Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект сочинения для урока разработан по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie-otzyv_po_kartine_n.k.reriha_zamorskie_gosti.docx | 26.91 КБ |
sochinenie_po_kartine_reriha_zamorskie_gosti.pptx | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости».
Пр.- Формирование умения писать описательный текст.
Р.: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
П.: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К.: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Л.- Освоение личностного смысла учения, желания продолжить учебу.
Развитие интереса к изучению языка.
Ход урока.
- Мотивация и актуализация знаний. Целеполагание.
- Сегодня на уроке нам предстоит важная и интересная работа. Мы превращаемся в писателей.
- Догадались, какой вид работы нам предстоит? (сочинение) ( СЛАЙД 1)
- Верно, мы вновь отправимся в нашу картинную галерею и напишем сочинение по картине.
- а раз сочинение будет по картине, то какого типа текст у нас с вами должен получиться ? ( описательный)
- Что такое текст-описание? На какие общие вопросы можно ответить с помощью такого текста? ( Какой? Какая? Какие? )
- Рассказ о художнике ( СЛАЙДЫ 2-12)
- Художник, картину которого мы сегодня будем описывать, человек необычайного таланта. Это Николай Константинович Рерих.
- Послушайте немного фактов из его биографии.
Среди разнообразных увлечений Николая были рисование, география, археология, история, коллекционирование минералов, верховая езда, охота.
В 1893 г. Н. Рерих поступил в петербургскую академию художеств. Одновременно Николай поступил на юридический факультет в университет, прослушал курс историко-филологического факультета.
В 1903 – 1904 гг. Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам России. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала большая серия картин художника. С весны 1918 г. Художник жил за рубежом, побывал во многих странах.
В 1923 году, сбывается заветная мечта мастера – 2 декабря Н.К. Рерих и его семья прибывают в Индию. Здесь начинается подготовка к самому важному путешествию в жизни великого художника – экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии.С огромным уважением относились к художнику и в самой Индии – с Николаем Константиновичем были лично знакомы известные индийские философы, ученые, писатели, общественные деятели. Многие простые индийцы почитали его как великого мудреца.
- С. 40 ( упр. 84) прочитайте текст упр-я и скажите, что еще вы узнали о художнике.
- Беседа по картине
- Найдите картину в картинной галерее, рассмотрите ее.
- Поделитесь своими впечатлениями от просмотра картины. Какое настроение создаёт картина?
- Что на ней изображено?
-Как вы думаете, какое время года изобразил Рерих? А какое время суток?
- Какая погода? ( солнечная , ясная) Что вам подсказало? ( В реке отражается все: ладьи, птицы, небо)
- С. 40 (УПР. 85)
- Прочитайте текст упр-я.
- Почему картина названа «Заморские гости»?
- попробуйте ответить на вопросы, поставленные в тексте.
- Куда , по-вашему направляются заморские гости?
- Рассказ учителя о содержании картины
- Сюжет этого произведения родился у художника во время путешествия в г. Новгород по знаменитому пути «из варяг в греки» (Торговый путь «из варяг в греки»). В IX веке в жизни восточных славян стала все большее значение иметь внешняя торговля. Людей, которых занимались этим , стали называть купцами. Древний торговый путь « из варяг в греки» существовал примерно 1000 лет назад и проходил по главным дорогам того времени через реки Двину , Днепр, озера ладожское и Ильмень, соединяя Варяжское море (Балтийское) с Русским морем (Чёрным). Маршрут проходил через наши славянские земли, которые называли Белой Русью, на этом пути встречались иноземцам такие древние русские города как Великий Новгород и Киев. Эту важнейшую торговую ветвь освоили скандинавские викинги (викинги), целью которых было попасть в Константинополь -столицу Византии,
крупнейший мировой торговый центр.
На восточнославянских землях викингов называли варягами (варяги). Варяги были лучшими торговцами и воинами Европы того времени. Мы до сих пор вспоминаем о варягах, когда занимаемся археологией, письменностью, фольклором.
- Понятно ли вам теперь, что это за заморские гости изображены художником?
- Составление плана текста
- Что мы обычно составляем, прежде, чем писать сочинение или изложение? (план)
- Он нам поможет в работе.
-Сколько частей должно быть? Какие?( Три части: вступление, основная часть, заключение)
- Помним, что основную часть тоже можно разделить на части.
-О чём будете писать во вступительной части? ( Кто автор, какая картина, где происходит действие, что изобразил)
- Как можно назвать автора? Какая картина перед нами?( ФИО, живописец, художник-сказочник, «Заморские гости») (СЛАЙД 13)
- Как бы вы сказали в общих чертах, что изобразил художник на своей картине?( ладьи варягов, плывут по северной реке через русские земли в богатую Византию, везут товар на продажу)
- Переходим к основной части.
-Что нужно написать в самой главной части сочинения? (описать всю картину)
- Что и кого вы видите картине? ( Корабли, гости, природа)
- Здесь целесообразнее (правильнее) определить, какие объекты находятся на переднем плане, и сначала описать их, а потом уже перейти к описанию того, что вы и сами заморские гости увидели вокруг себя, описать природу.
- итак, назовите объекты переднего плана, которые необходимо описать?( ладьи, варяги)
- опишите корабли, как они движутся по реке? (Стройным рядом, друг за другом.)
-Обращают ли внимание на себя ладьи варягов? Почему? ( Яркие, украшены узорами, борта с разноцветными щитами, головы драконов смотрят вперед)
-Обратим внимание на самих заморских гостей, на варягов. Опишите их. Обратите внимание на кол-во людей на кораблях? ( Много, все в тяжелых шлемах, поверх узорчатых рубах- защитные кольчуги)
- Как вы думаете, чем они могут заниматься на корабле, проплывая незнакомые им земли? ( смотрят по сторонам, удивляются, делятся впечатлениями)
- Как вы думаете, с каким настроением плывут заморские гости? ( с хорошим настроением, с мирной миссией, нет оружия , посмотреть на другие земли, показать свои обычаи)
- Что же увидели заморские гости, проплывая мимо русских земель? ( широкие зеленые поля, высокие холмы, в реке отражается синева небес и яркие корабли, белоснежные чайки кружат над водой, славянский город-крепость, обнесённый крепостной стеной)
-Что обычно пишем в заключительной части? ( Свое отношение, настроение, которое создала картина)
- Попробуйте, используя фразы-помощники составить красивое заключение своего сочинения. ( САЙД 14)
- Во избежание повторов слов, давайте проясним, какие слова синонимы можно использовать в своих сочинениях. Подберем синонимы к некоторым словам.
Картина | Произведение живописи, полотно, холст |
Художник | Автор картины, живописец, Николай Рерих . |
Изобразил | Показал, запечатлел, передал, нарисовал |
- Примеры работ (зачитать примеры сочинений)
- Составление текстов, используя Приложение и запись в тетради.
- Вы получите Приложения, где я записала все, о чем мы с вами говорили сегодня.
- Попробуйте составить красивые тексты-описания, используя опорные слова и план, и записать их в тетради.
Словосочетания –помощники: справа от … виднеется; на переднем плане художник написал …; прямо перед нами изображены … ; вдалеке виднеется…
| Николай Константинович Рерих, живописец, художник-сказочник, картина «Заморские гости». Ладьи варягов ( викингов), северная река, русские земли, богатая Византия. |
| Друг за другом, расписные, борта украшены разноцветными щитами, алые паруса, узорчатые драконы на носах. Много; в тяжёлых шлемах, поверх узорчатых рубах защитные кольчуги, смотрят по сторонам, удивляются, делятся впечатлениями. Широкие зелёные поля, высокие холмы, в реке отражается синева небес и яркие корабли, белоснежные чайки кружат над водой, славянский город-крепость, обнесённый крепостной стеной. |
| ….оживает глубокая старина. … переносит нас в глубь времён. … приоткрыла историю Древней Руси, которую мы должны знать и уважать. |
| Николай Константинович Рерих, живописец, художник-сказочник, картина «Заморские гости». Ладьи варягов ( викингов), северная река, русские земли, богатая Византия. |
| Друг за другом, расписные, борта украшены разноцветными щитами, алые паруса, узорчатые драконы на носах. Много; в тяжёлых шлемах, поверх узорчатых рубах защитные кольчуги, смотрят по сторонам, удивляются, делятся впечатлениями. Широкие зелёные поля, высокие холмы, в реке отражается синева небес и яркие корабли, белоснежные чайки кружат над водой, славянский город-крепость, обнесённый крепостной стеной. |
| ….оживает глубокая старина. … переносит нас в глубь времён. … приоткрыла историю Древней Руси, которую мы должны знать и уважать. |
| Николай Константинович Рерих, живописец, художник-сказочник, картина «Заморские гости». Ладьи варягов ( викингов), северная река, русские земли, богатая Византия. |
| Друг за другом, расписные, борта украшены разноцветными щитами, алые паруса, узорчатые драконы на носах. Много; в тяжёлых шлемах, поверх узорчатых рубах защитные кольчуги, смотрят по сторонам, удивляются, делятся впечатлениями. Широкие зелёные поля, высокие холмы, в реке отражается синева небес и яркие корабли, белоснежные чайки кружат над водой, славянский город-крепость, обнесённый крепостной стеной. |
| ….оживает глубокая старина. … переносит нас в глубь времён. … приоткрыла историю Древней Руси, которую мы должны знать и уважать. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рерих Николай Константинович Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса. В 1883 году Николай Рерих сдал вступительные экзамены в одну из лучших и дорогих частных школ Санкт- Петербурга – гимназию Карла фон Мая. Экзамены были сданы с такой лёгкостью, что фон Мая воскликнул: «Будет профессором !»
Серия картин Н.К.Рериха «Начало Руси. Славяне»
Заморские гости Она была написана во Франции в 1899 г . и входит в серию картин Рериха «Начало Руси. Славяне» Сейчас вы може - те увидеть её в Москве в Государственной Третьяковской галерее.
Заключительная часть Мое отношение к картине: ….оживает глубокая старина. … переносит нас в глубь времён. … приоткрыла историю Древней Руси, которую мы должны знать и уважать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 4 класса. Школа России. Тема: Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».
Конспект урока по русскому языку. Тема: Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».Цели деятельности учителя: развивать умения определять тему картины, опи...
Урок по развитию речи (русский язык) СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ Н.К.РЕРИХА «ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ».
Урок по развитию речи. Русский язык 4 класс УМК "Школа России". ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА...
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»"
Данная методическая разработка поможет педагогу организовать работу над картиной, познакомит детей с творчеством художника, затронет исторические моменты развития Древней Руси. Разработка сопровождает...
Развитие речи. Сочинение - отзыв по репродукции картины В. А. Тропинина «Кружевница»
Цель развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине....
Урок русского языка в 4 классе на тему ": Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»
Учить писать сочинение отзыв по картине....
Опорные слова для сочинения по репродукции картины Н.К. Рериха "Заморские гости"
Материал для помощи в написании сочинения...