План-конспект урока русского языка "Правила переноса слов" 1 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Материал позволяет формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_1_klass_pravila_perenosa_slov.doc | 864 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, 1 класс
Тема: Правила переноса слов.
Цель: Изучение правил переноса слов
Тип урока: Открытие нового знания;
Использование технологий: Проблемно-диалогическая технология
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре. 5) формируем умение планирования учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Этап, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
I. Мотивация учебной деятельности. Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. | Приветствие. - Проверим готовность. Руки? – НА МЕСТЕ Ноги? – НА МЕСТЕ Локти? – У КРАЯ Спина? – ПРЯМАЯ Все готовы к полету, в страну белоснежную и очень полезную. На пути нас ждут большие испытания, а на финише – победа, радость, знания! | Вспоминают критерии, проверяют свою готовность.
| Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность |
II.Актуализация знаний Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Работа в тетради.
- Прочитайте слово, в котором: (На доске записаны слова) Моль, платье, съел, объявил, рыбы.
- Какие знания понадобились? - Как проверить, правильно ли подсчитали слоги? - Обозначим.
- Прочитайте ряд слов. (На доске карточки со словами с пропущенными буквами) Суббота, сорока, класс, группа, тонна, масса, - Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права? - Почему ты считаешь, что я права (не права)? - Какое задание можно выполнить со словами? - Давайте выполним задание: найти лишнее слово. - Какое слово здесь лишнее? (Учитель подводит детей к тому, что лишнее слово – сорока, т.к. не содержит удвоенную согласную) (Возможны и др. варианты.) | Учащиеся работают с рядом слов: Моль, платье, съел, объявил, рыбы. Роль Ь, правило определения слогов. Обозначить гласные буквы. Учащиеся читают ряд слов: Суббота, сорока, класс, тонна, группа, масса, Учащиеся делают выбор. Обоснование детьми своего выбора? Варианты детей (списать, подчеркнуть орфограммы, разделить на группы, найти лишнее слово и т.п.) Предположения детей. | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций, |
III.Выявление места и причины затруднения. Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого. | 1. - Уберём лишнее слово и запишем остальные слова, объясняя орфограммы. (учитель пишет на доске слова или один из учащихся) - Слово не входит на строку. - Что же делать? - Что значит перенести? 2. - Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово? - Какие у вас идеи? (Учитель фиксирует варианты переноса на доске.) - Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова. - Задание было одно? - Почему результаты получились разные? - Чего мы пока не знаем? - Как вы думаете, какая тема урока? 3.Учитель фиксирует тему на доске или включает Слайд 1 «Правила переноса слов». - Прочитайте внимательно тему урока. - В каком числе стоит слово ПРАВИЛА? - О чём это нам может говорить? -Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть. - Какие задачи поставим перед собой? | Записывают в тетради число, записывают слова с комментированием. Надо слово перенести. Часть слова оставить, а другую записать на новой строке. Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово. Дети предъявляют результат своего труда. (Варианты переноса могут быть разные: ма-сса, мас-са, масс-а…) Да. Как переносятся слова. Как переносить слова, правила переноса слов. Во множественном. Наверное, их много, несколько. Открыть правила переноса, научиться переносить слова. | Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока. |
ФИЗМИНУТКА (пальчиковая гимнастика) | |||
IV.Открытие «нового» знания Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. | - Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. - Какова его роль? - У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. - А план работы такой. 1. Прочитать слова 2. Обратить внимание на выделенные буквы
- Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы? - Сколько правил у нас получится? (Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.) - Слушаем результаты работы групп. - Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. - На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? - Вы согласны с выводом группы? (Фиксирует на доске модель) - О чём говорит эта схема? - Слушаем 2 группу. - Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. - На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? - Вы согласны с выводом группы? (Фиксирует на доске модель)
...С — С... - Слушаем 3 группу. - Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. - На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? - Вы согласны с выводом группы? (Фиксирует на доске) ..Ъ-.., …Ь-.., …Й-…. - Слушаем 4 группу. - Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. - На что вы обратили внимание и какой сделали вывод? - Вы согласны с выводом группы? (Фиксируем модель) -Что случилось, почему буква плачет? - Почему изменилось настроение? Аналогично последнее правило: 1 слог – не переносим. - А почему нельзя переносить? | Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану. Правило переноса слов. Сколько групп, столько и правил. Дети работают в группах и формулируют правило. Представитель от 1 группы показывает задание. Все читают слова: то-пор, ка-ран-даш,
Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам. По слогам! Ответы детей. Показ задания. Все читают хором слова: кас-са, тон-на Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними. Показ задания. Все читают хором слова: конь-ки, зай-ка, подъ-езд Выделены Ъ,Ь,Й. знак переноса стоит после них, значит… (их нельзя отрывать от предыдущего слога) Показ задания. Все читают хором слова: обед, ещё, края Выделены слоги О -, Е-, -Я. Знак переноса не стоит, значит одну букву переносить нельзя. Не хочет стоять одна! Слово тоже протянуло ей руку, теперь она не одна. Читаем слова: сон, ток, лук, страх. Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет. Слова переносятся только по слогам! | Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической |
V.Реализация построенного проекта. Структу-рирование полученных знаний. Цель: Построение нового способа действия. | - Сколько правил мы открыли? - Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями. - Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно? - Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово. Учитель фиксирует на доске:
3. Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записываем - Почему выделены слова «вспоминаем правило»? | Пять. Проговаривают правила. Сравнивают с учебником стр…, делают вывод: мы открыли больше правил.
Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный.
Можем перенести неправильно | Составленный алгоритм переноса слов |
ФИЗМИНУТКА | |||
VI.Первичное закрепление нового способа действия. Цель: Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий. | - Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. - Какое было затруднение? - Как же мы перенесём слово масса, которое не вошло в строку? - Из предложенных слов Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён. выписать: Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса. Девочкам – слова, которые нельзя переносить. Выяснение понимания задания - Будут ли у вас одинаковые слова? (Взаимопроверка.) - Есть ли у вас совпадения? Проверить вслух. (Самопроверка) | Не могли перенести слово МАССА. Применяют алгоритм и объясняют перенос. Дети читают слова и выбирают те, которые нельзя перенести. Нет. Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм. Применяют правила, объясняют перенос. | Выполненное задание |
VII.Рефлексия. Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности. | - Какое открытие мы сегодня сделали? - Для чего нам понадобились эти правила? - Как нам удалось открыть правила. - Что понравилось на уроке? - Оцените себя с помощью таблицы. Воспользуйтесь подсказками на экране и на парте (лист самооценки) | Правила переноса слов. Не смогли перенести слово. Мы работали в группах, выполняли задание. Дают словесную оценку и цветовую. | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |
Приложение 3
Лист для самооценки
…формулировал тему и цель урока с помощью учителя |
…работал по предложенному плану |
…высказывал своё предположение |
…участвовал в составлении алгоритма |
…научился переносить слова с помощью алгоритма |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.
План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....
План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"
План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал занятия. Здесь и занимательный, познавательный материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных»....
План-конспект урока русского языка во 2 классе "Школа России".
План-конспект урока русского языка во 2 классе по УМК "Школа России". Тема: Упражнения в распознавании одушевлённых и неодушевлённых имён существительных....
План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.
Цель урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....
План-конспект открытого урока английского языка в 3 классе по учебнику Spotlight-3 Тема урока – «A Fun Day».
План-конспект открытого урока английского языкав 3 классе по учебнику Spotlight-3 Тема урока – «A Fun Day»....
Технологическая карта + план конспект к уроку русского языка на тему «Строчная и заглавная буква Яя»
Тип урока: открытие новых знанийв соответствии с фгос...