Тема урока "Учимся правильной речи"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

Чемекова Лариса Сергеевна

 

Структура урока:

 

1.Организация урока

2. Постановка темы, цели

3.Работа по теме урока

- Наблюдение за несклоняемым именем существительным пальто

- Сказка о несклоняемых существительных (с показом слайдов)

- Употребление слов: одеть и надеть

4. Физкультминутка (музыкально – ритмические упражнения)

5. Работа над пройденным материалом

- Исправление ошибок по заданному алгоритму

- Составление и запись словосочетаний

6. Игра «Сделай замену»

7. Рефлексия

 8. Домашнее задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_pravilnoy_rechi.docx33.52 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Паспорт урока

1. Класс – 4.

2.Школа – ГБОУ «Новоторъяльская школа – интернат основного общего образования».

3.Предмет – русский язык.

4.Учитель – Чемекова Л. С.

5.Тема – «Учимся правильной речи».

6.Цель – обучать правильному составлению словосочетаний со связью управления.

7.Задачи:

- провести первоначальное знакомство с несклоняемыми существительными, выяснить употребление глаголов одеть, надеть, совершенствовать орфографические навыки;

- развивать познавательные навыки: внимание, мышление, речь;

- воспитывать умение сотрудничать, взаимопомощь.

8.Тип – изучение нового материала.

9.Форма урока: проблемный урок

10.Оборудование: компьютер, экран, презентация, магнитофон, диск, пальто, записи на доске, учебники, печатные тетради, таблица падежей, схемы, смайлики.

11.Дидактический материал: карточки для индивидуальной работы, карточки для групповой работы.

12.Структура урока:

1.Организация урока

2. Постановка темы, цели

3.Работа по теме урока

- Наблюдение за несклоняемым именем существительным пальто

- Сказка о несклоняемых существительных (с показом слайдов)

- Употребление слов: одеть и надеть

4. Физкультминутка (музыкально – ритмические упражнения)

5. Работа над пройденным материалом

- Исправление ошибок по заданному алгоритму

- Составление и запись словосочетаний

6. Игра «Сделай замену»

7. Рефлексия

 8. Домашнее задание

13.Дата проведения – 17 октября 2012 год,  районный семинар для зам. директоров по УВР.

Зам. директора по УВР _____________________ Г.П. Смоленцева

1.Организация урока

(звучит музыка)

- Вспомните самый счастливый день в вашей жизни и перенесите то настроение на урок.

 2. Постановка темы, целей

-Как называется все то, что мы говорим, слышим, пишем? (речь)

-Какие секреты речи знаем? (правильность, вежливость, понятность) слайд

-А все мы уже знаем об этих секретах?

-Какую задачу поставим?

-Откройте страницу 54 и прочитайте.

(Учимся правильной речи) слайд

- Будем работать над правильной речью  со словосочетаниями, правильно их строить.

3.Работа по теме урока

№122

 1. наблюдение за несклоняемым именем существительным пальто

1)Чтение и наблюдение за словом пальто (сначала самостоятельно, потом – вслух)

1)Прочитайте и ответьте на вопрос задания

-Что заметили? (слово пальто не изменяется)

2)Выписывание словосочетаний со словом пальто (коллективная работа с комментированием на доске и в тетради)

- Прочитайте 1 задание и скажите, что надо сделать

( Выписать словосочетания с этим словом, определить падежи)

- Вопросы будем ставить падежные устно

(одел во что? в пальто (В.), наказать что? пальто (В.), пошел гулять без чего? без пальто (Р.))

- Какие словосочетания, с какой связью? (со связью управление)

- Что можно сказать об изменении по падежам пальто? (постановка проблемы)

3)Изменение по падежам пальто (решение проблемы: работа по таблице, устно)

-В каких падежах слово не встретилось? (И.,Д., Т.,П.)

Поставь в них пальто.

В каком падеже понадобится предлог?

Д. чему? пальто

Т. чем? пальто

П. о чем? о пальто

- Изменилось ли окончание слова пальто?

На экране:  слайд

И. есть что? пальто

Р. нет чего? пальто

Д. дать чему? пальто

В. вижу что? пальто

Т. доволен чем? пальто

П. думать о чем? о пальто

- Изменяется ли по падежам? (проверка по экрану)

- Как же называется такое слово? (установка на новое понятие)

4).Сказка о несклоняемых существительных

- Послушайте сказку и узнайте. Внимание на экран! Слайды  

(Чтение сказки учителем)

    Собрались как-то несклоняемые существительные в гостях у слова мадмуазель.

    Хозяйка заставила снять в прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы с авеню никто не заглядывал в комнату. Меню состояло из кольраби, филе, суфле, желе, кофе и какао. Шимпанзе играл на пианино, колибри и какаду пели, фламинго выделывал ногами разные па. Остальные гости составляли жюри. Они хлопали в ладоши и восклицали: «Чудесно! Прямо как в кино!»

    Вдруг владелица ателье сообщила, что многие её знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их прекрасно приняли и  теперь считают своими.

    «Может быть, рискнуть и нам? Отправимся в турне?»

    Тут как раз по радио передали, что партия эскимо вылетает в Россию.

    Наши слова выбежали на шоссе. Поймали такси, потом ехали на метро и успели как раз вовремя: на табло появились сведения об отправке самолёта.

    Полёт был долгим, слова пачками ели эскимо, замёрзли так, что даже шевельнуться уже не могли, совсем заледенели и стали неподвижны. Наконец самолёт выпустил шасси и приземлился.

    Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова встретили их очень хорошо и оставили жить в русском языке.

    Но замёрзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той форме, в которой замёрзли. С тех пор они по падежам не склоняются.

           - Как называются такие слова? (несклоняемые)

-Откуда они появились? (из иностранных языков)

- В чем их особенность? ( не изменяются по падежам)

Вывод

- Для чего нам надо знать о поведении таких слов? (речь должна быть правильной) слайд

№123 употребление слов: одеть и надеть

1)Постановка проблемы: как сказать правильно?

(Показ действий детьми перед классом)

-Что делает Саша? (Саша надевает пальто)

-А теперь что он делает? (Саша одевает в  пальто Нину. Саша одевает Нину. Саша надевает Нине пальто.)

2)Решение проблемы

-Как сказать правильно – одеть или надеть пальто?

- Правильно ли составили предложения?

3)Самопроверка по учебнику

-Проверьте по рамке-помощи

- По какой схеме действует глагол одеть? Надеть? (работа по схемам на доске?)

-Какие ошибки были?

4)Примеры

-Кто сможет привести в пример словосочетание?

(одеть ребенка, одеть в костюм, надеть брюки, надеть на девочку)

- Это будет домашним заданием. Только словосочетания включить в предложения. Кому – сложно, №124. (дифференцированная работа)

Вывод:

- Надо знать об употреблении слов надеть, одеть? Для чего?

(речь должна быть правильной) слайд

4.Физкультминутка (№ 16)

- Проведем музыкальную разминку

5.Работа над пройденным материалом

№125 исправление ошибок по заданному алгоритму (работа в печатных тетрадях с. 37)

фронтальная работа (разбор 1-ого словосочетания с записью на доске:

выглянула в окне – в окно (В.), из окна (Р.)

-прочитайте 1-ое словосочетание, что неверно?

-В какой падеж поставили зависимое слово ребята? (предложный)

-по вопросам-подсказкам назовите верную форму (выглянула в окно, выглянула из окна)

-В каком падеже стало? ( В. п, Р.п.)

самостоятельная работа в печатных тетрадях в парах

(слабые – на карточках (индивидуальная работа): Лена, Роман,  Сергей  Ш. )

Дополнительно: придумать и записать предложения с данными словосочетаниями

3) самопроверка с экрана:

- Сверьте с доской, есть ли ошибки?

- Есть ли окошки?

На экране: слайд

Опали с деревьев (Р.)

Покрылась листвой (Т.)

Выглядывают из-под листьев (Р.)

Забрались на пни (В.)

Вывод

- Какие ошибки допустили дети? (неправильно выбрали падежную форму)

- А надо ли исправлять ошибки? Почему?

(речь должна быть правильной) слайд

-Какие это  словосочетания? (с главным словом глаголом – управление)

№126 – 2 группа, 128 – 1 группа  составление и запись словосочетаний (дифференцированная работа )

1)Выбор задания

- посмотрите на задания и выберите упражнение

- что надо сделать в обоих упражнениях? (составить словосочетания)

1 группа – самостоятельный разбор и выполнение задания

- 1 группа, самостоятельно разберитесь в задании, обратите внимание на рамку-помощи

2 группа – с учителем

- 2 группа, посмотрите на первую строчку №126, что допишите?

(Рассказываю … о щенке, об игре (П.))

- 0динаковые предлоги получились?

- Почему разные?

- Обратитесь к рамке – помощи

- Укажем падеж зависимых слов

- Какие окончания выделим?

- 2 группа приступайте к работе

2)Самостоятельная работа (2 гр.) (1 ученик работает у доски)

- Понятно ли задание 1 группе?

- Что будете дописывать? (падежный вопрос, предлог)

- Обратите внимание на рамку – помощи, сравните предлоги и приставки

3)Проверка

2 группа с доски, 1 группа самопроверка по экрану

Описываю щенка, игру (В.)

Люблю щенка, игру (В.)

Скучаю по щенку, по игре (Д.)

Интересуюсь щенком, игрой (Т.)

- Одинаково ли изменялись окончания слова щенок? игру?

-Кто может объяснить, почему?

(относятся к разному роду)

- Какие орфографические задачи решали?

1 группа (по экрану) слайд

Добежал (до чего?) до березы (Р.)

Подбежал к чему? к березе (Д.)

Забежал за что? за березу (В.)

Въехали во что? в город (В.)

Подъехали к чему? к городу (Д.)

Отъехали от чего? от города (Р.)

Доехали до чего? до города (Р.)

Вцепился во что? в сапог (В.)

Зацепился за что? за сапог (В.)

- Где затруднялись?

- Какой подсказкой воспользовались? (нет вопроса в чего?)

- Какие орфографические задачи решали?

Вывод

- Что требует глагол от существительного? ( нужный падеж)

- Для чего это надо знать?

(речь должна быть правильной) слайд

6.Игра «Сделай замену»

1)Фронтальная работа

- Я буду читать образные выражения, которые называются фразеологизмами, вы – заменять глаголом.

(глаголы записаны на обратной стороне доски)

Ломать голову – думать

Зарубить на носу – запомнить

Надуть губы – рассердиться

Унести ноги – уйти

Бить баклуши – бездельничать

Водить за нос – обещать

Чесать языки – болтать

Выходить из себя – гневаться

Дать стрекоча – бежать

Клевать носом – засыпать

Совать нос – вмешиваться

2)Групповая работа (раздаются листочки)

- Вспомнить глагол, которым заменили фразеологизмы и подобрать к существительные

1 гр – бить баклуши - бездельничать

2гр – зарубить на носу - запомнить

3гр – надуть губы - рассердиться

4 гр – унести ноги - убежать

5 гр – ломать голову - думать

3)Проверка учителем 1 гр., взаимопроверка 2 и 3, 4 и 5

- Какие словосочетания получились?

- На подготовке обменяетесь заданиями и письменно выполните, кто сможет – составьте предложения с фразеологизмами (домашнее задание)

7.Рефлексия

- Какую задачу ставили? (учимся правильной речи)

Самооценка

- Чему научились? Что узнали?

- С какими словосочетаниями работали?

- Какие были трудности?

- Как ваше настроение? Покажите смайлик.

Оценивание

-За активную работу …

- За работу на карточках

- За домашнюю творческую работу

8.Домашнее задание

-Какое уже получили?

(придумать предложения с глаголами одеть, надеть; подобрать существительные к глаголам – составить словосочетания или предложения)

Слайд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему: «Путешествие в страну правильной речи»

Внеклассное мероприятие с учащимисяЦель: систематизирование знаний, умений и  навыков по речевым лексико-грамматическим  категориям. Коррекционные задачи:закрепить навык четкого п...

Проект урока русского языка в 4 классе по теме: «Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи) » Образовательная система «Гармония».

Планируемые результаты: Предметные: знать некоторые особенности изменения форм имен существительных;уметь склонять существительные в родительном, дательном падежах.Личностные:Уметь проводить само...

Урок по риторике ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО! УПОТРЕБЛЯЙ СЛОВА ПРАВИЛЬНО!

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО! УПОТРЕБЛЯЙ СЛОВА ПРАВИЛЬНО!...

Статья на тему "Формирование правильной речи у детей с дизартрией"

    В последнее время в логопедической практике наблюдается увеличение обучающихся с дизартрическими расстройствами речи. Данные расстройства затрудняют процесс получения знаний школь...

Конспект по русскому языку на тему Учимся правильной речи.

УМК «Гармония». Автор учебника: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко; часть: 1; год издания: 2014; страницы: 59-60.Тема урока: Учимся правильной речи.Цель урока: создание условий для ознакомл...