Технологическая карта урока по теме "Спряжение глаголов"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Низамутдинова Светлана Николаевна

Технологическая карта урока "Спряжение глаголов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_na_attestatsiyu.docx72.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

     

       ФИО учителя Низамутдинова С.Н.

Класс  4 класс

      УМК:  «Школа России»

Предмет: русский язык.

Тема: «Спряжение глаголов».

Тип урока: урок открытия нового знания

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по данной теме.

Цель: обучить алгоритму определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием.

  • Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Спряжение глаголов»; алгоритм определения спряжения глаголов , карточки для работы в парах и группах.

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

1. Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

2.Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

  • 1. Формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

2. Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;

3.Контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

4.Оценивать результаты своих действий по  критериям, предложенным учителем;

5.Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

6.Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

7.Ознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

  • 1. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • 2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник  и информацию, полученную на уроке;
  • 3. Преобразовывать информацию из текстовой  формы в схематическую;
  • 4. Делать выводы о результатах совместной работы.

  • 1. Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

2. Слушать и понимать речь других;

3. Договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

4.  Учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

1. Воспитание ценностного отношения к учебной

деятельности;

2. Воспитания чувства гордости за родной язык;

3.Форирование понимания оновных моральных норм: взаимопомощи, ответственности;

4. Развитие познавательных интересов, учебой мотивации.

Ход урока

Название   этапа урока

                                                       

             

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1.Мотивация к учебной деятельности

.

Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность и подготовка обучающихся к усвоению изучакмого материала.

Фрон-тальная, индиви-дуальная

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Мотивирует обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь и поприветствуйте гостей улыбкой, а теперь друг друга. Вы способные, умные и, конечно же, у вас всё получится.

- Под каким девизом  мы будем работать? Желаю вам удачи!

-У вас на партах лежат «Листы самооценки», в которых будете отмечать свои результаты на уроке.

     Если был ответ прекрасный,-

    Ты кружок получишь красный.

    Если твой ответ похуже-

    Зеленый цвет тобой заслужен,  

    Если плох твой был ответ-

   Ты получишь синий цвет.

Слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку, принимают участие  в диалоге с учителем.

-Под девизом "Хочешь грамотным быть - учись думать, мыслить"

Л: включение обучающихся в учебную деятельность;

учебно-познавательнй интерес к данному уроку.

Р: принимают и сохраняют учебные задачи

Наблюдение учителя за организацией обучающимися рабочего места и настроя на совместную коллективную деятельность

2.Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуаль-ной деятельности

Актуализация изученного способа определения спряжения глаголов.

Мотивация к пробному учебному действию.

Фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

Парная,

Индиви-дуальная

Актуализирует изученный способ определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию.

-Орфографическая минутка.

-Работать будете в паре в карточках.

Зовут, летят, трещит, цветет, лежат, пищит, пьют, прилетите, горишь, замолчу, проползет, поет, победит, сидит, трещишь, горит, кричит, жужжат, кипят, свистишь.

– Какие «ошибкоопасные» места в этих словах? Подчеркните их.

– Определите спряжение этих глаголов. Как это сделать?

-Проверьте, так ли у вас. На парте лежит листок самооценки .Возьмите кружок того цвета, который заработали.

Мотивирует учащихся к пробному учебному действию.

- Кому было тяжело определить спряжение глаголов?

- Значит, вы уже хорошо умеете определять спряжение глаголов?

-Выпишите из  скороговорки повторяющиеся глаголы и определите их спряжение.

Пилят, колют,

Колют, пилят

Филя с Колей,

Коля с Филей.

Завалили пол двора

Будут на зиму дрова.

Г.А. Ладонщиков

П.  Проговаривают способ определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию.

К.  Доказывают правильность определения спряжения глаголов

Участвуют  в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Р.  Проверяют свои результаты по эталону. Оценивают правильность определения спряжения глаголов.

Исправляют допущенные ошибки в ходе выполнения домашнего задания.

П: осознают задачу, решают ее

Р: осуществляют контроль и оценку своих знаний

К: умеют слушать, вести диалог, учет разных мнений.

Способ определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию.

Заполнение листа достижений.

3.Выявление места и причин затруднения.

Соотнести свои действия с используемым способом определения спряжения глагола.

Определить границы знания и незнания через проблемный диалог, с опорой на предыдущие знания

Фрон-тальная

Организует постановку проблемного вопроса обучающимися.

- Почему возникли трудности в написании окончаний глаголов?

-Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке?

П. Соотносят свои действия с усвоенным способом определения спряжения глаголов и фиксируют причину затруднения.

- У этих глаголов окончания безударные, и слышатся нечётко.

-С помощью учителя делают вывод о невозможности использования изученного способа действия в новой ситуации.

Р: формулируют проблему урока.

Умеют определять границу «знания-незнания»

 К: строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в  учебном  диалоге.

Устные ответы

4.Построение проекта выхода из затруднения.

 Построить проект выхода из затруднения; Обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения, планирование работы.

Фронтальная, груп-повая

Организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока, обсуждение способов выхода из затруднения.

- Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке?

- Какая тема сегодняшнего урока?

-Давайте определим, на какой ступени по знаниям данной темы мы можем с вами находиться и отметьте себя, пожалуйста, на лесенке. Нарисуйте на полях в тетради лесенку и обозначьте себя на ступеньках.

-Кто  может предложить способ выхода из создавшегося затруднения?

К. Участвуют  в  учебном  диалоге: оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности.

Предлагают способы выхода из затруднения: посмотреть в  словаре, прочитать в учебнике и т.д.

Участвуют в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывают свою точку зрения.

Р. Определяют и формулируют с помощью учителя тему урока, цель в виде проблемного вопроса.

- Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием?

К: формируют межличностное общение в совместной деятельности

К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

П: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Наблюдение за работой в группе.

Работа с «Лесенкой успеха»

5.Реализация построенного проекта.

Моделировать.

Формировать умения  определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием

Груп-повая

Организует  реализацию построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний.

- В учебнике на странице 90 прочитайте  правило.

- Вы нашли ответ на наш вопрос?

-Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?

Организует фиксацию найденного способа в речи и знаках.

- Почему до  сегодняшнего дня вам легко удавалось определять спряжение глаголов?

- Что изменилось теперь?

- Какого важного этапа недостает в нашем алгоритме?

- Если окончание в глаголе безударное, то как надо действовать, чтобы определить его спряжение?

- Как вы думаете,  подойдет ли данный способ для других глаголов с безударным окончанием?

– Послушайте  п р о д о л ж е н и е  с к а з к и  о царе Глаголе.

Вы помните, что король издал указ о разделении государства. Образовалось два царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья после этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Пришли они к царю с просьбой:

– Славный царь Глагол, помоги нам. По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши родственники – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

– Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

– Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не мог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.

Запомните их, ребята!

Глаголы неопределенной формы на -ить

Ко второму спряжению нужно относить.

Не забудь в это спряжение

Добавить исключения:

Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их ведь с «е» спрягать нельзя!

– А следующий стишок-запоминалка с глаголами-исключениями, которые относятся к I спряжению. Таких глаголов всего два – брить, стелить.

Чтобы курицу соседки

Чисто наголо побрить,

Надо бы на табуретке

Две салфетки постелить.

Т. Рик

К:Вспоминают правила работы в группе.

П.  Перечитывают правило и  составляют алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием.

Преобразовывают информацию из текстовой  формы в схематическую.

Решают исходную задачу, данную для пробного действия на основе изученного способа действия

Ко́л?т- (что делать?) колоть – I спр. – ко́лют

Пи́л?т-(что делать?) пилить - II спр.-пи́лят

К . Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя правило из учебника стр. 90.

Р. Планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Проговаривают последовательность действий на уроке.

Работают по коллективно составленному алгоритму действия.

П: подведение под понятие

К: участвуют в коллективном обсуждении проблемы

Р: оценивание, построение логической цепи рассуждений, доказательство

Наблюдение за работой в группе.

Работа в  «Листе самооценки»

6. Первичное закрепление с проговарива-иием во внешней речи.

Организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи

Фрон-тальная, парная

Организует усвоение детьми нового способа действия.

- Как вы думаете, чем теперь нам необходимо заняться на уроке?

- Прочитайте написанные глаголы. Поставьте в них ударения.

- Какие в данных глаголах личные окончания?

- Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола?

Копа…т, тон…т, гуля….шь, прав…т, стукн…т, сине…т, теряя…те,, мо….шь, чмока…т, слыш…м.

Несколько глаголов из упр. разбираются фронтально с классом, с целью дать образец проговаривания способа определения спряжения глагола, а затем  учитель обсуждает необходимость поработать парами для обеспечения пооперационного контроля.

-В данных глаголах безударные личные окончания.

-Чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола, надо знать спряжение глагола. В окончания глаголов 1 спряжения напишем гласную Е, а в окончаниях глаголов 2 спряжения —  И.

П. Выполняют упр. парами поочередно проговаривая или контролируя выполнения каждой операции алгоритма.

К.  Договариваются о распределении ролей: исполнитель-контролер в паре.

Работают в парах, исполняя распределенные роли

Р. Проговаривают последовательность действий на уроке.

П: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

Устные ответы

7.Самосто-ятельная работа с самопровер-кой по эталону.

Создать условия для осознания каждым обучающимся степени овладения полученных знаний по определению

спряжения глаголов с безударным личным окончанием

Индиви-дуальная

Организует дифференцированную  самостоятельную работу с последующей проверкой работы по эталону.

- Что надо знать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?  (Спряжение).
- Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями? 
(По неопределённой форме).
- Какие глаголы неопределённой формы относятся ко II спряжению? 
(Оканчивающиеся на -ить).
- К I спряжению? 
(Все остальные).

А) Найди лишнее слово: смотр…т, дыш…т, вспомина…т, пил…т;

убега…т,стукн…т, чита…т, смотр…т

Б*) Вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.

Концерт  буд…т  сегодня вечером.

Каждый  день  будильник  буд…т нас.

Выбирают задание для самостоятельной работы.

Самостоятельно выполняют задание, используя новый способ действия по определению спряжения глаголов.

Проверяют по эталону. Взаимооценивают. Отмечают результаты в «Листах самооценки».

Р: контроль, коррекция, выполнение действий по алгоритму, осознание качества и уровня усвоения, оценка

Л: самоопределение

Результаты определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием .

Работа в  «Листе самооценки»

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

-зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

- оценить собственную деятельность на уроке;

- обсудить и записать домашнее задание.

Фрон-тальная, индиви-дуальная

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

-Что нового вы сегодня открыли для себя?

-Что было самое интересное?

Отметьте теперь себя на лесенке знаний.

-Поднялся ли кто-нибудь на ступеньку выше?

-Можно ли сказать, что урок получился успешным. Докажите.

-Необходимо ли вам это новое открытие?

-Посмотрите на свои результаты в «Листах самооценки». Оцените свою работу на уроке.

На доске плакат со словами, дети подходят  и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока.

1.Урок полезен, все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Еще придется потрудиться.

4.Да, трудно все-таки учиться!

Предлагает дифференцированное задание.

-Ну вот и заканчивается наш урок. А дома нам нужно закрепить свои знания, чтобы еще лучше и правильнее определять спряжения глаголов.

1)Придумать 10 глаголов на определения спряжения с безударным личным окончанием  с эталоном (для соседа)

2) упр. 77 стр. 91

Высказывания детей.

Отмечают себя на «Лесенке успеха».

-Урок можно назвать успешным, потому что мы выполнили все задачи урока.

Приводят примеры жизненных ситуаций, где можно применить знания о спряжении глагола.

К. Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в учебном  диалоге,  аргументируют  свою точку  зрения.

Р. Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Обучающиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

Л: осознание обучающимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

 Р: выделяют и осознают, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Результаты самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о глаголах-синонимах, глаголах-антонимах.Задачи урокаДидактические:Научить употреблять в речи...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.Цели деятельности учителя: развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и ...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и упот...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол.Признаки глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: совершенствование умений и способов действий по определению грамматических признаков глаголовЗадачи: Дидактические: 1) совершенствовать умение распознавать глаголы среди других ч...