план- конспект урока по русскому языку (2 класс)
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Кретова Дарья Витальевна

план- конспект урока по русскому языку (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_tekst_-_opisanie.docx31.01 КБ
Файл chto_takoe_tekst-_opisanie.pptx2.94 МБ
Файл razdatochnyy_material.docx14.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока:

 Класс: 2

Дата: 15.04.2020 г.

УМК: школа России

Предмет: русский язык

Тема: «Что такое текст-описание»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: создание условий усвоения понятия что такое текст - описание.

Задачи урока:

-Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о тексте-описании; формировать умения применять эти знания в практических упражнениях.

-Развивающие: способствовать развитию связной речи и творческой деятельности; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; находить и употреблять имена прилагательные в тексте-описании.

-Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, природе (животным, растения); формировать жизненно необходимые качества: аккуратность, самостоятельность, внимательность, честность, уважения к другим, способности к сотрудничеству.

Планируемые результаты:

Предметные:

ПР1- знать, что такое текст - описание;

ПР2- уметь составлять текст – описание.

ПР3- уметь определять текст – описание.

Личностные:

Л1- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Л2- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные:

Р1- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Р2- проговаривать последовательность действий на уроке;

Р3- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Р4- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

Р5- высказывать свое предположение (версию)

Познавательные УУД:

П1- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

П2- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт

Коммуникативные УУД:

К1- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

К2- уметь высказывать свое мнение;

К3- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре .

Этап урока:

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности(Ф- фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Контроль и самоконтроль

Планируемые результаты

Мотивационный

Создание условия для возникновения потребности включения в деятельность

Словесный  (Беседа)

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Ф

Интерактивное оборудование (доска)

Устный контроль

Л1

Чистописание

Формирование каллиграфического навыка

Словесный (беседа)

Практический

Проводит минутку чистописания.

– Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, запишем дату и выполним работу по чистописанию.

Предлагает по загадке определить, какую букву сегодня будут прописывать.

Попугайчик, попугай,

Папу с мамой не пугай.

Не ищи жучка в крупе,

А найди нам букву ...

-Что же это за буква?

-Действительно, мы сегодня с вами пропишем букву «П».

Объясняет на доске, как пишется буква «П». Прописывает с детьми букву в воздухе.

Предлагает, прописать 2 строчки буквы «П» – первая строчка – большая буква «П», вторая строчка – маленькая буква «п».

Предлагает придумать по 3 слова на букву «П» и записать свои слова в тетрадь.

Записывают число и классная работа в тетради

По описанию находят букву на доске, которую будут писать.

-Это буква «П».

Прописывают букву «П» в воздухе, а после в тетради.

Придумывают слова на букву «П».

Ф, И

Интерактивное оборудование (доска)

Устный контроль

Письменный контроль

Л1, Р5, К1, К2

Актуализация знаний

Повторение ранее полученные знания у учащихся. Самооценка знаний учащихся.

Словесный (Беседа)

Практический

Проводит актуализацию знаний.

Предлагает вспомнить что такое имя существительное, глагол, имя прилагательное.

Предлагает прочитать слова со слайда.

Трудолюбивый

Единственный                                              

Красивый

Самостоятельный

Талантливый

Ответственный

Послушный

Известный

Смелый

Аккуратный

Небольшой

Искусственный

Естественный

-Прочитайте слова на доске.  

Задаёт вопросы.

-Что между ними общего? К какой части речи относятся все эти слова?

Предлагает поработать в парах. Вспоминает правила работы в паре.

- Поработайте в парах, придумайте  к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные.

Спрашивает, кто что придумал.

Читают слова со слайда.

Вспоминают и отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы учителя.

Объясняют, что все эти слова являются именами прилагательными.

Работают в парах , придумывают и называют имена существительные, связанные по смыслу вместе с прилагательными.

Ф, П

Интерактивное оборудование (доска)

Устный контроль

Л1, Л2, Р5, П1, К1, К2, К3

Постановка учебной задачи

Подведение детей к формулированию темы, цели и задач урока.

Словесный (Беседа)

Предлагает посмотреть на первые выделенные буквы и сложить из них слова.

-Теперь посмотрите на первые выделенные буквы, сложите из них слова. У вас должно получиться два слова.

Подводит детей к теме с помощью этих слов.

-Итак, что у вас получилось?

-Какая,  по вашему мнению,  у нас сегодня будет тема урока?

-Как вы думаете, что будем делать сегодня на уроке?

Задаёт вопросы.

-Как вы думаете, для чего мы будем изучать эту тему?

-Давайте вспомним, что такое текст?  

-А ещё вспомним, какие виды текстов вы уже знаете?

Предлагает предположить, что такое текст – описание.

Создаёт проблемную ситуацию.

-А что же такое, по-вашему, текст – описание?

 Какова роль прилагательных в этих текстах?

-Итак, большинство из вас считает, что текст-описание содержит описание какого-то предмета или явления.

-Достаточно ли у нас знаний, что бы точно ответить на этот вопрос?

Действительно, в течении всего урока мы с вами постараемся разобраться, правы вы или нет. И в конце урока мы с вами вернемся к этому вопросу.

Смотрят на выделенные слова и составляют слова.

Складывают из букв слова. У них получается: «Текст – описание».

Формулируют  тему урока.

Называют определение текста.

 Вспоминают про тексты – повествования и их признаки.

-Нет

Ф

Интерактивное оборудование (доска)

Устный контроль

Л1, Л2, Р1, Р2, Р4, Р5, П1, К1, К2

Учебное действие

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучению новой темы.  

Словесный (Беседа)

Практический

Предлагает прочитать 2 текста и подумать, какой из 2 текстов относится к тексту описание.

-Итак, перед вами 2 текста. Давайте прочитаем их. И подумаем над таким вопросом: «Какой из этих  двух текстов является текстом – описанием?»

1. Мы учимся во втором классе.  Девочки в нашем классе умные, красивые и послушные.

Мальчики – смелые,  озорные и любознательные. Все ребята в нашем классе добрые, отзывчивые  и трудолюбивые. Наш  классный коллектив  дружный  и весёлый. Нам нравится учиться в нашем классе.

Беседует по тексту:

-Ребята!  Как вы думаете, этот текст  составлен про наш класс или нет? С чем вы согласны, а с чем нет? Что бы вы добавили про девочек? Про мальчиков?

2. Мы учимся во втором классе. В этом учебном году наш класс  посетил несколько музейных  экскурсий.  

Осенью мы побывали в доме-музее сказок. Зимой  всем классом  участвовали в праздничной программе в музее-усадьбе   Коломенское. Недавно ребята нашего класса были на экскурсии в музее имени Пушкина.  На этих экскурсиях мы  увидели и узнали много нового и  интересного.

Предлагает проанализировать 2 текста.

-Давайте проанализируем два этих текста.

Анализирует текст 1 вместе с детьми.

-Читаем ещё раз 1 текст.  Кто из вас считает, что это текст – описание? Почему вы так считаете? Докажите.

-Да, действительно, в этом тексте есть описание класса. В нём много слов, которые  описывают ребят из нашего класса (называют признаки).  

-Назовите мне слова,  которые описывают девочек, мальчиков, весь наш класс. Какой частью речи они являются?

Предлагает записать в тетрадь имена прилагательные.

Запишем их в тетради (выборочное письмо):

Девочки (какие?):

Мальчики (какие?):

Ребята (какие?):

Класс (какой?):

Предлагает посмотреть, каждому на памятку, которая лежит на столе.

-А теперь посмотрим памятку.

Что там ещё написано про текст – описание? Как вы думаете, действительно к этому тексту мы бы нарисовали  только одну картинку?

Предлагает прочитать 2 текст.

Читаем ещё раз 2 текст.  

Анализирует вместе с детьми 2 текст.

Кто из вас считает, что это текст – описание?   А какой это текст? Почему вы так считаете?  Докажите, что это не текст – описание, а текст – повествование.

Итак, сделаем вывод про текст – описание.

Что такое текст – описание?

Предлагает открыть учебник на стр.96, прочитать и  проверить правильно ли  сформулировали определение.

Дети  читают тексты по очереди вслух.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают 1 текст.  Высказывают

мнения, доказывают.

Отвечают на вопросы.

Записывают имена прилагательные.

Читают памятку (смотри приложение). Отвечают на вопросы.

Читают 2 текст.

Высказывают мнения.

Делают выводы.

Открывают учебники на стр.96 читают и проверяют правильно ли составили определение

Ф, И

Интерактивное оборудование (доска)

Дидактическое средство (карточки)

Устный контроль

Письменный контроль

ПР1, ПР2, ПР3, Л1, Л2, Р2, Р5, П1, П2, К1, К2

Физминутка

Обеспечение усвоение игрового навыка связанного с темой урока.

Словесный

Предлагает поиграть в игру и отдохнуть.

Объясняет правило игры.

Я вам буду называть слова, а вы слушайте внимательно. Если я называю слово и оно обозначает существительное – то вы хлопаете, если я говорю слово и оно обозначает глагол – то вы приседаете, если я вам говорю слово и оно обозначает имя прилагательное, то вы тянитесь вверх. А если я говорю слово и оно обозначает местоимение, то вы топаете.

Играют в игру.

Ф, И

Интерактивное оборудование (доска)

Устный контроль

Л1, П2

Действия контроля и самоконтроля

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Выполнение заданий с проговаривание в громкой речи.

Словесный(Беседа)

Практический

Предлагает поработать по учебнику на стр.96. и выполнить упр.165.

Разбирает упражнение вместе с детьми.

-Прочитайте текст упр. 165.   Из какой сказки этот отрывок? Определите тему текста. Какой вопрос можно задать к этому тексту?  Назовите имена прилагательные и скажите,  с какой целью употребляет их автор?

Какой вывод мы можем сделать про этот текст?

Предлагает выполнить упражнение 166.

Разбирает упражнение вместе с детьми.

Прочитайте текст упр. 166.

Крокодил – самый опасный речной хищник. У него зубастая пасть, сильный хвост и короткие лапы.

Как вы считаете, это текст – описание или текст – повествование?  Докажите.

Предлагает списать текст подчеркнуть имена прилагательные. Вызывает одного ученика к доске.

Спишите этот текст и подчеркните имена прилагательные.

Предлагает поменяться тетрадями и выполнить взаимопроверку по доске. Оценить работу по критериям (Если задание выполнено верно поставьте +, если есть ошибки !)

Разбивает на группы. Предлагает поработать в группах. Вспоминает правила работы в группах.

-А сейчас вы попробуете  составить небольшие тексты – описания. Вы будете работать в группах. В вашем тексте – описании должно быть как можно больше имён прилагательных.

Послушайте задание: составить  и написать  на листочке текст – описание  (2-3 предложения) про  животного, изображённого на картинке.   Затем прочитать его вслух.

1 группа: лиса

2 группа: лось

3 группа: заяц

4 группа: собака

5 группа: кошка

Предлагает одному из группы прочитать текст.

После прочтения каждого составленного рассказа, предлагает оценить содержание текста  с помощью карточек.

-Вам нужно оценить тексты, составленные вашими товарищами.  Если текст составлен удачно и в нём много имён прилагательных, то вы поднимаете зелёную сигнальную карточку. Если есть неточности, мало прилагательных – жёлтую карточку. Если текст составлен неверно, не является текстом-описанием  – красную карточку.

Вспоминает вместе с детьми, что такое текст – описание.

Итак, скажите, что такое текст - описание? Какую роль играют имена прилагательные  в текстах – описаниях?

Читают упражнение.

Разбирают упражнение вместе с учителем.

Читают текст. Отвечают на вопросы.

Списывают текст, подчёркивают имена прилагательные.

Меняются тетрадями, выполняют взаимопроверку работ. Оценивают работы.

Делятся на группы. Вспоминают правила работы в группах.

Дети работают в группах: сочиняют и записывают тексты. Один ученик из группы читает составленный текст.

После прочтения каждого текста идёт оценивание содержания рассказа.

Дети отвечают на вопросы, делают выводы.

Ф, И, Г

Интерактивное оборудование (доска)

Дидактические средства (карточки)

Устный контроль

Письменный контроль

Взаимоконтроль

Самооценка

ПР1, ПР2, ПР3,  Л1, Л2, Р2, Р3, Р5, П1, П2, К1, К2, К3.

Действия оценки и самооценки

Сделать нравственный выбор. Оценить свои достижения.

Словесный (Беседа)

Подводит итог урока.

Вспоминает тему и цель урока.

-Какую тему мы сегодня с вами изучали?

-Какую цель мы с вами ставили в начале урока?

-Достигли ли мы с вами этой цели?

Предлагает вернуться к проблемному вопросу урока.

-Проблемный вопрос: -А что же такое, по-вашему, текст – описание? Какова роль прилагательных в этих текстах?

Предлагает оценить себя.

Если на уроке вам было интересно,  всё понятно, то покажите знак +

Если вам было  неинтересно и многое вы не поняли, то покажите знак  -

Вспоминают тему и цель урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Ф, И

Интерактивное оборудование (доска)

Дидактические средства (карточки)

Устный контроль

Самооценка

Л2, Р3, К1, К2.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девиз урока: «Учитесь тайны открывать!»

Слайд 2

Минутка чистописания

Слайд 3

Что общего? Т рудолюбивый О тветственный Е динственный П ослушный К расивый И звестный С амостоятельный С мелый Т алантливый А ккуратный Н ебольшой И нтересный Е стественный

Слайд 4

Тема: Что такое текст – описание?

Слайд 5

Текст - описание ?

Слайд 6

Текст 1 Мы учимся во втором классе. Девочки в нашем классе умные, красивые и послушные. Мальчики – смелые, озорные и любознательные. Все ребята в нашем классе добрые, отзывчивые и трудолюбивые. Наш классный коллектив дружный и весёлый. Нам нравится учиться в нашем классе.

Слайд 7

Текст 2 Мы учимся во втором классе. В этом учебном году наш класс посетил несколько музейных экскурсий. Осенью мы побывали в доме-музее сказок. Зимой всем классом участвовали в праздничной программе в музее-усадьбе Коломенское. Недавно ребята нашего класса были на экскурсии в музее имени Пушкина. На этих экскурсиях мы увидели и узнали много нового и интересного.

Слайд 8

Памятка

Слайд 9

ФИЗМИНУТКА

Слайд 11

Проверь себя: Крокодил – самый опасный речной хищник. У него зубастая пасть, сильный хвост и короткие лапы.

Слайд 12

Творческая работа:



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Памятка

Текст – повествование

  1. В тексте повествуется, рассказывается о событиях.
  2. Можно задать  вопросы: Что случилось? Что произошло?
  3. К тексту можно нарисовать несколько  последовательных картинок.

 

Текст – описание

  1. В тексте есть перечисление признаков предмета (явления).
  2. Можно задать вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
  3. К тексту можно нарисовать только одну картинку.

Текст – рассуждение

  1. В тексте есть мысль (гипотеза), объяснение, доказательство и вывод.
  2. Можно задать вопрос: Почему?
  3. К тексту нельзя нарисовать картинку.

Приложение 2

ТЕКСТ 1.

Мы учимся во втором классе.  Девочки в нашем классе умные, красивые и послушные.

Мальчики – смелые,  озорные и любознательные. Все ребята в нашем классе добрые, отзывчивые  и трудолюбивые. Наш  классный коллектив  дружный  и весёлый. Нам нравится учиться в нашем классе.

ТЕКСТ 2.

Мы учимся во втором классе. В этом учебном году наш класс  посетил несколько музейных  экскурсий.  

        Осенью мы побывали в доме-музее сказок. Зимой  всем классом  участвовали в праздничной программе в музее-усадьбе   Коломенское. Недавно ребята нашего класса были на экскурсии в музее имени Пушкина.  

        На этих экскурсиях мы  увидели и узнали много нового и  интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока по русскому языку 4 класс программа "Гармония" по теме "Спряжение глаголов" групповая форма работы + презентация к уроку.

Урок по теме "Спряжение глаголов" - урок открытия новых знаний в теме второй..Дети узнают, что у глаголов бывает два спряжения и делают первые пробы  в  определении спряжения глаголов. К уро...

План-конспект урока по русскому языку 1 класса Тема урока: Буквосочетания ЖИ-ШИ

Цели урока: Создание условий для запоминания правила написания буквосочетаний ЖИ-ШИ    Задачи: - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: развивать орфографические навыки.- РАЗВИВАЮЩИЕ: 1. развивать внимание;2...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС ТЕМА УРОКА: «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БУКВАМИ Ь И Ъ»

Урок русского языка по теме:«Правописание слов с буквами Ь и Ъ».Цели:Обучающие . Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».

Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне   слова».Тип урока: урок актуализации изученного.Цель: создать условия на уроке для организации деятельност...