– Откройте учебник на странице 59 упражнение 122. – Прочитайте про себя. Вслух. – Что вы заметили? – Выпишите словосочетания со словом пальто, покажите его подчинение главному и обозначьте падеж. Пальто(И.п) одела(×), пальто(И.п) наказать(×), без пальто(Р.п) пошел(×). – Вы знаете, как в русском языке называют такие слова? – Это не склоняемые существительные, которые имеют для всех падежей одну и туже форму, т.е. не меняют окончание. – Слушайте внимательно. Сказка о несклоняемых существительных. Собрались как – то несклоняемые существительные в гостях у слова мадмуазель. Хозяйка заставила снять с прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы с авеню никто не заглядывал в комнату. Меню состояло из кольраби , филе, желе, кофе и какао. Шимпанзе играл на пианино , колибри и какаду пели, фламинго выделывали ногами разные па. Остальные гости составляли жюри. Они хлопали в ладоши и восклицали: «Чудесно! Прямо как в кино!» Вдруг владелица ателье сообщила, что многие её знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их прекрасно приняли и теперь считаются своими. «Может быть, рискнуть и нам? Отправимся в турне?» Тут как раз передали по радио , что партия эскимо вылетает в Россию. Наши слова выбежали на шоссе, поймали такси, потом ехали на метро и успели как раз вовремя: на табло появились сведения об отправке самолёта. Полёт был долгим, слова пачками ели эскимо, замёрзли так , что даже шевельнуться уже не могли, совсем заледенели и стали неподвижны. Наконец самолёт выпустил шасси и приземлился. Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова встретили их очень хорошо и оставили жить в русском язык. Но замёрзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той форме, в какой замёрзли. С тех пор они по падежам не склоняются. – Какие неизменяемые существительные вы услышали в сказке? – Как вы их понимаете? (Кашпо – горшок для цветов, филе – мясо без костей, кольраби – капуста, па – элементы танца, турне - путешествие)
– Откуда же появились такие слова? (Эти слова из иностранных языков) – Какие же в стихотворении «Пальто» встретились ещё зависимые имена существительные? (нос (И.п) задел (×))
– Выпишите словосочетания, укажите падеж. – В каких падежах слова не встретились? (Д.п., Т.п., П.п.) – Поставьте в них слова рукав и пальто и запишите в словосочетании с глаголами. (рукаву, рукавом, о рукаве пальто) – В каком падеже не обойтись без предлога? (Предложном падеже)
– Найдём №123, страница 59. – Прочитайте сообщение о глаголах одеть и надеть. – Когда употребляется глагол надеть, а когда – глагол одеть.
| (Что?) | с.поги | Одеть | братишку | в п.льто |
| на себя | п.иджак | Надеть | на сестру | в шубу |
| (Во что?) | вар.ежки |
– Какую орфографическую задачу вам необходимо решить? – Объясните правильное употребление глаголов. – Образование фраз начинается со второго столбика. (На доске показ стрелками) – Найдем №124 – Прочитайте задание про себя. Вслух. – Делайте самостоятельно. Проверка №124
Найдем № 125. Прочитайте задание. – Как будете действовать? (Выполнение задания в рабочей тетради) – Какие формы существительных вы записали? – По каким вопросам вы определяли падеж? – Как называются вторые вопросы? – Для чего они служат?
Раз - подняться, потянуться. Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть.
Найдем № 126 – Запишите словосочетания без вопросов, укажите падеж имен существительных, выделите окончание у имен существительных. – Познакомьтесь с сообщением о правильном употреблении глаголов (1 ученик за доской на оценку). Рассказываю (о ком?) о щенке. (П.п) Рассказываю (о чем?) об игре. (П.п.) Описываю (кого?) щенка. (В.п.) Описываю (что?) игру. (В.п.) Люблю (кого?) щенка. (Р.п.) Люблю (что?) игру. (Р.п.)
– Какой часть речи выражены главные слова в словосочетаниях? (глаголом) – Ка называется эта связь? (от главного к зависимому) – Какую команду подаёт глагол существительному? (действие) – Какие предлоги вы употребляли? Почему? – Проверьте указанные падежи Диктант 1) Запишите текст, выделяя изученные орфограммы. Не сбивай мухоморы. Мухоморами лечатся лоси и другие животные. У мухоморов бывают очень красивые шляпки. Любуйся ими! 2) Выпиши словосочетания существительное + прилагательное, покажите в нем зависимость слов, укажите, в чем прилагательное согласуется с именем существительным. 3) Покажите состав слов : мухомор, другие, шляпки. – Объясни правописание не сбивай. – К какой части речи относится последнее слово? – Назовите начальную форму.
Поднимите руку, кому было интересно на уроке? У кого были затруднения?
Откроем дневники, запишем д/з Страница 61,№ 127 |