Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Этап самоопределения к деятельности Словес.: слово учителя | 1 мин. | Здравствуйте, ребята! На уроке будь старательным Будь спокойным и внимательным. Все пиши, не отставая, Слушай не перебивая. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё понятно, Если друг стал отвечать Не спеши перебивать. | Приветствуют учителя. | Р.: самоорганизация |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: слово учителя, эвристическая беседа Практический: морфологический разбор | 5 мин. | Морфологический разбор Мороз
На доске записаны два слова Птица птицы Какой частью речи являются слова? Что изменилось в записи слов? Почему?
Чтобы Составьте нераспространенное предложение к левой части. К правой части? Запишите их в тетрадь. Что изменилось в записи глаголов? Выделите. Почему?
| Делают разбор Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., им.п., ед.ч., подлежащее.
Существительные окончание изображен 1 предмет, значит сущ-е ед.числа, справа два предмета- мн.число Птица летит
Птицы летят
Окончание Летит - обозначает действие одного предмета и отвечают на вопрос что делает?- ед. число), летят - глагол обозначает действия нескольких предметов и отвечают на вопрос что делают? – мн.число) | Л.: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа | 2 мин. | Исходя из последнего вопроса, сформулируйте тему нашего урока. Поставьте цели урока. | «Число глаголов» - научиться определять число глаголов;
- научиться изменять глаголы по числам;
- находить глаголы нужного числа.
| К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
IV. Открытие нового знания Словесный: учебный диалог.
Словесный: эвристическая беседа Практический: чтение учащихся Наглядный: модель правила
Практический: письменное упражнение с комментированием | 10 мин. | Фронтальная работа Сейчас ребята, прочитайте правило в рамочке на стр. 109 про себя. Кто расскажет правило по схеме?
У вас лежат карточки, вам нужно правильно подобрать глаголы к сущ. и объяснить свой выбор девочка | цветут | девочки | собирает | подснежники | собирают | подснежник | цветет |
Глаголы «собирает» и «собирают» имеют одинаковое значение. Чем они отличаются? Как определили, в каком числе стоит глагол?
Как правильно определить число глагола?
|
Глаголы в ед.ч. обозначают действие 1 предмета и отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делал?, глаголы во мн.ч. обозначают действие 2 и более предметов и отвечают на вопросы что делают? что сделают? что делали?
девочка (сущ., ед.ч.) собирает (глагол, ед.ч.), девочки (сущ., мн.ч.) собирают (глагол, мн.ч.), подснежник(сущ., ед.ч.)цветёт (глагол, ед.ч.), подснежники (сущ., мн.ч.) цветут (глагол, мн.ч.) «собирает» —в ед.ч., «собирают» — во мн.ч. Нужно задать вопрос или посмотреть на сущ. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. Если глагол обозначает действие двух или более предметов, то он стоит во множественном числе. | К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.
Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров
К.: построение речевого высказывания
Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров |
| 1 мин. | Физминутка На раз - поднимает руки класс На два - завертелась голова, Три — руками три хлопка, На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место тихо сесть. | Повторяют действия за учителем. |
|
V. Первичное закрепление во внешней речи Практический: списывание с орфографическим заданием Словесный: беседа Практический: устная взаимопроверка | 5 мин. | Упражнение 110 Почитайте задание, что нужно сделать?
Проверяем
Кто расскажет еще раз правило? |
Списать, указать число глаголов и выделить окончание Напишет(ед.ч)- напишут (мн.ч.) Дружит(ед.ч)- дружат(мн.ч) Обидит(ед.ч)- обидят(мн.ч) Помнил(ед.ч)- помнили(мн.ч) Плавала(ед.ч)- плавали(мн.ч) Выросло(ед.ч)- выросли(мн.ч) Рассказывают правило по модели | Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров К.: построение речевого высказывания; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: письмо по памяти, Письменное упр. с грам. заданием Словесный: беседа Наглядный: учебная презентация | 5 мин. | Ребята, следующее упр. 189 Прочитайте. Что с чем сравнивают в стихотворении? Как определить число глаголов?
Выполните упражнение Назовите однокоренные слова
В чем сходство и различие глаголов в первом предложении?
|
Нужно посмотреть на сущ. или задать вопрос Выполняют упражнение Зеленеют(гл.)- зеленеет(гл.)- зеленые(прил.)- зеленых(прил.)- зеленый(прил.)- зелененький(прил.) Зеленеют- гл. во мн.ч. Зеленеет- гл. в ед.ч. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров
К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания. |
VII. Включение в систему знаний Практический: письменное упр. с грам. заданием Наглядный: учебная презентация | 5 мин. | Работа в карточках Сейчас ребята у вас на столах лежат карточки, ваша задача распределить эти слова в два столбика. Комар пищит, комары пищат, соловей поёт, соловьи поют, жаворонок звенит, жаворонки звенят, иволга свистит, иволги свистят, сорока трещит, сороки трещат, сова кричит, совы кричат, дятел стучит, дятлы стучат, клёст скрипит, клесты скрипят |
Работают сам-но.
Проверяют работу соседа по ключу. Ед.ч. | Мн.ч. | комар пищит | комары пищат | соловей поёт | соловьи поют | жаворонок звенит | жаворонки звенят | иволга свистит | иволги свистят | сорока трещит | сороки трещат | сова кричит | совы кричат | дятел стучит | дятлы стучат | клёст скрипит | клесты скрипят |
| К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: беседа | 2 мин. | Ребята, какая тема у нас сегодня была на уроке?
Какие цели мы ставили?
Достигли мы их? Кто сможет повторить нам правило по модели, которую мы составили? Молодцы! | «Число глаголов»
- научиться определять число глаголов;
- научиться изменять глаголы по числам;
- находить глаголы нужного числа.
Достигли. Повторяют правило по модели. | П.: анализирование результатов своего труда
Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров |
Словесный: слово учителя | 1 мин. | Откройте дневники, записывайте домашнее задание. Стр. 110 упражнение 191. Поднимите руку, у кого есть вопросы по домашнему заданию? Ребята, поднимите зеленый карандаш, кому понравилась собственная работа на уроке. Поднимите красный карандаш, кому не понравилась работа. Молодцы! Урок окончен! | Записывают домашнее задание.
Задают вопросы. Самооценивают. | Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров |