Урок по развитию речи (русский язык) СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ Н.К.РЕРИХА «ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Сурдина Рита Ильинична

 Урок по развитию речи. Русский язык 4 класс УМК "Школа России". ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.odt49.6 КБ

Предварительный просмотр:


СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ Н.К.РЕРИХА «ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ».

Тип урока

Развитие речи, применение знаний на практике

Педагогические задачи

Создать условия для составления текста по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости»; совершенствовать умение ставить знаки препинания в предложениях; способствовать развитию умений составлять предложения с именами прилагательными, редактировать текст, самостоятельно составлять план текста; содействовать воспитанию
интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с репродукцией картины Н. К. Рериха «Заморские гости»; научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу; анализировать иллюстрацию; составлять план текста; записывать текст по данной иллюстрации и по плану; выполнять морфологический разбор имени прилагательного

Метапредметные УУД

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать
работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку;
 коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной
и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта

Личностные
результаты

Осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

II. Актуализация знаний,
необходимых для изучения
и понимания нового
 материала.

Проверка домашнего задания (учебник, упражнение 83).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте составленные предложения.

– Укажите падеж имен прилагательных, их окончания.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.

Читают предложения. Указывают падеж имен
прилагательных, выделяют их окончания.

В гол (П. п.) макушках деревьев гуляли жест-
к
 (И. п.) и колюч (И. п.) ветры. С елов
(Р. п.) лап падали на землю снегов
 (И. п.) шапки. По лилов (Д. п.) шишкам прыгали синички и вертелись краснозоб (И. п.) снегири. Иней осыпался с берез и серебрян (Т. п.) искрами блестел на снегу.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать
в соответствии с целевой установкой. Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения
по существу
полученного
задания. Анализировать, находить общее и различия, делать
выводы

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Прочитайте и запишите поговорку и стихотво-рение.

– Дайте характеристику звуку [ц].

– Запишите соединения с буквой «ц».

– Прочитайте орфоэпически верно слова на букву «ц».

Выполняют чистописание.

Цыплят по осени считают.

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало. Це́нтнер, цепо́чка, ци́трусовые.

Работа над словами с непроверяемым
написанием

Организует работу над словом с непроверяемым написанием.

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ, Приложение 2.)

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

III. Сообщение темы
урока.

Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные
слова.

– Сегодня будем писать сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости»

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.

– Сегодня на уроке мы будем учиться анализировать картину, напишем сочинение по репродукции картины

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу

IV. Подготовка к восприятию картины.

Знакомство

с биографией художника

Рассказывает о творчестве художника, показывает его портрет.

– Наш урок мы посвящен необычному художнику. Николай Константинович Рерих (1874–1947) был и художником-археологом, и художником - литератором, и художником-философом. Слова, написанные Рерихом, будут эпиграфом к нашему уроку. Прочитайте их: «Из древних чудесных камней
сложите ступени грядущего».

Николай Рерих родился в Петербурге 10 октября 1874 году в дворянской семье. Его отец – коренной петербуржец, юрист, Константин Федорович Рерих, мать – псковитянка, Мария Васильевна, урожденная Калашникова. В семье, кроме Николая, было еще трое детей – сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир. Ранние впечатления детства – дом на Васильевском острове, летние поездки в город Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, пейзажи Русского Севера – всё удивительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего художника.

Отец надеялся, что Николай, как старший сын, унаследует его профессию, станет юристом, но рано определившееся призвание привело Рериха после окончания гимназии в 1893 году в стены петербургской Академии художеств. По настоянию отца он, тем не менее, вынужден был одновременно поступить на юридический факультет университета. В академии Рерих стал посещать мастерскую А. И. Куинджи. Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. Он стремился прежде всего развить в своих учениках чувство цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был вынашивать образ будущего произведения, продумывать его композицию и цвет.

Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, художники Востока. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы.

Рерих изучал древнюю историю, участвовал
в археологических раскопках. В своих работах живописец стремился показать «несравненно самобытную былую природу», русское историческое прошлое

Слушают рассказ учителя, рассматривают портрет художника, задают вопросы о его творчестве.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение Эдуарда Асадова «Россия начиналась не с меча!».

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась…

И в схватке с самой лютою войною

Она и ад сумела превозмочь.

Тому порукой – города-герои

В огнях салюта в праздничную ночь!

И вечно тем сильна моя страна,

Что никого нигде не унижала.

Ведь доброта сильнее, чем война,

Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!

Осуществлять анализ
объектов

V. Анализ картины как произведения искусства.

Работа по учебнику (упражнение 84).

Предлагает рассмотреть картину. Задает вопросы с целью помочь учащимся выполнить анализ картины как произведения искусства.

– Прочитайте. Найдите в тексте имена прилагательные во множественном числе.

– Выпишите словосочетания с именами прилагательными во множественном числе. Укажите их падеж, выделите окончания.

Отвечают на вопросы учителя. Рассматривают картину. Выделяют художественные средства. Определяют идею картины. Выписывают слово-сочетания с именами прилагательными во множественном числе. Указывают их падеж, выделяют окончания.

Древн (И. п.) легенды, любим (Т. п.)
темами, на замечательн
 (П. п.) полотнах, русск (В. п.) богатырей, заморск (И. п.)
гости, на красочн
 (П. п.) ладьях, по студеным (Д. п.) водам.

Выполняют морфологический разбор слова.

Сказочного – прил., какого?, нач. ф. – сказочный, ед. ч., м. р., В. п., определение.

Выполняют звуко-буквенный разбор слова «Русь».

Русь – [рус’] – 1 слог.

р – [р] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;

у – [у] – гласный, ударный;

с – [с’] – согласный, глухой парный, мягкий
парный;

ь – [  ]


4 буквы, 3 звука.

Выполняют морфологический разбор слова.

Расписные – прил., какие?, нач. ф. – расписной, мн. ч., И. п., определение.

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение.
 Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте.

Осуществлять контроль по результату-

Работа по учебнику (упражнение 85)

– Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Н. К. Рериха «Заморские гости». Это полотно было написано в 1899 году.
 (См. РМ, Приложение 3.)

– Почему картина так названа?

– Чем вас привлекла эта картина? Поделитесь
своими впечатлениями.

– Какие краски использовал художник?

Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями о картине.

– Художник использовал яркие и сочные краски.

– Опишите день, изображенный на картине.

– День ясный и солнечный.

– Что вы видите на переднем плане картины?

– На переднем плане картины изображен корабль. На носу его возвышается голова, похожая на лошадиную или львиную. Нос корабля украшен разно-цветными щитами, паруса яркие, различных цветов, с узорами.

– Что вы видите на заднем плане картины?

– За первым кораблем плывет второй, а на горизонте видны еще два паруса.

– Что изображено на картине справа?

– Справа на картине изображена гора, на которой виден город с крепостными стенами.

– Давайте подробнее познакомимся с работой художника. Картина переносит нас в глубь веков. Попробуем взглянуть на нее как историки, прикоснуться к прошлому Древней Руси.

– Сюжет этого произведения родился у художника во время путешествия в Новгород по пути
«из варяг в греки»
 (показывает на карте). Древний торговый путь «из варяг в греки» существовал примерно 1000 лет назад и проходил по главным дорогам того времени через реки Двину
и Днепр, соединяя Варяжское море (Балтийское) с Русским морем (Черным). Маршрут проходил
через славянские земли, которые называли Белой Русью, на этом пути располагались древние русские города – Великий Новгород и Киев. Эту важнейшую торговую ветвь освоили скандинавские викинги, целью которых было попасть в Константинополь – столицу Византии, крупнейший мировой торговый центр. На восточнославянских землях викингов называли варягами. Варяги были лучшими торговцами и воинами на территории Европы того времени.

– Что это за заморские гости изображены художником?

– Раньше купцов, приехавших издалека, называли словом «гость». Прилагательное «заморский»
означало «находящийся за морем, в чужих краях» или «приехавший из-за моря». Значит, название
 «Заморские гости» означает «купцы, прибывшие
с товаром из-за моря».

– На картине изображены купцы, торговцы.

– Рассмотрите, как длинным рядом по реке идут расписные ладьи – заморские корабли, груженные товаром. Опишите ладьи.

– Ладьи ярко окрашены, на их бортах множество разноцветных щитов. Полосатые алые паруса пылают на фоне голубого неба. На носах кораблей гордо вздымаются узорчатые головы грифонов-драконов. Середина ладьи покрыта расписной
тканью, скрывающей гребцов от дождя и жары.

– Что можно сказать о море? Опишите его.

– Море сине-голубое, вода словно пропиталась
синевой ясного неба. Легкий ветерок гонит рябь по морской воде. В прозрачной чистой воде ярко отражаются разноцветные: красные, зеленые, желтые, синие – полосы и круги. Белые чайки спускаются на волны, кружатся над синей водой.

– С каким настроением плывут заморские гости?

– Заморские гости плывут мирно и горделиво. Их корабли плавно рассекают воду.

– Варяги плывут к славянским племенам с мирными целями. Волна бежит через леса и болота, поля и холмы к стенам далекого града. Увидят славяне редких, необычных гостей, подивятся. Опишите заморских купцов.

– На корабле много людей: кто-то сидит, кто-то стоит, кто-то пристально, с интересом всматривается вдаль, кто-то переговаривается, делится впечатлениями. Все варяги в узорчатых рубахах, поверх которых надет защитный жилет; на головах
у заморских гостей тяжелые железные шлемы.

– Опишите пейзаж. Что видят вокруг заморские гости?

– Заморские гости видят северный пейзаж: зеленые холмы и поля. На одном из холмов три кургана. Курганы – это места захоронения вождей
у древних народов.
На другом холме – град, обнесенный крепостной стеной. Мы не видим жителей этого града,
но чувствуем их присутствие. Должно быть,
они наблюдают за чужестранцами, с тревогой
и любопытством смотрят на флотилию.

– Если бы вы не знали название картины, вы бы могли догадаться, что это не русские воины и купцы? Как?

– Какое настроение вызывает у вас эта картина? Поделитесь впечатлениями о картине.

Высказывают свое мнение о картине.

Проводит работу по составлению плана текста. Задает вопросы по картине.

 

– По этой картине мы будем писать сочинение. Выскажите предположения: какой будет текст
по типу?

– Сколько частей будет в тексте? Как оформляется каждая часть сочинения?

– Обратите внимание на слова для справок, записанные на доске.

– Прежде чем записать предложение, проговорите его. Подумайте, выражает ли оно то, что вы хотели сказать. Подумайте над постановкой знаков препинания внутри предложения.

– В тексте будет три части: вводная, основная,
заключительная. Каждая новая часть начинается с красной строки.

– О чем мы будем писать во вступлении?

– Во вступлении мы напишем о Н. К. Рерихе
и его картине.

– О чем будем писать в основной части?

– В основной части будем писать о заморских гостях, плывущих на расписных ладьях, о северной природе.

– Как закончим сочинение?

– В заключении выразим свое отношение к кар-
тине.

– Составьте план текста.

– Предлагаю вынести план на доску

Составляют план к тексту, работая в паре или самостоятельно. Записывают лучшие формулировки пунктов плана на доске и в тетрадях.

Примерный план:

1. Вводная часть. Художник Н. К. Рерих и его
картина.

2. Основная часть.

1) Заморские гости.

2) Расписные ладьи.

3) Северная природа.

3. Заключительная часть. Мое отношение к кар-
тине

VI. Лексико-орфографи-ческая подго-товка

Организует лексико-орфографическую работу
по тексту сочинения.

Предлагает учащимся текст с пропущенными буквами на карточке или на интерактивной
доске.

– Восстановите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

– Объясните значение слов «ладья», «варяги», «щит». Можно воспользоваться толковым сло-
варем.

– Когда мы пишем изложения и сочинения, мы стремимся не допускать повторов. Предлагаю
подобрать синонимы к словам, записанным
на доске.

– Прочитайте слова для справок, записанные
на доске.

Древняя Русь, славяне, торговый путь «из варяг
в греки», викинги, варяги, ладьи, курганы, в глубь времен, изобразил, расписные ладьи, раскраска,
паруса, борта, украшены, разноцветные, узорчатые, товар, синева небес, сияет, отражаются, вдалеке, град, приоткрыла, настроение, чувства.

На практике применяют способы действия
по правилу, пользуются алгоритмическими предписаниями, инструкциями. Вставляют пропущенные буквы в предложенный учителем текст. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работают со словарями.

Объясняют значения слов.

Ладья – гребное или парусное судно.

Варяги – в Древней Руси: выходцы из Скандинавии, объединявшиеся в вооруженные отряды
для торговли и разбоя, нередко оседавшие на Руси и служившие в княжеских дружинах.

Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.

Щит – старинное ручное вооружение, предмет воинских доспехов для защиты от ударов в виде округлой или прямоугольной деревянной или ме-таллической плоскости.

Подбирают синонимы к словам.

Художник – живописец, мастер.

Холмы – курганы, возвышенности.

Город – град.

Торговцы – заморские гости, варяги, купцы.

Ладьи – судна, корабли.

Подбирают эпитеты к существительным в данных предложениях.

Берег тянется, причудливо извивается.

Идут ладьи, сверкают на солнце.

Паруса хлопают, надуваются на ветру.

Воины стоят, всматриваются вдаль.

Чайки сопровождают, пронзительно кричат.

Ладьи отражаются в воде.

Ветер гонит морскую рябь.

Кольчуги сверкают на солнце, позванивают.

Понимать
на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.

Строить монологические высказывания.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

VII. Самостоятельная работа обучающихся по написанию сочинения

Организует устное сочинение текста.

– Чтобы нам удобнее было пересказывать текст
и в дальнейшем писать его по плану, необходимо выбрать слова-помощники – опорные слова.
Подберите вместе опорные слова к каждой части плана.

– Перескажите текст по плану, используя опорные слова

Называют опорные слова по тексту.

Несколько учеников составляют устный рассказ

по картине. (См. РМ, Приложение 4.)

Планировать свое действие
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реали-
зации

VIII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока уча-
щимися.

– С каким произведением живописи мы сегодня познакомились?

– Что вам помогло понять замысел художника
и рассказать об этом?

– Какие знания и умения вам были необходимы для работы?

– Понравилось ли вам работать над анализом картины? Поделитесь впечатлениями.

– Удалось ли вам в своих работах передать чувства, которые испытывал художник во время написания картины?

– Предлагаю трем ученикам зачитать свои сочинения,  а мы внимательно послушаем и проанализируем.

– Кому удалось последовательно построить предложения, избегая повторов слов?

– Были ли у кого-то недочеты? Какой совет по их устранению вы бы хотели дать?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

– Какой этап урока у вас вызвал трудности?

– Что понравилось?

– Чему научились?

– Какое настроение у вас было во время работы на уроке? Спасибо за работу!

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению
правил.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.

Работают с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал всё, что говорилось и делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил
мало. Я плохо понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 51 в рабочей тетради

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Сохранять учебные
задачи

Приложение 1

Организация начала урока

Педагог проверяет собранность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует обучающихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Ребята, какое облачко вам нравится больше всего? Почему?

– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока оно будет у всех.

Я хочу вам пожелать:

Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка исчезнет,

Боясь веселой улыбки и радостных глаз.

Учитесь без скуки, друзья!

В добрый час!

Древняя пословица права: 

Да, язык – великое богатство.

Надо правильно писать слова, 

А не то они бесследно разлетятся!

– Дети, вы согласны с этим высказыванием? Будем и дальше постигать секреты нашего великого русского языка.

Обучающиеся сообщают о готовности к уроку. Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).

Приложение 2

Работа над словами с непроверяемым написанием

СЕВЕР – 1. Одна из четырёх сторон света и направление, противоположное югу; сторона, в которую направлена намагниченная стрелка компаса. 2. Местность, лежащая в этом направлении. 3. Территория, расположенная в зоне холодного климата. Изначально слово СЕВЕР имело значение «холодный ветер», затем – «область холодных ветров».

– Подберите однокоренные слова, антонимы к слову «север».

Учащиеся подбирают однокоренные слова, антонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом. Составляют предложения.

Однокоренные слова: северный, северянин, северянка.

Антоним: юг.

Фразеологизм:

СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ – полярное сияние.

Предложения:

Потянулись с севера на юг длинные вереницы журавлей.

Медведь живёт на севере нашей страны и в средней полосе.

Приложение 3

Работа по учебнику

   (Из биографии художника Николая Рериха, о его картине «Заморские гости», 1901 г.)

Масляные краски в полную силу цвета зазвучали на полотне. Новая для него стилизованная манера письма передает радостное, оптимистическое восприятие жизни. В «Заморских гостях» воплотилась воображаемая поэтическая картина из статьи «По пути из варяг в греки», написанной художником еще в 1899 году: «Плывут полунощные гости. Светлой полосой тянется пологий берег... Новая струя пробивается по стоячей воде... подымет роды славянские – увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строй боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. У рулевого весла... сам конунг... стоит».

Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

Приложение 4

Самостоятельная работа обучающихся по написанию сочинения

Примерный текст.

Перед нами картина художника Н. К. Рериха «Заморские гости». Живописец переносит нас в глубь времён. На картине Рерих изобразил заморских гостей, которые плывут к русской земле.

Длинным  рядом  идут  по  синей  глади  реки  расписные  ладьи.  Горит на солнце яркая раскраска кораблей. Ветер раздувает алые паруса. Борта украшены разноцветными щитами. Гордо смотрят вперёд узорчатые головы драконов. В ладьях плывут варяги. Везут они товар в чужие страны.

Стоит тёплый весенний день. Чистая синева небес отражается в воде. Радостно и приветливо сияет солнце. В тёмно-синей реке отражаются красные, жёлтые, зелёные полосы и круги заморских узоров кораблей. Белоснежные чайки кружатся над водой. Справа видны зелёные холмы. Вдалеке на одном из холмов видны стены града. Красива и богата русская земля!

В картине Н. К. Рериха оживает глубокая старина. Работа мастера вызвала у меня радостные, светлые чувства.

«Русский язык» Канакина В.П., 4 класс. Тема: «Сочинение по картине Н.К. Рериха»

ЦельУчить рассматривать картину; понимать замысел художника; развивать умение вести беседу по картине; отбирать языковой материал к сочинению в соответствии с темой и основной мыслью сочинения; составлять текст-описание с элементами рассуждения; воспитывать интерес к творчеству художника, к истории родной страны (Древней Руси).

Учебный материалРепродукция картины Н.К.Рериха «Заморские гости» (на доске, на каждой парте); карта Мира с указанием стран, где жил Н.К.Рерих; карта России, где обозначен путь «из варяг в греки»; демонстрационные карточки с названием пунктов плана сочинения; карточки со словами «Древняя Русь», «торговый путь «из варяг в греки», «викинги», «варяги», «ладьи», «курганы».

Ход урока.

I. Постановка задач урока.

-  Сегодня у нас урок развития речи, а предметом обсуждения будет картина   Николая   Константиновича   Рериха   «Заморские   гости».   Мы продолжаем учиться рассматривать картину и составлять по ней текст на основе беседы.

II. Рассматривание картины. Беседа по картине.

- Знакомо ли вам имя художника? 
-  Николай Константинович Рерих (1874-1947г.г.) - всемирно известный художник, создавший более семи тысяч полотен. Корни рода Рерихов древние,   датско-норвежские,   т.е.   скандинавские.   Фамилия   Рерих   в переводе с древнескандинавского означает «богатый славой». Рерих, действительно, прославился на весь мир. Но не только как живописец, а ещё как философ, писатель, педагог,   учёный-археолог, путешественник, историк культуры. Он родился в г.Санкт-Петербурге, жил во Франции и Швейцарии, Бельгии и Голландии, Англии и Германии, Финляндии и США, Китае и Японии, но большую часть жизни он прожил в Индии. 
(Показ по карте мира). О Рерихе ещё   при жизни складывали легенды: будто бы нашёл он счастливую страну - Шамбалу, дружит с самим Духом гор и ведомы ему тайны мира. 
Предлагаю   вашему   вниманию   репродукцию   картины   Н.К.Рериха «Заморские гости». Знакома ли эта картина кому-то из вас? Откуда? 
- Она была написана во Франции в 1901г. и входит в серию картин Рериха «Начало  Руси.  Славяне.»  Сейчас  вы  можете увидеть её  в  Москве  в Государственной Третьяковской галерее. Рассмотрите её внимательно. 
Рассматривание картины. 
-  Поделитесь своими впечатлениями от просмотра картины. 
- Давайте подробнее познакомимся с работой художника. Картина, как вы видите, переносит нас в глубь веков. Попробуем взглянуть на картину как историки, прикоснуться к истории Древней Руси. 
(Древняя Русь) Понятно ли вам её содержание? Почему картина названа «Заморские гости»? 
(Во время рассказа идёт показ по карте)

Сюжет этого произведения родился у художника во время путешествия в г. Новгород по пути «из варяг в греки» (Торговый путь «из варяг в греки»). Этот древний торговый путь существовал примерно 1000 лет назад и проходил по главным дорогам того времени через реки Двину и Днепр,   соединяя   Варяжское   море   (Балтийское)   с   Русским   морем (Чёрным).  Маршрут проходил через наши славянские земли, которые называли   Белой   Русью,   на  этом  пути   встречались  иноземцам  такие древние русские города как Великий Новгород и Киев. Эту важнейшую торговую ветвь освоили скандинавские викинги (викинги), целью которых было   попасть   в   Константинополь  -  столицу   Византии,   крупнейший мировой   торговый   центр.   На   восточнославянских   землях   викингов называли варягами (варяги). Варяги были лучшими торговцами и воинами Европы того  времени.  Мы до сих пор  вспоминаем о варягах,  когда занимаемся археологией, письменностью, фольклором. 
Понятно   ли   вам   теперь,   что   это   за   заморские   гости   изображены художником? 
-   Рассмотрим,  как длинным рядом по реке идут расписные ладьи -заморские корабли 
(ладьи), гружёные товаром.   Опишем ладьи. (Ладьи яркоокрашены,борта украшеныразноцветными щитами, полосатые алые паруса пылают на фоне голубого неба, яркая раскраска горит на солнце,   на носах кораблей гордовздымаются узорчатые головы грифонов-драконов, середина ладьи покрыта расписным намётом (Как вы думаете, для чего нужен этот намёт?), скрывающимгребцов от дождя и жары.) 
-  Посмотрите на воду. Какой вы видите её? 
(Тёмно-синяя река; вода словно пропиталась синевой ясного неба;  ветер рябит по ней; в прозрачной чистойводе ярко отражаются разноцветные (красные, зелёные, жёлтые,  синие)    полосы и круги заморских узоров.  Чайки спустились на волны, закружились надводой.) 
-   Как  вы  думаете,   с  каким   настроением   плывут  заморские   гости? (Спокойно, горделиво, плавно рассекают воду волны, мирно). 
-  Варяги плывут к славянским племенам с миссией мира. Волна бежит в славянскую жизнь: через леса и болота, поля и холмы, к стенам далёкого града. Увидят роды славянские редких, незнакомых гостей, подивятся они на строй боевой, на их заморский обычай. 
Обратим внимание на самих заморских гостей, на варягов. Опишите их. 
(Народу довольно много, кто сидит, кто стоит; все они в шлемах тяжёлыхметаллических, рубахи с узорами, поверх которых надет защитный жилет; кустистые брови, усы; кто-то пристально, с интересом всматривается в даль наберега славянские, кто-то переговаривается, делится впечатлениями.) 
-  Всмотримся в пейзаж северной природы. Что видят вокруг заморские гости? 
(Зелёные холмы, поля. Всё вокруг полно силы, красоты. Простор, всё «Русьюпахнет». На одном из холмов три кургана (курганы - места захоронения вождей у древних народов), на другом - град, обнесённый крепостной стеной.  Мы невидим жителей этого града, ночувствуем их присутствие. Должно быть, они наблюдают за чужестранцами, с тревогой и любопытством смотрят нафлотилию.  Мы и сейчас интересуемся тем, как живут люди в других странах.    Происходит диалог культур.)

Если бы вы не знали название картины, вы бы могли догадаться, что это не русские воины? Как? 
- Какое настроение вызывает у вас эта  картина? 
(Бодрое, ликующе-радостное чувство). 
- В картине «Заморские гости» оживает глубокая старина, она проникает в наши чувства в блеске ослепительных красок, жизнерадостная, бодрая, прекрасная.   Художник заставляет нас стать очевидцами событий яркой жизни Древней Руси. Рерих писал, что для понимания красоты этой Руси нужно полюбить её славную, родную, полную дикого простора и воли. 
- Выразите своё отношение к картине. 
Во время беседы появляются карточки: Древняя Русь, торговый путь «из варяг в греки», викинги, варяги, ладьи, курганы.

III. Составление плана сочинения. Обсуждение  возможного материала микротем.

- По содержанию этой картины мы будем писать текст. Определим, какой будет текст по типу? 
- Составим план сочинения. Сколько частей выделим в тексте? Как они называются? 
(Вводная, основная, заключительная) 
- О чём мы будем писать во вступлении? (О Н.К.Рерихе и его картине) 
- О чём будем писать в основной части? (О заморских гостях, плывущих на расписных ладьях. Об окружающей природе.) 
- Выделим две подтемы в основной части. 
- Как закончим сочинение? (Выразим своё отношение к картине.)

В ходе работы на доске появляется план.

  1. Художник Н. К. Рерих и его картина.
  2. Расписные ладьи.
  3. Северная природа, или Сияние весеннего дня.
  4. Моё отношение к картине.

- В записи текста вам помогут слова для справок, данные на доске. 
- Составим предложение(я), которые могли бы войти в 1-ую часть. 
- Нужно  последовательно  описать  картину,  не  пропустив  ни  одной интересной детали, использованной художником для воплощения своего замысла. 
- Используя слова для справок, составим предложения для основной части. 
- С какого предложения можно начать основную часть? 
- Что вы можете рассказать о расписных ладьях? Опишите их. 
- Какие краски использовал художник? 
- Кто плывёт в ладьях? 
- С какой целью отправились варяги в чужие страны?

- Всмотритесь в пейзаж северной природы. Как вы думаете, какое время года   изобразил   Рерих?  Обратим  внимание  на   краски.  (Нам  сложно определить время года, но сам Рерих писал, что это весенний день.) 
- Попробуем определить, какое время суток? 
- Какая погода? Чувствуется ли радостное сияние весеннего солнца? Как можно составить предложение о реке (используйте слово «отражаются»)? 
- Опишите, что видно вдалеке на берегу? 
- Чем привлекла вас картина? Можно ли сказать, что в картине оживает глубокая старина? История Древней Руси? 
- Выразим своё отношение к картине. Какое настроение вызвала работа художника? О чём заставила задуматься?

IV. Орфографическая подготовка.

- Как оформляется каждая часть сочинения? 
- При написании обратите внимание на слова, записанные на доске, на слова для справок. Если нужна помощь, поднимите руку. 
- Прежде чем записать предложение, оформите его устно. Подумайте, выражает ли оно то, что вы хотели сказать. Подумайте над постановкой знаков препинания внутри предложения.

V. Запись текста.

VI. Итог урока. 
- Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом? 
- Какие знания и умения вам были необходимы для работы? 
- Понравилось ли вам работать над картиной Н.К.Рериха? Чем?

Оформление доски.

Сочинение по картине Н.К.Рериха «Заморские гости». Портрет Н.К.Рериха.

Слова для справок:

Художник, живописец, в глубь времён, изобразил. 
Расписные ладьи, раскраска, паруса, борта, украшены, разноцветные, 
узорчатые, варяги, товар. 
Синева небес, сияет, отражаются, вдалеке, холмы, курганы, град. 
Глубокая старина, приоткрыла, Древняя Русь, настроение, чувства. 
Примерный текст. 
Перед нами картина художника Н.К.Рериха «Заморские гости». Работа живописц апереносит нас в глубь времён. На картине Рерих изобразил заморских гостей, которые плывут к русской земле. 
Длинным рядом идут по синей глади реки расписные ладьи. Горит на солнце яркая раскраска кораблей. Ветер раздувает алые паруса. Борта украшены разноцветными щитами. Гордо смотрят вперёд узорчатые головы драконов. В ладьях плывут варяги. Везут они товар в чужие страны. 
Стоит тёплый весенний день. Чистая синева небес. Радостно и приветливо сияет солнце. В тёмно-синей реке отражаются красные, жёлтые, зелёные полосы и круги заморских узоров кораблей. Белоснежные чайки спустились на волны, закружились над водой. Кругом зелёные холмы, поля. В далеке на одном из холмов видны стены града. Красива и богата русская земля! 
В картине Н. К. Рериха оживает глубокая старина. Работа художника приоткрыла мне историю Древней Руси, которую каждый русский человек должен знать и уважать. Картина вызвала у меня радостные, светлые чувства.

Вводная
Основная
Заключительная
Древняя Русь
славяне
торговый путь
«из варяг в греки»
викинги
варяги
ладьи
курганы

1. Художник Н.К. Рерих и его картина.
2. Расписные ладьи.
3. Северная природа.
4. Моё отношение к картине.

Слова для справок:
Художник, живописец, в глубь времён, изобразил.
Расписные ладьи, раскраска, паруса, борта, украшены, разноцветные, узорчатые, варяги, товар.
Синева небес, сияет, отражаются, вдалеке, холмы, курганы, град.
Глубокая старина, приоткрыла, Древняя Русь, настроение, чувства.


Новости

05.02.2016

«Академия Просвещения» приглашает!

подробнее

22.01.2016

Вебинар «Формирование регулятивных универсальных учебных действий средствами курса «Окружающий мир» (УМК «Школа России»)»

подробнее

22.01.2016

Вебинар «Методические аспекты обучения младших школьников грамотному письму (особенности русской графики) (УМК «Школа России»)»

подробнее

11.12.2015

Вебинар «Достижение образовательных результатов НОО. Формирование умения работать с текстом»

подробнее

04.12.2015

Вебинар «Русский фольклор на уроках музыки по УМК издательства «Просвещение» (1-7 кл.). Часть 2»

подробнее

Все новости

Подписка на новости

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка" (2 класс, Школа России)

Конспект урока русского языкаТема: Составление текста - описания по картине Ф.П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка"Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и ...

Конспект урока по русскому языку Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст...

Технологическая карта урока русского языка «Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» 2 класс УМК "Школа России"

Цель урока: создать условия для формирования умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных..Задачи урокаДидактические:Знать определение ...

Технологическая карта урока русского языка - "Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание ус...

Конспект урока русского языка «Составление текста-описания по картине Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: создание условий для формирования умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён п...