"Имя прилагательное как часть речи.Связь имени прилагательного с существительным." (УМК "Школа России") 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Курушина Елизавета Андреевна

Технологическая карта урока русского языка

Тема: «Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с существительным»

 

Цели деятельности учителя: формирование знаний о признаках имени прилагательных; формирован умения употреблять прилагательные в речи; формирование умения связывать имена прилагательные с именем существительным.

 

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: признаки имени прилагательного как части речи; связь имени прилагательного с именем существительным;

Уметь: находить в тесте и использовать в речи имена прилагательные.

 

Личностные: формировать интерес к учебному предмету, принимать и усваивать социальную роль обучающегося, уметь сотрудничать с учителем и сверстниками.

 

 

Тип урока: Рефлексия.

 

 

Оборудование: УМК «Школа России»  учебник Русского языка: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.-М.: «Просвещение»\ Учебник, 2015.-Ч.2.; презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:         26.02.19                                                                                        Учитель: Берсенева Е. И.

Школа:  152                                                                                        Студент: Курушина Е.

Класс:  3ж                                                                                                Методист: Кондратьева И. И.

Кабинет:  201                                                                                                                               

                                                         

Технологическая карта урока русского языка

Тема: «Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с существительным»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о признаках имени прилагательных; формирован умения употреблять прилагательные в речи; формирование умения связывать имена прилагательные с именем существительным.

 

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: признаки имени прилагательного как части речи; связь имени прилагательного с именем существительным;

Уметь: находить в тесте и использовать в речи имена прилагательные.

Личностные: формировать интерес к учебному предмету, принимать и усваивать социальную роль обучающегося, уметь сотрудничать с учителем и сверстниками.

Тип урока: Рефлексия.

Оборудование: УМК «Школа России»  учебник Русского языка: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.-М.: «Просвещение»\ Учебник, 2015.-Ч.2.; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 м

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Андреевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Я рада всех вас видеть на уроке, улыбнитесь соседу справа, соседу слева, я вижу у вас у всех хорошее настроение ,пожалуйста тихонечко присаживайтесь.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постараюсь всё понять -

Чтобы грамотно писать.

Откройте свои тетради, запишите число.

Сегодня у нас 26 февраля. Классная работа.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга

Р: саморегуляция как способность мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: ответы на вопросы, анализ правила, выделение признаков имени прилагательного

3 м

Ребята, я хочу вам загадать одну загадку, вы внимательно слушайте и попробуйте понять, какая часть речи в ней зашифрована.

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какое? Какая? Какие? (Прилагательное)

Кто-нибудь догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

-По какому признаку вы догадались, что речь идет именно об этой части речи?

Хорошо, сейчас откройте учебники на странице 63.

-Мы, действительно, начнем с вами работать с именем прилагательным.

-Что вы помните об имени прилагательном? (Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета ,отвечает на вопросы какой? какая? Какое? Какие? В предложении связано по смыслу с существительным, в предложении является определением )

Ребята, вы знали, что в предложении является определением? А как обозначается на письме?

Тогда чуть позже мы с вам об этом узнаем.

-А пока скажите, какое у вас было домашнее задание?

-Кто готов рассказать правило? (  2-3 человека)

-А кто-нибудь может объяснить схему в конце правила?

-Давайте попробуем составить алгоритм вместе.

-прилагательное

- об имени прилагательном

-имя прилагательное отвечает на вопросы

Какой? Какое? Какая? Какие?

-Имя прилагательное –это часть речи, обозначающая признак предмета ,отвечает на вопросы какой? какая? Какое? Какие? В предложении связано по смыслу с существительным.

(в предложении являются определением)

-нет.

-выучить правило на странице 64

К: построение сообщений в устной форме

III. Постановка учебной задачи

Словесный: подводящий диалог, выполнение пробного задания

5 м

-Ребята, а сейчас  давайте с вами потренируемся и выполним задание. Я буду диктовать вам пары слов, вы должны их разделить на 2 столбика.

-В первый столбик выпишите имена существительные, а во второй имена прилагательные.

-Есть желающие поработать на оценку у доски?

-Один будет записывать имена существительные

-Другой- прилагательные

1.Желтоватый; желток.

2.Зелень; зелёненький.

3.Чистота; чистенький.

4.Слабость; слабый.

5.Высокий; высота.

-Посмотрите ,ребята, все ли правильно выполнено?

-Кто заметил, что общего у каждой пары слов?

-А как вы различали эти части речи?

-Молодцы, пожалуйста присаживайтесь.

-да

-они однокоренные

-имена существительные отвечают на вопрос кто? Что?

-Имена прилагательные отвечают на вопрос Какая? какое? какие?

Р: принятие и сохранение учебной задачи

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Динамическая пауза

1 мин

У нас предстоит много письменной работы, давайте с вами хорошо подготовим наши ручки ,разомнем пальчики.

Пусть все пальчики поздороваются друг с другом

Теперь давайте соберем ручки в замок сожмем как можно крепче…разжали

Теперь опять в замочек, разомнем кисти круговыми вращениями.

-Отлично, а теперь возьмите ручку или карандаш ,зажмите между ладошками и покатайте.

-Молодцы, продолжим работу.

IV. Первичное закрепление

Практический: работа с упражнением;

списывание с грамматическим заданием.

Практический: работа с упражнением, выборочное списывание, частичный синтаксический анализ

15 м

А сейчас мы с вами поработаем с упражнением  №111

 Прочитайте первое задание.

-Давайте устно докажем, что, эти слова являются именем прилагательным.

-Молодцы.

-Прочитайте второе задание, что там нужно сделать?

Сейчас каждый самостоятельно в совей тетради выполнит это задание ,выделяя окончания у прилагательных.

-Закончили выполнять это задание.

-Какие окончания  имеют имена прилагательные?

- прочитайте третье задание.

-Хорошо, сейчас с вами как раз и проверим, как вы выполнили задание. Читаете свое словосочетание  и обозначаете ,какой именно признак обозначает каждое прилагательное.

Например, слово

Оранжевый- признак предмета по цвету.

-Молодцы, вы все отлично справились с заданием.

-Кто скажет, с какой частью речи связано имя прилагательное?

-Давайте повторим с вами признаки имени прилагательного.

Самое время узнать по больше про 4 признак.

-Ребята, имя прилагательное это второстепенный член предложения, в предложении является определением, потому что определяют признак предмета и на письме подчеркиваются волнистой линией.

-Сейчас переверните страничку , посмотрите упражнение 113.

Прочитайте стихотворение.

Назовите какие цвета радуги вы увидели в этом стихотворении и подберите к ним синонимы .

-Выпишите словосочетания имен прилагательных с существительными ,устно поставьте вопрос от имени существительного к имени прилагательному и подчеркните прилагательное волнистой линией.

Посмотрите на образец записи, начинайте работу .

упражнение №113 русский язык 3 класс Канакина, Горецкий

Давайте прочитаем, словосочетания, которые выписали, по цепочке, с первой парты первого ряда.

-молодцы, а кто чем являются имена прилагательные в предложении?

-а как обозначается на письме?

-Докажите, что данные слова-прилагательные

Подобрать к каждому прилагательному подходящее по смыслу существительное.

 -ый, ое, ее, ая, ий, ые.

-какие из данных прилагательных обозначают признак предмета по запаху, по величине, цвету, весу, звуку, температуре, размеру. Какие из них дают оценку предмету?

-с существительным

- Имя прилагательное –это часть речи, обозначающая признак предмета ,отвечает на вопросы какой? какая? Какое? Какие? В предложении связано по смыслу с существительным.

(в предложении являются определением)

-красный - алый

-оранжевый - рыжий, апельсиновый.

-желтый - золотой

-зеленый -  изумрудный, травяной.

-голубой- небесный, лазурный.

-синий – васильковый

-фиолетовый – сиреневый, лиловый.

-определением

-волнистой линией

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Р: принятие и сохранение учебной задачи

К: построение сообщений в устной и письменной форме

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: решение теста с самопроверкой

Практический: списывание с грамматическим заданием

15 м

-А сейчас поработаем самостоятельно.

У вас на столах лежат листы, на  которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса.

1

2

3

4

5

-

+

+

+

+

 Я вам задаю вопросы, а вы, если согласны, то ставите «+», если не согласны «-».

  1. Верите ли Вы, что имя прил. отвечает на вопрос кто? что?
  2. Верите ли Вы, что в предложении имена прил .связаны с именами сущ.?
  3. Верите ли Вы, что имя прил. в предложениях являются второстепенным членом предложения?
  4. Верите ли Вы, что имена прилагательные в предложении являются определением?
  5. Верите ли Вы, что прилагательное в тексте подчеркивают волнистой линией?

Посмотрите на слайд, у всех ли так получилось?

Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.

-Если у вас нет ни одной ошибки, то вы молодцы ,хорошо знаете эту тему и отлично справились с заданием.

-Поднимите руку у кого есть одна или больше ошибок.

-Тогда вам нужно обратить внимание, какие вопросы у вас вызвали затруднения и разобраться.

-А сейчас вы выполните еще одно задание  самостоятельно. На слайде написан текст и даны слова для справок.

Посмотрите внимательно на слайд, какие слова вам даны?

Сейчас запишите себе в тетрадь этот текст, расставляя подходящие по смыслу слова.

Весна в лесу.

Хороша________ весна в лесу! Ярко светит  ________ солнце. _________ облака украшают________ небо. Смолой запахли ________ почки. С пригорка зажурчал ________ ручеек. Веселый и сказочный лес весной!

 Слова для справок: сосновые, ласковое ,голубое, ранняя,  перистые, говорливый.

-Кто прочитает текст?

- У кого получилось по- другому?

-Ребята, а зачем нам нужны имена прилагательные, как вы думаете?

-Конечно, именно имена прилагательные украшают нашу речь!

-все эти слова имена прилагательные

-чтобы украшать нашу речь ,подобнее описывать, те или иные предметы.

К: построение сообщений в устной и письменной форме

VI. Включение в систему знаний

Словесный: учебный диалог

3 м

—  Что такое имя прилагательное?

—  Что обозначают имена прилагательные?

—  На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

—  Приведите свои примеры.

-часть речи

-признак предмета

-какой?какая?какие?какое?

 П: построение речевого высказывания

VII. Рефлексия

3 мин

Сейчас ребята оцените свою работу на уроке.

Если вы все поняли и смогли узнать для себя что-то новое ,покажите зеленый карандаш

Если что-то осталось не понятно- покажите желтый карандаш.

Если совсем ничего не поняли и не узнали для себя ничего нового- покажите красный карандаш.

А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание.Упр.114 письменно.

П: осуществления синтеза

Р: осуществление итогового контроля


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Художницу нашу знает весь свет. Раскрасит художница всякий предмет, Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какое? Какая? Какие?

Слайд 3

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Слайд 4

Связь имени прилагательного с существительным.

Слайд 5

Признаки имени прилагательного 1.Обозначает признак предмета. 2.Отвечает на вопросы Какое? Какой? Какая? Какие? И т.д. 3.В предложении связано по смыслу с существительным. 4.В предложении является определением.

Слайд 6

Алгоритм связи имени прилагательного с существительным 1.Находим существительное в предложении 2.Задаем вопрос от имени существительному к прилагательному 3.Находим прилагательное

Слайд 7

Физкультминутка!

Слайд 8

Признаки имени прилагательного 1.Обозначает признак предмета. 2.Отвечает на вопросы Какое? Какой? Какая? Какие? И т.д. 3.В предложении связано по смыслу с существительным. 4.В предложении является определением.

Слайд 9

Алгоритм связи имени прилагательного с существительным 1.Находим существительное в предложении 2.Задаем вопрос от имени существительному к прилагательному 3.Находим прилагательное

Слайд 10

1 2 3 4 5 - + + + +

Слайд 11

Весна в лесу. Хороша _____ весна в лесу! Ярко светит ______ солнце. ______ облака украшают ________ небо. Смолой запахли ________ почки. С пригорка зажурчал ________ ручеек. Веселый и сказочный лес весной! Слова для справок: сосновые, ласковое ,голубое, ранняя, перистые, говорливый.

Слайд 12

-что такое имя прилагательное? -что обозначают имена прилагательные? -на какие вопросы отвечают имена прилагательные? -что нового вы узнали на уроке? -приведите свои примеры словосочетаний при помощи алгоритма связи имени прилагательного с существительным

Слайд 13

Домашнее задание: Упр.114 Письменно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных"

Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи Задачи            обучающие: ·        систе...

Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных.

Задачи:*   систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;* пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях...

«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.»

Познакомить со смысловым значением имен прилагательных; сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным, учить находить в тексте имена прилагательные и правильно...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...

«Имя прилагательноекак часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным»

laquo;Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным»...

Конспект урока по Русскому языку УМК "Школа России" 2 класс "Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным"

Конспект урока по Русскому языку УМК "Школа России" 2 класс "Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным"...