Урок русского языка, 3 класс, "Школа 21 век", " Учимся писать сочинение"
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)

Кузнецова Ирина Александровна

СОЧИНЕНИЕ – это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_pisat_sochinenie.pptx2.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ МГБОУ школа №1573 Учитель начальных классов Кузнецова И.А . 2020 г.

Слайд 2

Два дц ать в о с ь мое мая. Кла сс ная р а бота.

Слайд 3

Тема урока: «Учимся писать сочинение» сочинение

Слайд 4

Что же такое сочинение? Сочинение – это собственный текст на заданную тему.

Слайд 5

СОЧИНЕНИЕ – это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему. Сочинение должно соответствовать теме, раскрывать её. Текст должен быть содержательным, грамотным, без ошибок, в одном стиле. Слова должны быть употреблены в правильном значении. Изложение мысли в сочинении должно быть последовательным. Сочинение – это небольшое произведение. Поэтому оно должно быть написано по установленным ПРАВИЛАМ :

Слайд 6

ЗАГОЛОВОК Любое сочинение должно иметь название, которое отражает содержание всего сочинения в целом, но кратко. Заголовок – окошко для взгляда вперёд. Посмотри и подумай: что тебя ждёт? Заголовок – это не просто слова: Эти слова – всему голова. (С.Бондаренко) Нужно постараться подобрать к сочинению эпиграф. ЭПИГРАФ - это высказывание (цитата) перед сочинением, намекающее на основное содержание.

Слайд 7

ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ ВСТУПЛЕНИЕ Лучше не бросать читателя сразу в гущу событий. Подведи его к теме ПОСТЕПЕННО . Начать вступление можно по-разному: С вопроса к читателю (А знаете ли вы…?) С определения (Дружба – это…) С обычного утверждения (Я хочу вам рассказать о…)

Слайд 8

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ От вступления должен быть плавный переход к основной части. В сочинении основная часть полностью раскрывает идею, главную мысль. Все абзацы нужно связывать между собой. Для этого используй в своих предложениях словосочетания: «НЕ ТОЛЬКО, НО И» «ПОЭТОМУ» « ПОТОМУ ЧТО» « ТАК КАК» «ЭТИМ ОН МНЕ И» «МОЖЕТ БЫТЬ»

Слайд 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении ты должен подвести итог всему написанному, сделать вывод.

Слайд 10

Какие типы текста мы знаем? текст описание рассуждение повествование

Слайд 11

СОЧИНЕНИЕ - ОПИСАНИЕ Это текст, в котором названы ПРИЗНАКИ предмета, человека или животного. Оно отвечает на вопрос «КАКОЙ?» Поэтому для текста – описания нужны имена прилагательные. Помогают сравнения с чем – либо. Используй слова «КАК БУДТО», «КАК», «СЛОВНО», «ПОХОЖ НА» . В описании мало действия, движения. Оно дается для того, чтобы читатель смог «увидеть» то, что видел ты; чтобы читатель испытывал те же чувства, что и ты. ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА: Размер, форма, цвет, вкус, запах Материал, из которого изготовлен Возраст, черты характера Внешний вид

Слайд 12

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - ОПИСАНИЯ Представление предмета (человека, животного). Основные признаки . Твоя оценка, твоё отношение к предмету. Твоё заключение (вывод).

Слайд 13

СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ Это текст, в котором даётся ОБЪЯСНЕНИЕ какому – либо явлению, событию, проводятся размышления о предмете. Текст отвечает на вопрос «ПОЧЕМУ?». Почему это есть? Почему это произошло, случилось? Почему так? Используй слова: «ВО-ПЕРВЫХ», «ВО- ВТОРЫХ», «ТАК КАК», «ПОЭТОМУ», «ВЕДЬ», «ПОТОМУ ЧТО», «ЗНАЧИТ», «КРОМЕ ТОГО», «СЛЕДОВАТЕЛЬНО», «ИТАК» .

Слайд 14

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ Вступление. Тезис ( то, о чём хочешь рассказать ). Аргументы ( доказательство тезиса ): доводы, примеры, случаи, факты, цифры, мнения других людей, цитаты. Выводы.

Слайд 15

СОЧИНЕНИЕ - ПОВЕСТВОВАНИЕ Это сочинение отвечает на вопросы: « КТО? ЧТО ДЕЛАЛ? ГДЕ? КОГДА? КАК?» . Главная особенность такого текста – СООБЩЕНИЕ о развивающихся действиях и об их завершении. В повествовании много глаголов. Используй слова: «СНАЧАЛА», «ПОТОМ», «ЗАТЕМ», «ТОГДА», «СНОВА», «ЕЩЁ», «УЖЕ».

Слайд 16

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - ПОВЕСТВОВАНИЯ Вступление. Развитие действий – завязка (поступки героев и причины этих поступков). Кульминация (самый напряженный момент сюжета) действия. Заключение (развязка).

Слайд 17

СЮЖЕТ ВСТУПЛЕНИЕ (место, время действия) НАЧАЛО ДЕЙСТВИЯ (завязка) КУЛЬМИНАЦИЯ (самый напряженный момент) КОНЕЦ ДЕЙСТВИЯ (развязка) это последовательность развития действия, ход событий

Слайд 18

С ЧЕГО НАЧАТЬ РАБОТУ НАД СОЧИНЕНИЕМ Продумай название. Чтобы это сделать, нужно точно определить, о чём пойдёт речь в сочинении . Сформулируй, вырази основную мысль сочинения . Чтобы это сделать, нужно ответить на вопрос: что я хочу сказать своей работой, к какому выводу должен прийти? Определи жанр своего сочинения (это может быть сочинение – описание, повествование, рассуждение). Составь план (обрати внимание на соразмерность частей – вступление и заключение намного короче основной части).

Слайд 19

В сочинении, как и в любом тексте, очень важен заголовок , или тема сочинения. Представь, что текст, который ты прочитаешь, - это сочинение, которое забыли озаглавить. Подбери свои заголовки к тексту. Знаешь ли ты, что есть колбасные, молочные и конфетные деревья? Да-да, именно деревья! Плоды колбасного дерева, хоть и напоминают колбасу, к сожалению, несъедобны. Молочное дерево растёт в Бразилии. И ещё иногда оно называется там «дерево-корова». Чтобы «подоить» его, надо надрезать кору, и тотчас в подставленную кружку потечёт белая струйка. И по вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко. Конфетное дерево растёт в Индии, Японии и Китае. Подсушенные на солнце плоды конфетного дерева такие же вкусные и сладкие, как настоящие конфеты. (По А. Дитриху, Г. Юрмину )

Слайд 20

Вывод : в каждом сочинении можно определить тему, основную мысль. Это отражается в заголовке. Колбасные, молочные и конфетные деревья. Необычные деревья. Какой из этих заголовков передаёт тему сочинения, а какой его основную мысль ?

Слайд 21

Колбасное дерево

Слайд 22

М О Л О Ч Н О Е д е р е в о

Слайд 24

Признаки текста: Заголовок . Тема, основная мысль. Тип текста (описание, повествование, рассуждение ). Структура (абзацы ). Логическая и грамматическая связь абзацев и предложений.

Слайд 25

Текст рассы́пался . Найди нарушения и исправь их. Составь план исправленного текста. Озаглавь его. Выпиши слова, которые помогают описать цветок.

Слайд 26

Первый городской подснежник. Весна…Всё ярче солнце, и мы с нетерпением ожидаем появления первых цветов. И вот наконец видим на пригорке жёлтое пятнышко среди грязного снега и ещё не оттаявшей земли. Будто множество маленьких солнечных лучей превратилось в жёлтые головки. Это первый городской подснежник — мать-и-мачеха. Да-да, это растение тоже относится к подснежникам. Но почему же так названо это растение? Всё станет понятно, если потрогать его листья. Снизу они мягкие, тёплые, опушённые, а сверху гладкие, холодные. Как мать и мачеха. Отсюда — название. А ещё в народе эту траву называли царь-зельем, двуличником , мать-травою. Жёлтые цветки — солнышки — прекрасная столовая для первых пчёл, ведь в это время им больше негде полакомиться нектаром. Мать-и-мачеха издавна пользовалась популярностью у лекарей .

Слайд 27

Сходства и различия текстов: - Нет заголовка - Содержат описания. - Учит не только замечать интересные факты , красоту, но и передавать это словом Структура первого текста выстроена логично, Во втором тексте нарушен порядок следования абзацев и порядок предложений внутри абзаца.

Слайд 28

КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК В СОЧИНЕНИИ Не перегружай сочинение подробностями, без которых вполне можно обойтись. Переход от одной части сочинения к другой делай плавным. Следи за правильным употреблением слов. Не искажай написание слов, не заменяй их на те, которых нет в языке. Следи за своевременным и правильным употреблением местоимений, чтобы было понятно, о ком или о чём идёт речь. Не употребляй в одном предложении слово, которое уже входит в состав соседнего предложения. Учись заменять слова синонимами. Не повторяй одну и ту же мысль разными словами. Следи за тем, чтобы используемые слова и выражения не выходили за рамки литературного языка, не допускай неприличных и непристойных слов. Старайся не употреблять слов – паразитов. Следи за соблюдением плана сочинения (каждая часть с красной строки). Проверь грамотность: сверься с орфографическим словарём, расставь знаки препинания.

Слайд 29

Работа по учебнику стр. 142- 143

Слайд 30

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Учимся писать приставки"

Правописание приставок. оканчивающихся на -з, -с....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне"

Презентация является сопровождением урока №51 русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Материал содержит упражнения на сопоставление звуковой и буквенной записи слов....

Урок русского языка во 2 классе "Учимся писать суффикс -ость-"

Интегрированный урок русского языка и литературы по книге С.Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".Тема урока: "Учимся писать суффикс -ость-"...

Урок русского языка для 3 класса. Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения писать суффикс –ок- в именах существительных.Задачи: 1. Воспринимать  русский  язык  как явление  национальной...

Открытый урок русского языка во 2 классе "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова"

Класс: 2УМК: « Начальная школа 21 века». Тема: Учимся писать буквы безударных гласных в корне словаЦель: продолжить формирование опыта в правописании слов с безударной гласной в корне слова.Форми...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе " Учимся писать суффиксы -иц и -ец, сочетания -ечк, -ичк"

Презентация используется при объяснении нового материала о правописании суффиксов -иц, -ец УМК "Школа 21 века"...