«Имя прилагательноекак часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным»
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)
«Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_3.docx | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 2 класс
УМК «Школа России»
Авторы учебника: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Тема: «Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным»
Учитель: Виноградова Любовь Александровна
Планируемые результаты:
предметные:
- распознавание имен прилагательных среди других частей речи;
- умение задавать вопросы к именам прилагательным;
- умение определять значение и употребление в речи имен прилагательных;
- умение находить связь имен прилагательных с именем существительным;
личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
метапредметные:
познавательные:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- устанавливать аналогии;
регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
|
коммуникативные:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- задавать вопросы;
Ход урока
- Начинаем урок русского языка.
Настрой на работу: Душу и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи
-Как вы понимаете смысл высказывания?
(старательно работать, беречь время)
- Правильно, на каждом уроке мы будем стремиться узнавать что-то новое,
интересное. Сегодня на уроке мы пополним багаж своих знаний.
1. Актуализация знаний
-Посмотрите на экран, прочитайте слова, найдите лишнее слово.
Март, солнце, травка, голубой , весна, проталинка ( лишнее слово: голубая)
-Почему это слово лишнее (так как все другие слова – имена существительные)
- Как вы сможете доказать, что это имена существительные?
- Задайте вопросы друг другу по теме: «Имя существительное»
(вам помогут слова помощники: что?, как? какие?)
2. Постановка учебной проблемы
- Какой вопрос можно задать к слову голубой? (какой?)
- Что обозначает это слово? (признак предмета)
-А какой частью речи является это слово? Мы еще не знаем.
- Попробуем определить?
- Найдите правило в учебнике на с. 86 и прочитайте, как эти слова называются?
(это имена прилагательные)
- Сформулируйте тему урока:
Тема нашего урока: « Что такое имя прилагательное?
3. Целеполагание. Планирование.
- Итак, что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?
- Теперь, используя опорную запись, сформулируйте цели урока.
- Повторить …
- Открыть …
- Чтобы добиться цели нашего урока, будем работать по плану:
1.Распознавать имена прилагательные среди других частей речи
2.Наблюдать над значением прилагательных
3. Уметь находить связь имен прилагательных с именами существительными
4. Определять значение и употребление в речи имен прилагательных
4 . Действия по реализации плана (выполнение 1 пункта плана )
- -Я предлагаю вам посмотреть музыкальный клип «Музыка весны»
(автор Ольга Мирау) и «увидеть», «услышать» в этом фильме имена прилагательные. Запишите их с вопросами в тетрадь. Дополните список прилагательных из стихотворений великих поэтов, творчество которых мы с вами изучали («Поэтическая тетрадь»)
(выполнение задания детьми устно и
письменно; выделение прилагательных из
текста, с опорой на известные ученикам вопросы)
- Кому это задание кажется трудным, то возьмите текст »Весна» и попробуйте в нем найти прилагательные, выпишите их в тетрадь с вопросами (работа в парах)
Самые приметные цвета весной-ярко-голубой и зеленый. Весна врывается на улицы и в парки голубыми потоками талых вод. Она вспыхивает изумрудной зеленью трав, загорается зелеными огоньками листиками деревьев.
Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые. Начинается прилет птиц. Распускаются первые цветы-сережки на деревьях. (проверка)
- Какую часть речи выписали? (имя прилагательное)
- Что вам помогло найти их, «увидеть», «услышать»? (вопросы)
- Ребята, какой пункт плана мы с вами выполнили? (1 пункт)
- Оцените себя в таблице (1 задание)
- К какому пункту плана мы можем перейти?
- (выполнение 2 пункта плана)
- - Имя прилагательное называют самой живой и красивой частью речи.
- Как вы думаете почему?
(она украшает нашу речь, делает выразительной,
богатой; передает красоту, помогает услышать звуки,
увидеть цвет, указывает на описание)
Прилагательное по частоте употребления занимают 3 место после глагола и им. существительных. Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными,
прилагательных около 2300 слов.
Наблюдение над значением прилагательных
- Прочитайте отрывки стихотворений известных поэтов и найдите в них прилагательные, которые помогут увидеть цвет, почувствовать запах)
(работа в группах)
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
С.А.Есенин
-Прилагательное, помогающее почувствовать вкус.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
С.А.Есенин
- Прилагательное, помогающее услышать звуки.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая…
В.А.Жуковский.
- Прилагательное, которое указывают на размер.
Тихо падает с куста
Тонкая иголка.
Кружевная красота держится недолго.
Держится не долго.
А.Пшеничный
(предположения высказанные детьми:
- Душистая, золотистые
- Медвяная,пряная
- Звонкий
- Тонкая
- Имя прилагательное – «живая» часть речи
- Почему так называют?
- Имя прилагательное не только обозначают признаки предметов, но и
- прилагательные помогают увидеть цвет;
- прилагательные помогают услышать звук;
-прилагательные делают нашу речь живописной;
-без них наша речь бедна и невыразительна;
- Ребята, какой пункт плана мы с вами выполнили? (2 пункт)
Оцените себя в таблице (2 задание)
Физминутка
- К какому пункту плана мы можем перейти? ( к следующему)
3. Работа по учебнику (с. 87 упр.150) (выполнение 3 пункта плана)
( задание выполняют в рабочей тетради)
-Докажите, что выделенные слова - это имена прилагательные (отвечают на
вопросы: какой?,какая?,какие?)
- С какой частью речи они связаны по смыслу? (с им. существительными)
Наблюдение над важнейшим грамматическим признаком имен прилагательных – зависимостью от имен существительных
-Ребята, а вы знаете почему им. прилагательное так называется?
- от слова прилагается
- В переводе с лат. nomen adictivum – имя прилегающее, примыкающее (к чему)
- К какой части речи? - к имени существительному
Вывод: - эти части речи взаимосвязаны
Работа со словосочетаниями
- Посмотрите на словосочетания: нежный подснежник
ранняя весна
солнечный день
- Даша считает, что в этих словосочетаниях главными словами являются
прилагательные. Права ли Даша?
(выслушиваются предложения детей)
- Подумаем вместе.
- Сравните 2 предложения: Раскрылся нежный подснежник.
Раскрылся нежный.
- В каком предложении понятно о ком идет речь, а в каком нет?
- Какой вывод можно сделать?
Главное слово –существительное.
- Согласимся мы теперь с Дашей?
Имя прилагательное прилагается,
присоединяется к им. сущ.
- Мы ставим вопрос от имени существительного к имени прилагательному
- Ребята, вы справились с этим заданием?
- Оцените себя в таблице (3 задание)
-Значит, сможем перейти к последнему пункту.
4.Самостоятельная работа (выполнение 4 пункта плана)
– А теперь, ребята, я предлагаю потрудиться самостоятельно каждому из вас.
Карточка для учащихся высокого уровня 1.Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок) и напиши текст. Елка. ……..ель росла в……………лесу (с предложением работает ученик у доски).С ветки на ветку прыгала…… белка. Под…… елкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался ее……….шишками. |
Проверка: учитель
Карточка для учащихся среднего уровня 1.Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок) и напиши текст. Елка. ……..ель росла в……………лесу (с предложением работает ученик у доски).С ветки на ветку прыгала…… белка. Под…… елкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался ее……….шишками. Слова для справок: дремучем, рыжая, высокая, вкусными, зеленой |
Проверка: самоконтроль
Карточка для учащихся низкого уровня 1.Прочитай текст. Спиши. Подчеркни прилагательные. Елка. Высокая ель росла в дремучем лесу (с предложением работает ученик у доски). С ветки на ветку прыгала рыжая белка. Дятел угощался ее вкусными шишками.
|
- Ребята, какой пункт плана мы с вами выполнили? (4 пункт)
- Оцените себя в таблице
5. Рефлексия
- С какой частью речи мы познакомились на уроке?
- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
- На все ли задачи удалось найти ответ?
- Оцените свою работу (прикрепите смайлик в таблице)
- Что привело к успеху? (высказывания детей)
Задания | «5» | «4» | «3» | «2» |
| ||||
| ||||
| ||||
|
Творческое домашнее задание
- составить рассказ о своём друге, используя имена прилагательные.
Председатель методического объединения _________________ /Агеева Е.С./
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _________ /Панова А.В./
Этапы урока | Дидактические задачи | Методы и приемы |
Этап мотивации | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований | |
Актуализация знаний | Выведение обучающихся на проблему | |
Постановка учебной проблемы | Обнаружение разрыва в знаниях -невозможности ответить на поставленный вопрос | |
Целеполагание. Планирование. | Определение цели предстоящей учебной деятельности и определение «образа результата». Разработка поэтапного достижения цели, определение способов деятельности | |
Действия по реализации плана | Организация деятельности обучающихся, направленной на реализацию плана по достижению запланированного результата | |
Фиксация результата | Соотнесение полученного результата с поставленной целью | |
Рефлексия пути достижения результата | Анализ и оценка успешности достижения цели | |
Определение перспективы | Определение практической значимости изученного материала | |
Продуктивное использование методов и приемов позволило достичь 3-х групп запланированных результатов. Актуализация проводится до постановки проблемы, задания четко выводят учащихся на проблемную ситуацию . Из данной проблемы вытекает цель урока, которую формулируют учащиеся.
Большая часть класса достигла результата. На этапе урока рефлексия использовалась схема. У учащихся сложилось ценностное отношение к результату. Домашнее задание вытекает из результатов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными.
Конспект урока в 3 классе по русскому языку....
Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."
Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых сит...
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...
Русский язык 2 класс. УМК"Школа России". «Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.»
Цели деятельности учителя: Формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе; формировать умение работать самостоятельно и коллективно; развивать речь учащих...
Технологическая карта по русскому языку "Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу"
ознакомление с образованием имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных...
Конспект урока русского языка. Тема: «Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных» (3 класс)
Тема: Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном.Планируемые ...