Урок по риторике ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО! УПОТРЕБЛЯЙ СЛОВА ПРАВИЛЬНО!
план-конспект урока (3 класс) по теме
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО! УПОТРЕБЛЯЙ СЛОВА ПРАВИЛЬНО!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ritoriki.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО! УПОТРЕБЛЯЙ СЛОВА ПРАВИЛЬНО!
Цель: знакомим школьников:
- с понятием нормы литературного языка, с нарушением норм (ошибками);
- с тем, что нарушение норм литературного языка характеризует уровень культуры человека;
Формируем установку:
- на осознание соблюдения норм для успешного общения;
- на обращение к различным словарям русского языка.
Оборудование: мел, доска, мультимедиа, экран, учебник, карточки.
Этапы урока | ход урока | Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
| - Сегодня, ребята, на уроке у нас гости. Они пришли посмотреть чему мы научились и как мы умеем работать. Нам понадобится собранность, внимание, дисциплинированность. Девизом нашего урока будет пословица «Минута час бережёт». Давайте работать быстро и чётко. - Послушайте стихотворение Ю. Тимянского, которое прочтёт А. Гузенко и скажите: «Какова же будет тема нашего урока?» (произносить слова правильно, с правильным ударением) - А хотите ли вы научиться говорить правильно? | Личностные УУД – формирование эмоционального настроя на работу; мотивация обучения; развиваем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
| Встречались ли мы с вами на уроках риторики с нормами в устной речи? ( да, на речевых разминках). - Посмотрите на доску (слова, нами уже изученные): каталог, красивый, красивее,, красивейший, поняла). - Прочитаем эти слова хором. - Обратите внимание на экран: ездишь, езжу (не ездию), ездят (не ездиют), поезжай (не ездий), ехать, еду, едут, поезжай (не ехай). | Регулятивные УУД- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия |
| - К сожалению, в наше время многие люди допускают немало ошибок, когда говорят. Мы слышим слова с неправильным ударением, неправильное произношение отдельных звуков. Нас это отвлекает, вызывает недоверие к говорящему. И мы понимаем, что и сами не должны допускать таких ошибок. - Что же нам может помочь в этом? Обратимся к учебнику. С.33 у.33 парная работа - Вставьте пропущенные буквы в словах и поставьте ударение во II столбике. - Предлагаю вам поработать в парах. - Вспомним правила в группе или паре: Понапрасну не болтай, Рассуждай и убеждай. Здесь не нужен шум и гам, Ты решай заданье сам. Если же не сможешь вдруг, Пусть придёт на помощь друг. - Как эти слова следует произносить? - Все ли справились? Кому было трудно? - Если вы затрудняетесь, нужно заглянуть в специальный словарь. Он называется орфоэпическим. - Посмотрите с. 34 - Прочитаем о нормах произношения и ударения. | в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
| -Используя теоретические сведения об орфоэпии, самостоятельно выполните у. 35 самостоятельная работа Алгоритм самооценки: - Что нужно было сделать? - Удалось ли тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? (умение работать самостоятельно, извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов, оформлять мысли в устной и письменной речи). | Познавательные УУД – извлекать информацию из текста; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
Работа со словарями | Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок) - Мы все с вами разговариваем на русском языке. Но иногда слышим в речи других незнакомые, неизвестные нам слова. Толкования слов можно узнать в толковых словарях. У. 35 с. 36 карточки - Предлагаю обратиться к листочкам. - Работать будем в группах. Повернитесь и организуйте группы (команды). - Давайте вспомним правила работы в группе: выслушай мнение каждого, говорим вполголоса, не перебивай товарища). -Все ли толкования слов вам понятны? - Одним из самых интересных словарей рус. яз. является словарь В.И. Даля. С.37 у.40 - С толковыми словарями мы встречаемся на разных предметах: литературное чтение, риторики, окружающего мира. Обращаемся к толковым словарям в конце учебника, сноски внизу страницы. - Встречаемся мы и с тем, что некоторые школьники (и взрослые) употребляют иностранные слова без надобности, тогда как есть русские слова с этим же или сходным значением. Это может звучать неуместно и даже комично. - Попробуем заменить иностранные слова русскими в у. 44 на с. 43. -Молодцы! Справились с трудным заданием. А теперь на с. 38 найдите советы и обоснуйте их. (не следует употреблять придуманных тобой слов в официальной обстановке; среди людей, которые не знают значения этих слов; нежелательно употреблять иностранные слова вместо русских слов с тем же значением). | Коммуникативные УУД –развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре. |
| - Ребята, давайте вспомним о чём же мы с вами говорили сегодня? - Какова была тема нашего урока? - Достигли ли мы поставленной цели? - Какое задание было интереснее всего? - Поделимся впечатлениями о нашем уроке. -Зачем был нужен этот урок? -За что вы можете себя похвалить? | |
| - Перед вами 4 карточки. Выберите ту, которая соответствует вашему настроению. -Почему ты выбрал эту карточку? Спасибо всем! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильная речь. Пиши правильно
Урок риторики...
Учимся правильно употреблять слова
Конспект урока с презентацией, 3 класс, программа Соловйчик М.С., УМК "Гармония"...
Открытый урок письмо и развитие речи + презентация по теме: "Слова, обозначающие предмет".
План-конспект урока + презентация...
Яцель О.С.Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготови¬тельной группах / О.С. Яцель. — М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 48 с.
Вниманию логопедов предлагаются конспекты 24 занятий, рассчитанных на два года обучения (в старшей и подготовительной к школе группах), по обучению детей с ОНР умению правильно употреблять предлоги в...
Презентация к уроку русского языка "Учимся правильно употреблять слова"
Презентация для интерактивной доски...
ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО.
Презентация- тест по русскому языку для 3 класса "Произноси правильно". ...
Презентация к уроку "В стране правильной речи"
Королева Согласование. В стране правильной речи...