план- конспект урока по русскому языку (2 класс)
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Кретова Дарья Витальевна

план- конспект урока по русскому языку (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_mestoimenie.docx31.75 КБ
Файл razdatochnyy_material.docx13.8 КБ
Файл chto_takoe_mestoimenie.pptx1006.95 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока:

 Класс: 2

Дата: 29.04.2020 г.

Предмет: русский язык

УМК: школа России

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: «Что такое местоимение?»

Цель урока: создание условий ознакомления учащихся с местоимением.

Задачи урока:

-Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию понятия о местоимении как части речи, его значении, употреблении в речи.

-Развивающие: содействовать развитию у детей умения определять местоимение, отличать его от других частей речи, развитию связной речи, памяти, внимания, наглядно-образного мышления, сравнивать и обобщать; закреплению и актуализации ранее изученного материала.

-Воспитательные: воспитывать познавательную активность и умение работать в парах, пробуждать интерес к урокам русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные:

ПР1- знать, что такое местоимение;

ПР2- знать, как употреблять местоимение вместо существительных;

ПР3- знать, как употребляются местоимения в речи.

ПР4- уметь распознавать местоимения среди других частей речи;

ПР5- уметь правильно употреблять в речи местоимения.

Личностные:

Л1- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Л2- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные:

Р1- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Р2- проговаривать последовательность действий на уроке;

Р3- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Р4- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

Р5- высказывать свое предположение.

Познавательные:

П1- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

П2- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт

Коммуникативные:

К1- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

К2- уметь высказывать свое мнение;

К3- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре

Этап урока:

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности(Ф- фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Контроль и самоконтроль

Планируемые результаты

Мотивационный

Создание условия для возникновения потребности включения в деятельность

Словесный  (Беседа)

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Ф

Интерактивное оборудование (доска)

Устный контроль

Л1

Чистописание

Формирование каллиграфического навыка

Словесный (беседа)

Практический

Проводит минутку чистописания.

– Ребята, запишем дату и выполним работу по чистописанию.

Предлагает по описанию определить, какую букву сегодня будут прописывать.

Запишите букву, которая является гласной буквой, обозначает два звука, если стоит в начале слова, после гласного, после разделительного ь. Обозначает мягкость согласного звука, если стоит после согласного.

-Что же это за буква?

-Действительно, мы сегодня с вами пропишем букву «Я».

Объясняет на доске, как пишется буква «Я». Прописывает с детьми букву в воздухе.

Предлагает, прописать 2 строчки буквы Я – первая строчка – большая буква «Я», вторая строчка – маленькая буква «я».

Предлагает придумать по 3 слова на букву «Я» и записать свои слова в тетрадь.

Записывают число и классная работа в тетради

По описанию находят букву на доске, которую будут писать.

-Это буква «Я».

Прописывают букву «Я» в воздухе, а после в тетради.

Придумывают слова на букву «Я».

Ф, И

Интерактивное оборудование (доска)

Устный контроль

Письменный контроль

Л1, Р5, К1, К2

Актуализация знаний

Повторение ранее полученные знания у учащихся. Самооценка знаний учащихся.

Словесный (Беседа)

Практический

Проводит актуализацию знаний по пройденному материалу.

– Давайте вспомним, что такое речь?

– Какие части речи вам знакомы?

– К  какой части речи относятся слова, которые мы записали?

– Что такое существительное?

– Что такое прилагательное?

– Что такое глагол?

Вспоминают пройденный материал и отвечают на вопросы учителя.

- Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.

- Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

-Существительное.

-Вспоминают, что такое сущ., прил., глагол.

Ф, И

Интерактивное оборудование (доска)

Устный контроль

Письменный контроль

Взаимопроверка

Л1, Л2, Р5, П1, К1, К2, К3

Постановка учебной задачи

Подведение детей к формулированию темы, цели и задач урока.

Словесный (Беседа)

Предлагает выполнить задание в паре на карточках. Вспоминает правила работы в паре. Объясняет задание.

– Я предлагаю выполнить вам задание в паре, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на задание, которое на карточках и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?

-У вас в списке слов есть различные слова, которые вам необходимо распределить в 3 столбика по частям речи. Приступайте к выполнению заданий.

Карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить, она, идти, цветы, красивые.

Предлагает сверить правильность выполнения задания со слайдом.
– Ребята, давайте проверим: назовите имена существительные, имена прилагательные, глагол. 

Предлагает оценить себя по критериям (если нет ошибок поставить н+, а если есть ошибки поставить  !)

Задаёт вопросы создавая проблемную ситуацию.
– Почему вы не все слова распределили?
– А мы употребляем их в речи? 
– Значит они тоже будут являться часть  речи? 
– А как называется эта часть речи, кто ни будь знает?

Говорит, что к нам сегодня на урок пришёл Почемучка с вопросом. Давайте посмотрим на слайд и прочитаем вопрос. «Что такое местоимение?»

-Ребята, мы поможем с Вами Почемучке?

-Проводит воспитательный момент.

-А для чего нужно помогать?

-А вы помогаете кому-нибудь?

-А у нас с вами достаточно знаний, что бы помочь Почемучке?

С помощью вопроса подводит детей к теме.

-Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока?

-Какую же цель мы с вами поставим на урок?

Вспоминают правила работы в паре.

Выполняют задание.

Проверяют правильность выполнения задания со слайдом.

Оценивают себя.

-Потому что эти слова, не относятся ни к одной из групп.

-Да

-Да

-Нет.

-Да.

Отвечают на вопросы учителя, высказывая своё мнение.

-Нет

-Местоимение.

-Узнать, что такое местоимение.

Отвечают на заданные вопросы учителя

Ф, П

Интерактивное оборудование (доска)

Устный контроль

Л1, Л2, Р1, Р2, Р4, Р5, П1, К1, К2

Учебное действие

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучению новой темы.  

Словесный (Беседа)

Практический

Предлагает составить план на урок. Спрашивает, какой пункт плана мы с вами сделали.

Работает с новым материалом. Объясняет новую тему.

Задаёт вопросы о времени года и о птице.

- Какое сейчас время года?

-Вместе с весной к нам возвращаются из теплых стран наши пернатые друзья. Кто это?

-К нам сегодня на  урок тоже прилетела птичка. Посмотрите, вы узнали ее? Что это за птица?

-Наша птичка прилетела не одна, она принесла с собой послание. Поднимите руку, кто хочет узнать, что в этом послании.

-Текст в послании: Ласточки - перелетные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из теплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.

Предлагает прочитать внимательно текст.

Прочитайте внимательно текст.

Задаёт вопросы по тексту.

-Что интересного вы заметили?

-Можем мы заменить это слово?

- Замените это слово ,с помощью предложенных слов на доске,  что у нас получилось?

-Слова какой части речи мы заменили в тексте?

-Как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного?

-Верно. Как вы считаете, почему местоимение получило такое название?

-Верно. Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

-Ребята, значит местоимение – это что такое?

-Местоимение указывает на предмет?

-Местоимение указывает на название предмета?

-Сделайте вывод из этого и составьте правило.

-Верно! Ребята, запомните!

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

Предлагает открыть учебник на стр.101 и сравнить правильно ли мы составили правило?

Предлагает поработать с карточками.

У вас на столах лежат карточки с текстами, прочитайте их про себя.

Предлагает прочитать текст с карточки вслух. Приложение 1

Прочитайте вслух.

Задаёт вопрос по тексту.

-О чем говорится в первом тексте?

-О чем говорится во втором тексте?

-Вместо каких слов употреблены слова он, они?

-Место какой части речи заняли эти слова?

-Как называются эти слова?

-Вспомним правило местоимения.

-Запишите текст в тетрадь. Подпишите над каждым словом часть речи.

Возвращается к плану.

Составляют план на урок.

Определить тему и цель урока.

Узнать о местоимении.

Закрепить полученные знания.

Сделать вывод по пройденному материалу.

Оценить свою деятельность на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

-Весна.

-Птицы.

-Ласточка.

Поднимают руки.

Читают текст.

- Постоянно повторяется слово ласточки.

-Да

- Ласточки – перелетные птицы. С приходом весны они возвращаются их теплых стран. У них скоро появятся птенцы.

-Имя существительное.

-Местоимение.

- Потому что они употребляются вместо имени существительного.

-Это часть речи.

-Да.

-Нет.

-Делают вывод составляют правило.

-Запоминают правило, местоимения.

Открывают учебники и сравнивают правило.

Читают текст вслух.

Текст:

-Помидор - овощ. Помидоры бывают зелеными, красными, желтыми. Помидоры содержат много витаминов.

-Он – овощ. Они бывают зелеными, красными, желтыми. Они содержат много витаминов.

-О помидорах.

-Тоже о помидорах.

- Вместо слов помидор, помидоры.

- Место имени существительного.

-Местоимения.

-Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

Записывают текст в тетрадь и подписывают часть речи.

Ф

Интерактивное оборудование (доска)

Дидактическое средство (карточки)

Устный контроль

Письменный контроль

ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, , Л1, Л2, Р2, Р5, П1, П2, К1, К2

Физминутка

Обеспечение усвоение игрового навыка связанного с темой урока.

Словесный

Предлагает поиграть в игру и отдохнуть.

Объясняет правило игры.

Я вам буду называть слова, а вы слушайте внимательно. Если я называю слово и оно обозначает существительное – то вы хлопаете, если я говорю слово и оно обозначает глагол – то вы приседаете, если я вам говорю слово и оно обозначает имя прилагательное, то вы тянитесь вверх. А если я говорю слово и оно обозначает местоимение, то вы топаете.

Играют в игру.

Ф, И

Интерактивное оборудование (доска)

Устный контроль

Л1, П2

Действия контроля и самоконтроля

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Выполнение заданий с проговаривание в громкой речи.

Словесный(Беседа)

Практический

Предлагает поработать по учебнику.

Сейчас мы с вами будем выполнять упражнение по алгоритму:

1.Прочитайте задание;

2. Как вы его понимаете, что надо сделать;

3.Выполните задание устно;

4. Выполните задание письменно;

5.Взаимопроверка;

6. Анализ

Предлагает открыть учебник на странице 100.

Прочитайте упражнение 171. Что необходимо сделать?

Предлагает ответить на вопросы устно.

Предлагает записать диалог в тетрадь, вставить пропущенные слова.

-Один ученик записывает диалог на доске, остальные записывают в тетрадь.

Предлагает поменяться тетрадями и выполнить взаимопроверку работ с доской.

Предлагает прочитать упражнение 172. Задаёт вопросы.

-Что нужно сделать?

-Что такое местоимение?

-Приведите примеры местоимений.

Предлагает поработать в парах на карточках. Вспомним правила работы в парах. Приложение 2

 Работа в парах по алгоритму:

– Прочитайте текст.

– Какие недостатки видите?

– Как исправить этот недостаток?

– Обсудите с соседом, как будете исправлять

– Спишите исправленный текст.

Оцените себя. (Если вы считает, что выполнили задание верно, поставьте +, а если вы думаете что есть ошибки поставьте !)

Раздаёт тест. Предлагает закрепить свои знания с помощью теста.

Поменяйтесь работами.

Предлагает проверить тест на слайде. И оценить себя (Если все верно поставить оценку 5, если допущена 1 ошибка поставьте оценку 4, если допущены 2 ошибки поставьте оценку 3, а если 3 и более поставьте оценку.)

Возвращается к плану.

Составляют алгоритм вместе с учителем.

Отвечают на вопросы устно.

-Надо прочитать отрывок из сказки, назвать название сказки. Сказать, с какой целью автор использует выделенные слова. На что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких имен существительных употребляется слово они? Списать диалог, вставляя пропущенные слова.

-Меняются работами, выполняют взаимопроверку.

-Нужно подготовить ответ на вопрос: что такое местоимение? Привести примеры. Выписать из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют работу по алгоритму.

Оценивают себя.

Выполняют тест индивидуально.

Ф, И, П

Интерактивное оборудование (доска)

Дидактические средства (карточки)

Устный контроль

Письменный контроль

Взаимоконтроль

Самооценка

ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5,  Л1, Л2, Р2, Р3, Р5, П1, П2, К1, К2, К3.

Действия оценки и самооценки

Сделать нравственный выбор. Оценить свои достижения.

Словесный (Беседа)

Возвращается к теме и задачам урока.

-Вспомните тему урока?

- Вернемся к цели урока.

-Давайте с вами вспомним, какой был в начале урока проблемный вопрос, и кто нас просил о помощи.

-Достаточно ли у нас сейчас с вами знаний, чтобы ответить на этот вопрос?

-Что же такое местоимение.

Предлагает оценить свою работу на уроке.

Продолжите фразу

-Вспоминают тему и задачи урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу на уроке с помощью листочков.

Ф,И

Интерактивное оборудование (доска)

Дидактические средства (карточки)

Устный контроль

Самооценка

Л2, Р3, К1, К2.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Тест.

1. Местоимение – это часть речи, которая:

а) указывает, что делать

б) обозначает предмет, и отвечает на вопросы кто? что?

в) указывает на предметы, но не называет их

г) указывает на предметы и называет их

2. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это:

а) имена существительные

б) местоимение

в) имена прилагательные

г) предлог

3. Укажи строчку, в которой записаны только местоимения

а) у, он, за, день, я

б) около, вы, один, час

в) вместе, она, над, в

г) они, ты , мы, оно

4. Укажи местоимение, которым можно заменить слово солнце:

а) она б) они в) оно г) он

5. Укажи количество местоимений в предложениях:

Я, ты, он, она!

Вместе целая страна,

Вместе – дружная семья!

В слове «мы» - сто тысяч «я».

а) 4 б) 6 в) 5 г) 7

6. Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения

… играю … играем … играешь … играют

 Приложение 2

1 ряд. Исправьте текст:

Растет мать-и-мачеха на открытых местах. Мать-и-мачеха первое растение, которое накормит пчели шмелей своим нектаром. У мать-и-мачехи сначала появляются цветы, а после их отцветания – листья. Одна сторона листа – мягкая, теплая, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.

2 ряд. Исправьте текст:

Ландыш растет в лесу, в тенистых местах. Ландыш цветет в мае. Цветы ландыша красивы и похожи на жемчужинки, колокольчики. У ландыша очень нежный аромат. Люди очень любят ландыша и ласково называют его «ландыш серебристый». Ландыш занесен в Красную книгу. Рвать ландыши в лесу нельзя, ими можно только любоваться и оберегать их.

3 ряд. Исправьте текст:

Первоцвет называют золотым колокольчиком весны. Цветки первоцвета похожи на связку ключей, и не каких-нибудь, а из чистого золота. И сложили люди легенду, что именно первоцвет открывает желанную дверь в доброе и щедрое лето. Листья первоцвета похожи на молодого барашка. Поэтому первоцвет еще называют баранчиком.

Приложение 3

1 текст.

Помидор - овощ. Помидоры бывают зелеными, красными, желтыми. Помидоры содержат много витаминов.

2 текст.

Он – овощ. Они бывают зелеными, красными, желтыми. Они содержат много витаминов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Минутка чистописания:

Слайд 2

Имя существительное Глагол Имя прилагательное Работа Медведь Цветы Писать Косить Идти Голубой Храбрая Красивые Проверь себя. Остались: он, ты, я, она

Слайд 3

Тема урока: что такое местоимение?

Слайд 4

Ласточки - перелетные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из теплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.

Слайд 5

Ласточки – перелетные птицы. С приходом весны они возвращаются их теплых стран. У них скоро появятся птенцы.

Слайд 6

. Помидор - овощ. Помидоры бывают зелеными, красными, желтыми. Помидоры содержат много витаминов. Он – овощ. Они бывают зелеными, красными, желтыми. Они содержат много витаминов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока по русскому языку 4 класс программа "Гармония" по теме "Спряжение глаголов" групповая форма работы + презентация к уроку.

Урок по теме "Спряжение глаголов" - урок открытия новых знаний в теме второй..Дети узнают, что у глаголов бывает два спряжения и делают первые пробы  в  определении спряжения глаголов. К уро...

План-конспект урока по русскому языку 1 класса Тема урока: Буквосочетания ЖИ-ШИ

Цели урока: Создание условий для запоминания правила написания буквосочетаний ЖИ-ШИ    Задачи: - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: развивать орфографические навыки.- РАЗВИВАЮЩИЕ: 1. развивать внимание;2...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС ТЕМА УРОКА: «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БУКВАМИ Ь И Ъ»

Урок русского языка по теме:«Правописание слов с буквами Ь и Ъ».Цели:Обучающие . Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».

Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне   слова».Тип урока: урок актуализации изученного.Цель: создать условия на уроке для организации деятельност...