Технологическая карта урока русского языка "Спряжение глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Беляева Татьяна Сергеевна

Урок построен с применением групповых форм работы и различных приемов самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_belyaeva_t.s.docx147.42 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Педагог: Беляева Татьяна Сергеевна

Предмет: русский язык                          

Класс: 4 «в»

УМК: «Школа России»  Канакина В.П. «Русский язык. 4 класс»

Тема урока: «Спряжение глаголов».                                                                

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений  

Цель: Формировать умение определять спряжение глаголов , выполняя пошаговые действия алгоритма.

Планируемые результаты:

Предметные:

•        Формировать умение пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

•        Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

•        Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

•        Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник  и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой  формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Основные понятия: начальная и личные формы глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов

Межпредметные связи: литературное чтение.

Ресурсы:

•        учебник Канакина В.П. «Русский язык: 4 класс» ч. 2. Москва,»Просвещение» 2015г.

•        компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Спряжение глаголов»;

•        карточки  «алгоритм определения спряжения глаголов»,карточки с текстами, листы   самооценки.

        

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Приветствует  обучающихся.

Проверяет их готовность к уроку

Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки,работая с пословицей-девизом урока и правилами работы в группе.

Где двое работают, там и песня слышна. (Слайд1)

Правила работы в группе

1.Каждый высказывает свое мнение.

2.Каждый выслушивает мнение товарища.

3.Каждый умеет защищать свой выбор.

4.Придя к общему мнению, умейте его доказать.

5.Умей не только слушать, но и слышать. (Слайд 2)

Знакомит  с листами самооценки.

(Слайд  3 )

Что делаем на уроке

Отметка о выполнении:

 

Дополнение учителя

к оценке

1.Задание «Алгоритм»

2.Книга-источник знаний. Упр.207

3.Если с другом вышел в путь…

4.Пословица недаром молвится.

5.Чему учат в школе?

6.Тест,тест,тест…

7. Общий итог по уроку.

Приветствуют  учителя,  

проверяют  свою  готовность  к  уроку.

Участвуют в диалоге, повторяют правила работы в группе, готовят тетрадь к работе.

Личностные:  

Самооценка

готовности к уроку.

Метапредметные:

Учебно-познавательный

интерес  (активная  форма

обучения)  на  уроке,

организация рабочего места.

Коммуникативные:

работа в паре, группе.

2  Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

 Выясняет ,с какими  трудностями встретились при выполнении домашнего задания.

Актуализирует изученный материал по теме «Глагол».

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.

(запись разговора)

Что вы любите больше всего?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

-Не люблю предлоги и известную всем частицу.

- Что вы можете сказать о своей роли в речи?

- Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Все в действие придет.

             - О какой части речи будет сегодня  разговор?

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь человека.  Постепенно данное слово утратило свое старое значение.

- Скажите, что теперь оно обозначает! ( правило)

Участвуют в учебном диалоге, подводящем к постановке темы урока . Проговаривают  правило о глаголе.

Личностные:

- выражать положительное отношение к одноклассникам

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы

Познавательные:

- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения

3. Определение темы урока, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Актуализирует изученный способ определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию на материале слов «глаголить, разглагольствовать» Организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока. (Слайд  4  )

-Прочитайте слова, объясните их лексическое значение.

-Где мы можем узнать значение этих слов? ( в толковом словаре)

 (Слайд  5 )

Глаголить – говорить.

(Глаголать, глаголовать что, говорить, сказывать, рещи;) В.Даль.

Разглагольствовать-говорить многословно, бессодержательно.

-Что объединяет эти слова?

(глаголы, н.ф., однокоренные)

- Чем они отличаются? (спряжением)

- Сформулируйте тему  урока. (Спряжение глаголов) (Слайд 6 )

Мы умеем определять спряжение глаголов? (Да)

- Значит, что будем делать сегодня на уроке? (Закреплять знания и отрабатывать навыки определения спряжения  глаголов)

  - Где нам пригодятся эти знания? ( грамотно писать безударные личные окончания глаголов)

- Что мы должны знать, чтобы правильно определить спряжение?

1)        Что такое спряжение?  (правило)

2)        Какие окончания имеют глаголы 1  и 2 спряжения?

3)        Алгоритм  определения спряжения. (Слайд 7)

4)Глаголы-исключения ( стих)

II спряжение  

Как начнешь меня ты гнать,

Стану я тебя держать,

Перестанут уши слышать,

Ну а руки все держать,

На меня начнешь смотреть,

Будешь ты меня вертеть,

Буду все равно терпеть,

Буду от тебя зависеть,

Раз ты смог меня обидеть,

Буду я тебя не  видеть,

И открыто ненавидеть.

I спряжение  (Слайд8)

Чтобы курицу соседки

Чисто наголо побрить,

Надо бы на табуретке

Две салфетки постелить.

Участвуют  в учебном диалоге, выполняя лексическое задание, задание на сравнение.

Определяют тему , цель  и задачи урока.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

4. Первичное закрепление

- в знакомой ситуации (типовые);

- в измененной ситуации (конструктивные).

Организует работу по закреплению способа определения спряжения глагола. Организует рефлексию усвоения  способа определения спряжения глагола по результатам выполнения  работы.

1.Работа в группах с карточками «Алгоритм  определения спряжения».

Проверка выполнения задания «по эталону».(Слайд 9) В «Листах самооценки» 1.Задание «Алгоритм» используется  прием (Слайд 10)

«!»  - всё верно,  

«+» - есть ошибки,

« –» - не справились

 

2.Упр.207.Самостоятельная работа в тетрадях с последующей  самопроверкой .

 В «Листах самооценки» 2.Книга-источник знаний. Упр.207используется  прием «Светофорик» (Слайд11)

• зеленый – я умею сам,

• жёлтый – я умею, но не уверен,

• красный - нужна помощь

 3.Работа в парах по карточке с взаимопроверкой. В «Листах самооценки» 3.Если с другом вышел в путь… используется прием  «Выберите 1 фразу для соседа по парте:

-Ты молодец.

-Я доволен твоей работой на уроке.

-Ты мог бы поработать лучше.

(Слайд 15)

Договоритесь в паре, глаголы  какого спряжения будет записывать каждый из вас. Что отличает глаголы 1 и 2 спряжения?

(Слайд 12, 13, 14)

Поёт, ворчишь, грустят, цветут, стучим, берёшь, клюют, молчат.

- Как вы думаете, спряжение это постоянный или непостоянный признак глагола? Объясните.

Физкультминутка.

–   Ребята, вы , наверное, устали? А самый лучший отдых, смена деятельности.

-Если я называю глагол 1 спр. приседайте, а если 2 спр., то поднимайте руки вверх.

Смотреть, писать, летать, дружить, прыгать, гнать, крыть, зеленеть, дышать, чертить, жить.

Располагают карточки алгоритма  по порядку.

Один ученик работает у доски.

Проговаривают способ определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию.

 Проверяют и оценивают свою работу.

 Алгоритм

1.Убедись, что глагол в настоящем или будущем времени.

2.Поставь глагол в неопределённую форму.

3.Определи спряжение.

4.Выясни лицо и число.

5.Выбери нужную букву и напиши окончание.

Выполняют задания.

Доказывают правильность определения спряжения глаголов.

 Проверяют, оценивают правильность определения спряжения глаголов.

Исправляют допущенные ошибки в ходе выполнения  задания.

Проверка

I спряжение. Поёт, цветут, берёшь, клюют.

II спряжение. Ворчишь, грустят, стучим, молчат.

Делают вывод.

Вывод: Спряжение - это постоянный признак глагола, т. к. каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению.

Познавательные УУД:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

применять схему для получения информации;

Регулятивные УУД:

оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Организует работу по закреплению способа определения спряжения глагола, используя творческие и проблемные задания.

Организует рефлексию усвоения  способа определения спряжения глагола по результатам выполнения  работы.

Работа в группах с самопроверкой.  В «Листах самооценки» 4.Пословица недаром молвится. используется  прием «3 лица»: я справился с заданием , (Слайд 15)

   

не все задания я сделал самостоятельно,

я не смог справиться с заданиями.

1.С пословицами(карточки)(Слайд 14)

1)Вставьте  в пословицы пропущенные слова

2)Найдите в пословицах глаголы, которые употреблены в форме:(Слайды 16,17)

-п.в(сделал)., б.в(упустишь,потеряешь).,

н.в.(светит, не греет,смотрит,видит) неопред. форме; (бояться, не ходить)

2 лица,(упустишь,потеряешь)  

 глагол мужского рода(сделал)

глагол- исключение; (смотрит)

3)Определите спряжение этих глаголов

Сделал дело - …. смело.

Месяц светит, но не… .

Упустишь минуту – … час.

Кто вперед смотрит, тот далеко… .

Волков бояться, в лес не … .

2. Работа в группах с самопроверкой.  В «Листах самооценки» 5.Чему учат в школе? Используется прием «Поставь балл от1 до 5»

Известна ли тебе песня «Чему учат в школе?»

Вспомни первый куплет Выпиши из него глаголы, употребив их  в форме настоящего времени, 3 лица. множественного числа.Определи спряжение. (Слайд 18 пишут, учат,вычитают, умножают,не обижают)

Оцените работу всех членов группы, запишите результаты в таблицу.

Карточка коллективного взаимооценивания результатов работы в группе

Задание

«Алгоритм»

Работа с пословицами

Чему

учат в

школе

Вывод

ученик

(ф.и.)

   

 

 

Ученик

 (ф.и.)

   

   

 

 

Ученик

(ф.и.0

Ученик(ф.и.)

Ученик (ф.и.)

Используется прием

 «!»  - работал  в группе активно  

«+» - работал недостаточно активно

« –» - не проявил активности

Выполняют задания.

Доказывают правильность определения спряжения глаголов.

 Проверяют, оценивают правильность определения спряжения глаголов.

Исправляют допущенные ошибки в ходе выполнения  задания.

Познавательные УУД:

 умение ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные УУД:

 умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

ичностные УУД:

применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные

точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные УУД:

 удерживать цель деятельности до получения ее результата

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дает инструктаж по выполнению упр.209.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Предлагает оценить учащимся собственную  деятельность на уроке.

В «Листах самооценки» 6.Тест,тест,тест…используется прием

«Поставь балл от 1 до 5»

Выполнение теста.

Тест "Спряжение глаголов"( Слайд19,20)

1)        Спряжение – это  изменение глагола по числам и лицам?(+)

2)        Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос: Что делал? Что делать? (-)

3)        Спряжение можно определять по неопределенной форме?(+)

4)        Ко I спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать,-уть, -ыть, -оть; (+)

5)        Глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить ( кроме брить, стелить) относятся к I спряжению? (-)

  6) У глагола прошедшего времени определяется спряжение?(-)

 7) Личные окончания глаголов I спряжения:  ЕШЬ, ЕМ, ЕТЕ, УТ-ЮТ?(+)

  8) Личные окончания глаголов 2 спряжения ИШЬ, ИМ, ИТЕ, УТ-ЮТ?

(-)                

9) Глаголы: гнать, держать, вертеть, видеть – относятся к 2 спряжению?(+)

Подведем  итоги работы на уроке

в «Листах самооценки» 7. Общий итог по уроку используется прием «Светофорик»(Слайд20)

Рефлексия…..

Прием «Яхочу сказать...» (Слайд21)

-Мне больше всего удалось...

-А особенно удалось...

- Не совсем удалось..

-Я хочу похвалить себя за…

-Я хочу похвалить одноклассников за…

Получилось или нет у нас работать  под девизом  «Где двое работают, там и песня слышна»?

Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.

Строят  высказывания,  участвуют  в учебном  диалоге,  аргументируют  свою точку  зрения.

Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУ:

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»)

 

 

Личностные УУД:

способность к самооценке

Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от

успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о глаголах-синонимах, глаголах-антонимах.Задачи урокаДидактические:Научить употреблять в речи...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.Цели деятельности учителя: развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и ...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и упот...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол.Признаки глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: совершенствование умений и способов действий по определению грамматических признаков глаголовЗадачи: Дидактические: 1) совершенствовать умение распознавать глаголы среди других ч...