Рабочая программа по русскому языку. 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа по русскому языку. 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx | 172.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О. Казанского
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ЕСОШ №7
им. О.Казанского _________/О.В. Авилова /
приказ от «____» ________ 2019г. № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 3 «А» класс
Количество часов: 131 час
Учитель: Антонова Лариса Юрьевна
Год составления: август 2019 г.
ст. Егорлыкская
Ростовская область
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.).
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования". - Устава МБОУ ЕСОШ №7 им.О.Казанского.
- Учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им О.Казанского ст. Егорлыкской на 2019-2020 учебный год.
- Положения о рабочей программе МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского, утвержденного приказом от 12.07.2016г. №141.
Рабочая программа по русскому языку разработана с учётом Примерной программы начального общего образования по русскому языку и авторской программы В. П. Канакиной «Русский язык», УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.
Рабочая программа ориентирована на учебник «Русский язык» В. П. Канакиной, В. Г.
Горецкого, Москва, Просвещение, 2018 г.
Согласно учебному плану на изучение русского языка в 3 классе отводится 136 ч из
расчета 4 часа в неделю.
Согласно учебному плану и в соответствии с календарным графиком МБОУЕСОШ №7 им. О. Казанского на 2019-2020 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2019-2020 учебном году (24.02, 9.03, 1.05, 4.05, 5.05), расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского в условиях пятидневной рабочей недели рабочая программа составлена на 131 час (в том числе: диктанты – 7; списывание – 3, проверочные работы - 3).
Сокращение часов проведено за счет уплотнения программного материала.
Вместе с тем сохранен полный перечень тем, программа будет выполнена в полном объеме.
Срок реализации программы 1 год.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты
Обучающийся научится:
- развитию чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
- развитию навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
- представлению о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность:
- представления о своей этнической принадлежности;
- развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;
- представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
- осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
- подсознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
- представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
- положительного отношения к языковой деятельности;
- заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
- понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках).
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: работы со словарями; орфоэпических норм речи; устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.); написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы:
Развитие речи (освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса).
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
- выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
- выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение;
- выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
- соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомство с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца;
- грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко - буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика (освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса).
Обучающийся научится:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни;
- находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса)
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного;
- определять грамматические признаки (род, число, падеж);
- изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного;
- определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?;
- определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи;
- наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
- наблюдать над словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять ранее изученные правила правописания, а также:непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
- писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила правописания: соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
- при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать ошибки).
- Содержание учебного предмета, курса.
Язык и речь (2 ч).
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст, предложение, словосочетание (11 ч).
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Списывание. Контрольная работа по заданию администрации.
Слово в языке и речи (18 ч).
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Диктант по теме «Слово в языке и речи». Обучающее изложение «Ёлочка». Словарный диктант. Проект «Рассказ о слове».
Состав слова (14 ч). Правописание частей слова (23 ч).
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.
Сочинение по картине А. А.Рылова «В голубом просторе». Диктант по теме «Состав слова». Словарный диктант (2).. Обучающее изложение «Клесты». Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка». Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова». Проверочная работа за I полугодие. Проект «Составляем орфографический словарь».Списывание.
Части речи (56 ч). Имя существительное (25 ч). Имя прилагательное (15 ч). Местоимение (3 ч). Глагол (13 ч).
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Диктант по теме «Имя существительное». Проверочная работа по теме «Имя существительное». Обучающее изложение «Мал, да удал». Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Проект «Зимняя страничка». Словарный диктант (3). Диктант по теме «Имя прилагательное». Комплексная мониторинговая работа. Итоговый контрольный диктант.
Повторение (7 ч). Части речи. Текст и предложение. Состав слова.
Контрольное списывание.
- Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Контрольные работы (кол-во часов) | Проверочные работы (кол-во часов) | ||
диктант | списывание | словарный диктант | ||||
1 | Язык и речь. | 2 | - | - | - | - |
2 | Текст, предложение, словосочетание. | 11 | 1 | 1 | - | - |
3 | Слово в языке и речи. | 18 | 1 | - | 1 | - |
4 | Состав слова. | 14 | 1 | - | 1 | - |
5 | Правописание частей слова. | 23 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6 | Части речи. | 56 | 3 | - | 3 | 2 |
7 | Повторение. | 7 | - | 1 | - | - |
Итого: | 131 | 7 | 3 | 6 | 3 |
- Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дата | Дидактическое обеспечение (оборудование) | |
план | факт | ||||
I ч | 32 ч | ||||
Язык и речь. | 2ч | ||||
1 | Наша речь. Виды речи. | 1 | 2.09 | учебник, презентация к уроку | |
2 | Наш язык. | 1 | 3.09 | учебник, презентация к уроку | |
Текст. Предложение. Словосочетание. | 11ч | ||||
3 | Текст. Типы текстов. | 1 | 4.09 | учебник, презентация к уроку | |
4 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | 1 | 6.09 | учебник, презентация к уроку | |
5 | Виды предложений по интонации. | 1 | 9.09 | учебник, презентация к уроку | |
6 | Предложения с обращением. | 1 | 10.09 | учебник, презентация к уроку | |
7 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 11.09 | члены предложения (таблица) | |
8 | Главные и второстепенные члены предложения. Списывание. | 1 | 13.09 | члены предложения (таблица) | |
9 | Простое и сложное предложения. | 1 | 16.09 | учебник, презентация к уроку | |
10 | Контрольная работа по заданию администрации. | 1 | 17.09 | учебник, презентация к уроку | |
11 | Простое и сложное предложения. | 1 | 18.09 | учебник, презентация к уроку | |
12 | Словосочетание. | 1 | 20.09 | учебник, презентация к уроку | |
13 | Словосочетание. | 1 | 23.09 | ||
Слово в языке и речи. | 18 ч | ||||
14 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | 1 | 24.09 | учебник, презентация к уроку, словари | |
15 | Синонимы и антонимы. | 1 | 25.09 | учебник, презентация к уроку, словари | |
16 | Омонимы. | 1 | 27.09 | учебник, презентация к уроку, словари | |
17 | Слово и словосочетание. | 1 | 30.09 | учебник, презентация к уроку | |
18 | Фразеологизмы. | 1 | 1.10 | учебник, презентация к уроку, словари | |
19 | Обучающее изложение «Ёлочка». | 1 | 2.10 | учебник | |
20 | Части речи. | 1 | 4.10 | части речи (таблица) | |
21 | Имя существительное. | 1 | 7.10 | части речи (таблица) | |
22 | Имя прилагательное. | 1 | 8.10 | части речи (таблица) | |
23 | Глагол. | 1 | 9.10 | части речи (таблица) | |
24 | Что такое имя числительное. | 1 | 11.10 | части речи (таблица) | |
25 | Однокоренные слова. Словарный диктант. | 1 | 14.10 | однокоренные слова и формы слова (таблица) | |
26 | Звуки и буквы. Гласные звуки. | 1 | 15.10 | гласные звуки и буквы (таблица) | |
27 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | 1 | 16.10 | согласные звуки (таблица) | |
28 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | 1 | 18.10 | разделительный мягкий знак (таблица) | |
29 | Обобщение изученного. | 1 | 21.10 | учебник | |
30 | Диктант по теме «Слово в языке и речи». | 1 | 22.10 | ||
31 | Обобщение изученного. Проект «Рассказ о слове». | 1 | 23.10 | учебник | |
Состав слова. | 14 ч | ||||
32 | Что такое корень слова? Как найти в слове корень? | 1 | 25.10 | учебник, презентация к уроку | |
II ч | 32ч | ||||
1 | Сложные слова. | 1 | 5.11 | учебник, презентация к уроку | |
2 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | 1 | 6.11 | учебник, презентация к уроку | |
3 | Окончание слова. | 1 | 8.11 | учебник, презентация к уроку | |
4 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | 1 | 11.11 | учебник, презентация к уроку | |
5 | Значения приставок. | 1 | 12.11 | учебник, презентация к уроку | |
6 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | 13.11 | учебник, презентация к уроку | |
7 | Значения суффиксов. | 1 | 15.11 | учебник, презентация к уроку | |
8 | Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе». | 1 | 18.11 | репродукция картины А.А.Рылова «В голубом просторе» | |
9 | Что такое основа слова? | 1 | 19.11 | учебник, презентация к уроку | |
10 | Обобщение изученного. Словарный диктант. | 1 | 20.11 | учебник, презентация к уроку | |
11 | Обобщение изученного. | 1 | 22.11 | учебник, презентация к уроку | |
12 | Диктант по теме «Состав слова». | 1 | 25.11 | ||
13 | Проект «Семья слов». | 1 | 26.11 | учебник, презентация к уроку | |
Правописание частей слова. | 23ч | ||||
14 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | 27.11 | учебник, презентация к уроку | |
15 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | 29.11 | правописание слов с безударными гласными в корне (таблица) | |
16 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | 2.12 | правописание слов с безударными гласными в корне (таблица) | |
17 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | 3.12 | правописание согласных в корне (таблица) | |
18 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | 4.12 | правописание согласных в корне (таблица) | |
19 | Обучающее изложение «Клесты». | 1 | 6.12 | текст «Клесты» | |
20 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 9.12 | учебник, презентация к уроку | |
21 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 10.12 | учебник, презентация к уроку | |
22 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | 11.12 | учебник, презентация к уроку | |
23 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | 13.12 | учебник, презентация к уроку | |
24 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | 16.12 | учебник, презентация к уроку | |
25 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | 17.12 | учебник, презентация к уроку | |
26 | Правописание суффиксов и приставок. Списывание. | 1 | 18.12 | учебник, презентация к уроку | |
27 | Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант. | 1 | 20.12 | учебник, презентация к уроку | |
28 | Проверочная работа за I полугодие. | 1 | 23.12 | задания для пр/р | |
29 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова». | 1 | 24.12 | ||
30 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 | 25.12 | учебник, презентация к уроку | |
31 | Обобщение изученного. | 1 | 27.12 | учебник, презентация к уроку | |
32 | Обобщение изученного. | 1 | 30.12 | учебник, презентация к уроку | |
IIIч | 38ч | ||||
1 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | 1 | 13.01 | учебник, презентация к уроку | |
2 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | 1 | 14.01 | учебник, презентация к уроку | |
3 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка». | 1 | 15.01 | репродукция картины В.М.Васнецова «Снегурочка» | |
4 | Обобщение изученного. Проект «Составляем орфографический словарь». | 1 | 17.01 | учебник, презентация к уроку | |
Части речи. | 57ч | ||||
5 | Части речи. | 1 | 20.01 | ||
Имя существительное. | 25ч | ||||
6 | Значение и употребление имён существительных в речи. | 1 | 21.01 | учебник, презентация к уроку | |
7 | Значение и употребление имён существительных в речи. | 1 | 22.01 | учебник, презентация к уроку | |
8 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 | 24.01 | учебник, презентация к уроку | |
9 | Обучающее изложение «Мал, да удал». | 1 | 27.01 | текст | |
10 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | 28.01 | учебник, презентация к уроку | |
11 | Число имён существительных. | 1 | 29.01 | учебник, презентация к уроку | |
12 | Число имён существительных. | 1 | 31.01 | учебник, презентация к уроку | |
13 | Род имён существительных. | 1 | 3.02 | учебник, презентация к уроку | |
14 | Род имён существительных. | 1 | 4.02 | учебник, презентация к уроку | |
15 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. | 1 | 5.02 | учебник, презентация к уроку | |
16 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. | 1 | 7.02 | учебник, презентация к уроку | |
17 | Диктант по теме «Имя существительное». | 1 | 10.02 | ||
18 | Склонение имён существительных. | 1 | 11.02 | учебник, презентация к уроку | |
19 | Падеж имён существительных. | 1 | 12.02 | учебник, презентация к уроку | |
20 | Именительный падеж имен существительных. | 1 | 14.02 | учебник, презентация к уроку | |
21 | Родительный падеж имен существительных. | 1 | 17.02 | учебник, презентация к уроку | |
22 | Дательный падеж имен существительных. | 1 | 18.02 | учебник, презентация к уроку | |
23 | Винительный падеж имен существительных. Словарный диктант. | 1 | 19.02 | учебник, презентация к уроку | |
24 | Творительный падеж имен существительных. | 1 | 21.02 | учебник, презентация к уроку | |
25 | Предложный падеж имен существительных. | 1 | 25.02 | учебник, презентация к уроку | |
26 | Обобщение изученного. | 1 | 26.02 | учебник, презентация к уроку | |
27 | Обобщение изученного. | 1 | 28.02 | учебник, презентация к уроку | |
28 | Проверочная работа по теме «Имя существительное». | 1 | 2.03 | задания | |
29 | Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 1 | 3.03 | репродукция картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | |
30 | Обобщение изученного. Проект «Зимняя страничка». | 4.03 | учебник, презентация к уроку | ||
Имя прилагательное. | 14ч | ||||
31 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | 1 | 6.03 | учебник, презентация к уроку | |
32 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | 1 | 10.03 | учебник, презентация к уроку | |
33 | Роль прилагательных в тексте. Словарный диктант. | 1 | 11.03 | учебник, презентация к уроку | |
34 | Диктант по теме «Имя прилагательное». | 1 | 13.03 | ||
35 | Род имён прилагательных. | 1 | 16.03 | учебник, презентация к уроку | |
36 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | 17.03 | учебник, презентация к уроку | |
37 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | 18.03 | учебник, презентация к уроку | |
38 | Текст – описание. Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна – Лебедь». | 1 | 20.03 | репродукция картины М. А. Врубеля «Царевна – Лебедь» | |
IVч | 29ч | ||||
1 | Число имён прилагательных. | 1 | 30.03 | учебник, презентация к уроку | |
2 | Число имён прилагательных. | 1 | 31.03 | учебник, презентация к уроку | |
3 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 | 1.04 | учебник, презентация к уроку | |
4 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 | 3.04 | учебник, презентация к уроку | |
5 | Обобщение изученного. | 1 | 6.04 | учебник, презентация к уроку | |
6 | Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками». | 1 | 7.04 | репродукция картины А.А. Серова «Девочка с персиками» | |
Местоимение. | 3ч | ||||
7 | Личные местоимения. | 1 | 8.04 | личные местоимения (таблица) | |
8 | Изменение личных местоимений по родам. | 1 | 10.04 | учебник, презентация к уроку | |
9 | Местоимение. | 1 | 13.04 | учебник, презентация к уроку | |
Глагол. | 13ч | ||||
10 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | 14.04 | ||
11 | Значение и употребление глаголов в речи. Словарный диктант. | 1 | 15.04 | учебник, презентация к уроку | |
12 | Неопределённая форма глаголов. | 1 | 17.04 | учебник, презентация к уроку | |
3 | Неопределённая форма глаголов. | 1 | 20.04 | учебник, презентация к уроку | |
14 | Комплексная мониторинговая работа. | 1 | 21.04 | задания к/р | |
15 | Число глаголов. | 1 | 22.04 | учебник, презентация к уроку | |
16 | Времена глаголов. | 1 | 24.04 | учебник, презентация к уроку | |
17 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. | 1 | 27.04 | учебник, презентация к уроку | |
18 | Изменение глаголов по временам. | 1 | 28.04 | учебник, презентация к уроку | |
19 | Изменение глаголов по временам. | 1 | 29.04 | учебник, презентация к уроку | |
20 | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | 6.05 | учебник, презентация к уроку | |
21 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | 8.05 | учебник, презентация к уроку | |
22 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | 12.05 | ||
23 | Обобщение изученного. | 1 | 13.05 | учебник, презентация к уроку | |
Повторение. | 7ч | ||||
24 | Контрольное списывание. | 1 | 15.05 | ||
25 | Части речи. | 1 | 18.05 | учебник, презентация к уроку | |
26 | Состав слова. | 1 | 19.05 | учебник, презентация к уроку | |
27 | Состав слова. | 1 | 20.05 | учебник, презентация к уроку | |
28 | Текст и предложение. | 1 | 22.05 | учебник, презентация к уроку | |
29 | Предложение. | 1 | 25.05 | ||
Итого: | 131 ч |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского от «____» ___________ 2019г. № ________ Председатель МС ___________________/С.В. Скурихина/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/А. Н. Почивалова /
«____» ___________ 2019г. |
- Лист корректировки рабочей программы.
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | |||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | |||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | |||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | |||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | |||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | |||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...