Технологическая карта урока русского языка, Орфограммы в личных окончаниях глаголов, УМК «Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова», учебник по русскому языку, 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кудашева Софья Дмитриевна

Технологическая карта урока русского языка, Орфограммы в личных окончаниях глаголов, УМК «Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова», учебник по русскому языку, 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 12.04.24

Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал)

Класс: 3 «Б»

Урок: 3

Время: 9:50 – 10:30   Кабинет: 221

Студент: Кудашева Софья Дмитриевна

Группа: 31

Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока «Орфограммы в личных окончаниях глаголов»

Тип урока: общеметодологической направленности

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о правописании личных окончаний глаголов I и II спряжения в ед.ч.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Обобщить и систематизировать знания о спряжении глагола;

2. Закрепить умение отличать I спряжение глагола от II.

Предметные:

1. Уметь точно определять спряжение глаголов;

2. Уметь опознавать глаголы-исключения, относящиеся ко II спряжению.

Развивающие:

1. Развивать умение сравнивать слова, совершенствовать правильную речь через обогащение словарного запаса.

2. Формировать умение планирования и самоконтроля.

Личностные:

1. Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

2. Признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность в работе.

2. Совершенствовать навыки сотрудничества и взаимопомощи.

УМК: УМК «Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова», учебник по русскому языку; 3 класс. Русский язык. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, Т. В. Некрасова. М. : Просвещение, учебная презентация, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

С: беседа, стихотворение

1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Доброе утро. Меня зовут Софья Дмитриевна и сегодня мы с вами проведём урок по русскому языку.

2. Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся.

Повернитесь к соседу по парте, дайте друг другу 5 и пожелайте хорошей работы.

За активную и хорошую работу я буду выдавать вам наклейки, а в конце посчитаем и узнаем, кто самый активный.

  1. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.
  2. Сосредотачивают внимание на речи учителя.

УУКД: в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;

УУРД: участвовать в совместной деятельности.

Слайд 1.

Актуализация знаний и мотивация

(2 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, П

С: беседа, объяснение

Н: учебная презентация

П: задание

Взаимооценка

1. Актуализирует знания по пройденным темам.

- Перед началом урока запишем число и классную работу в тетради. Отступаем 2 строчки вниз, записываем.

- Теперь проведём минутку чистописания.

«Поспешишь – людей насмешишь.»

- Посмотрите на экран, там даны слова, ваша задача распределить эти слова в два столбика по какому – либо признаку и записать эти столбики в тетради. Слова: стол, видеть, фонарь, арбуз, подкормить, сидеть, слон, наблюдаете.

- Почему именно так вы распределили слова?

- Кто может сказать, что такое глагол?  

1. Отвечают на вопросы учителя.

- тк это существ.-е и глаголы.

- Глаголы - слова, которые обозначают действие предметов и отвечают на вопросы: что делать? что сделать?

УУПД: формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;

УУКД: в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Слайд 2.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

С: беседа, опрос

Н: учебная презентация

1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

- Глагол в русском языке может быть употреблен в трех разных временных формах — настоящем, прошедшем и будущем времени и изменятся по определённым признакам.

- Вспомните, как могут изменяться глаголы?

- А как называется изменение глаголов по лицам и числам?

- Приведу пример: ходить – ходим, летать – летишь, стоять – стоят?

- Верно, обратите внимание, в этих парах слов, что изменяется?

- Отлично, ребята, у вас на партах лежат карточки с небольшим текстом. И в некоторых словах пропущены буквы. Ваша задача – поработать в парах и выписать слова, называющие действия и выделить в них окончания. Но сначала повторим правила работы в парах.

На это у вас 2 минуты.

- Молодцы, ребята. А теперь поменяйтесь друг с другом, и сейчас проверим работы.

- Посмотрите внимательнее на окончания, смогли ли вы все окончания написать правильно? У кого нет ни одной ошибки? У кого одна? Две и более? Какую часть речи вы выписали?

- Верно, как вы думаете какая будет тема нашего урока?

- Тема урока «Личные окончания глаголов».

-Отлично. Давайте поставим цель урока по опорному слову:

Повторить…

-А теперь поставим план на уроке, но у меня пропущенные некоторые слова, помогите мне их вставить.

План:

1. Повторим ________ глаголов.

2. Потренируемся выполнять __________ с выделением __________.

3. Выполним ____________________ работу.

4. Подведём _______.

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- По числам (я плаваю- они плавают), по родам (она ходила- он ходил).

- Спряжением.

- Окончание.

(на слайде).

Приедет, стоят, выступает, танцуют, покажет, побьют, нравится.

- Глагол.

- Личные окончания глаголов.

-Повторить знания о личных окончаниях глаголов.

План:

1. Повторим спряжение глаголов.

2. Потренируемся выполнять упражнения с выделением окончания.

3. Выполним самостоятельную работу.

4. Подведём итоги.

УУПД:

применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД: конструировать утверждения, проверять их истинность;

УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Слайд 3.

Слайд 4-6

Обобщение и систематизация знаний
 (12-15 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создания ситуации успеха

Ф, Г

С: беседа, опрос, объяснение

П: задание

Внешний контроль

Взаимоконтроль

1.Организовывает деятельность обучающихся.

- У каждого на парте лежат карточки с окончаниями глаголов I и II спряжения, вы можете на них опираться, при выполнении упражнений.

- Откройте учебник на странице 85, упражнение 228.

- Кто прочитает текст задания?

- Теперь выполните задание в тетради. Кто хочет поработать у доски?

- А теперь упражнение 229. Прочитайте задание. Выполните упражнение.

- Кто готов рассказать, как он выполнил?

- А теперь посмотрите на упражнение 232. Для начала повторим правила работы в группах. Его вы выполните в группах по 4 человека. Ваша задача – прочитать текст и ответить на вопрос (вопрос на слайде):
Представьте, что вы – хозяйка Чапы. Как вы расскажете о кошкином ужине? Придумайте заголовок к рассказу.

- Посмотрите на упражнение 234. Запишите в тетради друг под другом пары слов:
готовит – готовить и гнут – гнуть. Кто выйдет к доске и запишет их?

- Отличаются ли эти слова в каждой паре? А одинаково ли они произносятся? Присоедините к каждому слову постфикс -ся и запишите получившиеся слова рядом с теми, от которых они образованы. Различаются ли слова: готовится – готовиться и гнутся – гнуться друг от друга на слух?

- А как думаете, какой звук заменяет звуки [т] и [т’] перед свистящими согласными?

- А всегда ли может звук [ц] заменять другие звуки?

- Давайте проверим наше предположение, прочитав сказку на стр. 89 про Звуки-разбойники.

- Прочитав сказку, поняли ли вы, всегда ли заменяет звук [ц], звуки [т], [т’] и [д] и [д’] перед свистящими согласными?

- А теперь, посмотрите на упражнение 235. Про себя прочитайте стихотворение. Кто пойдёт к доске и выполнит упражнение?

- Выпишите из текста друг под другом сначала те слова с постфиксом -ся, которые называют действия в 3-м лице. И рядом с ними запишите начальную форму. Затем так же друг под другом выпишите слова с постфиксом -ся, но уже называющие неопределённую форму. И так же рядом напишите это же слово, но в 3-ем лице единственного числа. Подчеркните окончания во всех записанных словах.

1.Выполняют задания, отвечают на вопросы.

Читают.

- нет.

- Звук [ц].

- Не знаем/Да/Нет.

- Да, всегда.

УУПД: применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД: конструировать утверждения, проверять их истинность; комментировать процесс вычисления, построения, решения;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Учебник,

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Повторяйте движения.

Показ видеофрагмента с динамической паузой.

1.Выполняют динамическую паузу.

Повторяют движения из видеофрагмента

Слайд 7.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Ф

С: объяснение

П: задание

Самоконтроль

1. Организует первичное закрепление.

-А теперь, на ваших партах лежат карточки – это ваша самостоятельная работа, на неё у вас есть 4 минуты.

- Теперь проверим задание. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Посмотрите на слайд и проверьте работы друг друга по эталону.

0 ошибок – 5.

1 ошибка – 4.

2 и более ошибок – 3.

1. Выполняют задание и объясняют свой выбор

УУПД: формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;

УУКД: ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять.

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины.

Учебник

Слайд

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения

Ф

С: беседа

Н: показ

Самоконтроль

1.Организует анализ работы по критериям.

-Итак, наш урок подходит к концу, на экране вы снова видите план. Все ли пункты плана мы выполнили?

- А что мы не сделали?

- Верно, мы не подвели итоги.

На ваших столах лежат капельки, но у них нет эмоций. Если всё было понятно, вы всё успели, то нарисуйте улыбку. Если вам не совсем всё было понятно и не всё успели, то нарисуйте не улыбающуюся капельку, а если всё было непонятно и ничего не успели, то грустное лицо у капельки.

- Поднимите смайлики вверх.

- А сейчас подсчитаем, кто же у нас самый активный?

- Спасибо за урок, до свидания.        

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

 - Не подвели итогов.

УУКД: в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Слайд 8-10

Раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "Теплый и холодный воздух" УМК Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

.Тип урока: «открытия» нового знания Цель урока: формирование знаний о свойствах воздуха в ходе наблюдений и опытов. Задачи урока Дидактические:1. Познакомить...

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание безударных личных окончаний глаголов" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: создание условий для развития у обучающихся умения правильно писать безударные личные окончания глаголов.Задачи урока:Дидактические:1. Повторить изученное о глаголах.2. Развивать умение ра...

Технологическая карта урока математики по теме: "Периметр. Нахождение периметра." ("Развивающая система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова") 3 класс

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: повторение и обобщение решения задач на нахождение периметра.Задачи:Дидактические:1.Учить находить периметр прямоугольника (квадрата), использ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Детство моё, постой!" Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (4 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения сказки «Чудо» С. Г. КозловаЗадачи:Дидактические:1) дать понятие о ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Человек в обществе. Права человека» (УМК «Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о правах человека в обществе.Планируемые результатыПредметные:1. Знать общие права и обязанности человека.2. Уметь использовать права в жизни.Лично...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о правописании безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени.Задачи урока:Дидактические:1.  Формировать умение определять ли...

Технологическая карта урока математики, «Решение задач на увеличение, уменьшение числа в несколько раз. Закрепление» УМК «Школа России», учебник по математике 3 класс. М. И. Моро – М. Просвещение, 3 класс

Технологическая карта урока математики, «Решение задач на увеличение, уменьшение числа в несколько раз. Закрепление» УМК «Школа России», учебник по математике 3 класс. М. И. Мо...