Тема: «Слова с удвоенными согласными» 2б класс УМК: Школа России.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гюзель Салаватовна Гайнетдинова

Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

Планируемые результаты:

предметные: правильно переносит слова с удвоенными согласными.

личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимает причины успеха в учебной деятельности;

Универсальные учебные действия:

регулятивные

• определяет цель деятельности на уроке;

• учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

• слушает и понимает речь других;

• договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova_s_udv._soglasnoy.docx262.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Слова с удвоенными согласными» 2б класс УМК: Школа России.

Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

Планируемые результаты:

предметные: правильно переносит слова с удвоенными согласными.

личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимает причины успеха в учебной деятельности;

Универсальные учебные действия:

регулятивные

• определяет цель деятельности на уроке;

• учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

• слушает и понимает речь других;

• договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи поставленные на уроке.

-Сегодня на уроке русского языка вы будете пчёлами. Пчёлы живут большими и дружными семьями. Прочитайте девиз урока. D:\работа мамы\оформление\мой уголок\8727285_w640_h640_photos0800x600_kopiya.jpeg

Чтобы умной пчелкой стать,                                                                                                                Ну

Нужно многое узнать.                                                                                                                                 Нужно много нам трудиться,                                                                                                                         Книг читать, писать, учиться.

– Как вы его понимаете?

Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?

(Трудиться, работать самому.)

– Зачем нужны знания?

(Чтобы быть умным, образованным.)

- Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.

2.Чистописание.

-К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают с почек деревьев тополя клей – прополис и аккуратно замазывают щели. Итак, мы сейчас пчёлки-строители. Строим аккуратно и красиво.

На экране: лл жж кк бб мм нн сс пп.

- Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.

- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные, строчные.)

- Определите закономерность написания букв? (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)

-На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буковки. Ваши глазки сейчас внимательно смотрят за мной, а руки повторяют в воздухе.C:\Users\Лариса\Desktop\пчёлы\clp198529.jpg

-Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.

- Проверьте с образцом. 

бб жж кк лл мм нн пп СС 

- Оцените самостоятельно свою работу в тетради. (+,-)

- Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, обведите карандашом.

-Пчёлки довольны вашей работой.

3. Актуализация знаний.

Словарная работа. Игра «Заполни соты нектаром».                                                                                  Все вы знаете, что пчёлы приносят мёд, строят соты, запечатывают ячейки.                                 Давайте заполним соты нектаром.1417075628_ufhycttkdzeogfi.jpeg

П.суда, с.бака, .дежда, к.рова, м.роз, кла.., ру..кий.     (карточки – 3 чел)                                               (помещают нужную капельку мёда в соты)                                                                                                     - Найдите слова, которые отличаются от других.  Чем?                                                                                                 - Давайте вернёмся к минутке чистописания. Как вы думаете, случайно ли я вам подобрала именно эти буквы? ( На чистописании писали удвоенные согласные)

4. Самоопределение к деятельности

- Кто из вас сможет сформулировать тему урока?                                                                                         - Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока?

- Откройте учебник на стр. 117.                                                                                                                        - Объясните значение слова «удвоенные».        (Две одинаковые буквы рядом)

5. Постановка цели и задач урока.

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова

  • Познакомиться…со словами с удвоенной согласной
  • Научиться…правильно, писать эти слова
  • Повторить…правило перенос слов с удвоенной согласной

- Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов.

6. Физминутка для глаз 

7. Работа по теме урока.                                                                                                                                       1)-В русском языке много слов с удвоенными согласными. Отгадайте некоторые из них. 

1. Он на вокзале есть всегда,                                                                                                                                К нему подходят поезда,                                                                                                                          Двойное «эр» содержит он                                                                                                                            

И называется….     перрон.

2. Проста загадка и легка                                                                                                                    

Пишусь всегда через два «ка»                                                                                                                        

И мяч, и шайбу клюшкой бей,                                                                                                                      

А называюсь я…       хоккей.

3. В магазин с сестрой ходили,                                                                                                                   Всё, что надо, там купили.                                                                                                                                 За батон, бутылку кваса                                                                                                                      

Деньги заплатили в…  кассу.                                                                                                                            -Прочитаем слова.                                                                                                                                              - А теперь закройте одну букву, прочитайте слово. Что изменилось?                                                         -Как произносятся звуки?                                                                                                                                  - Сделаем вывод.                                                                                                                                            (На месте удвоенных согласных звук долгий, он тянется, поэтому в слове пишется удвоенная согласная)   

-Пчёлы не только собирают мёд, но и опыляют растения. За день пчела опыляет 7 тысяч цветков. Эти пчёлы называются пчёлами-сборщицами. Итак, пчёлки, в путь – опылять цветы.                                                                                                                                                                            2) Работа по учебнику. Упр. 188                                                                                                                       - Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово?                                                                        Аппетит – желание есть.

Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья.

Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью.

Доллар – денежная единица США.

Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат.

Килограмм – единица массы равная 1000 грамм.

Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции.

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.

Ссора – состояние взаимной вражды.

Тонна – единица массы равна 1000 кг

-Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные.                                                                                   - Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа.                                                                                 Оцените работу знаками (!, +,- )                                                                                                                    - Можно ли слова с удвоенными согласными тоже назвать словарными? Почему?                                 

( Их написание нужно запомнить или посмотреть в орфографическом словаре)

3) Работа со словарем

- А как же быть с такими словами, когда они встречаются при письме?

- Прочитайте правило на стр. 117.

-Итак, как поступать со словами?

- Значит, это орфограмма, какая?

- Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 136

- Работать будем в парах. Покажите мне свои пары. Возьмите в руки простой карандаш найдите слова с удвоенной согласной и подчеркните их.

- Проверяем, какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?

- Класс, Россия, русский, суббота.

- С каким из этих слов мы не знакомы?

- Суббота. ( Слайд 24)

- Выпишите это слово.

- Кто знает лексическое значение слова?

- Суббота – шестой день недели, между пятницей и воскресеньем.                                                                    - Составим транскрипцию слова

Суб|бо|та [С У БОТА] – 3 слога, 7 букв, 6 звуков.

- Почему в слове суббота букв больше, чем звуков?

- Потому что звук [б] – долгий и тянется. На письме он обозначается двумя согласными буквами.

8. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?                                                                                                                                    Ну, тогда все дружно встали,                                                                                                                    Ножками потопали,                                                                                                                                              Ручками похлопали,                                                                                                                                 Покружились, повертелись                                                                                                                            

И за парты все уселись.                                                                                                                                 Глазки крепко закрываем,                                                                                                                      Дружно до пяти считаем.                                                                                                                     Открываем, поморгаем                                                                                                                                

  И работать продолжаем.                                                                                                                     9.Закрепление изученного материала.

-Живёт пчела 1 месяц. Но за этот месяц она делает разную работу очень аккуратно и исправно. И вы сейчас будете исправно делать работу – запасы на зиму.

1)Работа в группах:  игра “Собери слова” (из конверта достаются карточки со слогами):

мас

сум

груп

шос

рас

пер

хок

тен

кей

рон

па

нис

са

ма

се

сказ

 - Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова. Выполните в группах. (устно, на карточках)

-Мы должны решить ещё одну учебную задачу.

- Как разделить слова с удвоенной согласной для переноса? Какие у вас есть предположения?

(Слова для переноса делятся на слоги. Одну согласную букву оставляем на строке, а другую переносим)

Выполняют в группах (в тетрадях). Повторяют вывод.                                               

Физкультминутка.                                                                                                                                          -Вход в улей охраняют пчёлы-сторожа. И вид у них довольно грозный, чужих не запустят.  (Учитель называет слова, если в слове нет двойных согласных, дети приседают.)                                               Сумма, сумка, теннис, тенистый, колонна, колонка, касса, косить, алый, аллея                  

2).Работа в парах. Упр. 189 (5 слов – у доски, 5 –в парах)                                                                            - Выберите слово и запишите его столько раз, сколько есть способов его переноса с одной строки на другую по образцу.

– Расскажите своему соседу, как будете делить слова с удвоенной согласной для переноса.          Проверка. Самооценка!, +, -.

10.Самостоятельная работа по выбору с самопроверкой по эталону

- Чтобы каждый из вас проверил себя, как научился переносить слова с удвоенными согласными, сейчас самостоятельно выполните задание по вашему выбору.

1 задание — спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса.

Масса, группа, сумма.

2 задание труднее – спиши только те слова, которые переносить нельзя.

Суббота, грипп, Россия, кросс, класс.

- Каждый из вас выбирает только одно задание и выполняет.

Проверка 

- Встаньте ребята, которые выполняли 1 задание. Проверьте по образцу и оцените работу по критериям.

справился

сомневался

нужно ещё потренироваться

Встаньте ребята, которые выполняли 2 задание. Проверьте по эталону и оцените работу.

-Почему эти слова переносить нельзя?(1 слог)

- У кого есть ошибки, не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу?

( Больше тренироваться в выполнении таких заданий)

11. Включение в систему знаний и повторение.

- Сейчас вы напишете графический диктант «Плюс-минус». Знаком «+» обозначьте слова, которые можно перенести, а знаком «-» те, которые нельзя перенести.

Ванна, грамм, тонна, сумма, масса.                                (+ — + + +.)

12. Рефлексия учебной деятельности.                                                                                                                             - Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке.                                                                                   

- Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной согласной.                        

  -Какую оценку вы поставите себе? Всему классу? Почему?                                                                        - Кому было скучно, изобразите вот такого грустного смайлика, а кому было на уроке интересно и комфортно изобразите лучистое солнышко и согрейте всех своими лучиками.                                     13. Итог. Домашнее задание. Упр.190.

- С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?

- Что делать, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной?

- Как перенести такие слова?

-Рабочих пчёл в улье тысячи, а главная у них одна – это матка. Она в улье сидела, всё видела, как вы трудились, как мёд собирали, цветы опыляли, знания о двойных согласных получали и благодарит вас. У каждого из вас на столе «пчёлка». Запишите на ней свои личные достижения на уроке и прикрепите на цветок на доске.

Всех благодарю, за проделанную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Слова с удвоенными согласными» 2 класс

Урок русского языка "Слова с удвоенными согласными" по УМК "Планета Знаний" 2 класс. Цели урока: Знакомство со словами с удвоенными словами. Знакомство учащихся с происхождением слов с удвоенными согл...

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной согласной" 3 класс "ПНШ"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: научить написанию слов с удвоенной буквой согласного; объяснить этимологическую природу этих написанийПланируемые результаты:·...

Открытый урок по русскому языку по теме: «Слова с удвоенной согласной» (1 класс)

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану;  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка....

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными» ( 2 класс, УМК "Школа России").

Конспект урока по русскому языку по теме "Слова с удвоенными гласными" для 2 класса, УМК "Школа России"....

Открытый урок по русскому языку по теме: «Слова с удвоенными согласными» 1 класс

Открытый урок по русскому языку по теме: «Слова с удвоенными согласными» 1 класс...