся знаний, а также на выявление и прогнозирование причин трудностей. К этой группе принадлежат задачи с лишними и недостающими данными. Отправляемся дальше - А сейчас заглянем к боцману Акулову. -Он предлагает отдать нам свою часть карты в обмен на правильные ответы учащихся. – Посмотрите, как интересно получается – корень один, а слова не родственные? Как вы думаете, а такое часто встречается в русском языке?– Послушайте рассказ, называется он «Родственники». – Вы кто такие?– Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?– А я ваша тетя – Гусеница! – Есть ли в этом рассказе родственные слова? Назовите их.– Назовите корень в этих словах. – А почему гусеница не является им родственником? – Ребята, а кто такие гуси? – А на какие группы мы можем разделить гусей? – А какую пользу они приносят? – А кто такая гусеница? – Нужно ли уничтожать гусениц? Почему? -Да, ребята, Господь создал гусениц и это тоже нужно для гармонии в природе. Как только какое-то звено выпадает, то ломается вся пищевая цепочка и может случиться маленькая или не очень маленькая экологическая катастрофа. Поэтому гусеницы очень важны, как звено пищевой цепи.– Ну, что ж, ребята, молодцы! Что мы с вами повторили? – Так какие же слова мы с вами можем назвать родственными? -Молодцы! Вторую преграду успешно преодолели и получили вторую часть карты. УУД Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаци Следующий пират, к которому мы заглянем – это капитан Щупало. - Если вы хотите получить следующую часть карты, Вам, работая в паре, необходимо привести в порядок алгоритм, т.е. определить и записать правильную последовательность разбора слова по составу. Раздаю карточку Алгоритм разбора по составу: 1. Выдели суффикс. 2. Выдели основу слова. 3. Подбери однокоренные слова и выдели корень. 4. Измени слово и выдели в нем окончание. 5. Выдели приставку. Проводится взаимопроверка и взаимооценивание -Итак, что мы повторили с помощью данного задания. - Мы получили третью часть карты. - Для дальнейшего плавания нам нужна энергия. Проводится игра с мячом: «Образование однокоренных слов с корнем – ГРИБ -, -СТОЛ» - (гриб, грибок, грибница, грибной, грибник; стол, столик, столовая, настольная). -Отдохнули. Теперь можем продолжать наш путь с новыми силами. Отправляемся за последней частью к лоцману Крабову. – Мы получим его часть карты в обмен на правильно выполненные задания. 1 задание. Самостоятельная работа. -Мы на физминутке образовывали однокоренные слова с корнем –ГРИБ- и –СТОЛ- - Запишите слова в столбик и разберите слова по составу. Гриб Стол Грибок Столик Грибной Столовая Грибник Настольная – Скажите, ребята, а что нам может помочь правильно разобрать слова? -Приготовьте алгоритмы, которые вы, работая в паре, записывали в правильной последовательности. (Проводится сверка с доской и самооценивание) -Итак, ребята, какие умения формировались при выполнении этого задания? - Мы получили недостающую часть карты. - Но чтобы нам добраться до сокровищ и чтобы вы смогли получить награды в виде оценок, пираты предлагают вам выполнить тест. Тест «Состав слова» 1. Корень – это главная часть предложения. 2. Родственные слова ещё называют однокоренными. 3. Основа – это часть слова с окончанием? 4. Верно ли, что слова вода и водитель являются однокоренными? 5. Корни в родственных словах пишутся одинаково. 6. Окончание – это изменяемая часть слова. 7. Суффикс помогает образовывать новые слова. 8. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. 9. Корень – это общая часть родственных слов. 10. Верно, ли что слова сказка и сказки являются однокоренными. – Будьте очень внимательны! (Если вы считаете, что утверждение верное ставите знак «+», если нет то «-». Таким образом, вы можете проверить себя и узнать, над, чем еще придется поработать. Проводится самопроверка и самооценивание. – Кто может прокомментировать свою работу? (Выслушиваются мнения учащихся.) После проверки результатов тестирования непосредственно проводится сличение результатов, которое является инструментом анализа ошибок, их причин и выявления затруднений. Следует отметить, что тестовые задания не только помогут учащимся усвоить учебный материал, но и воспитать у него самооценку. УУД Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера Регулятивные:умение планировать свою деятельность; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов своей деятельности и внесение коррективов; формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценк
- Самооценка у учащихся развивается, когда где ученик в сотрудничестве с учителем участвует в применении критериев оценивания к разным конкретным ситуациям. После выполнения того или иного задания учитель подходит к ученику и задает вопросы:
Сокровища найдены! Мы добрались до них! - Итак, чему вы научились в путешествии? -Все ли было понятно?
На этапе рефлексии учащиеся оценивают свою работу на уроке по заданным учителем критериям, используя непосредственно разные знаково-символические средства, например: - А сейчас давайте оценим свою работу в путешествии. - Ребята, посмотрите, на острове сокровищ много деревьев, но одно дерево без листьев. Я предлагаю вам сделать дерево таким же красивым, как и остальные. На доске нарисовано дерево. Учащимся раздаются нарисованные листочки двух цветов – зеленые, желтые и красные: – я считаю, что у меня все получилось, трудностей в ходе урока не было – у меня были трудности, с которыми я справился – мне непонятны некоторые моменты, над которыми еще необходимо поработать. УУД Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и эмоции; Регулятивные: развитие способности к самооценке; рефлексия своей деятельности на уроке.
|