Урок по развитию речи (русский язык) СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ Н.К.РЕРИХА «ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок по развитию речи. Русский язык 4 класс УМК "Школа России". ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.odt | 49.6 КБ |
Предварительный просмотр:
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ Н.К.РЕРИХА «ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ».
Тип урока | Развитие речи, применение знаний на практике |
Педагогические задачи | Создать условия для составления текста по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости»; совершенствовать умение ставить знаки препинания в предложениях; способствовать развитию умений составлять предложения с именами прилагательными, редактировать текст, самостоятельно составлять план текста; содействовать воспитанию |
Планируемые предметные результаты | Познакомятся с репродукцией картины Н. К. Рериха «Заморские гости»; научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу; анализировать иллюстрацию; составлять план текста; записывать текст по данной иллюстрации и по плану; выполнять морфологический разбор имени прилагательного |
Метапредметные УУД | Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать |
Личностные | Осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников |
Организационная структура урока
Приложение 1
Организация начала урока
Педагог проверяет собранность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует обучающихся.
– Проверим готовность к уроку.
– Ребята, какое облачко вам нравится больше всего? Почему?
– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока оно будет у всех.
Я хочу вам пожелать:
Учитесь с улыбкой,
Шутите, учась!
Любая ошибка исчезнет,
Боясь веселой улыбки и радостных глаз.
Учитесь без скуки, друзья!
В добрый час!
Древняя пословица права:
Да, язык – великое богатство.
Надо правильно писать слова,
А не то они бесследно разлетятся!
– Дети, вы согласны с этим высказыванием? Будем и дальше постигать секреты нашего великого русского языка.
Обучающиеся сообщают о готовности к уроку. Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).
Приложение 2
Работа над словами с непроверяемым написанием
СЕВЕР – 1. Одна из четырёх сторон света и направление, противоположное югу; сторона, в которую направлена намагниченная стрелка компаса. 2. Местность, лежащая в этом направлении. 3. Территория, расположенная в зоне холодного климата. Изначально слово СЕВЕР имело значение «холодный ветер», затем – «область холодных ветров».
– Подберите однокоренные слова, антонимы к слову «север».
Учащиеся подбирают однокоренные слова, антонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом. Составляют предложения.
Однокоренные слова: северный, северянин, северянка.
Антоним: юг.
Фразеологизм:
СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ – полярное сияние.
Предложения:
Потянулись с севера на юг длинные вереницы журавлей.
Медведь живёт на севере нашей страны и в средней полосе.
Приложение 3
Работа по учебнику
(Из биографии художника Николая Рериха, о его картине «Заморские гости», 1901 г.)
Масляные краски в полную силу цвета зазвучали на полотне. Новая для него стилизованная манера письма передает радостное, оптимистическое восприятие жизни. В «Заморских гостях» воплотилась воображаемая поэтическая картина из статьи «По пути из варяг в греки», написанной художником еще в 1899 году: «Плывут полунощные гости. Светлой полосой тянется пологий берег... Новая струя пробивается по стоячей воде... подымет роды славянские – увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строй боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. У рулевого весла... сам конунг... стоит».
Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.
Приложение 4
Самостоятельная работа обучающихся по написанию сочинения
Примерный текст.
Перед нами картина художника Н. К. Рериха «Заморские гости». Живописец переносит нас в глубь времён. На картине Рерих изобразил заморских гостей, которые плывут к русской земле.
Длинным рядом идут по синей глади реки расписные ладьи. Горит на солнце яркая раскраска кораблей. Ветер раздувает алые паруса. Борта украшены разноцветными щитами. Гордо смотрят вперёд узорчатые головы драконов. В ладьях плывут варяги. Везут они товар в чужие страны.
Стоит тёплый весенний день. Чистая синева небес отражается в воде. Радостно и приветливо сияет солнце. В тёмно-синей реке отражаются красные, жёлтые, зелёные полосы и круги заморских узоров кораблей. Белоснежные чайки кружатся над водой. Справа видны зелёные холмы. Вдалеке на одном из холмов видны стены града. Красива и богата русская земля!
В картине Н. К. Рериха оживает глубокая старина. Работа мастера вызвала у меня радостные, светлые чувства.
«Русский язык» Канакина В.П., 4 класс. Тема: «Сочинение по картине Н.К. Рериха»Цель: Учить рассматривать картину; понимать замысел художника; развивать умение вести беседу по картине; отбирать языковой материал к сочинению в соответствии с темой и основной мыслью сочинения; составлять текст-описание с элементами рассуждения; воспитывать интерес к творчеству художника, к истории родной страны (Древней Руси). Учебный материал: Репродукция картины Н.К.Рериха «Заморские гости» (на доске, на каждой парте); карта Мира с указанием стран, где жил Н.К.Рерих; карта России, где обозначен путь «из варяг в греки»; демонстрационные карточки с названием пунктов плана сочинения; карточки со словами «Древняя Русь», «торговый путь «из варяг в греки», «викинги», «варяги», «ладьи», «курганы». Ход урока. I. Постановка задач урока. - Сегодня у нас урок развития речи, а предметом обсуждения будет картина Николая Константиновича Рериха «Заморские гости». Мы продолжаем учиться рассматривать картину и составлять по ней текст на основе беседы. II. Рассматривание картины. Беседа по картине. - Знакомо ли вам имя художника? - Сюжет этого произведения родился у художника во время путешествия в г. Новгород по пути «из варяг в греки» (Торговый путь «из варяг в греки»). Этот древний торговый путь существовал примерно 1000 лет назад и проходил по главным дорогам того времени через реки Двину и Днепр, соединяя Варяжское море (Балтийское) с Русским морем (Чёрным). Маршрут проходил через наши славянские земли, которые называли Белой Русью, на этом пути встречались иноземцам такие древние русские города как Великий Новгород и Киев. Эту важнейшую торговую ветвь освоили скандинавские викинги (викинги), целью которых было попасть в Константинополь - столицу Византии, крупнейший мировой торговый центр. На восточнославянских землях викингов называли варягами (варяги). Варяги были лучшими торговцами и воинами Европы того времени. Мы до сих пор вспоминаем о варягах, когда занимаемся археологией, письменностью, фольклором. - Если бы вы не знали название картины, вы бы могли догадаться, что это не русские воины? Как? III. Составление плана сочинения. Обсуждение возможного материала микротем. - По содержанию этой картины мы будем писать текст. Определим, какой будет текст по типу? В ходе работы на доске появляется план.
- В записи текста вам помогут слова для справок, данные на доске. - Всмотритесь в пейзаж северной природы. Как вы думаете, какое время года изобразил Рерих? Обратим внимание на краски. (Нам сложно определить время года, но сам Рерих писал, что это весенний день.) IV. Орфографическая подготовка. - Как оформляется каждая часть сочинения? V. Запись текста. VI. Итог урока. Оформление доски. Сочинение по картине Н.К.Рериха «Заморские гости». Портрет Н.К.Рериха. Слова для справок: Художник, живописец, в глубь времён, изобразил. Вводная 1. Художник Н.К. Рерих и его картина. Слова для справок: | Новости05.02.2016 «Академия Просвещения» приглашает!22.01.2016 Вебинар «Формирование регулятивных универсальных учебных действий средствами курса «Окружающий мир» (УМК «Школа России»)»22.01.2016 Вебинар «Методические аспекты обучения младших школьников грамотному письму (особенности русской графики) (УМК «Школа России»)»11.12.2015 Вебинар «Достижение образовательных результатов НОО. Формирование умения работать с текстом»04.12.2015 Вебинар «Русский фольклор на уроках музыки по УМК издательства «Просвещение» (1-7 кл.). Часть 2»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка" (2 класс, Школа России)
Конспект урока русского языкаТема: Составление текста - описания по картине Ф.П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка"Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и ...
Конспект урока по русскому языку Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» 2 класс (УМК «Школа России»)
Тема: Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст...
Технологическая карта урока русского языка «Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» 2 класс УМК "Школа России"
Цель урока: создать условия для формирования умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных..Задачи урокаДидактические:Знать определение ...
Технологическая карта урока русского языка - "Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка" (2 класс, УМК "Школа России")
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание ус...
Конспект урока русского языка «Составление текста-описания по картине Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (2 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: создание условий для формирования умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён п...
Опорные слова для сочинения по репродукции картины Н.К. Рериха "Заморские гости"
Материал для помощи в написании сочинения...