Тема урока "Учимся правильной речи"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме
Структура урока:
1.Организация урока
2. Постановка темы, цели
3.Работа по теме урока
- Наблюдение за несклоняемым именем существительным пальто
- Сказка о несклоняемых существительных (с показом слайдов)
- Употребление слов: одеть и надеть
4. Физкультминутка (музыкально – ритмические упражнения)
5. Работа над пройденным материалом
- Исправление ошибок по заданному алгоритму
- Составление и запись словосочетаний
6. Игра «Сделай замену»
7. Рефлексия
8. Домашнее задание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_pravilnoy_rechi.docx | 33.52 КБ |
prezentaciya.ppt | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт урока
1. Класс – 4.
2.Школа – ГБОУ «Новоторъяльская школа – интернат основного общего образования».
3.Предмет – русский язык.
4.Учитель – Чемекова Л. С.
5.Тема – «Учимся правильной речи».
6.Цель – обучать правильному составлению словосочетаний со связью управления.
7.Задачи:
- провести первоначальное знакомство с несклоняемыми существительными, выяснить употребление глаголов одеть, надеть, совершенствовать орфографические навыки;
- развивать познавательные навыки: внимание, мышление, речь;
- воспитывать умение сотрудничать, взаимопомощь.
8.Тип – изучение нового материала.
9.Форма урока: проблемный урок
10.Оборудование: компьютер, экран, презентация, магнитофон, диск, пальто, записи на доске, учебники, печатные тетради, таблица падежей, схемы, смайлики.
11.Дидактический материал: карточки для индивидуальной работы, карточки для групповой работы.
12.Структура урока:
1.Организация урока
2. Постановка темы, цели
3.Работа по теме урока
- Наблюдение за несклоняемым именем существительным пальто
- Сказка о несклоняемых существительных (с показом слайдов)
- Употребление слов: одеть и надеть
4. Физкультминутка (музыкально – ритмические упражнения)
5. Работа над пройденным материалом
- Исправление ошибок по заданному алгоритму
- Составление и запись словосочетаний
6. Игра «Сделай замену»
7. Рефлексия
8. Домашнее задание
13.Дата проведения – 17 октября 2012 год, районный семинар для зам. директоров по УВР.
Зам. директора по УВР _____________________ Г.П. Смоленцева
1.Организация урока
(звучит музыка)
- Вспомните самый счастливый день в вашей жизни и перенесите то настроение на урок.
2. Постановка темы, целей
-Как называется все то, что мы говорим, слышим, пишем? (речь)
-Какие секреты речи знаем? (правильность, вежливость, понятность) слайд
-А все мы уже знаем об этих секретах?
-Какую задачу поставим?
-Откройте страницу 54 и прочитайте.
(Учимся правильной речи) слайд
- Будем работать над правильной речью со словосочетаниями, правильно их строить.
3.Работа по теме урока
№122
1. наблюдение за несклоняемым именем существительным пальто
1)Чтение и наблюдение за словом пальто (сначала самостоятельно, потом – вслух)
1)Прочитайте и ответьте на вопрос задания
-Что заметили? (слово пальто не изменяется)
2)Выписывание словосочетаний со словом пальто (коллективная работа с комментированием на доске и в тетради)
- Прочитайте 1 задание и скажите, что надо сделать
( Выписать словосочетания с этим словом, определить падежи)
- Вопросы будем ставить падежные устно
(одел во что? в пальто (В.), наказать что? пальто (В.), пошел гулять без чего? без пальто (Р.))
- Какие словосочетания, с какой связью? (со связью управление)
- Что можно сказать об изменении по падежам пальто? (постановка проблемы)
3)Изменение по падежам пальто (решение проблемы: работа по таблице, устно)
-В каких падежах слово не встретилось? (И.,Д., Т.,П.)
Поставь в них пальто.
В каком падеже понадобится предлог?
Д. чему? пальто
Т. чем? пальто
П. о чем? о пальто
- Изменилось ли окончание слова пальто?
На экране: слайд
И. есть что? пальто
Р. нет чего? пальто
Д. дать чему? пальто
В. вижу что? пальто
Т. доволен чем? пальто
П. думать о чем? о пальто
- Изменяется ли по падежам? (проверка по экрану)
- Как же называется такое слово? (установка на новое понятие)
4).Сказка о несклоняемых существительных
- Послушайте сказку и узнайте. Внимание на экран! Слайды
(Чтение сказки учителем)
Собрались как-то несклоняемые существительные в гостях у слова мадмуазель.
Хозяйка заставила снять в прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы с авеню никто не заглядывал в комнату. Меню состояло из кольраби, филе, суфле, желе, кофе и какао. Шимпанзе играл на пианино, колибри и какаду пели, фламинго выделывал ногами разные па. Остальные гости составляли жюри. Они хлопали в ладоши и восклицали: «Чудесно! Прямо как в кино!»
Вдруг владелица ателье сообщила, что многие её знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их прекрасно приняли и теперь считают своими.
«Может быть, рискнуть и нам? Отправимся в турне?»
Тут как раз по радио передали, что партия эскимо вылетает в Россию.
Наши слова выбежали на шоссе. Поймали такси, потом ехали на метро и успели как раз вовремя: на табло появились сведения об отправке самолёта.
Полёт был долгим, слова пачками ели эскимо, замёрзли так, что даже шевельнуться уже не могли, совсем заледенели и стали неподвижны. Наконец самолёт выпустил шасси и приземлился.
Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова встретили их очень хорошо и оставили жить в русском языке.
Но замёрзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той форме, в которой замёрзли. С тех пор они по падежам не склоняются.
- Как называются такие слова? (несклоняемые)
-Откуда они появились? (из иностранных языков)
- В чем их особенность? ( не изменяются по падежам)
Вывод
- Для чего нам надо знать о поведении таких слов? (речь должна быть правильной) слайд
№123 употребление слов: одеть и надеть
1)Постановка проблемы: как сказать правильно?
(Показ действий детьми перед классом)
-Что делает Саша? (Саша надевает пальто)
-А теперь что он делает? (Саша одевает в пальто Нину. Саша одевает Нину. Саша надевает Нине пальто.)
2)Решение проблемы
-Как сказать правильно – одеть или надеть пальто?
- Правильно ли составили предложения?
3)Самопроверка по учебнику
-Проверьте по рамке-помощи
- По какой схеме действует глагол одеть? Надеть? (работа по схемам на доске?)
-Какие ошибки были?
4)Примеры
-Кто сможет привести в пример словосочетание?
(одеть ребенка, одеть в костюм, надеть брюки, надеть на девочку)
- Это будет домашним заданием. Только словосочетания включить в предложения. Кому – сложно, №124. (дифференцированная работа)
Вывод:
- Надо знать об употреблении слов надеть, одеть? Для чего?
(речь должна быть правильной) слайд
4.Физкультминутка (№ 16)
- Проведем музыкальную разминку
5.Работа над пройденным материалом
№125 исправление ошибок по заданному алгоритму (работа в печатных тетрадях с. 37)
фронтальная работа (разбор 1-ого словосочетания с записью на доске:
выглянула в окне – в окно (В.), из окна (Р.)
-прочитайте 1-ое словосочетание, что неверно?
-В какой падеж поставили зависимое слово ребята? (предложный)
-по вопросам-подсказкам назовите верную форму (выглянула в окно, выглянула из окна)
-В каком падеже стало? ( В. п, Р.п.)
самостоятельная работа в печатных тетрадях в парах
(слабые – на карточках (индивидуальная работа): Лена, Роман, Сергей Ш. )
Дополнительно: придумать и записать предложения с данными словосочетаниями
3) самопроверка с экрана:
- Сверьте с доской, есть ли ошибки?
- Есть ли окошки?
На экране: слайд
Опали с деревьев (Р.)
Покрылась листвой (Т.)
Выглядывают из-под листьев (Р.)
Забрались на пни (В.)
Вывод
- Какие ошибки допустили дети? (неправильно выбрали падежную форму)
- А надо ли исправлять ошибки? Почему?
(речь должна быть правильной) слайд
-Какие это словосочетания? (с главным словом глаголом – управление)
№126 – 2 группа, 128 – 1 группа составление и запись словосочетаний (дифференцированная работа )
1)Выбор задания
- посмотрите на задания и выберите упражнение
- что надо сделать в обоих упражнениях? (составить словосочетания)
1 группа – самостоятельный разбор и выполнение задания
- 1 группа, самостоятельно разберитесь в задании, обратите внимание на рамку-помощи
2 группа – с учителем
- 2 группа, посмотрите на первую строчку №126, что допишите?
(Рассказываю … о щенке, об игре (П.))
- 0динаковые предлоги получились?
- Почему разные?
- Обратитесь к рамке – помощи
- Укажем падеж зависимых слов
- Какие окончания выделим?
- 2 группа приступайте к работе
2)Самостоятельная работа (2 гр.) (1 ученик работает у доски)
- Понятно ли задание 1 группе?
- Что будете дописывать? (падежный вопрос, предлог)
- Обратите внимание на рамку – помощи, сравните предлоги и приставки
3)Проверка
2 группа с доски, 1 группа самопроверка по экрану
Описываю щенка, игру (В.)
Люблю щенка, игру (В.)
Скучаю по щенку, по игре (Д.)
Интересуюсь щенком, игрой (Т.)
- Одинаково ли изменялись окончания слова щенок? игру?
-Кто может объяснить, почему?
(относятся к разному роду)
- Какие орфографические задачи решали?
1 группа (по экрану) слайд
Добежал (до чего?) до березы (Р.)
Подбежал к чему? к березе (Д.)
Забежал за что? за березу (В.)
Въехали во что? в город (В.)
Подъехали к чему? к городу (Д.)
Отъехали от чего? от города (Р.)
Доехали до чего? до города (Р.)
Вцепился во что? в сапог (В.)
Зацепился за что? за сапог (В.)
- Где затруднялись?
- Какой подсказкой воспользовались? (нет вопроса в чего?)
- Какие орфографические задачи решали?
Вывод
- Что требует глагол от существительного? ( нужный падеж)
- Для чего это надо знать?
(речь должна быть правильной) слайд
6.Игра «Сделай замену»
1)Фронтальная работа
- Я буду читать образные выражения, которые называются фразеологизмами, вы – заменять глаголом.
(глаголы записаны на обратной стороне доски)
Ломать голову – думать
Зарубить на носу – запомнить
Надуть губы – рассердиться
Унести ноги – уйти
Бить баклуши – бездельничать
Водить за нос – обещать
Чесать языки – болтать
Выходить из себя – гневаться
Дать стрекоча – бежать
Клевать носом – засыпать
Совать нос – вмешиваться
2)Групповая работа (раздаются листочки)
- Вспомнить глагол, которым заменили фразеологизмы и подобрать к существительные
1 гр – бить баклуши - бездельничать
2гр – зарубить на носу - запомнить
3гр – надуть губы - рассердиться
4 гр – унести ноги - убежать
5 гр – ломать голову - думать
3)Проверка учителем 1 гр., взаимопроверка 2 и 3, 4 и 5
- Какие словосочетания получились?
- На подготовке обменяетесь заданиями и письменно выполните, кто сможет – составьте предложения с фразеологизмами (домашнее задание)
7.Рефлексия
- Какую задачу ставили? (учимся правильной речи)
Самооценка
- Чему научились? Что узнали?
- С какими словосочетаниями работали?
- Какие были трудности?
- Как ваше настроение? Покажите смайлик.
Оценивание
-За активную работу …
- За работу на карточках
- За домашнюю творческую работу
8.Домашнее задание
-Какое уже получили?
(придумать предложения с глаголами одеть, надеть; подобрать существительные к глаголам – составить словосочетания или предложения)
Слайд
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильная речь. Пиши правильно
Урок риторики...
Внеклассное мероприятие на тему: «Путешествие в страну правильной речи»
Внеклассное мероприятие с учащимисяЦель: систематизирование знаний, умений и навыков по речевым лексико-грамматическим категориям. Коррекционные задачи:закрепить навык четкого п...
Проект урока русского языка в 4 классе по теме: «Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи) » Образовательная система «Гармония».
Планируемые результаты: Предметные: знать некоторые особенности изменения форм имен существительных;уметь склонять существительные в родительном, дательном падежах.Личностные:Уметь проводить само...
презентация к уроку по теме"Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)
Презентация к уроку "Открываем еще несколько секретов правильной речи"...
Урок по риторике ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО! УПОТРЕБЛЯЙ СЛОВА ПРАВИЛЬНО!
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО! УПОТРЕБЛЯЙ СЛОВА ПРАВИЛЬНО!...
Статья на тему "Формирование правильной речи у детей с дизартрией"
В последнее время в логопедической практике наблюдается увеличение обучающихся с дизартрическими расстройствами речи. Данные расстройства затрудняют процесс получения знаний школь...
Конспект по русскому языку на тему Учимся правильной речи.
УМК «Гармония». Автор учебника: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко; часть: 1; год издания: 2014; страницы: 59-60.Тема урока: Учимся правильной речи.Цель урока: создание условий для ознакомл...