1. Организационный этап | Приветствует обучающихся. Проверяет их готовность к уроку Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки,работая с пословицей-девизом урока и правилами работы в группе. Где двое работают, там и песня слышна. (Слайд1) Правила работы в группе 1.Каждый высказывает свое мнение. 2.Каждый выслушивает мнение товарища. 3.Каждый умеет защищать свой выбор. 4.Придя к общему мнению, умейте его доказать. 5.Умей не только слушать, но и слышать. (Слайд 2) Знакомит с листами самооценки. (Слайд 3 ) Что делаем на уроке | Отметка о выполнении:
|
Дополнение учителя к оценке | 1.Задание «Алгоритм» |
|
| 2.Книга-источник знаний. Упр.207 |
|
| 3.Если с другом вышел в путь… |
|
| 4.Пословица недаром молвится. |
|
| 5.Чему учат в школе? |
|
| 6.Тест,тест,тест… |
|
| 7. Общий итог по уроку.
|
|
|
| Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Участвуют в диалоге, повторяют правила работы в группе, готовят тетрадь к работе.
| Личностные: Самооценка готовности к уроку.
Метапредметные: Учебно-познавательный интерес (активная форма обучения) на уроке, организация рабочего места.
Коммуникативные: работа в паре, группе. |
2 Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. | Выясняет ,с какими трудностями встретились при выполнении домашнего задания. Актуализирует изученный материал по теме «Глагол». Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор. (запись разговора) Что вы любите больше всего? - Люблю действовать. - Что вы больше всего не любите? -Не люблю предлоги и известную всем частицу. - Что вы можете сказать о своей роли в речи? - Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду- Все в действие придет. - О какой части речи будет сегодня разговор? Слово глагол в Древней Руси обозначало речь человека. Постепенно данное слово утратило свое старое значение. - Скажите, что теперь оно обозначает! ( правило) | Участвуют в учебном диалоге, подводящем к постановке темы урока . Проговаривают правило о глаголе. | Личностные: - выражать положительное отношение к одноклассникам
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других
Регулятивные: - оценивать результаты своей работы
Познавательные: - развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения
|
3. Определение темы урока, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Актуализирует изученный способ определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию на материале слов «глаголить, разглагольствовать» Организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока. (Слайд 4 ) -Прочитайте слова, объясните их лексическое значение. -Где мы можем узнать значение этих слов? ( в толковом словаре) (Слайд 5 ) Глаголить – говорить. (Глаголать, глаголовать что, говорить, сказывать, рещи;) В.Даль. Разглагольствовать-говорить многословно, бессодержательно. -Что объединяет эти слова? (глаголы, н.ф., однокоренные) - Чем они отличаются? (спряжением) - Сформулируйте тему урока. (Спряжение глаголов) (Слайд 6 ) Мы умеем определять спряжение глаголов? (Да) - Значит, что будем делать сегодня на уроке? (Закреплять знания и отрабатывать навыки определения спряжения глаголов) - Где нам пригодятся эти знания? ( грамотно писать безударные личные окончания глаголов) - Что мы должны знать, чтобы правильно определить спряжение? 1) Что такое спряжение? (правило) 2) Какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения? 3) Алгоритм определения спряжения. (Слайд 7) 4)Глаголы-исключения ( стих) II спряжение Как начнешь меня ты гнать, Стану я тебя держать, Перестанут уши слышать, Ну а руки все держать, На меня начнешь смотреть, Будешь ты меня вертеть, Буду все равно терпеть, Буду от тебя зависеть, Раз ты смог меня обидеть, Буду я тебя не видеть, И открыто ненавидеть. I спряжение (Слайд8) Чтобы курицу соседки Чисто наголо побрить, Надо бы на табуретке Две салфетки постелить. | Участвуют в учебном диалоге, выполняя лексическое задание, задание на сравнение. Определяют тему , цель и задачи урока. | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью
Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме.
Коммуникативные: -умение слушать и слышать друг друга; - высказывать свои мысли. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других. |
4. Первичное закрепление - в знакомой ситуации (типовые); - в измененной ситуации (конструктивные).
| Организует работу по закреплению способа определения спряжения глагола. Организует рефлексию усвоения способа определения спряжения глагола по результатам выполнения работы. 1.Работа в группах с карточками «Алгоритм определения спряжения». Проверка выполнения задания «по эталону».(Слайд 9) В «Листах самооценки» 1.Задание «Алгоритм» используется прием (Слайд 10) «!» - всё верно, «+» - есть ошибки, « –» - не справились
2.Упр.207.Самостоятельная работа в тетрадях с последующей самопроверкой . В «Листах самооценки» 2.Книга-источник знаний. Упр.207используется прием «Светофорик» (Слайд11) • зеленый – я умею сам, • жёлтый – я умею, но не уверен, • красный - нужна помощь
3.Работа в парах по карточке с взаимопроверкой. В «Листах самооценки» 3.Если с другом вышел в путь… используется прием «Выберите 1 фразу для соседа по парте: -Ты молодец. -Я доволен твоей работой на уроке. -Ты мог бы поработать лучше. (Слайд 15)
Договоритесь в паре, глаголы какого спряжения будет записывать каждый из вас. Что отличает глаголы 1 и 2 спряжения? (Слайд 12, 13, 14) Поёт, ворчишь, грустят, цветут, стучим, берёшь, клюют, молчат. - Как вы думаете, спряжение это постоянный или непостоянный признак глагола? Объясните.
Физкультминутка. – Ребята, вы , наверное, устали? А самый лучший отдых, смена деятельности. -Если я называю глагол 1 спр. приседайте, а если 2 спр., то поднимайте руки вверх. Смотреть, писать, летать, дружить, прыгать, гнать, крыть, зеленеть, дышать, чертить, жить.
| Располагают карточки алгоритма по порядку. Один ученик работает у доски. Проговаривают способ определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию. Проверяют и оценивают свою работу. Алгоритм 1.Убедись, что глагол в настоящем или будущем времени. 2.Поставь глагол в неопределённую форму. 3.Определи спряжение. 4.Выясни лицо и число. 5.Выбери нужную букву и напиши окончание.
Выполняют задания. Доказывают правильность определения спряжения глаголов. Проверяют, оценивают правильность определения спряжения глаголов. Исправляют допущенные ошибки в ходе выполнения задания.
Проверка I спряжение. Поёт, цветут, берёшь, клюют. II спряжение. Ворчишь, грустят, стучим, молчат.
Делают вывод. Вывод: Спряжение - это постоянный признак глагола, т. к. каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению. | Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять схему для получения информации;
Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре. |
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | Организует работу по закреплению способа определения спряжения глагола, используя творческие и проблемные задания. Организует рефлексию усвоения способа определения спряжения глагола по результатам выполнения работы. Работа в группах с самопроверкой. В «Листах самооценки» 4.Пословица недаром молвится. используется прием «3 лица»: я справился с заданием , (Слайд 15) не все задания я сделал самостоятельно,
я не смог справиться с заданиями.
1.С пословицами(карточки)(Слайд 14) 1)Вставьте в пословицы пропущенные слова 2)Найдите в пословицах глаголы, которые употреблены в форме:(Слайды 16,17) -п.в(сделал)., б.в(упустишь,потеряешь)., н.в.(светит, не греет,смотрит,видит) неопред. форме; (бояться, не ходить) 2 лица,(упустишь,потеряешь) глагол мужского рода(сделал) глагол- исключение; (смотрит) 3)Определите спряжение этих глаголов Сделал дело - …. смело. Месяц светит, но не… . Упустишь минуту – … час. Кто вперед смотрит, тот далеко… . Волков бояться, в лес не … . 2. Работа в группах с самопроверкой. В «Листах самооценки» 5.Чему учат в школе? Используется прием «Поставь балл от1 до 5» Известна ли тебе песня «Чему учат в школе?» Вспомни первый куплет Выпиши из него глаголы, употребив их в форме настоящего времени, 3 лица. множественного числа.Определи спряжение. (Слайд 18 пишут, учат,вычитают, умножают,не обижают) Оцените работу всех членов группы, запишите результаты в таблицу. Карточка коллективного взаимооценивания результатов работы в группе
|
Задание «Алгоритм» |
Работа с пословицами |
Чему учат в школе |
Вывод |
ученик (ф.и.)
|
|
|
|
|
Ученик (ф.и.)
|
|
|
|
|
Ученик (ф.и.0
|
|
|
|
| Ученик(ф.и.) |
|
|
|
| Ученик (ф.и.) |
|
|
|
|
Используется прием «!» - работал в группе активно «+» - работал недостаточно активно « –» - не проявил активности
| Выполняют задания. Доказывают правильность определения спряжения глаголов. Проверяют, оценивают правильность определения спряжения глаголов. Исправляют допущенные ошибки в ходе выполнения задания.
| Познавательные УУД: умение ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
ичностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Предлагает оценить учащимся собственную деятельность на уроке. В «Листах самооценки» 6.Тест,тест,тест…используется прием «Поставь балл от 1 до 5» Выполнение теста. Тест "Спряжение глаголов"( Слайд19,20) 1) Спряжение – это изменение глагола по числам и лицам?(+) 2) Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос: Что делал? Что делать? (-) 3) Спряжение можно определять по неопределенной форме?(+) 4) Ко I спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать,-уть, -ыть, -оть; (+) 5) Глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить ( кроме брить, стелить) относятся к I спряжению? (-) 6) У глагола прошедшего времени определяется спряжение?(-) 7) Личные окончания глаголов I спряжения: ЕШЬ, ЕМ, ЕТЕ, УТ-ЮТ?(+) 8) Личные окончания глаголов 2 спряжения ИШЬ, ИМ, ИТЕ, УТ-ЮТ? (-) 9) Глаголы: гнать, держать, вертеть, видеть – относятся к 2 спряжению?(+)
Подведем итоги работы на уроке в «Листах самооценки» 7. Общий итог по уроку используется прием «Светофорик»(Слайд20) Рефлексия….. Прием «Яхочу сказать...» (Слайд21) -Мне больше всего удалось... -А особенно удалось... - Не совсем удалось.. -Я хочу похвалить себя за… -Я хочу похвалить одноклассников за… Получилось или нет у нас работать под девизом «Где двое работают, там и песня слышна»? | Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока. Строят высказывания, участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения. Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | Регулятивные УУ: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») Личностные УУД: способность к самооценке
Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. |