Технологическая карта урока по теме "Спряжение глаголов"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта урока "Спряжение глаголов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_na_attestatsiyu.docx | 72.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя Низамутдинова С.Н.
Класс 4 класс
УМК: «Школа России»
Предмет: русский язык.
Тема: «Спряжение глаголов».
Тип урока: урок открытия нового знания
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по данной теме.
Цель: обучить алгоритму определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием.
- Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Спряжение глаголов»; алгоритм определения спряжения глаголов , карточки для работы в парах и группах.
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
1. Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола. 2.Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма. |
2. Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы; 3.Контролировать выполнение действий в соответствии с планом; 4.Оценивать результаты своих действий по критериям, предложенным учителем; 5.Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям; 6.Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре; 7.Ознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи. |
|
2. Слушать и понимать речь других; 3. Договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; 4. Учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя. | 1. Воспитание ценностного отношения к учебной деятельности; 2. Воспитания чувства гордости за родной язык; 3.Форирование понимания оновных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; 4. Развитие познавательных интересов, учебой мотивации. |
Ход урока
Название этапа урока
| Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1.Мотивация к учебной деятельности . | Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность и подготовка обучающихся к усвоению изучакмого материала. | Фрон-тальная, индиви-дуальная | Организует проговаривание правил поведения на уроке. Мотивирует обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. - Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь и поприветствуйте гостей улыбкой, а теперь друг друга. Вы способные, умные и, конечно же, у вас всё получится. - Под каким девизом мы будем работать? Желаю вам удачи! -У вас на партах лежат «Листы самооценки», в которых будете отмечать свои результаты на уроке. Если был ответ прекрасный,- Ты кружок получишь красный. Если твой ответ похуже- Зеленый цвет тобой заслужен, Если плох твой был ответ- Ты получишь синий цвет. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, принимают участие в диалоге с учителем. -Под девизом "Хочешь грамотным быть - учись думать, мыслить" | Л: включение обучающихся в учебную деятельность; учебно-познавательнй интерес к данному уроку. Р: принимают и сохраняют учебные задачи | Наблюдение учителя за организацией обучающимися рабочего места и настроя на совместную коллективную деятельность |
2.Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуаль-ной деятельности | Актуализация изученного способа определения спряжения глаголов. Мотивация к пробному учебному действию. Фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия. | Парная, Индиви-дуальная | Актуализирует изученный способ определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию. -Орфографическая минутка. -Работать будете в паре в карточках. Зовут, летят, трещит, цветет, лежат, пищит, пьют, прилетите, горишь, замолчу, проползет, поет, победит, сидит, трещишь, горит, кричит, жужжат, кипят, свистишь. – Какие «ошибкоопасные» места в этих словах? Подчеркните их. – Определите спряжение этих глаголов. Как это сделать? -Проверьте, так ли у вас. На парте лежит листок самооценки .Возьмите кружок того цвета, который заработали. Мотивирует учащихся к пробному учебному действию. - Кому было тяжело определить спряжение глаголов? - Значит, вы уже хорошо умеете определять спряжение глаголов? -Выпишите из скороговорки повторяющиеся глаголы и определите их спряжение. Пилят, колют, Колют, пилят Филя с Колей, Коля с Филей. Завалили пол двора Будут на зиму дрова. Г.А. Ладонщиков | П. Проговаривают способ определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию. К. Доказывают правильность определения спряжения глаголов Участвуют в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников. Р. Проверяют свои результаты по эталону. Оценивают правильность определения спряжения глаголов. Исправляют допущенные ошибки в ходе выполнения домашнего задания. | П: осознают задачу, решают ее Р: осуществляют контроль и оценку своих знаний К: умеют слушать, вести диалог, учет разных мнений. | Способ определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию. Заполнение листа достижений. |
3.Выявление места и причин затруднения. | Соотнести свои действия с используемым способом определения спряжения глагола. Определить границы знания и незнания через проблемный диалог, с опорой на предыдущие знания | Фрон-тальная | Организует постановку проблемного вопроса обучающимися. - Почему возникли трудности в написании окончаний глаголов? -Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке? | П. Соотносят свои действия с усвоенным способом определения спряжения глаголов и фиксируют причину затруднения. - У этих глаголов окончания безударные, и слышатся нечётко. -С помощью учителя делают вывод о невозможности использования изученного способа действия в новой ситуации. | Р: формулируют проблему урока. Умеют определять границу «знания-незнания» К: строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге. | Устные ответы |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | Построить проект выхода из затруднения; Обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения, планирование работы. | Фронтальная, груп-повая | Организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока, обсуждение способов выхода из затруднения. - Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке? - Какая тема сегодняшнего урока? -Давайте определим, на какой ступени по знаниям данной темы мы можем с вами находиться и отметьте себя, пожалуйста, на лесенке. Нарисуйте на полях в тетради лесенку и обозначьте себя на ступеньках. -Кто может предложить способ выхода из создавшегося затруднения? | К. Участвуют в учебном диалоге: оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности. Предлагают способы выхода из затруднения: посмотреть в словаре, прочитать в учебнике и т.д. Участвуют в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывают свою точку зрения. Р. Определяют и формулируют с помощью учителя тему урока, цель в виде проблемного вопроса. - Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием? | К: формируют межличностное общение в совместной деятельности К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать П: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. | Наблюдение за работой в группе. Работа с «Лесенкой успеха» |
5.Реализация построенного проекта. | Моделировать. Формировать умения определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием | Груп-повая | Организует реализацию построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний. - В учебнике на странице 90 прочитайте правило. - Вы нашли ответ на наш вопрос? -Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями? Организует фиксацию найденного способа в речи и знаках. - Почему до сегодняшнего дня вам легко удавалось определять спряжение глаголов? - Что изменилось теперь? - Какого важного этапа недостает в нашем алгоритме? - Если окончание в глаголе безударное, то как надо действовать, чтобы определить его спряжение? - Как вы думаете, подойдет ли данный способ для других глаголов с безударным окончанием? – Послушайте п р о д о л ж е н и е с к а з к и о царе Глаголе. Вы помните, что король издал указ о разделении государства. Образовалось два царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья после этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть. Пришли они к царю с просьбой: – Славный царь Глагол, помоги нам. По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши родственники – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними. – Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ. – Смилуйся, государь, сделай исключение. Не мог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению. Запомните их, ребята! Глаголы неопределенной формы на -ить Ко второму спряжению нужно относить. Не забудь в это спряжение Добавить исключения: Гнать, держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их ведь с «е» спрягать нельзя! – А следующий стишок-запоминалка с глаголами-исключениями, которые относятся к I спряжению. Таких глаголов всего два – брить, стелить. Чтобы курицу соседки Чисто наголо побрить, Надо бы на табуретке Две салфетки постелить. Т. Рик | К:Вспоминают правила работы в группе. П. Перечитывают правило и составляют алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием. Преобразовывают информацию из текстовой формы в схематическую. Решают исходную задачу, данную для пробного действия на основе изученного способа действия Ко́л?т- (что делать?) колоть – I спр. – ко́лют Пи́л?т-(что делать?) пилить - II спр.-пи́лят К . Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя правило из учебника стр. 90. Р. Планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. Проговаривают последовательность действий на уроке. Работают по коллективно составленному алгоритму действия. | П: подведение под понятие К: участвуют в коллективном обсуждении проблемы Р: оценивание, построение логической цепи рассуждений, доказательство | Наблюдение за работой в группе. Работа в «Листе самооценки» |
6. Первичное закрепление с проговарива-иием во внешней речи. | Организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи | Фрон-тальная, парная | Организует усвоение детьми нового способа действия. - Как вы думаете, чем теперь нам необходимо заняться на уроке? - Прочитайте написанные глаголы. Поставьте в них ударения. - Какие в данных глаголах личные окончания? - Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола? Копа…т, тон…т, гуля….шь, прав…т, стукн…т, сине…т, теряя…те,, мо….шь, чмока…т, слыш…м. Несколько глаголов из упр. разбираются фронтально с классом, с целью дать образец проговаривания способа определения спряжения глагола, а затем учитель обсуждает необходимость поработать парами для обеспечения пооперационного контроля. | -В данных глаголах безударные личные окончания. -Чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола, надо знать спряжение глагола. В окончания глаголов 1 спряжения напишем гласную Е, а в окончаниях глаголов 2 спряжения — И. П. Выполняют упр. парами поочередно проговаривая или контролируя выполнения каждой операции алгоритма. К. Договариваются о распределении ролей: исполнитель-контролер в паре. Работают в парах, исполняя распределенные роли Р. Проговаривают последовательность действий на уроке. | П: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания | Устные ответы |
7.Самосто-ятельная работа с самопровер-кой по эталону. | Создать условия для осознания каждым обучающимся степени овладения полученных знаний по определению спряжения глаголов с безударным личным окончанием | Индиви-дуальная | Организует дифференцированную самостоятельную работу с последующей проверкой работы по эталону. - Что надо знать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола? (Спряжение). А) Найди лишнее слово: смотр…т, дыш…т, вспомина…т, пил…т; убега…т,стукн…т, чита…т, смотр…т Б*) Вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов. Концерт буд…т сегодня вечером. Каждый день будильник буд…т нас. | Выбирают задание для самостоятельной работы. Самостоятельно выполняют задание, используя новый способ действия по определению спряжения глаголов. Проверяют по эталону. Взаимооценивают. Отмечают результаты в «Листах самооценки». | Р: контроль, коррекция, выполнение действий по алгоритму, осознание качества и уровня усвоения, оценка Л: самоопределение | Результаты определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием . Работа в «Листе самооценки» |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; -зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; - оценить собственную деятельность на уроке; - обсудить и записать домашнее задание. | Фрон-тальная, индиви-дуальная | Организует рефлексию учебной деятельности на уроке. -Что нового вы сегодня открыли для себя? -Что было самое интересное? Отметьте теперь себя на лесенке знаний. -Поднялся ли кто-нибудь на ступеньку выше? -Можно ли сказать, что урок получился успешным. Докажите. -Необходимо ли вам это новое открытие? -Посмотрите на свои результаты в «Листах самооценки». Оцените свою работу на уроке. На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока. 1.Урок полезен, все понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3.Еще придется потрудиться. 4.Да, трудно все-таки учиться! Предлагает дифференцированное задание. -Ну вот и заканчивается наш урок. А дома нам нужно закрепить свои знания, чтобы еще лучше и правильнее определять спряжения глаголов. 1)Придумать 10 глаголов на определения спряжения с безударным личным окончанием с эталоном (для соседа) 2) упр. 77 стр. 91 | Высказывания детей. Отмечают себя на «Лесенке успеха». -Урок можно назвать успешным, потому что мы выполнили все задачи урока. Приводят примеры жизненных ситуаций, где можно применить знания о спряжении глагола. К. Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения. Р. Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Обучающиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей | Л: осознание обучающимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Р: выделяют и осознают, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. | Результаты самооценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс – чь?"
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...
Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о глаголах-синонимах, глаголах-антонимах.Задачи урокаДидактические:Научить употреблять в речи...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов." 3 Класс.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.Цели деятельности учителя: развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и ...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи." 3 Класс.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и упот...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол.Признаки глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: совершенствование умений и способов действий по определению грамматических признаков глаголовЗадачи: Дидактические: 1) совершенствовать умение распознавать глаголы среди других ч...