Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Данная методическая разработка поможет педагогу организовать работу над картиной, познакомит детей с творчеством художника, затронет исторические моменты развития Древней Руси. Разработка сопровождается презентацией и раздаточным материалом с опорными словами и выражениями для помощи учащимся в составлении описательного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 23.46 КБ |
Презентация к уроку | 2.51 МБ |
Приложение с рабочими материалами | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости».
Пр.- Формирование умения писать описательный текст.
Р.: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
П.: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К.: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Л.- Освоение личностного смысла учения, желания продолжить учебу.
Развитие интереса к изучению языка.
Ход урока.
- Мотивация и актуализация знаний. Целеполагание.
- Сегодня на уроке нам предстоит важная и интересная работа. Мы превращаемся в писателей.
- Догадались, какой вид работы нам предстоит? (сочинение) ( СЛАЙД 1)
- Верно, мы вновь отправимся в нашу картинную галерею и напишем сочинение по картине.
- а раз сочинение будет по картине, то какого типа текст у нас с вами должен получиться ? ( описательный)
- Что такое текст-описание? На какие общие вопросы можно ответить с помощью такого текста? ( Какой? Какая? Какие? )
- Рассказ о художнике ( СЛАЙДЫ 2-15)
- Художник, картину которого мы сегодня будем описывать, человек необычайного таланта. Это Николай Константинович Рерих.
- Послушайте немного фактов из его биографии.
- С. 40 ( упр. 84)
- прочитайте текст упр-я и скажите, что еще вы узнали о художнике.
- Беседа по картине ( СЛАЙД 16)
- Найдите картину в картинной галерее, рассмотрите ее.
- Поделитесь своими впечатлениями от просмотра картины.
- Что на ней изображено?
- Какое настроение создаёт картина?
-Какие мысли пробудила у вас картина? О чем вы подумали? Какие у вас возникли вопросы?
-Как вы думаете, какое время года изобразил Рерих?
-Попробуем определить, какое время суток?
- Какая погода? ( солнечная , ясная) Что вам подсказало? ( В реке отражается все: ладьи, птицы, небо)
- С. 40 (УПР. 85)
- Прочитайте текст упр-я. Какую картину описывает автор, вы узнали?
- Почему картина названа «Заморские гости»?
- попробуйте ответить на вопросы, поставленные в тексте.
- Куда , по-вашему направляются заморские гости?
- Рассказ учителя о содержании картины
- Сюжет этого произведения родился у художника во время путешествия в г. Новгород по знаменитому пути «из варяг в греки» (Торговый путь «из варяг в греки»). В IX веке в жизни восточных славян стала все большее значение иметь внешняя торговля. Людей, которых занимались этим , стали называть купцами. Древний торговый путь « из варяг в греки» существовал примерно 1000 лет назад и проходил по главным дорогам того времени через реки Двину , Днепр, озера ладожское и Ильмень, соединяя Варяжское море (Балтийское) с Русским морем (Чёрным). Маршрут проходил через наши славянские земли, которые называли Белой Русью, на этом пути встречались иноземцам такие древние русские города как Великий Новгород и Киев. Эту важнейшую торговую ветвь освоили скандинавские викинги (викинги), целью которых было попасть в Константинополь -столицу Византии,
крупнейший мировой торговый центр.
На восточнославянских землях викингов называли варягами (варяги). Варяги были лучшими торговцами и воинами Европы того времени. Мы до сих пор вспоминаем о варягах, когда занимаемся археологией, письменностью, фольклором.
- Понятно ли вам теперь, что это за заморские гости изображены художником?
- Составление плана текста
- Что мы обычно составляем, прежде, чем писать сочинение или изложение? (план)
- Он нам поможет в работе.
-Сколько частей должно быть? Какие?( Три части: вступление, основная часть, заключение)
- Помним, что основную часть тоже можно разделить на части.
-О чём будете писать во вступительной части? ( Кто автор, какая картина, где происходит действие, что изобразил)
- Как можно назвать автора? Какая картина перед нами?( ФИО, живописец, художник-сказочник, «Заморские гости») (СЛАЙД 17)
- вы уже знаете историю создания картины. Как бы вы сказали в общих чертах, что изобразил художник на своей картине?( ладьи варягов, плывут по северной реке через русские земли в богатую Византию, везут товар на продажу) СЛАЙД 17 лист.
- Переходим к основной части.
-Что нужно написать в самой главной части сочинения? (описать всю картину)
- Что и кого вы видите картине? ( Корабли, гости, природа)
- В какой последовательности предлагаете начать описание?
- Здесь целесообразнее( правильнее) определить, какие объекты находятся на переднем плане, и сначала описать их, а потом уже перейти к описанию того, что вы и сами заморские гости увидели вокруг себя, описать природу.
- итак, назовите объекты переднего плана, которые необходимо описать?( ладьи, варяги)
- опишите корабли, как они движутся по реке? (Стройным рядом, друг за другом.)( СЛАЙД 18)
-Обращают ли внимание на себя ладьи варягов? Почему? ( Яркие, украшены узорами, борта с разноцветными щитами, головы драконов смотрят вперед)
-Обратим внимание на самих заморских гостей, на варягов. Опишите их. Обратите внимание на кол-во людей на кораблях? ( Много, все в тяжелых шлемах, поверх узорчатых рубах- защитные кольчуги)
- Как вы думаете, чем они могут заниматься на корабле, проплывая незнакомые им земли? ( смотрят по сторонам, удивляются, делятся впечатлениями)( СЛАЙД 18 лист.)
- Как вы думаете, с каким настроением плывут заморские гости? ( с хорошим настроением, с мирной миссией, нет оружия , посмотреть на другие земли, показать свои обычаи)
- Что же увидели заморские гости, проплывая мимо русских земель? ( широкие зеленые поля, высокие холмы, в реке отражается синева небес и яркие корабли, белоснежные чайки кружат над водой, славянский город-крепость, обнесённый крепостной стеной)( СЛАЙД 19)
-Что обычно пишем в заключительной части? ( Свое отношение, настроение, которое создала картина)
- Попробуйте, используя фразы-помощники составить красивое заключение своего сочинения. ( СЛАЙД 20)
- Словарная лексическая работа
- Во избежание повторов слов, давайте проясним, какие слова синонимы можно использовать в своих сочинениях. Подберем синонимы к некоторым словам. ( СЛАЙД 21-22)
- Примеры работ (зачитать примеры сочинений)
- Составление текстов, используя Приложение и запись в тетради.
- Вы получите Приложения, где я записала все, о чем мы с вами говорили сегодня.
- Попробуйте составить красивые тексты-описания, используя опорные слова и план, и записать их в тетради.( СЛАЙД 23)
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Как вы считаете, удалось ли вам описать картину?
- Чем работа показалась сложной? Интересной?
- ДЗ- нет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рерих Николай Константинович Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса. В 1883 году Николай Рерих сдал вступительные экзамены в одну из лучших и дорогих частных школ Санкт- Петербурга – гимназию Карла фон Мая. Экзамены были сданы с такой лёгкостью, что фон Мая воскликнул: «Будет профессором !»
Рерих Николай Константинович Среди разнообразных увлечений Николая были рисование, география, археология, история, коллекционирование минералов, верховая езда, охота. В 1893 г. Н. Рерих поступил в петербургскую академию художеств. Одновременно Николай поступил на юридический факультет в университет, прослушал курс историко-филологического факультета.
Рерих Николай Константинович В 1903 – 1904 гг. Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам России. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала большая серия картин художника. С весны 1918 г. Художник жил за рубежом, побывал во многих странах.
В 1923 году, сбывается заветная мечта мастера – 2 декабря Н.К. Рерих и его семья прибывают в Индию. Здесь начинается подготовка к самому важному путешествию в жизни великого художника – экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии.С огромным уважением относились к художнику и в самой Индии – с Николаем Константиновичем были лично знакомы известные индийские философы, ученые, писатели, общественные деятели. Многие простые индийцы почитали его как великого мудреца. Новый этап жизни и творчества
Серия картин Н.К.Рериха «Начало Руси. Славяне»
Заморские гости Она была написана во Франции в 1901г. и входит в серию картин Рериха «Начало Руси. Славяне» Сейчас вы може - те увидеть её в Москве в Государственной Третьяковской галерее.
Вступление Кто автор картины? Что изобразил художник? Николай Константинович Рерих , живописец, художник- сказочник,карти - на «Заморские гости». Ладьи варягов ( викингов ), северная река , русские земли, богатая Византия.
Основная часть Л адьи Варяги Друг за другом, расписные, борта украшены разноцветными щитами, алые паруса, узорчатые драконы на носах. Много; в тяжёлых шлемах, поверх узорчатых рубах защитные кольчуги, смотрят по сторонам, удивляются, делятся впечатлениями
Основная часть Природа Севера Широкие зелёные поля, высокие холмы, в реке отражается синева небес и яркие корабли, белоснежные чайки кружат над водой, славянский город-крепость, обнесённый крепостной стеной.
Заключительная часть Мое отношение к картине: ….оживает глубокая старина. … переносит нас в глубь времён. … приоткрыла историю Древней Руси, которую мы должны знать и уважать.
Картина Художник Изобразил произведение живописи, полотно, холст автор картины, живописец, Николай Рерих, художник-сказочник. показал, запечатлел, передал, нарисовал
Словосочетания -помощники справа от … виднеется; на переднем плане художник написал …; - прямо перед нами изображены … ; - вдалеке виднеется …
Сочинение по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости» 2016 г.
Предварительный просмотр:
Пишем сочинение по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»
( Картинная галерея)
О чем напишем в сочинении Рабочие материалы
| Николай Константинович Рерих, живописец, художник-сказочник, картина «Заморские гости». Ладьи варягов ( викингов), северная река, русские земли, богатая Византия. |
| Друг за другом, расписные, борта украшены разноцветными щитами, алые паруса, узорчатые драконы на носах. Много; в тяжёлых шлемах, поверх узорчатых рубах защитные кольчуги, смотрят по сторонам, удивляются, делятся впечатлениями. Широкие зелёные поля, высокие холмы, в реке отражается синева небес и яркие корабли, белоснежные чайки кружат над водой, славянский город-крепость, обнесённый крепостной стеной. |
| ….оживает глубокая старина. … переносит нас в глубь времён. … приоткрыла историю Древней Руси, которую мы должны знать и уважать. |
Слова и словосочетания –помощники.
- справа от … виднеется;
- на переднем плане художник написал …;
- прямо перед нами изображены … ;
- вдалеке виднеется…
Картина | Произведение живописи, полотно, холст |
Художник | Автор картины, живописец, Николай Рерих . |
Изобразил | Показал, запечатлел, передал, нарисовал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка, 4 класс, "Сочинение по картине К. Юона "Волшебница зима"
Русский язык, 4 класс, урок развития речи, тема "Сочинение по картине К. Юона "Волшебница зима"...
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Развитие речи. Работа с картиной "Утренний натюрморт"
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Развитие речи. Работа с картиной "Утренний натюрморт". УМК : ПНШ...
Конспект урока русского языка по теме: "Составление текста по репродукции картины И.Т. Хрупского "Цветы и плоды""
Цели деятельности учителя: формирование умения строить текст в определенной композиционной формеПланируемые результатыПредметные: уметь отбирать речевые средства, работать с синонимами и антонимами; у...
Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сочинение по картине В.М.Васнецова "Снегурочка"
В презентации содержиться весь необходимый материал для проведения урока русского языка по теме...
Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление с сочинением по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».Планируемые результаты:Предметные:знать: творчество И. И. Левитана; структуру...
Конспект урока русского языка 3 класс по теме: Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе».
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: сочинение по репродукции картины А.А. Рылова "В голубом просторе"....
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Развитие речи. Сочиняем басню по картине». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: сочинение басни по картине «Кошка в клетке».Планируемые результатыПредметные: знать, что такое басня, ее основные признаки; уметь составлять басню, исходя из пла...
- Мне нравится (1)