Урок по риторике ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО! УПОТРЕБЛЯЙ СЛОВА ПРАВИЛЬНО!
план-конспект урока (3 класс) по теме

Близнецова Наталья Владимировна

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО! УПОТРЕБЛЯЙ СЛОВА ПРАВИЛЬНО!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ritoriki.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО! УПОТРЕБЛЯЙ СЛОВА ПРАВИЛЬНО!

Цель: знакомим школьников:

- с понятием нормы литературного языка, с нарушением норм (ошибками);

- с тем,  что нарушение норм литературного языка характеризует уровень культуры человека;

Формируем установку:

- на осознание соблюдения норм для успешного общения;

- на обращение к различным словарям русского языка.

Оборудование: мел, доска, мультимедиа, экран, учебник, карточки.

Этапы урока

ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

  •  Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

- Сегодня, ребята, на уроке у нас гости. Они пришли посмотреть чему мы научились и как мы умеем работать. Нам понадобится собранность, внимание, дисциплинированность. Девизом нашего урока будет пословица «Минута час бережёт». Давайте работать быстро и чётко.

-  Послушайте стихотворение Ю. Тимянского, которое  прочтёт  А. Гузенко  и  скажите:  «Какова же будет тема нашего урока?» (произносить слова правильно, с правильным ударением)

- А хотите ли вы научиться говорить правильно?

Личностные УУД – формирование эмоционального настроя на работу; мотивация обучения; развиваем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;  оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

  • Открытие новых знаний.

Встречались ли мы с вами на уроках риторики с нормами в устной речи? ( да, на речевых разминках).

- Посмотрите на доску (слова, нами уже изученные): каталог, красивый, красивее,, красивейший, поняла).

- Прочитаем эти слова хором.

- Обратите внимание на экран: ездишь, езжу (не ездию), ездят (не ездиют), поезжай (не ездий), ехать, еду, едут, поезжай (не ехай).

Регулятивные УУД- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия

  • Развитие умений. Первичное закрепление.

- К сожалению, в наше время многие люди допускают немало ошибок, когда говорят. Мы слышим  слова с неправильным  ударением, неправильное произношение отдельных звуков. Нас это отвлекает, вызывает недоверие к говорящему. И мы понимаем, что и сами не должны допускать таких ошибок.

- Что же нам может помочь в этом? Обратимся к учебнику.

 С.33 у.33                         парная работа

- Вставьте пропущенные буквы в словах и поставьте ударение во II столбике.

- Предлагаю вам поработать в парах.

- Вспомним правила в группе или паре:

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай заданье сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг.

- Как эти слова следует произносить?

- Все ли справились? Кому было трудно?

- Если вы затрудняетесь, нужно заглянуть в специальный словарь. Он называется орфоэпическим.

- Посмотрите с. 34

- Прочитаем о нормах произношения и ударения.

в соответствии с  поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  • Применение знаний.

-Используя теоретические сведения об орфоэпии, самостоятельно выполните

у. 35                  самостоятельная работа

Алгоритм самооценки:

- Что нужно было сделать?

- Удалось ли тебе выполнить задание?

- Ты сделал всё правильно или были недочёты?

- Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

- Какие умения формировались при выполнении этого задания? (умение работать самостоятельно, извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов, оформлять мысли в устной и письменной речи).

Познавательные УУД – извлекать информацию из текста; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

  • Физминутка

Работа со словарями

Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей.
(не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако
 (выпрямить руки)
Выше, выше, выше.
 (потянуться руками вверх) 
Ветер это облако
 (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу.
 (сцепить руки кончиками пальцев над головой)
Превратилось облако
 (руками описать через стороны вниз большой круг)
В дождевую тучу.
(присесть)

- Мы все с вами разговариваем на русском языке. Но иногда слышим в речи других незнакомые, неизвестные  нам слова. Толкования слов можно узнать в толковых словарях.

У. 35 с. 36      карточки

- Предлагаю обратиться к листочкам.

- Работать будем в группах. Повернитесь и организуйте группы (команды).

- Давайте вспомним правила работы в группе: выслушай мнение каждого, говорим вполголоса, не перебивай товарища).

 -Все ли толкования слов вам понятны?

- Одним из самых интересных словарей рус. яз. является словарь В.И. Даля.

С.37 у.40

- С толковыми словарями мы встречаемся на разных предметах: литературное чтение, риторики, окружающего мира. Обращаемся к толковым словарям в конце учебника, сноски внизу страницы.

- Встречаемся мы и с тем, что некоторые школьники (и взрослые) употребляют иностранные слова без надобности, тогда как есть русские слова с этим же или сходным значением. Это может звучать неуместно и даже комично.

- Попробуем заменить иностранные слова русскими в у. 44 на с. 43.

-Молодцы! Справились с трудным заданием. А теперь на с. 38 найдите советы и обоснуйте их. (не следует употреблять придуманных тобой слов в официальной обстановке; среди людей, которые не знают значения этих слов; нежелательно употреблять иностранные слова вместо русских слов с тем же значением).

Коммуникативные УУД –развиваем умение слушать и понимать других; строить  речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.

  • Подведение итогов.

- Ребята, давайте вспомним о чём же мы с вами говорили сегодня?

- Какова была тема нашего урока?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Какое задание было интереснее всего?

- Поделимся впечатлениями о нашем уроке.

-Зачем был нужен этот урок?

-За что вы можете себя похвалить?

  • Рефлексия.

- Перед вами 4 карточки. Выберите ту, которая соответствует вашему настроению.

-Почему ты выбрал эту карточку?

Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся правильно употреблять слова

Конспект урока с презентацией, 3 класс, программа Соловйчик М.С., УМК "Гармония"...

Яцель О.С.Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготови¬тельной группах / О.С. Яцель. — М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 48 с.

Вниманию логопедов предлагаются конспекты 24 занятий, рассчи­танных на два года обучения (в старшей и подготовительной к школе группах), по обучению детей с ОНР умению правильно употреблять предлоги в...

ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО.

Презентация- тест по русскому языку для 3 класса "Произноси правильно".  ...

Презентация к уроку "В стране правильной речи"

Королева Согласование. В стране правильной речи...