Урок русского языка для 3 класса. Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения писать суффикс –ок- в именах существительных.
Задачи: 1. Воспринимать русский язык как явление национальной культуры.
2.Понимать, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.
3. Уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации.
4.Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.
5.Уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания)
6.Уметь задавать вопросы.
7.Познакомиться с написанием суффикса –ок- в именах существительных.
8.Повторить написание различных суффиксов и их значений в именах существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_s_tehnologicheskoy_kartoy.docx | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока с технологической картой
Предмет: русский язык
Тема: Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных
Класс: 3
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения писать суффикс –ок- в именах существительных.
Задачи: 1. Воспринимать русский язык как явление национальной культуры.
2.Понимать, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.
3. Уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации.
4.Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.
5.Уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания)
6.Уметь задавать вопросы.
7.Познакомиться с написанием суффикса –ок- в именах существительных.
8.Повторить написание различных суффиксов и их значений в именах существительных.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся: писать суффикс –ок- в именах существительных.
Учащиеся получат возможность научиться: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь задавать вопросы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, осознают необходимость самосовершенствования.
Формируемые УУД:
Личностные: осознание ответственности за общее дело, самоопределение.
Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы,
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с информацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.
Методы, технологии: АМО, проблемный, частично-поисковый, ИКТ.
Формы организация учебного взаимодействия: коллективная, индивидуальная, групповая, парная.
Средства: презентация
Оборудование:
• учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, С.В. Иванов и другие, Москва, «Вентана-Граф», 2012;
• рабочая тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» 3 класс, 2 часть, М.И.Кузнецова, Москва, «Вентана-Граф», 2015;
• рабочая тетрадь;
• мультимедиапроектор, ПК.
- листы самооценки, карточки для групповой работы.
Комментарии к уроку: мультимедийное сопровождение выполнено для ИД. Для замещения данного ресурса можно использовать презентацию, выполненную в Prezi.com по ссылке: http://prezi.com/emm1pwepwgwo/?utm_campaign=share&utm_medium=copy&rc=ex0share
Методические рекомендации: урок составлен в соответствии с санитарными правилами и нормами. Поэтому, когда ИД не используется, проектор выключается в «спящий режим». В классе есть дети с нарушением осанки. Что предотвратить уставание ребенка на уроке, ребята перемещаются по классу для работы за конторками.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация и самоопределение к деятельности (3 минуты) | -Здравствуйте, ребята. -Вы слышали фразу «Тайное всегда становится явным»? Что она означает? -Как эта фраза поможет нам сегодня на уроке? -А вы хотите открыть еще одну тайну родного языка? -А что для этого надо сделать? -Спасибо. -Сегодня наш урок мне хочется начать с составления плана. Все этапы урока перепутаны. Исправьте схему, пожалуйста. -Спасибо. Молодцы. А контролировать работу вам помогут листы самооценки. | -То, что было скрытым станет известным. -Мы будем открывать тайны русского языка -Необходимо быть внимательным, активным, слушать учителя. В презентации на ИД ребята исправляют этапы урока 1.Повторяем пройденное 2.Ставим цель урока 3.Узнаем новое 4.Закрепляем новое 5.Самостоятельная работа 6.Применяем умения 7.Рефлексия | Личностные: самоопределение, Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание |
1.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (8 минут) | -Я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Мультфильм «В стране невыученных уроков» (42 секунды). -Давайте поможем герою мультфильма вспомнить правило. -Вспомнив правило, давайте поиграем в игру «Горячее место» -Отметьте правильность выполнения на своих листах самооценки. -Почему мы вспоминали правила написания суффиксов –ек, -ик? -Я предлагаю вам посмотреть на слово «башмачок». Можем ли мы применить это правило? Почему? Как быть? | Смотрят отрывок из мультфильма, вспоминают правило написания суффиксов –ек, -ик. Учебная ситуация, при которой ученик оказывается у доски на «Горячем месте». Ребята диктуют ему слова, отвечающий у доски пишет и объясняет орфограммы. Ребята у доски могут меняться. -Мы сегодня будем говорить о суффиксах? -Ответы могут быть разными. | Познавательные: анализ с целью выделения признаков. Коммуникативные: регулирование поведением партнера. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценка качества и уровня усвоения. |
3.Постановка учебной задачи (3 минуты) | -Над какой темой мы сегодня будем работать? -Давайте уточним тему урока по учебнику. Откройте урок 83. Прочитайте блок. -Прочитайте тему урока. Правильно ли мы сформулировали тему? -Сформулируйте цель урока. -Очень хорошо. Отметьте свое продвижение на уроке на листе самооценки. | -Правописание суффикса –ок-. -Блок правописание. Мы будем учиться грамотно писать. -Тут уточнение: в именах существительных. -Сегодня на уроке мы будем учиться писать суффикс –ок в именах существительных. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные-формулирование познавательной цели. |
4.Построение проекта выхода из затруднения (6 минут) | -Сейчас вы будете работать в группах. На работу дается 2 минуты. Найдите в учебнике рубрику «Давай обсудим». Понаблюдайте за суффиксом –ок-, сделайте вывод. -Какой вывод вы сделали? -Сравните свой вывод с правилом в учебнике. -Какую важную информацию мы нашли в правиле? -Продолжим работу в группе. Попробуйте составить алгоритм проверки данного правила. -Какие шаги у вас получились? - Отметьте свое продвижение на листе самооценки. | Работа в группах. Ребята наблюдают на написанием суффикса и делают вывод, что суффикс -ок- пишется под ударением. -После шипящих в суффиксе –ок- пишется буква о. Ребята из предложенных карточек составляют алгоритм. -Шаг 1. Ставлю ударение. Шаг 2. Нахожу суффикс . Шаг 3. Если он ударный, пишу букву о. | Регулятивные: контроль и оценка, коррекция. Познавательные: поиск и выделение информации, выдвижение гипотез, доказательство, установление причинно-следственных связей, моделирование. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им. |
Физминутка (2 минуты) | -Покажите действием значение слов и словосочетаний: 1.Кот, котик, котище. 2.Дом, домик, домище, домашние тапочки. 3.Деревцо, деревянный, деревья. 4.Глаз, глазик, глазища, глазеть. | Фантазии учащихся совмещается с физической зарядкой. | |
5.Первичное закрепление (5 минут) | -Какой следующий этап нашего урока? -Это работа в парах. Упражнение 1. -Проговорите алгоритм, который вы использовали. -Проверьте себя. В каких словах вы написали суффикс –ек-? -Отметьте свое продвижение на листе самооценки. | Работа в парах. -Закрепляем новое Ребята образуют и записывают слова с суффиксом –ок-: Башмачок, бычок, волчок, дружок, жучок, каблучок, лужок, паучок, пирожок, рычажок, сапожок, снежок, творожок, утюжок, хомячок, шажок, язычок. -Дети повторяют алгоритм. -Таких слов нет. | Регулятивные: контроль и оценка, коррекция. Познавательные: доказательство. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
6.Самостоятельная работа (7 минут) | -Давайте посмотрим на следующий этап нашего урока. Это самостоятельная работа. Работа в рабочей тетради «Пишем грамотно» -Проверьте себя по слайду. -Что интересного заметили? -Как это называется в русском языке? -Оцените свою работу. | Ребята выполняют упражнение 3, дописывая суффиксы –ок-, -оч-+-ек-. Ребята проверяют себя с карандашом в руке, ставя «плюс» или «минус». -Суффикс –ок заменился на –оч. -Произошло чередование согласных «ка» и «че». | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Личностные: самоопределение |
7.Включение в систему знаний. (7 минут) | -Назовите следующий этап урока. -Сейчас вы будете выполнять каждый свою работу. 3 человека (слабые)– у компьютера. Остальные – редакторы на своих листах самооценки. -Ребята, отметьте правильность выполнения у себя на листах самооценки. | -Применяем знания и умения Дифференцированная работа. 1.Три человека выполняют упражнение на компьютере «Игры и задачи, 1-4 класс, Что такое суффикс, урок 5» 2.Игра «Редактор» У ребят на листах самооценки напечатаны тексты с ошибками, которые надо исправить. Всего 3 варианта. | Познавательные: доказательство, построение логической цепи рассуждения, самостоятельное создание способа решения проблем поискового характера. Регулятивные: контроль и оценка Коммуникативные: оценка действий партнера, коррекция и контроль. Личностные: смыслообразование. |
8.Рефлексия «Дерево настроения» (3 минуты) | -Продолжите правило на своем листе. Что у вас получилось? -Если вам понравилось как вы работали и вы получили удовольствие от урока, прикрепите спелое яблоко, если вы не поняли тему, прикрепите зеленое яблоко. | Ребята дописывают и зачитывают: Под ударением в суффиксе имен существительных … (пишется буква о). | Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
9.Домашнее задание (по выбору) (1 минута) | Урок 83 № 4 или 5 по выбору. | Личностные: самоопределение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 2 класс. "Учимся писать буквы согласных в корне слова. Закрепление.".
Конспект урока русского языка. 2 класс. Программа "Начальная школа 21 века". Тема урока: Учимся писать буквы согласных в корне слова. Закрепление....
Урок русского языка 2 класс "Учимся писать приставки" (УМК "Начальная школа XXI века")
Тип урока : открытие новых знанийЦели: организовать работу учащихся с группой приставок, в которых пишется буква а; учить определять место орфограммы в слове.Задачи:Образовательные: ...
Технологическая карта урока "Русский язык" (2 класс) "Учимся писать сочетания жи-ши"
Конспект учебного занятия по русскому языку во 2 классе (система учебников "Начальная школа XXI века") составлен с учетом требований ФГОС НОО.В основе урока - системно-деятельностный подхо...
Урок русского языка по теме "Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных"
Тип урока: урок изучения нового материала Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных Задачи урока:Образовательные:...
Развитие речи на уроке русского языка 2 класс "Учимся писать изложение"
В конспекте представлены виды работы с текстом-повествованием....
Развитие речи на уроке русского языка 2 класс "Учимся писать изложение"
В конспекте представлены виды работы с текстом-повествованием....