Письмо. "Буква Я я"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Конспект урока по письму в 1 классе по теме "Буква Я я"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_ya.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Письмо слогов и слов с буквами Я, я».

Цель: Формирование умения правильно писать строчную и заглавные буквы Я, я, создание условий для формирования умения безошибочно писать слоги и  слова с гласной буквой Я,  я.

Задачи:

1.Предметные: 

  • Научить писать строчную и заглавную  букву я, слоги и слова с ней;

  • Уметь перекодировать звуко-буквенную форму в буквенную.

2.Метапредметные: 

  • осуществлять контроль своей деятельности, принимать учебную задачу урока;

 

  • анализировать и осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

3.Личностные:

  • Создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе;

  • Развивать положительное отношение к изучению родного языка.

Тип урока: закрепление.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.

Средства обучения: компьютер.

Оборудование: тетрадь для письма, презентация к уроку, карточки для работы.

План урока:

 1.Организационный момент (1 мин.)

 2.Постановка учебной проблемы (2 мин.)

 3. Целеполагание (2 мин.)

    4. Применение знаний и умений в новой ситуации..(26 мин.)

 5. Подведение итогов (2мин.)

 6.Рефлексия (2 мин.)

        

Этап урока

Метод и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент.

Объяснительно-иллюстративный метод; наглядно-практический

метод; частично-поисковый; игровая технология с применением ИКТ

 Прозвенел опять звонок.

Он позвал нас на урок.  

-У нас урок письма.

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке

Тетрадка, ручка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Проверяют готовность к уроку.

 Настраиваются на учебный процесс.

Личностные: самоопределение;

 Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

2

Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.

Познавательные действия

Актуализация опорных знаний

Познавательные действия

Самостоятельное формулирование познавательной цели (задачи)

Коммуникативные действия

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения

- Посмотрите на доске написаны элементы букв. Кто догадался, какие это буквы?

- Правильно, ребята! Именно эта буква у нас сегодня будет главной.

Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я
Доложить всегда готова
– А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я.
Я не только буква Я -
Буква, слог и слово!

- Прописной и строчной букв «Я я».

Слушают учителя.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

 Коммуникативные: 

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

3.

Целеполагание.

-А как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке вместе с этой буквой?

- Правильно!

-Тренироваться в написании прописной и строчной букв «Я я», выполнять звуковой анализ слов, записывать предложения с изученными буквами.

Слушают учителя.

 

Регулятивные:

 -целеполагание, т.е. постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; 

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные:

уметь  формулировать высказывание

 

4.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

- А сейчас я предлагаю вам открыть свои рабочие тетради, отступить от последней записи 2 строчки найти «красную строку» и записать число, сегодня у нас 18 ноября «18 н.».  

Я тетрадочку открою

 И с наклоном положу.

 Я, друзья, от вас не скрою –

 Ручку правильно держу.

 Сяду прямо, не согнусь,

 За работу я возьмусь!

- Давайте вспомним, как правильно нужно сидеть за партой. А как мы держим ручку? Поставьте на локоток, я пройду, посмотрю, все ли правильно держат.

- А теперь посмотрите на доску и вспомните, как правильно пишется эта буква.

«Строчная буква я».

Ставим ручку чуть выше нижней линии рабочей строки, ведём наклонно вверх и пишем овал влево, затем от верхней линии рабочей строки пишем короткую палочку с закруглением вправо.

- Посмотрите, написание заглавной буквы Я похоже на написание строчной буквы.

- Давайте пропишем с вами в воздухе, сначала строчную, затем заглавную.

- А теперь, пропишите строчную и заглавную буквы Я я целую строчку так, как это показано у меня на экране. Будьте внимательны, эти буквы соединяются нижним соединением.

- Обведите в кружок зелёным цветом букву, которая понравилась Вам больше всего.  

А теперь обратите внимание на доску.

Давайте все вместе прочитаем, что написано на ней.

Кто что любит

Ю- ра – ма-ли-ну,

Ню-ра – ря-би-ну,

Лё-ля – виш-ню,

А Ко-ля – ар-буз.

- Как одним словом можно назвать, что любят дети?

-Как вы думаете, почему это слово появилось сегодня на уроке?

-Кто помнит, сколько звуков обозначает буква я, когда стоит в начале слова?

- А какие звуки она обозначает?

-А когда ещё буква я обозначает 2 звука?

- Какая ещё буква, которую вы прошли, обозначает два звука?

- Верно! А сейчас с новой строки давайте пропишем это слово целую строчку. Посмотрите, как это у меня написано на доске.

 - Устали ваши пальчики? Давайте с Вами сделаем пальчиковую гимнастику.

«Пальчиковая гимнастика».

Мы капусту рубим, рубим!

Мы капусту режем, режем!  

Мы капусту солим, солим!

Мы капусту жмем, жмем!

Мы морковку трем, трем!

И маме подаём.

- Вот теперь, наши пальчики немного отдохнули и готовы выполнять следующее задание.

- А теперь вспомните, что любят Юра и Нюра?

- Верно, Юра – малину, а Нюра – рябину.

- Запишите эти слова у себя в тетрадях на следующей строчке, как у меня на доске.

-Давайте подчеркнём буквы, которые обозначают мягкий согласный звук.

-Какие буквы подчеркнули в слове «малина»?

-Какие буквы подчеркнули в слове «рябина»?

-Какие буквы сделали согласный звук мягкий?

- А какие ещё гласные буквы смягчают согласный звук?

- А сейчас мы с вами немного отдохнем.

«Физкультминутка».

Ветер дует нам в лицо. 

 Закачалось деревцо. 

 Ветер, тише, тише, тише…

Деревцо все выше, выше! 

- Сейчас я Вам раздам карточки. Посмотрите на них внимательно. Каждая буква в слове под своей цифрой.  А внизу кто-то перепутал и вместо букв написал только цифры. Давайте расшифруем эти слова вместе! Посмотрите, кто догадался, что за первой слово?

- Верно, первое слово – зима.

Давайте запишем его в тетрадках.

- Кто догадался, что за второе слово? Земля.

- Запишите на следующей строчке.

-Третье? Яма.

- Запишите на следующей строчке.

- Четвёртое? Маяк.

- Запишите на следующей строчке.

- Вот какие вы молодцы, нам удалось разгадать все слова!

- Посмотрите, на доске записаны слова, а рядом с ними схемы, но эти схемы перепутались. Найдите схему, которая соответствует каждому слову.

- Молодцы! Мы отлично справились и с этим заданием!

- А сейчас посмотрите на доску. Давайте прочитаем слова, которые записаны.

РОЯЛИ, ЯНА, МАЛЯР, МАРЛЯ, ОДЕЯЛО, ЯЛТА.

- Скажите, почему слова Ялта и Яна написаны с большой буквы?

-Какие ещё слова пишутся с большой буквы?

- Запишите у себя в тетрадях эти слова письменными буквам.

- Посмотрите внимательно, есть ли тут слова, в которых звуков больше, чем букв?

-Какие это слова?

- Подчеркните их аккуратно простым карандашом.  

- Сегодня мы с вами много писали и наши глазки очень устали, давайте поможем им и сделаем гимнастику.

- Нарисуйте только глазами,  не двигая головой, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

- Молодцы!

Выполняют требования педагога.

Выполняют требования педагога.

Смотрят на доску.

Проговаривают про себя порядок выполнения и элементы.

Прописывают в воздухе совместно с учителем.

Выполняют требования педагога.

Обводят в кружок букву, которая получилась лучше всего по их мнению.

Читают совместно с педагогом.

- Ягоды.

- Слово «ягода» начинается с буквы я.

- Два.

Отвечают на вопросы педагога.

- Когда стоит после гласного звука, в начале слова, после мягкого и твёрдого знаков.

- Буква е.

Прописывают слово «ягоды» целую строчку.

- Да!

Выполняют пальчиковую гимнастику, повторяя движения за педагогом.

 - Ю.- МАЛИНУ, Н. – РЯБИНУ.

Прописывают слова «малина рябина».

Подчёркивают совместно с учителем.

-Л.

-Р, б.

- И,я.

- Я, е, и.

Повторяют за педагогом.

- Зима.

- Земля.

- Яма.

- Маяк.

Подбирают подходящую схему к каждому слову.

Читают совместно с педагогом.

-Имя девочки, название города.

Отвечают на вопрос учителя.

Записывают.

-Да!

-Рояли, Яна, одеяло, Ялта.

Подчёркивают.

Выполняют требование педагога.

  Регулятивные:

идёт управление своей деятельностью (включается волевая саморегуляция); закрепляется умение работать самостоятельно, обучающиеся  контролируют свои действия. 

Коммуникативные:

 -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- адекватно оценивать и воспринимать оценку одноклассников

5.

Подведение итогов.

Словес.: обобщение

- Ребята, чем мы с вами занимались сегодня на уроке?

- Что нового вы открыли вы для себя?

- Какие знания закрепили?

Отвечают на вопросы педагога.

Коммуникативные:

 -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- адекватно оценивать и воспринимать оценку одноклассников

6.

Рефлексия.

Словес.: обобщение

Оценивание по яблочку. Нарисуйте на полях яблоко:

Красное – всё получалось,

Жёлтое – больше получалось, были небольшие трудности.

Зелёное – было трудно.

Без трудов нет плодов.

Рисуют яблоко на полях.

Личностные: ценностная и  морально-этическая ориентация.

Предметные: знать названия животных.

Регулятивные: идёт  управление своей деятельностью; закрепляется умение работать самостоятельно.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПНШ. Обучение грамоте. Письмо. 1 класс. Тема: "Письмо буквы ь"

Предмет:    Обучение грамоте ( письмо) Класс:  1 класс Учебная тема:  Письмо буквы ь Дидактическая цель Сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный  зрите...

урок письма по программе "Гармония" на тему "Письмо букв Р р"

Тема урока. Письмо букв Р, р  Цель: путём наблюдения, сравнения, анализа  познакомить детей с буквами Р, р   и научить писать эти буквы. Задачи: 1)  знакомство с буквами...

Урок письма по теме"Письмо букв, слогов с изученными буквами"

Использование на уроках обобщения и повторения изученного материала...

Конспект урока письма на тему: «Письмо буквы Л,л»

Конспект урока письмана тему: «Письмо буквы Л,л»...

Конспект урока обучение грамоте (письмо). Тема: Письмо букв ч,Ч. 1 класс УМК "Гармония"

Тема урока: Письмо букв ч,Ч.Тип урока: овладение новыми знаниями. Задачи урока: Предметные задачи урока: развитие у учащихся умений: писать строчную и заглавную буквы Ч, ч...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...