Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему
«Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»
Цель: углубить и совершенствовать знания о правописании личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа
Задачи: научить
- составлять словосочетания, правильно выбирая косвенную форму местоимений;
- оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями;
- соблюдать нормы употребления местоимений и их форм
- выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом из учебника.
Оборудование: учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 4 класс, 2 часть.
Ход урока:
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
II. Самоопределение к деятельности
-Начнем наш урок с загадки, которая поможет Вам определить тему урока.
-Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена,
Я о себе такого мнения
Огромна роль …(местоимения).
-Скажите, а как вы поняли эту загадку? Слова какой же части речи заменяют имена?
1. Определение темы и постановка целей урока. Работа со шмуцтитулом.
-Итак, прочитайте тему урока
Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»
- А какие местоимения 3-го лица единственного числа вы уже знаете? (он, она, оно,они)
-Правильно, а как вы думаете, чему мы будем учиться? Определите задачи урока……..
-Сегодня на уроке мы не только углубим знания о правописании местоимений 3-го лица единственного и множественного числа, но и научимся составлять словосочетания, правильно выбирая косвенную форму местоимений; заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями; выполнять разбор личного местоимения как части речи.
Откройте учебник на стр. 51 Прочитайте их.
Он, его, ему. Назовите грамматические признаки каждого из этих местоимений
3. Выборочный диктант:
А сейчас проведем выборочный диктант. Я буду читать предложения, а вы будете находить словосочетания глагол + местоимение
-Итак, читаю 1-е предложение 1)Приплыла к нему рыбка. Какое словосочетание нужно выписать?
Образец: приплыла к нему
-Следующее предложение
2)И царица у окна села ждать его одна. Какое словосочетание мы выпишем из этого предложения?
-Записываем, ждать его, назовите местоимение (его), определите его начальную форму (он) задаем вопрос (кого?), определите падеж местоимения В.п., укажите падеж над местоимением.
-Следующее предложение 4)Служат ей бояре да дворяне. Выпишите самостоятельно словосочетание, укажите падеж
-Давайте проверим, что вы выписали? служат (кому?) ей (Д.п.)
-Послушайте следующее предложение 3)Злая мачеха сидела перед зеркальцем своим и беседовала с ним. Выписываем словосочетание, указываем падеж
-Давайте проверим, что вы выписали? беседовала (с кем?) с ним (Т.п.)
-Как вы думаете, из произведения какого автора были наши предложения?
-Итак, чему мы сейчас учились?
-Находить в речи местоимения и определять их грамматические признаки
III. Открытие нового знания
1.Упражнение в замене имён существительных подходящими по смыслу местоимениями
учебник, упр.130
- Будем учиться, правильно употреблять в речи местоимения .Прочитайте задание, что нужно сделать? Подготовьтесь прочитать словосочетания.
-Читайте и объясняйте правописание слов с пропущенными орфограммами (по цепочке)
-Давайте заменим имена существительные в каждом словосочетании личным местоимением в той же форме, определим падеж местоимений и объясним их написание
-Запишите 5 любых словосочетаний так, как показано в образце (вставляя пропущенные буквы, рядом с каждым именем существительным записать в скобках местоимение, которым можно заменить это имя существительное, указать падеж имени существительного и местоимения)
2.Работа над значением и правописанием словарного слова «победа»
-Ребята, в упражнении нам встретилось слово «победа», как вы понимаете это слово?
Толковый словарь Ожегова (ПОБЕДА 1. Успех в битве, войне при полном поражении противника. Одержать победу. Вернуться с победой. День Победы (9 мая - праздник победы в Великой Отечественной войне).
-Выделите корень.От какого слова образовалось это слово? (победа)
-Найдите орфограммы в этом слове? Подберите проверочные слова к этому слову? Удалось ли вам это сделать?
-Значит, мы можем сделать вывод, что это слово нужно запомнить
-Давайте вместе подберем к этому слову однокоренные слова
-Что вы можете мне сказать о правописании корней в однокоренных словах?
-Корни в однокоренных словах пишутся одинаково
- Не забудьте это правило, когда вы будете записывать однокоренные слова
-Самостоятельно запишите однокоренные слова, выделите корень и подчеркните букву безударного гласного звука в корне
IV. Закрепление изученного материала.
1.Упражнение в редактировании групп предложений с повторяющимися именами существительными
учебник, упр.131- работа в парах
-Продолжаем учиться правильному употреблению местоимений в речи.Расскажите еще раз о роли местоимений в речи
- Местоимения помогают нам избежать повторения одинаковых слов в речи.
Работа в парах
- Первый ряд будет работать с 1-м абзацем упражнения, второй со 2-м, третий с 3-м
-Каждая пара прочитает свой абзац, обсудит, какими местоимениями можно заменить выделенные слова и запишет измененные предложения, объясняя написание слов с пропущенными буквами.
-Давайте проверим, 1-ю группу? Послушаем, что у вас получилось
- Послушаем 2-ю группу, прочитайте, что вы записали? Прочитайте измененные предложения, 3-го абзаца
-Кто сделал 1 ошибку? Кто сделал больше ошибок? А кто сделал ни одной ошибки? У кого есть ошибки, исправьте их
V. Закрепление изученного материала
2.Упражнение в подборе и соблюдении нормы употребления местоимений и их форм.
учебник, упр.132
-Подготовьтесь прочитать текст. Прочитайте..Догадайтесь из какой сказки этот текст? Кто произносит эти слова и к кому они обращены?
-В.Гаршин «Лягушка-путешественница». Слова говорит лягушка, она обращается к утке.
-Давайте поработаем устно. Подготовьтесь вставить пропущенные местоимения
-Дома вам нужно записать это упражнение, а также составить по данному рисунку свой небольшой рассказ.
3.Упражнение в нахождении местоимений в пословицах. Морфологический разбор местоимения
учебник, упр.133
-Ребята внимание, нам даны части пословиц, их нужно восстановить
-Прочитайте 1-й столбик. Прочитайте 2-й столбик.
-Кто составил 1-ю пословицу?
-Когда я ем, я глух и нем.
-Когда так говорят? (во время еды внимание должно быть направлено на еду, разговаривать во время еды опасно и неудобно)…..
- Вспомните морфологический разбор местоимения, куда нужно заглянуть?
-Самостоятельно выполните морфологический разбор местоимения «его», используя памятку
Проверка
Его- личное мест., н.ф.- он, 3-го л., в ед.ч., в р.п., дополн.
Она- личное мест., н.ф.- она, 3-го л., в ед.ч., им.п., подл.
Тебя- личное мест., н.ф.- ты, 2-го л., в ед.ч., в.п., дополн.
Я- личное мест., н.ф.- я, 1-го л., в ед.ч., им.п., подл.
VIII. Подведение итогов урока
-Чему мы учились на уроке?
-С какой целью мы заменяли повторяющиеся имена существительные местоимениями?
-Как разобрать местоимение как часть речи?
IX. Домашнее задание
Учебник стр.63, упр.132 (записать это упражнение, а также составить по данному рисунку свой небольшой рассказ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....