Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Оюн Салбак Марковна

Конспект урока по русскому языку на тему

«Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»

Цель: углубить и совершенствовать знания о правописании личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа

Задачи: научить

  • составлять словосочетания, правильно выбирая косвенную форму местоимений;
  • оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями;
  • соблюдать нормы употребления местоимений и их форм
  • выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом из учебника.

Оборудование: учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 4 класс, 2 часть.

Ход урока:

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

II. Самоопределение к деятельности

-Начнем наш урок с загадки, которая поможет Вам определить тему урока.

-Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена,

Я о себе такого мнения

Огромна роль …(местоимения).

-Скажите, а как вы поняли эту загадку? Слова какой же части речи заменяют имена?

1. Определение темы и постановка целей урока. Работа со шмуцтитулом.

-Итак, прочитайте тему урока

Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»

- А какие местоимения 3-го лица единственного числа вы уже знаете? (он, она, оно,они)

-Правильно, а как вы думаете, чему мы будем учиться? Определите задачи урока……..

-Сегодня на уроке мы не только углубим знания о правописании местоимений 3-го лица единственного и множественного числа, но и научимся составлять словосочетания, правильно выбирая косвенную форму местоимений; заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями; выполнять разбор личного местоимения как части речи.

Откройте учебник на стр. 51 Прочитайте их.

Он, его, ему. Назовите грамматические признаки каждого из этих местоимений

3. Выборочный диктант:

А сейчас проведем выборочный диктант. Я буду читать предложения, а вы будете находить словосочетания глагол + местоимение

-Итак, читаю 1-е предложение 1)Приплыла к нему рыбка. Какое словосочетание нужно выписать?

Образец: приплыла к нему                             

-Следующее предложение

2)И царица у окна села ждать его одна. Какое словосочетание мы выпишем из этого предложения?

-Записываем, ждать его, назовите местоимение (его), определите его начальную форму (он) задаем вопрос (кого?), определите падеж местоимения В.п., укажите падеж над местоимением.

-Следующее предложение 4)Служат ей бояре да дворяне. Выпишите самостоятельно словосочетание, укажите падеж

-Давайте проверим, что вы выписали? служат (кому?) ей (Д.п.)

-Послушайте следующее предложение 3)Злая мачеха сидела перед зеркальцем своим и беседовала с ним. Выписываем словосочетание, указываем падеж

-Давайте проверим, что вы выписали? беседовала (с кем?) с ним (Т.п.)

-Как вы думаете, из произведения какого автора были наши предложения?

-Итак, чему мы сейчас учились?

-Находить в речи местоимения и определять их грамматические признаки

III. Открытие нового знания

1.Упражнение в замене имён существительных подходящими по смыслу местоимениями

учебник, упр.130

- Будем учиться, правильно употреблять в речи местоимения .Прочитайте задание, что нужно сделать? Подготовьтесь прочитать словосочетания.

-Читайте и объясняйте правописание слов с пропущенными орфограммами (по цепочке)

-Давайте заменим имена существительные в каждом словосочетании личным местоимением в той же форме, определим падеж местоимений и объясним их написание

-Запишите 5 любых словосочетаний так, как показано в образце (вставляя пропущенные буквы, рядом с каждым именем существительным записать в скобках местоимение, которым можно заменить это имя существительное, указать падеж имени существительного и местоимения)

2.Работа над значением и правописанием словарного слова «победа»

-Ребята, в упражнении нам встретилось слово «победа», как вы понимаете это слово?

Толковый словарь Ожегова (ПОБЕДА 1. Успех в битве, войне при полном поражении противника. Одержать победу. Вернуться с победой. День Победы (9 мая - праздник победы в Великой Отечественной войне).

-Выделите корень.От какого слова образовалось это слово? (победа)

-Найдите орфограммы в этом слове? Подберите проверочные слова к этому слову? Удалось ли вам это сделать?

-Значит, мы можем сделать вывод, что это слово нужно запомнить

-Давайте вместе подберем к этому слову однокоренные слова

-Что вы можете мне сказать о правописании корней в однокоренных словах?

-Корни в однокоренных словах пишутся одинаково

- Не забудьте это правило, когда вы будете записывать однокоренные слова

-Самостоятельно запишите однокоренные слова, выделите корень и подчеркните букву безударного гласного звука в корне

IV. Закрепление изученного материала.

1.Упражнение в редактировании групп предложений с повторяющимися именами существительными

учебник, упр.131- работа в парах

-Продолжаем учиться правильному употреблению местоимений в речи.Расскажите еще раз о роли местоимений в речи

- Местоимения помогают нам избежать повторения одинаковых слов в речи.

Работа в парах

- Первый ряд будет работать с 1-м абзацем упражнения, второй со 2-м, третий с 3-м

-Каждая пара прочитает свой абзац, обсудит, какими местоимениями можно заменить выделенные слова и запишет измененные предложения, объясняя написание слов с пропущенными буквами.

-Давайте проверим, 1-ю группу?  Послушаем, что у вас получилось

- Послушаем  2-ю группу, прочитайте, что вы записали? Прочитайте измененные предложения,  3-го абзаца

-Кто сделал 1 ошибку? Кто сделал больше ошибок? А кто сделал ни одной ошибки? У кого есть ошибки, исправьте их

V. Закрепление изученного материала

2.Упражнение в подборе и соблюдении нормы употребления местоимений и их форм.

учебник, упр.132

-Подготовьтесь прочитать текст. Прочитайте..Догадайтесь из какой сказки этот текст? Кто произносит эти слова и к кому они обращены?

-В.Гаршин «Лягушка-путешественница». Слова говорит лягушка, она обращается к утке.

-Давайте поработаем устно. Подготовьтесь вставить пропущенные местоимения

-Дома вам нужно записать это упражнение, а также составить по данному рисунку свой небольшой рассказ.

3.Упражнение в нахождении местоимений в пословицах. Морфологический разбор местоимения

учебник, упр.133

-Ребята внимание, нам даны части пословиц, их нужно восстановить

-Прочитайте 1-й столбик. Прочитайте 2-й столбик.

-Кто составил 1-ю пословицу?

-Когда я ем, я глух и нем.

-Когда так говорят? (во время еды внимание должно быть направлено на еду, разговаривать во время еды опасно и неудобно)…..

- Вспомните морфологический разбор местоимения, куда нужно заглянуть?

-Самостоятельно выполните морфологический разбор местоимения «его», используя памятку

Проверка

Его- личное мест., н.ф.- он, 3-го л., в ед.ч., в р.п., дополн.

Она- личное мест., н.ф.- она, 3-го л., в ед.ч., им.п., подл.

Тебя- личное мест., н.ф.- ты, 2-го л., в ед.ч., в.п., дополн.

Я- личное мест., н.ф.- я, 1-го л., в ед.ч., им.п., подл.

VIII. Подведение итогов урока

-Чему мы учились на уроке?

-С какой целью мы заменяли повторяющиеся имена существительные местоимениями?

-Как разобрать местоимение как часть речи?

IX. Домашнее задание

Учебник стр.63, упр.132 (записать это упражнение, а также составить по данному рисунку свой небольшой рассказ)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...