Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Волкова Екатерина Андреевна

Конспект сочинения для урока разработан по УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости».

Пр.- Формирование умения писать описательный текст.

Р.: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

П.: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К.: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Л.- Освоение личностного смысла учения, желания продолжить учебу.

Развитие интереса к изучению языка.

Ход урока.

  1. Мотивация и актуализация знаний. Целеполагание.

- Сегодня на уроке нам предстоит важная и интересная работа. Мы превращаемся в писателей.

- Догадались, какой вид работы нам предстоит? (сочинение) ( СЛАЙД 1)

- Верно, мы вновь отправимся в нашу картинную галерею и напишем сочинение по картине.

- а раз сочинение будет по картине, то какого типа текст у нас с вами должен получиться ? ( описательный)

- Что такое текст-описание? На какие общие вопросы можно ответить с помощью такого текста? ( Какой? Какая? Какие? )

  • Рассказ о художнике ( СЛАЙДЫ 2-12)

- Художник, картину которого мы сегодня будем описывать, человек необычайного таланта. Это Николай Константинович Рерих.

- Послушайте немного фактов из его биографии.

Среди разнообразных увлечений  Николая были рисование, география, археология, история, коллекционирование минералов, верховая езда, охота.

В 1893 г. Н. Рерих поступил в петербургскую академию художеств. Одновременно  Николай поступил на юридический факультет в университет, прослушал курс историко-филологического факультета.

В 1903 – 1904 гг. Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам России. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала большая серия картин художника. С весны 1918 г. Художник жил за рубежом, побывал во многих  странах.

В 1923 году, сбывается заветная мечта мастера – 2 декабря Н.К. Рерих и его семья прибывают в Индию. Здесь начинается подготовка к самому важному путешествию в жизни великого художника – экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии.С огромным уважением относились к художнику и в самой Индии – с Николаем Константиновичем были лично знакомы известные индийские философы, ученые, писатели, общественные деятели. Многие простые индийцы почитали его как великого мудреца.

  • С. 40 ( упр. 84) прочитайте текст упр-я и скажите, что еще вы узнали о художнике.
  • Беседа по картине

- Найдите картину в картинной галерее, рассмотрите ее.

-  Поделитесь своими впечатлениями от просмотра картины. Какое настроение создаёт картина?

- Что на ней изображено?

-Как вы думаете, какое время года   изобразил   Рерих? А какое время суток?
- Какая погода? ( солнечная , ясная) Что вам подсказало? ( В реке отражается все: ладьи, птицы, небо)

  • С. 40 (УПР. 85)

- Прочитайте текст упр-я.

- Почему картина названа «Заморские гости»? 

- попробуйте ответить на вопросы, поставленные в тексте.

- Куда , по-вашему направляются заморские гости? 

  • Рассказ учителя о содержании картины

- Сюжет этого произведения родился у художника во время путешествия в г. Новгород по знаменитому пути «из варяг в греки» (Торговый путь «из варяг в греки»). В IX веке в жизни восточных славян стала все большее значение иметь внешняя торговля. Людей, которых занимались этим , стали называть купцами.  Древний торговый путь « из варяг в греки» существовал примерно 1000 лет назад и проходил по главным дорогам того времени через реки Двину , Днепр,  озера ладожское и Ильмень,  соединяя   Варяжское   море   (Балтийское)   с   Русским   морем (Чёрным).  Маршрут проходил через наши славянские земли, которые называли   Белой   Русью,   на  этом  пути   встречались  иноземцам  такие древние русские города как Великий Новгород и Киев. Эту важнейшую торговую ветвь освоили скандинавские викинги (викинги), целью которых было   попасть   в   Константинополь -столицу   Византии,  

 крупнейший мировой   торговый   центр.

  На   восточнославянских   землях   викингов называли варягами (варяги). Варяги были лучшими торговцами и воинами Европы того  времени.  Мы до сих пор  вспоминаем о варягах,  когда занимаемся археологией, письменностью, фольклором.

- Понятно   ли   вам   теперь,   что   это   за   заморские   гости   изображены художником?

  • Составление плана текста

- Что мы обычно составляем, прежде, чем писать сочинение или изложение? (план)

- Он нам поможет в работе.

-Сколько частей должно быть? Какие?( Три части: вступление, основная часть, заключение)

- Помним, что основную часть тоже можно разделить на части.

-О чём будете писать во вступительной части? ( Кто автор, какая картина, где происходит действие, что изобразил)

- Как можно назвать автора?  Какая картина перед нами?( ФИО, живописец, художник-сказочник,  «Заморские гости») (СЛАЙД 13)

- Как бы вы сказали в общих чертах, что изобразил художник на своей картине?( ладьи варягов, плывут по северной реке через русские земли в богатую Византию, везут товар на продажу) 

- Переходим к основной части.

-Что нужно написать в самой главной части сочинения? (описать всю картину)

- Что и кого  вы видите картине? ( Корабли, гости, природа)

- Здесь целесообразнее (правильнее) определить, какие объекты находятся на переднем плане, и сначала описать их, а потом уже перейти к описанию того, что вы и сами заморские гости увидели вокруг себя, описать природу.

- итак, назовите объекты переднего плана, которые необходимо описать?( ладьи,  варяги)

- опишите корабли, как они движутся по реке? (Стройным рядом, друг за другом.)

-Обращают ли внимание на себя ладьи варягов? Почему? ( Яркие, украшены узорами, борта с разноцветными щитами, головы драконов смотрят вперед)

-Обратим внимание на самих заморских гостей, на варягов. Опишите их. Обратите внимание на кол-во людей на кораблях? ( Много, все в тяжелых шлемах, поверх узорчатых рубах- защитные кольчуги)

- Как вы думаете, чем они могут заниматься на корабле, проплывая незнакомые им земли? ( смотрят по сторонам, удивляются, делятся впечатлениями)

- Как  вы  думаете,   с  каким   настроением   плывут  заморские   гости? ( с хорошим настроением, с мирной миссией, нет оружия , посмотреть на другие земли, показать свои обычаи)

- Что же увидели заморские гости, проплывая мимо русских земель? ( широкие зеленые поля, высокие холмы, в реке отражается синева небес и яркие корабли, белоснежные чайки кружат над водой, славянский город-крепость, обнесённый крепостной стеной)

-Что обычно пишем в заключительной части? ( Свое отношение, настроение, которое создала картина)

- Попробуйте, используя фразы-помощники составить красивое заключение своего сочинения. ( САЙД 14)

- Во избежание повторов слов, давайте проясним, какие слова синонимы можно использовать в своих сочинениях. Подберем синонимы к некоторым словам. 

Картина

Произведение живописи, полотно, холст

Художник

Автор картины, живописец, Николай Рерих .

Изобразил

Показал, запечатлел, передал, нарисовал

  • Примеры работ (зачитать примеры сочинений)
  • Составление текстов, используя Приложение и запись в тетради.

- Вы получите Приложения, где я записала все, о чем мы с вами говорили сегодня.

- Попробуйте составить красивые тексты-описания, используя опорные слова и план, и записать их в тетради.

Словосочетания –помощники: справа от … виднеется; на переднем плане художник написал …; прямо перед нами изображены … ; вдалеке  виднеется…

  1. Кто автор картины

  1. Что изображено на картине?

Николай Константинович Рерих, живописец,

художник-сказочник, картина «Заморские гости».

Ладьи варягов ( викингов),  северная  река, русские земли, богатая Византия.  

  1. Ладьи

  1. Варяги (викинги)

  1. Природа Севера

Друг за другом, расписные, борта украшены разноцветными щитами, алые паруса, узорчатые драконы на носах.

Много; в тяжёлых шлемах, поверх узорчатых рубах защитные кольчуги, смотрят по сторонам, удивляются, делятся впечатлениями.

Широкие зелёные поля, высокие холмы, в реке отражается синева небес и яркие корабли, белоснежные чайки кружат над водой, славянский город-крепость, обнесённый крепостной стеной.

  1. Моё отношение к картине.

….оживает глубокая старина.

… переносит нас в глубь времён.

… приоткрыла историю Древней Руси, которую мы должны знать и уважать.

  1. Кто автор картины

  1. Что изображено на картине?

Николай Константинович Рерих, живописец,

художник-сказочник, картина «Заморские гости».

Ладьи варягов ( викингов),  северная  река, русские земли, богатая Византия.  

  1. Ладьи

  1. Варяги (викинги)

  1. Природа Севера

Друг за другом, расписные, борта украшены разноцветными щитами, алые паруса, узорчатые драконы на носах.

Много; в тяжёлых шлемах, поверх узорчатых рубах защитные кольчуги, смотрят по сторонам, удивляются, делятся впечатлениями.

Широкие зелёные поля, высокие холмы, в реке отражается синева небес и яркие корабли, белоснежные чайки кружат над водой, славянский город-крепость, обнесённый крепостной стеной.

  1. Моё отношение к картине.

….оживает глубокая старина.

… переносит нас в глубь времён.

… приоткрыла историю Древней Руси, которую мы должны знать и уважать.

  1. Кто автор картины

  1. Что изображено на картине?

Николай Константинович Рерих, живописец,

художник-сказочник, картина «Заморские гости».

Ладьи варягов ( викингов),  северная  река, русские земли, богатая Византия.  

  1. Ладьи

  1. Варяги (викинги)

  1. Природа Севера

Друг за другом, расписные, борта украшены разноцветными щитами, алые паруса, узорчатые драконы на носах.

Много; в тяжёлых шлемах, поверх узорчатых рубах защитные кольчуги, смотрят по сторонам, удивляются, делятся впечатлениями.

Широкие зелёные поля, высокие холмы, в реке отражается синева небес и яркие корабли, белоснежные чайки кружат над водой, славянский город-крепость, обнесённый крепостной стеной.

  1. Моё отношение к картине.

….оживает глубокая старина.

… переносит нас в глубь времён.

… приоткрыла историю Древней Руси, которую мы должны знать и уважать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Десятое февраля. Сочинение по картине Н.К. Рериха «Заморские гости».

Слайд 2

Рерих Николай Константинович Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса. В 1883 году Николай Рерих сдал вступительные экзамены в одну из лучших и дорогих частных школ Санкт- Петербурга – гимназию Карла фон Мая. Экзамены были сданы с такой лёгкостью, что фон Мая воскликнул: «Будет профессором !»

Слайд 6

Серия картин Н.К.Рериха «Начало Руси. Славяне»

Слайд 13

Заморские гости Она была написана во Франции в 1899 г . и входит в серию картин Рериха «Начало Руси. Славяне» Сейчас вы може - те увидеть её в Москве в Государственной Третьяковской галерее.

Слайд 14

Заключительная часть Мое отношение к картине: ….оживает глубокая старина. … переносит нас в глубь времён. … приоткрыла историю Древней Руси, которую мы должны знать и уважать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 4 класса. Школа России. Тема: Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».

Конспект урока по русскому языку. Тема: Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».Цели деятельности учителя: развивать умения определять тему картины, опи...

Урок по развитию речи (русский язык) СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ Н.К.РЕРИХА «ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ».

Урок по развитию речи. Русский язык 4 класс УМК "Школа России". ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА...

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»"

Данная методическая разработка поможет педагогу организовать работу над картиной, познакомит детей с творчеством художника, затронет исторические моменты развития Древней Руси. Разработка сопровождает...

Развитие речи. Сочинение - отзыв по репродукции картины В. А. Тропинина «Кружевница»

Цель развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине....