Технологическая карта урока "Открытие двух спряжений глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок открытия новых знаний. Цель: способствовать развитию умения «открыть» школьниками наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого спряжения.
- содействовать наблюдению над различием в наборах окончаний имён существительных (три набора – три склонения);
- помочь в исследовании, которое позволит учащимся сделать вывод о двух спряжениях глагола;
- создать условия для запоминания окончаний каждого спряжения глаголов;
- научить по окончаниям глаголов определять их спряжение;
- содействовать пониманию наличия орфограммы в безударных личных окончаниях глаголов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытие двух спряжений глагола | 36.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ОТКРЫТИЕ» СПРЯЖЕНИЙ ГЛАГОЛОВ.
Дата | 13.02.2020г. |
ФИО учителя | Саксонова Мария Александровна |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Педагогические задачи | способствовать развитию умения «открыть» школьниками наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого спряжения. - содействовать наблюдению над различием в наборах окончаний имён существительных (три набора – три склонения); - помочь в исследовании, которое позволит учащимся сделать вывод о двух спряжениях глагола; - создать условия для запоминания окончаний каждого спряжения глаголов; - научить по окончаниям глаголов определять их спряжение; - содействовать пониманию наличия орфограммы в безударных личных окончаниях глаголов. |
Планируемые предметные | Научатся: распределять имена существительные по склонениям, осознавать роль окончаний в словах, понимать их значение, по окончаниям узнавать морфологические признаки слов, самостоятельно читать, понимать и использовать информацию учебника. разграничивать глаголы с ударными и безударными личными окончаниями; воспроизводить систему окончаний каждого спряжения, характеризовать отличия, по ударным окончаниям определять спряжение; разграничивать глаголы двух спряжений. |
Метапредметные УУД | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта |
Личностные | Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в дискуссиях |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - организовать планирование учебной деятельности на уроке. | - Кто в дружбу верит горячо, - Садитесь. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. | Дети приветствуют друг друга. Делают записи в тетради. | Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве(Личностные УУД). Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД). |
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: -подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду - все в действие придет: Летит ракета, люди строят здания, И рожь в полях растет. - О какой части речи говорится в загадке? - Ребята, прочитайте эпиграф нашего урока. Как вы его понимаете? Слайд 1 - По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, видеть - Говорят, что глагол самая "деловая" часть речи, т.к. всегда расскажет, что делает имя существительное Теоретическая пятиминутка - Для того, чтобы качественно выполнять работу, ученики должны хорошо разбираться в теории. - Поэтому сейчас теоретическая пятиминутка. /Приложение 2/ - У каждого из вас есть бланк с вопросами и ответами. Ваша задача: проверить теоретические знания своего партнера. За каждый верный ответ ставите по баллу в дневник самооценки. /Приложение 3/ - Вопросы задаются поочередно - Заполните дневник самооценки - Поднимите руку, кто получил 4 балла. Молодцы! С теоретической подготовкой все в порядке Орфографическая минутка Слайд 2 - Прочитайте слова. Найдите в них общее - Разделите эти глаголы на 2 группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? Слайд 3. Проверка Минутка чистописания - Сегодня на минутке чистописания можно написать цепочку, состоящую из окончаний глаголов 2-го лица ед. числа -ешь и -ишь. Слайд 4. - Напишите эту цепочку до конца строки, при каждом повторе меняя их местами | Слушают учителя. - О глаголе. Читают эпиграф. Ответы детей. Слушают учителя. Работа в парах Задают друг другу вопросы и отвечают. Заполняют дневник самооценки -Гл. 2 л., ед. ч., наст. вр., все они пишутся с Ь на конце - В 1 группу вошли глаголы светлеешь, везешь, замечаешь, чернеешь с безударной гласной Е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной гласной И в корне и окончанием -ишь Записывают строку Ешьишь, ишьешь….. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: -организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей | - Как вы думаете, на какой вопрос мы должны сегодня ответить во время изучения новой темы? | - Сегодня мы должны ответить на вопрос: "Почему в одних окончаниях глаголов пишется Е, а в других - гласная И? | Проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД). Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли (Коммуникативные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). |
IV. Целеполагание и построение выхода из затруднения. Цель: -постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации Физминутка «Раз, два, три…» | Работа в учебнике упр. 390. (Склонение имен существительных) Слайд 5 - Прочитайте слова: елка, ель, дерево. - Какими признаками похожи данные слова? - Какими признаками различаются? - Назовите род и склонение каждого имени существительного. - Что называется склонением имен существительных? - Какая часть слова меняется при склонении? - Запишите каждое слово в свой столбик в указанных падежах, выделите окончания. - Заполните дневник самооценки - Вы знаете, что наш учебник называется "К тайнам нашего языка". Сегодня на уроке вам предстоит открыть еще одну тайну русского языка. Итак, имена существительные склоняются, а глаголы: Сообщение темы урока. Слайд 6 - Из-за трех наборов окончаний, которые могут быть у имен существительных, ученые выделили три склонения. А сколько спряжений у глаголов? Построение проекта решения проблемы. - А на какой вопрос нам предстоит ответить? - Какое исследование нам необходимо провести для ответа на этот вопрос? - Что значит проспрягать глагол? | Читают слова. - Имена существительные в единственном числе. - Различаются родом и склонением. - Изменение по падежам в единственном и множественном числе. - Окончание. Записывают слова. Работа по рядам, проверяется устно Заполняют дневник самооценки. - Спрягаются. - А сколько спряжений у глаголов? - Нужно будет проспрягать глаголы. - Проспрягать глагол- изменить его по лицам и числам. | Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
V. Реализация построенного проекта. Цель: -построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще Физминутка «Капитан краб» | Работа в ТПО - Откройте ТПО с. 27 № 391. - Вам уже приходилось склонять имена существительные, прилагательные, местоимения, теперь часто будем получать задание: проспрягай. Что это значит? Слайд 7 - Сегодня к нам на урок пришли Вини-Пух, Пятачок и их друзья . Они хотят помочь нам разобраться в одном непростом вопросе русского языка - в спряжении глаголов Слайд 8 - Для ответа на вопрос устно проспрягайте четыре глагола: лежать, петь, говорить, идти, запишите только их окончания. - Какая часть речи поможет спрягать? Повторяющиеся окончания писать не будем. Слайд 9 - Давайте проверим, какие вы записали окончания - Сколько вариантов окончаний в каждом лице, кроме 1-го лица ед. ч., у вас получилось? Назовите их. - Заполните дневник самооценки - Так сколько спряжений в русском языке? - Проверьте свой главный вывод. Для этого прочитайте важные сведения на с. 32 учебника. Слайд 10 - Какими цифрами принято обозначать спряжение глаголов? - Какая гласная чаще пишется в окончаниях глаголов I спряжения - А какая буква чаще всего повторяется в окончаниях II спряжения? Глаголы, имеющие в окончании гласную Е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания - -ут, -ют, - I спряжения. Глаголы, имеющие в окончании гласную И, а в форме 3-го лица множественного числа окончания - -ат, -ят, - II спряжения. - У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые. | Открывают тетради - Изменение по лицам и числам называется спряжением. - Местоимение. - Ответы детей. Заполняют дневники самооценки. - Два. - Римскими. - Ё. - И. Слушают учителя. | Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
VI. Первичное закрепление. Цель: усвоение учащимися нового способа действия. | 1. Работа в тетради № 393 с. 27. Слайд 11 - Поучись определять спряжение глагола по его окончанию. На что будешь обращать внимание? - Запиши глаголы в два столбика: I и II спряжения. - Выделяй окончания, указывай лицо и число, ставь ударение. Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, играем, лепят, катают, гонит, включите. - Давайте проверим, как вы справились с заданием - Заполните дневник самооценки 2. Творческая поляна. Работа в группах /Приложение 4/ - Вини-Пух и Пятачок спрятали в таблице слова, это глаголы. Найдите их и выпишите под таблицей. - Укажите, в какой форме стоят первые три глагола. Слайд 12 - Заполните дневник самооценки. | Работа в парах - На окончания. Выполняют задание. Выполняют проверку. Заполняют дневники самооценки. Работа в группе. Выполняют задание в группе. Один ученик работает у доски. Выполняют проверку. Заполняют дневники самооценки. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VII. Самостоятельная работа Цель: - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; - организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; | Работа в ТПО № 395 Слайд13 - Сова и Кролик задумали глаголы. По окончанию глагола определите его спряжение, лицо и число и рядом на строке укажите их. Слайд 14 Проверка - Заполните дневник самооценки | Выполняют задание. Выполняют проверку. Заполняют дневники самооценки. | Личностные УУД: Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: Осуществлять взаимоконтроль; Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; - учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; - намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки . | - Какую цель ставили на уроке? Удалось ли нам ее достичь? - Закончите предложение. Я узнал… Я понял… И т.д. - Посмотрите в дневник самооценки и оцените свою работу. Подсчитайте баллы:
| - Узнать сколько у глаголов спряжений. - Да. «Заканчивают» предложение. Подсчитывают баллы в дневниках самооценки и оценивают свою работу на уроке. | Объяснять самому себе: - «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты). (Личностные УУД). Общенаучные:умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.(Познавательные УУД). Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. (Регулятивные УУД). |
IX. Домашнее задание. Цель: - организовать выполнение д/з. | Слайд15
- Спасибо за урок. Можете быть свободны. | Записывают домашнее задание. | Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) (Регулятивные УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы «Определяем спряжение глагола по начальной форме. Глаголы-исключения»
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием технологической карты....
Технологическая карта урока русского языка "Спряжение глаголов" УМК "Школа России", 4 класс
Технологическая карта урока УМК «Школа России», 4 классСпряжение глаголов (общее понятие)Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятиями «спряжение глагола», «ли...
Технологическая карта урока русского языка "Спряжение глаголов"
Урок построен с применением групповых форм работы и различных приемов самооценки....
Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)» (4 класс)
Цель урока: формирование навыка спряжения глагола в настоящем времениЗадачи урокаДидактические:Знать понятие «спряжение», личные местоимения, времена глаголаУметь определять спряжение глаг...
Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)» (УМК «Школа России», 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.Задачи урокаДидактические:формировать умение изменять ...
Технологическая карта урока по теме "Спряжение глаголов"
Технологическая карта урока "Спряжение глаголов"...
Технологическая карта урока русского языка. Тема «Глаголы-антонимы, глаголы-синонимы».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы...