Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
II. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового мате-риала. Проверка домашнего задания (учебник, упражнение 83). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте составленные предложения. – Укажите падеж имен прилагательных, их окон-чания. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают предложения. Указывают падеж имен прилагательных, выделяют их окончания. В гол (П. п.) макушках деревьев гуляли жест- к (И. п.) и колюч (И. п.) ветры. С елов (Р. п.) лап падали на землю снегов (И. п.) шапки. По лилов (Д. п.) шишкам прыгали синички и вертелись краснозоб (И. п.) снегири. Иней осыпался с берез и серебрян (Т. п.) искрами блестел на снегу. | Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Анализировать, |
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Прочитайте и запишите поговорку и стихотво-рение. – Дайте характеристику звуку [ц]. – Запишите соединения с буквой «ц». – Прочитайте орфоэпически верно слова на букву «ц». | Выполняют чистописание. Цыплят по осени считают. Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. |
|
|
Це́нтнер, цепо́чка, ци́трусовые. | находить общее и различия, делать выводы |
Работа над словами с непро-веряемым написанием | Организует работу над словом с непроверяемым написанием. – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ, Приложение 2.) | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
|
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня будем писать сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости» | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. – Сегодня на уроке мы будем учиться анализировать картину, напишем сочинение по репродукции картины | Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
IV. Подготовка к восприятию картины. Знакомство с биографией | Рассказывает о творчестве художника, показывает его портрет. – Наш урок мы посвящен необычному художнику. Николай Константинович Рерих (1874–1947) был и художником-археологом, и художником-лите- | Слушают рассказ учителя, рассматривают портрет художника, задают вопросы о его творчестве. Заранее подготовленные учащиеся читают стихо-творение Эдуарда Асадова «Россия начиналась не с меча!». | Осуществлять анализ объектов |
художника | ратором, и художником-философом. Слова, написанные Рерихом, будут эпиграфом к нашему уроку. Прочитайте их: «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». Николай Рерих родился в Петербурге 10 октября 1874 году в дворянской семье. Его отец – коренной петербуржец, юрист, Константин Федорович Рерих, мать – псковитянка, Мария Васильевна, урожденная Калашникова. В семье, кроме Николая, было еще трое детей – сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир. Ранние впечатления детства – дом на Васильевском острове, летние поездки в город Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, пейзажи Русского Севера – всё удивительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего художника. Отец надеялся, что Николай, как старший сын, унаследует его профессию, станет юристом, но рано определившееся призвание привело Рериха после окончания гимназии в 1893 году в стены петербургской Академии художеств. По настоянию отца он, тем не менее, вынужден был одновременно поступить на юридический факультет университета. В академии Рерих стал посещать | Россия начиналась не с меча, Она с косы и плуга начиналась. Не потому, что кровь не горяча, А потому, что русского плеча Ни разу в жизни злоба не касалась… И в схватке с самой лютою войною Она и ад сумела превозмочь. Тому порукой – города-герои В огнях салюта в праздничную ночь! И вечно тем сильна моя страна, Что никого нигде не унижала. Ведь доброта сильнее, чем война, Как бескорыстье действеннее жала. Встает заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо. Россия начиналась не с меча, И потому она непобедима! |
|
| мастерскую А. И. Куинджи. Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. Он стремился прежде всего развить в своих учениках чувство цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был вынашивать образ будущего произведения, продумывать его композицию и цвет. Так когда-то творили византийские и древнерус-ские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, художники Востока. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы. Рерих изучал древнюю историю, участвовал в археологических раскопках. В своих работах живописец стремился показать «несравненно самобытную былую природу», русское историческое прошлое |
|
|
V. Анализ картины как произведения искусства. Работа по учебнику (упражнение 84). | Предлагает рассмотреть картину. Задает вопросы с целью помочь учащимся выполнить анализ картины как произведения искусства. – Прочитайте. Найдите в тексте имена прилагательные во множественном числе. – Выпишите словосочетания с именами прилагательными во множественном числе. Укажите их падеж, выделите окончания. | Отвечают на вопросы учителя. Рассматривают картину. Выделяют художественные средства. Определяют идею картины. Выписывают слово-сочетания с именами прилагательными во множественном числе. Указывают их падеж, выделяют окончания. Древн (И. п.) легенды, любим (Т. п.) темами, на замечательн (П. п.) полотнах, | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной фор- |
|
| русск (В. п.) богатырей, заморск (И. п.) гости, на красочн (П. п.) ладьях, по студеным (Д. п.) водам. Выполняют морфологический разбор слова. Сказочного – прил., какого?, нач. ф. – сказочный, ед. ч., м. р., В. п., определение. Выполняют звуко-буквенный разбор слова «Русь». Русь – [рус’] – 1 слог. р – [р] – согласный, звонкий непарный, твердый парный; у – [у] – гласный, ударный; с – [с’] – согласный, глухой парный, мягкий парный; ь – [ ]
4 буквы, 3 звука. Выполняют морфологический разбор слова. Расписные– прил., какие?, нач. ф. – расписной, мн. ч., И. п., определение. | ме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
Работа по учебнику (упражнение 85) | – Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Н. К. Рериха «Заморские гости». Это полотно было написано в 1899 году. (См. РМ, Приложение 3.) – Почему картина так названа? – Чем вас привлекла эта картина? Поделитесь своими впечатлениями. – Какие краски использовал художник? | Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями о картине.
– Художник использовал яркие и сочные краски. |
| – Опишите день, изображенный на картине. | – День ясный и солнечный. |
|
| – Что вы видите на переднем плане картины? | – На переднем плане картины изображен корабль. На носу его возвышается голова, похожая на лошадиную или львиную. Нос корабля украшен разно-цветными щитами, паруса яркие, различных цветов, с узорами. |
| – Что вы видите на заднем плане картины? | – За первым кораблем плывет второй, а на горизонте видны еще два паруса. |
| – Что изображено на картине справа? | – Справа на картине изображена гора, на которой виден город с крепостными стенами. |
| – Давайте подробнее познакомимся с работой художника. Картина переносит нас в глубь веков. Попробуем взглянуть на нее как историки, прикоснуться к прошлому Древней Руси. – Сюжет этого произведения родился у художника во время путешествия в Новгород по пути «из варяг в греки» (показывает на карте). Древний торговый путь «из варяг в греки» существовал примерно 1000 лет назад и проходил по главным дорогам того времени через реки Двину и Днепр, соединяя Варяжское море (Балтийское) с Русским морем (Черным). Маршрут проходил через славянские земли, которые называли Белой Русью, на этом пути располагались древние рус-ские города – Великий Новгород и Киев. Эту важ-нейшую торговую ветвь освоили скандинавские |
|
| викинги, целью которых было попасть в Константинополь – столицу Византии, крупнейший мировой торговый центр. На восточнославянских землях викингов называли варягами. Варяги были лучшими торговцами и воинами на территории Европы того времени. |
|
|
| – Что это за заморские гости изображены худож-ником? – Раньше купцов, приехавших издалека, называли словом «гость». Прилагательное «заморский» означало «находящийся за морем, в чужих краях» или «приехавший из-за моря». Значит, название «Заморские гости» означает «купцы, прибывшие с товаром из-за моря». | – На картине изображены купцы, торговцы. |
| – Рассмотрите, как длинным рядом по реке идут расписные ладьи – заморские корабли, груженные товаром. Опишите ладьи. | – Ладьи ярко окрашены, на их бортах множество разноцветных щитов. Полосатые алые паруса пылают на фоне голубого неба. На носах кораблей гордо вздымаются узорчатые головы грифонов-драконов. Середина ладьи покрыта расписной тканью, скрывающей гребцов от дождя и жары. |
| – Что можно сказать о море? Опишите его. | – Море сине-голубое, вода словно пропиталась синевой ясного неба. Легкий ветерок гонит рябь по морской воде. В прозрачной чистой воде ярко отражаются разноцветные: красные, зеленые, желтые, синие – полосы и круги. Белые чайки спускаются на волны, кружатся над синей водой. |
| – С каким настроением плывут заморские гости? | – Заморские гости плывут мирно и горделиво. Их корабли плавно рассекают воду. |
|
| – Варяги плывут к славянским племенам с мирными целями. Волна бежит через леса и болота, поля и холмы к стенам далекого града. Увидят славяне редких, необычных гостей, подивятся. Опишите заморских купцов. | – На корабле много людей: кто-то сидит, кто-то стоит, кто-то пристально, с интересом всматривается вдаль, кто-то переговаривается, делится впечатлениями. Все варяги в узорчатых рубахах, поверх которых надет защитный жилет; на головах у заморских гостей тяжелые железные шлемы. |
| – Опишите пейзаж. Что видят вокруг заморские гости? | – Заморские гости видят северный пейзаж: зеленые холмы и поля. На одном из холмов три кургана. Курганы – это места захоронения вождей у древних народов. На другом холме – град, обнесенный крепостной стеной. Мы не видим жителей этого града, но чувствуем их присутствие. Должно быть, они наблюдают за чужестранцами, с тревогой и любопытством смотрят на флотилию. |
| – Если бы вы не знали название картины, вы бы могли догадаться, что это не русские воины и купцы? Как? |
|
| – Какое настроение вызывает у вас эта картина? Поделитесь впечатлениями о картине. | Высказывают свое мнение о картине. |
| Проводит работу по составлению плана текста. Задает вопросы по картине. |
|
| – По этой картине мы будем писать сочинение. Выскажите предположения: какой будет текст по типу? |
|
|
| – Сколько частей будет в тексте? Как оформляется каждая часть сочинения? – Обратите внимание на слова для справок, записанные на доске. – Прежде чем записать предложение, проговорите его. Подумайте, выражает ли оно то, что вы хотели сказать. Подумайте над постановкой знаков препинания внутри предложения. | – В тексте будет три части: вводная, основная, заключительная. Каждая новая часть начинается с красной строки. |
| – О чем мы будем писать во вступлении? | – Во вступлении мы напишем о Н. К. Рерихе и его картине. |
| – О чем будем писать в основной части? | – В основной части будем писать о заморских гостях, плывущих на расписных ладьях, о северной природе. |
| – Как закончим сочинение? | – В заключении выразим свое отношение к кар- тине. |
| – Составьте план текста. – Предлагаю вынести план на доску | Составляют план к тексту, работая в паре или самостоятельно. Записывают лучшие формулировки пунктов плана на доске и в тетрадях. Примерныйплан: 1. Вводная часть. Художник Н. К. Рерих и его картина. 2. Основная часть. |
|
| 1) Заморские гости. 2) Расписные ладьи. 3) Северная природа. 3. Заключительная часть. Мое отношение к кар- тине |
|
VI. Лексико-орфографи-ческаяподго-товка | Организует лексико-орфографическую работу по тексту сочинения. Предлагает учащимся текст с пропущенными буквами на карточке или на интерактивной доске. – Восстановите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. – Объясните значение слов «ладья», «варяги», «щит». Можно воспользоваться толковым сло- варем. – Когда мы пишем изложения и сочинения, мы стремимся не допускать повторов. Предлагаю подобрать синонимы к словам, записанным на доске. – Прочитайте слова для справок, записанные на доске. Древняя Русь, славяне, торговый путь «из варяг в греки», викинги, варяги, ладьи, курганы, в глубь времен, изобразил, расписные ладьи, раскраска, паруса, борта, украшены, разноцветные, узорчатые, товар, синева небес, сияет, отражаются, вдалеке, град, приоткрыла, настроение, чувства. | На практике применяют способы действия по правилу, пользуются алгоритмическими предписаниями, инструкциями. Вставляют пропущенные буквы в предложенный учителем текст. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работают со словарями.
Объясняют значения слов. Ладья – гребное или парусное судно. Варяги – в Древней Руси: выходцы из Скандинавии, объединявшиеся в вооруженные отряды для торговли и разбоя, нередко оседавшие на Руси и служившие в княжеских дружинах. Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. Щит – старинное ручное вооружение, предмет воинских доспехов для защиты от ударов в виде округлой или прямоугольной деревянной или ме-таллической плоскости. Подбирают синонимы к словам. Художник – живописец, мастер. Холмы – курганы, возвышенности. | Понимать на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые сред-ства для реше- |
|
| Город – град. Торговцы – заморские гости, варяги, купцы. Ладьи – судна, корабли. Подбирают эпитеты к существительным в данных предложениях. Берег тянется, причудливо извивается. Идут ладьи, сверкают на солнце. Паруса хлопают, надуваются на ветру. Воины стоят, всматриваются вдаль. Чайки сопровождают, пронзительно кричат. Ладьи отражаются в воде. Ветер гонит морскую рябь. Кольчуги сверкают на солнце, позванивают. | ния различных коммуникативных задач |
VII. Самостоятельная работа обучающихся по написанию сочинения | Организует устное сочинение текста. – Чтобы нам удобнее было пересказывать текст и в дальнейшем писать его по плану, необходимо выбрать слова-помощники – опорные слова. Подберите вместе опорные слова к каждой части плана. – Перескажите текст по плану, используя опорные слова | Называют опорные слова по тексту. Несколько учеников составляют устный рассказ по картине. (См. РМ, Приложение 4.) | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реали- зации |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока уча- щимися. – С каким произведением живописи мы сегодня познакомились? | Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
| – Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом? – Какие знания и умения вам были необходимы для работы? – Понравилось ли вам работать над анализом картины? Поделитесь впечатлениями. – Удалось ли вам в своих работах передать чувства, которые испытывал художник во время написания картины? – Предлагаю трем ученикам зачитать свои сочинения, а мы внимательно послушаем и проанализируем. – Кому удалось последовательно построить предложения, избегая повторов слов? – Были ли у кого-то недочеты? Какой совет по их устранению вы бы хотели дать? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – Какой этап урока у вас вызвал трудности? – Что понравилось? – Чему научились? – Какое настроение у вас было во время работы на уроке? Спасибо за работу! | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. Работают с сигнальными карточками. Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал всё, что говорилось и делалось на уроке. Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я плохо понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов |
|
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 51 в рабочей тетради | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебные задачи |