план- конспект урока по русскому языку (2 класс)
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
план- конспект урока по русскому языку (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_imya_prilagatelnoe.docx | 33.6 КБ |
chto_takoe_imya_prilagatelnoe.pptx | 1.37 МБ |
razdatochnyy_material.docx | 318.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока:
Дата: 08.04.2020 г.
Класс: 2
УМК: школа России
Предмет: русский язык
Тема: «Что такое имя прилагательное?»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: ознакомление учащихся с именем прилагательным как часть речи.
Задачи урока:
-Образовательные: познакомить учащихся с основными признаками имен прилагательных (на какие вопросы отвечает, что обозначает); Познакомить учащихся с ролью имен прилагательных в речи;
-Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, сравнивать; Развивать умение распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
-Воспитательные: воспитывать познавательную активность и умение работать в парах, пробуждать интерес к урокам русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные:
ПР1- знать, что обозначают имена прилагательные;
ПР2- знать на какие вопросы отвечают имена прилагательные;
ПР3- знать с какой частью речи связаны имена прилагательные;
ПР4- знать с какой целью употребляют имена прилагательные в речи.
ПР5- уметь распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
ПР6- уметь правильно употреблять в речи имена прилагательные.
Личностные:
Л1- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
Л2- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные:
Р1- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
Р2- проговаривать последовательность действий на уроке;
Р3- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Р4- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
Р5- высказывать свое предположение (версию)
Познавательные:
П1- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
П2- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт
Коммуникативные:
К1- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
К2- уметь высказывать свое мнение;
К3- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре
Этап урока: | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности(Ф- фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
Контроль и самоконтроль | Планируемые результаты | ||||||||
Мотивационный | Создание условия для возникновения потребности включения в деятельность | Словесный (Беседа) | Приветствует учащихся, настраивает на работу. -Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Ф | Интерактивное оборудование (доска) | Устный контроль | Л1 | |
Чистописание | Формирование каллиграфического навыка | Словесный (беседа) Практический | Проводит минутку чистописания. -Найдите букву, которую будем писать на минутке чистописания. Предлагает детям в предложенных словах найти букву, которую они сегодня будут писать. Искомая буква - первая в каждом слове. .обро, .уша, .ело, .руг. -Догадались, какую букву будем писать на минутке чистописания? -Открываем свои тетради, записываем число, классная работа. Объясняет детям на доске, как правильно писать букву Д. Прописывает вместе с детьми букву сначала в воздухе. Предлагает детям прописать 2 строчки букву Д. Просит в 1 строчке прописать большую букву Д, а во второй маленькую букву д. Следит за осанкой детей. Предлагает детям записать слова с доски: добро, душа, дело, друг. | Ищут букву, которую будут писать на минутке чистописания. Открывают тетради записывают число и классная работа. Прописывают вместе с учителем букву Д в воздухе. Прописывают букву Д в тетради. Прописывают слова с доски. | Ф, И | Интерактивное оборудование (доска) | Устный контроль Письменный контроль | Л1, Р5, К1, К2 | |
Актуализация знаний | Повторение ранее полученные знания у учащихся. Самооценка знаний учащихся. | Словесный (Беседа) Практический | Проводит актуализацию знаний у детей по пройденному материалу. - С какими частями речи мы уже познакомились? - Что вы знаете об именах существительных? - Как вы различаете одушевленные и неодушевленные имена существительные? -Вспомните на какие вопросы отвечают глаголы? -Как пишется НЕ с глаголами? -Что вы ещё знаете о глаголах? - Приведите примеры имен существительных и глаголов на букву, которая была у нас на минутке чистописания | Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя. -Имя существительное, глагол. - Существительные бывают одушевлённые и неодушевленные, собственные и нарицательные, изменяются по числам. -Одушевленные имена сущ. отвечают на вопрос КТО?, а неодушевленные имена сущ. отвечают на вопрос ЧТО? -Глаголы отвечают на вопросы что делать?, что сделать?, что делает?, что сделает?, что будет делать? -Не с глаголами пишется раздельно. -Глаголы бывают множественного и единственного числа, глаголы изменяются по числам. Приводят примеры сущ. и гл. начинающие на букву Д. | Ф | Интерактивное оборудование (доска) | Устный контроль | Л1, Л2, Р5, П1, К1, К2, К3 | |
Постановка учебной задачи | Подведение детей к формулированию темы, цели и задач урока. | Словесный (Беседа) | Создает проблемную ситуацию. - На слайде даны слова. Заяц, большое, поспевает, ландыши, яблоко, сладкая, душистые, скачет, упало, белый, расцвели, земляника. Прочитайте их. Найдите среди них существительные. - Какое из них могло бы быть лишним? - Найдите из оставшихся слов глаголы. - Как вы узнали, что это глаголы? - Составьте с одним из глаголов 2 словосочетания так, чтобы в одном из них он употреблялся в переносном значении, в другом - в прямом. - Прочитайте оставшиеся слова. Куда мы их можем отнести. К существительным? - Тогда остается их отнести к глаголам? - Какую еще часть речи мы узнали в самом начале раздела, и предположите, какой частью речи могут быть эти слова? - А можем ли мы это утверждать? - Как будем доказывать? - Вспомните, с чего мы начинали изучать каждую часть речи, и вы догадаетесь, как доказать, что это имена прилагательные. - Значит тема нашего урока…? -Поставьте цель на сегодняшний урок? | Читают слова со слайда. Находят существительные. - Заяц – одушевленное, остальные неодушевленные. Ландыши – стоит во мн.ч., остальные сущ. в ед. ч. Находят глаголы. - Обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делает? что сделало? и т.д. (Н-р, Упало яблоко. Упало настроение.) - Нет, они не обозначают предмет и не отвечают на вопросы кто? что? - Нет. Они не обозначают действия предметов. - Именами прилагательными. - Нет, не можем. Нам надо доказать, что эти слова относятся к прилагательным. - Нужно узнать на какие вопросы отвечают имена прилагательные и что они обозначают. -Имена прилагательные -Формулируют цель урока. | Ф | Интерактивное оборудование (доска) | Устный контроль | Л1, Л2, Р1, Р2, Р4, Р5, П1, К1, К2 | |
Учебное действие | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучению новой темы. | Словесный (Беседа) Практический ТРКМ «Корзина идей» «Кластер» | Предлагает составить план урока. Какой пункт плана мы с вами уже выполнили? Даёт задание, узнать на какие вопросы отвечает имя прилагательное, с помощью слов со слайда. - Итак, первое, что нам надо узнать – это на какие вопросы отвечают эти слова. Задайте к ним вопросы. Предлагает сделать вывод о имени прилагательном по вопросам. И вписать в кластер, который лежит на столе. - Сделайте вывод. Запишите вопросы в наш кластер. Спрашивает, что дальше мы должны узнать об именах прилагательных? Предлагает посмотреть на картинки на слайде и подобрать прилагательные к предметам. - Посмотрите на картинки на слайде. Подберите прилагательные к этим предметам. - Предметы одинаковые? Карандаш-карандаш, свеча-свеча, яблоко-яблоко…, но прилагательные получились разные. Почему предметы разные? - Что обозначает первое прилагательное? Второе? Третье? Четвертое? - Цвет, вкус, размер, запах – как это можно одним словом назвать? - Признак – это слово, по которому мы признаем, узнаем предмет. Предлагает сделать вывод об имени существительном по признакам и вписать в кластер - Сделайте вывод. Внести данные в кластер. Предлагает открыть учебники на стр.88 и прочитать о признаках имени прилагательного. - Какие еще признаки могут обозначать имена прилагательные вы узнаете из учебника. Откройте учебник на странице 88 и прочитайте на «Страничке для любознательных» значение имени прилагательного. Предлагает сформулировать правило об имени прилагательном по вопросам и признакам - Давайте соединим все наши открытия в правило «Имя прилагательное» Предлагает проверить правило по учебнику на стр. 86. - Проверим себя по учебнику на странице 86. Объясняет, как подчёркивается имя прилагательное, как сокращённо писать слово над именем прилагательным и откуда произошла эта часть речи. - Мы уже знаем, как подчеркиваются и обозначаются имена существительные и глагол, а имя прилагательное мы будем подчеркивать волнистой линией ~~~~~ и сокращённо подписывать над словами прил. По частоте употребления имена прилагательные занимают третье место - Название этой части речи произошло от латинского слова, которое обозначает «присоединение, прикрепление, прибавление». - К какой же части речи присоединяются, прикрепляются имена прилагательные? Давайте выясним. Предлагает вернуться к словам на слайде и составить из них предложение. - Вернемся к нашим словам на слайде и составим из них предложения. Разбирает вместе с детьми подробно предложение. - О ком говорится в предложении? - Что сказано о нем? - А что еще сказано? - Какой частью речи является слова «белый»? Подпишите сверху. - К какой части речи «присоединяется, прикрепляется» слово «белый»? Аналогично проводит работу с другими составленными предложениями. Предлагает сделать вывод с какой же частью речи связанно имя прил. - давайте сделаем вывод. С какой частью речи связано имя прилагательное? Составляют корзину идей для чего в нашей речи нужны имена прил. – А зачем в нашей речи нужны имена прилагательные? Как вы думаете? Предлагает понаблюдать за именем прил. - А теперь, давайте понаблюдаем за именами прилагательными и подумаем, какую роль они играют в нашей речи? Предлагает прочитать первый текст на слайде. И ответить на вопрос. О чем говорится в нем? Пришла весна. На небе светит солнце. На деревьях щебечут птицы. У всех настроение. Предлагает теперь прочитать второй текст на слайде. И определить о чем говорится во втором тексе? Пришла долгожданная весна. На голубом небе светит яркое солнце. На деревьях щебечут весёлые птицы. У всех радостное настроение. Задаёт вопросы по тексту. - Можно ли считать их одинаковыми? Почему? - Что можно сказать о роли прилагательных в нашей речи? Читает загадку и предлагает её отгадать. - Отгадайте загадку на слайде. Почему отгадать очень сложно. А теперь попробуйте отгадать (появляются прилагательные на слайде). Какие слова помогли отгадать загадку. Папа __________, _______________, Мама ___________ вся, Детки ________ у папы, - Чью ж гуляет тут семья? - Какова еще роль имен прилагательных в речи? Предлагает проверить себя по учебнику на стр. 90. - Проверьте себя по учебнику на стр. 90 «Обратите внимание» Возвращается к плану. | Составляют план урока. Определить тему и цель урока. Узнать об имени прилагательном. Закрепить полученные знания. Сделать вывод по пройденному материалу. Оценить свою деятельность на уроке. Узнают самостоятельно на какие вопросы отвечают имена прилагательные. белый – какой? сладкая – какая? большое – какое? душистые – какие? -Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? - Мы должны узнать, что обозначают имена прилагательные. Смотрят на картинки на слайде, и отвечают на вопросы учителя. -Нет предметы разные. - Предметы разные по цвету, ширине, размеру. - Цвет, вкус, размер, запах. - Признак предмета. - Имена прилагательные обозначают признак предмета. Вносят данные в кластер. Открывают учебник на стр.88 и читают информацию о значении имен прилагательных. Пробуют назвать правило Читают правило из учебника на стр.86. Составляют предложение из слов. - Скачет белый заяц. Разбирают предложение подробно. - О зайце - Что он скачет - Что он белый - Имя прилагательное - К существительному «заяц». Делают вывод. - Имя прилагательное связанно с именем существительным. Составляют «Корзину идей» Наблюдают за именем прилагательным. Читают первый текст. - О весне. - Тоже о весне. - Нет. Второй текст более точный, красивый. В нем есть прилагательные. - Делают нашу речь ярче, выразительнее, точнее. - Гусь, гусыня и гусята. Имена прилагательные. - Помогают описать какой-либо предмет. Проверяют себя по учебнику на стр.90. | Ф | Интерактивное оборудование (доска) | Устный контроль Письменный контроль | ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ПР6, Л1, Л2, Р2, Р5, П1, П2, К1, К2 | |
Физминутка | Обеспечение усвоение игрового навыка связанного с темой урока. | Словесный | Предлагает поиграть в игру и отдохнуть. Объясняет правило игры. Я вам буду называть слова, а вы слушайте внимательно. Если я называю слово и оно обозначает существительное – то вы хлопаете, если я говорю слово и оно обозначает глагол – то вы приседаете, если я вам говорю слово и оно обозначает имя прилагательное, то вы тянитесь вверх. | Играют в игру. | Ф, И | Интерактивное оборудование (доска) | Устный контроль | Л1, П2 | |
Действия контроля и самоконтроля | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Выполнение заданий с проговаривание в громкой речи. | Словесный(Беседа) Практический ТРКМ «Кластер» Игровой «Весёлый поварёнок и зайчонок» | Закрепляет полученные знания. Предлагает поработать в паре на карточках. Вспоминает правила работы в паре. Приложение 5 Объясняет задание. -У вас на столе лежат карточки, вам нужно их взять, выбрать из списка слов, слова которые подходят к именам прилагательным и вписать их в таблице. Предлагает проверить задание со слайда и оценить себя по критериям. (Если у вас совпали слова со слайдом, то поставьте +, а если не совпали, то поставьте !) Предлагает поиграть в игру со слайда «Весёлый поварёнок и зайчонок». Объясняет правила игры. Поварёнок приготовил фруктовые и овощные соки для зайчонка. Зайчонку очень понравились они! А как называются эти соки, он не знает. Помогите ему!!! Предлагает выполнить задание в учебнике на стр. 89 упр. 153 индивидуально. Делит на группы по 4 человека. Предлагает заполнить кластер в группах. Кластер «Опиши внешность человека» Приложение 1 Проверка по слайду. Предлагает поиграть в игру «Кого я загадала?». Описывает внешность девочек и мальчиков. - Какие слова я использовала? Предлагает поработать в группах. Объясняет задание: вам нужно прослушать отрывок песни «Пропала собака» В. Шаинского и выписать имена прилагательные. Предлагает проверить со слайда, правильно ли дети выполнили задание. Раздаёт тест. Предлагает закрепить свои знания с помощью теста. (Приложение 6) Одному ученику не даёт тест, а сажает за компьютер выполнять тест интерактивно, на компьютере. Поменяйтесь работами. Предлагает проверить тест на слайде по ученику который был у компьютера. И оценить себя (Если все верно поставить оценку 5, если допущена 1 ошибка поставьте оценку 4, если допущены 2 ошибки поставьте оценку 3, а если 3 и более поставьте оценку.) Возвращается к плану. | Вспоминают правила работы в паре. Выполняют задание на карточке. Играют в игру «Весёлый поварёнок и зайчонок» Выполняют задание в учебнике индивидуально. Заполняют кластер в группах. Играют в игру, называют Имя девочек или мальчиков по внешности. -Имена прилагательные. Слушают отрывок из песни, выписывают имена прилагательные. Выполняют тест индивидуально. Выполняют взаимопроверку. Оценивают работы по критериям данным учителем. | Ф, Г, И, П | Интерактивное оборудование (доска) Дидактические средства (карточки) | Устный контроль Письменный контроль Взаимоконтроль Самооценка | ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5, ПР6, Л1, Л2, Р2, Р3, Р5, П1, П2, К1, К2, К3. | |
Действия оценки и самооценки | Сделать нравственный выбор. Оценить свои достижения. | Словесный (Беседа) | Вворачивается к теме и задачам урока. -Вспомните тему урока? - Вернемся к задачам урока. Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили ли мы их? -Давайте с вами вспомним, какой был в начале урока проблемный вопрос. (на сл) -Достаточно ли у нас сейчас с вами знаний, что бы ответить на этот вопрос? -Что же такое имя прилагательное. Предлагает оценить себя. - Оцените свою работу на уроке с помощью листочков. (Приложение 3) (На слайде пояснение) Предлагает заполнить таблицу «Анализ индивид. Деятельности на уроке. (Приложение 2) - Заполнение каждый свою таблицу «Анализ индивидуальной деятельности на уроке по теме «Имя прилагательное» | -Вспоминают тему и задачи урока. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке с помощью листочков. Заполняют таблицу. | Ф, И | Интерактивное оборудование (доска) Дидактические средства (карточки) | Устный контроль Самооценка | Л2, Р3, К1, К2. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обозначает: Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? ? Имя прилагательное
сладкая белый душистые большое цвет вкус размер запах Что обозначают?
земляника поспевает белый яблоко ландыши расцвели сладкая упало душистые заяц скачет большое Имя существительное Глагол Имя прилагательное Скачет белый заяц. ~~ ~ ~ ~~ с ущ. п рил. к акой? гл.
Пришла долгожданная весна. На голубом небе светит яркое солнце. На деревьях щебечут весёлые птицы. У всех радостное настроение. Пришла весна. На небе светит солнце. На деревьях щебечут птицы. У всех настроение. ~~ ~~~~~ ~ ~~~~~~~ ~~ ~~~~ ~~ ~~~~~ ~ ~~ ~~~~~ ~ ~~~ ~~ ~~~~~ ~ ~
Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Обозначает: ? Признак предмета Имя прилагательное
Предварительный просмотр:
Приложение
Приложение 2
АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ Фамилия ________________________ Имя _____________________ | |||
ЗНАЮ на какие вопросы отвечают имена прилагательные | ЗНАЮ как на подчёркиваются имена прилагательные на письме | ||
ЗНАЮ что обозначают имена прилагательные | УМЕЮ задавать вопросы от существительных к прилагательным | ||
ЗНАЮ какую роль выполняют имена прилагательные в речи | УМЕЮ находить имена прилагательные в устной и письменной речи | ||
ИТОГО: |
Приложение 3
Домашнее задание №2
Под кустом притаился ………. зверек. У него ………. уши, ………. хвост. Тело покрыто ………. шерстью. Есть ………. и ………. зубы, но обороняться ими он не может.
• Догадался, о ком этот текст? Легко ли это сделать?
• Спишите текст, вставляя в предложения слова по смыслу.
Слова для справок: маленький, короткий, длинные, серой, крепкие, острые, мягкой.
• А теперь вы догадались, о ком идет речь в тексте? Да, о зайце.
• Какие слова помогли нам догадаться?
Приложение 4
Задание: К каждому имени прилагательному подбери соответствующее имя существительное.
Яблочное, картофельное | |
Сахарный, речной | |
Зеленый, хрустящий | |
Столовая, чайная | |
Рыжая хитрая |
Слова для справок: огурец, лиса, песок, пюре, ложка
Приложение 5
Проверь себя.
- Выбери вопросы, на которые отвечают имена прилагательные.
1)Какое? Какие?
2)Что делать? Что делаю?
3)Что? Кто?
2. Что обозначают имена прилагательные?
1)Предмет
2)Признак предмета
3)Действие предмета
3. Из данных слов выбери имя прилагательное.
1)Солнечный
2)Солнце
3)Светить
4. В каких предложениях есть имена прилагательные.
1)Мы остановились отдохнуть в парке.
2)Вылетела на солнышко первая бабочка.
3)По вечерам у костра звучат песни.
4)Надо построить новый дом.
1)1,2 2)2,4 3)3,4
5. Найди ошибки в постановке вопросов к именам прилагательным:
1)умные-какие?
2)румяное-какое?
3)счастливая-какой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План конспект урока по русскому языку 4 класс программа "Гармония" по теме "Спряжение глаголов" групповая форма работы + презентация к уроку.
Урок по теме "Спряжение глаголов" - урок открытия новых знаний в теме второй..Дети узнают, что у глаголов бывает два спряжения и делают первые пробы в определении спряжения глаголов. К уро...
План-конспект урока по русскому языку 1 класса Тема урока: Буквосочетания ЖИ-ШИ
Цели урока: Создание условий для запоминания правила написания буквосочетаний ЖИ-ШИ Задачи: - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: развивать орфографические навыки.- РАЗВИВАЮЩИЕ: 1. развивать внимание;2...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС ТЕМА УРОКА: «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БУКВАМИ Ь И Ъ»
Урок русского языка по теме:«Правописание слов с буквами Ь и Ъ».Цели:Обучающие . Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».
Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».Тип урока: урок актуализации изученного.Цель: создать условия на уроке для организации деятельност...