Урок русского языка в 3 классе (учебно-методический комплекс Л.В. Занкова) Тема урока: "Самостоятельные и служебные части речи, их признаки".
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самоанализ урока | 18.05 КБ |
Конспект урока | 62.47 КБ |
таблица глагол | 479.75 КБ |
таблица имя прилагательное | 479.85 КБ |
таблица имя существительное | 479.83 КБ |
для работы в группах 4 гр. | 11.81 КБ |
5 гр. | 11.81 КБ |
1 - 3 гр. | 13.45 КБ |
лист для ответов | 14.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Урок проведён в 3 классе.
Уроки по русскому языку в данном классе по ведутся по учебнику Нечаевой,
учебно-методический комплекс Л.В. Занкова.
Дети начинают изучать тему «Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы».
На эту тему в данной программе отводится 13 часов.
Этот урок первый, вводный.
Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи, их признаки.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Основная моя задача, как учителя, помочь 3 – классникам уяснить сущность понятия «Служебные части речи» на основе их противопоставления самостоятельным частям речи.
Показать детям, что «отрицательные» (по сравнению с самостоятельными частями речи признаки) объединяют слова в общую группу служебных частей речи.
Цель: Выявить особенности самостоятельных и служебных частей и доказать их значимость.
Формирование УУД:
- Предметные – определять части речи с определенными признаками,
- находить различия между частями речи;
- определять их лексическое, грамматическое значение;
- грамматическую роль в предложении;
Метапредметные:
Личностные УУД:
- Формирование интереса (мотивации) к учению.
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать тему, задачи на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- работать по коллективно составленному плану;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение.
Познавательные УУД:
- отвечать на вопросы учителя,
- находить нужную информацию в словарях, в учебнике, на схемах.
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- Участвовать в диалоге на уроке.
- Участвовать в работе в группе.
Формы работы учащихся:
фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.
В структуре урока можно выделить несколько этапов:
- Организация класса. Стимулирование деятельности учащихся.
- Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.
- Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднений.
- Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта.
- Этап первичного закрепления. Включение новых знаний в систему знаний.
- Рефлексия деятельности.
На уроке использовались следующие методы обучения:
Проблемный (когда я задавала провокационный вопрос- утверждение: Я считаю, что самостоятельные части речи важнее, нужнее служебных частей речи.
- Согласны ли вы с моим утверждением?)
Исследовательский.
Когда мы работали над 2-ой задачей урока - выясняли особенности служебных частей речи – «рассматривали» слои торта. Искали информацию.
Метод стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций) и т.д.
Также на данном уроке была использована игровая технология.
Все этапы урока был объединены единой сюжетной линией.
Использовались средства обучения:
- технические средства обучения,
- демонстрационное таблицы,
- индивидуальные карточки,
- словари.
- Для активизации познавательной деятельности и контроля за уровнем усвоения учащимися материала я использовала цветовые сигнальные блокноты.
Активность детей была на хорошем уровне.
Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят.
Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
(учебно-методический комплекс Л.В. Занкова)
Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи, их признаки.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: Выявить особенности самостоятельных и служебных частей и доказать их значимость.
Формирование УУД:
Предметные:
- определять части речи с определенными признаками;
- находить различия между частями речи;
- определять их лексическое, грамматическое значение;
- грамматическую роль в предложении.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- Формирование интереса (мотивации) к учению.
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать тему, задачи на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- работать по коллективно составленному плану;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение.
Познавательные УУД:
- отвечать на вопросы учителя,
- находить нужную информацию в словарях, в учебнике, на схемах.
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- Участвовать в диалоге на уроке.
- Участвовать в работе в группе.
Формы работы учащихся:
фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.
Ход урока
- Организация класса. Стимулирование деятельности учащихся. Слайд
Здравствуйте, ребята.
Меня зовут ….
Сегодня урок русского языка у вас проведу я.
Садитесь, пожалуйста.
В начале урока я хочу вам пожелать…
Догадайтесь что …?
Чтобы сегодня на уроке вы … (работали дружно, помогали друг другу). Слайд
Чтобы вам … (было интересно). Слайд
И вы … (открыли для себя что-то новое).
- Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.
Начинаем …
- Ребята, скажите, какой у вас самый любимый праздник? (…)
- Скоро,18 ноября, тоже праздник – День рождения.
Кто-то знает, чей? (Деда Мороза). Слайд
К дедушке на праздник приезжает много гостей.
Это единственный день в году, когда Д.М. не раздает подарки, а принимает их.
Давайте, и мы сегодня подготовим для него подарок.
Я знаю, что Д.М. очень любит сладости.
Что именно, попробуйте угадать?
ЧТО? | Какой торт любит дедушка? | А чтобы торт появился у дедушки, какие мы должны совершить действия? |
конфеты шоколад мармелад - А когда особенный, торжественный случай, что ставят на стол? (Торт) А как будет звучать это слово во мн. ч.? Обратите внимание: в ед. ч. – торт во мн. ч. – торты Дедушка любит шутить: Если долго кушать торты, не налезут скоро шорты. в) Все слова, которые вы перечислили
Какой ч.р. они являются? (им. сущ.) таблица | шоколадный ванильный вкусный - Что общего у этих слов? - На какой вопрос они отвечают? - Как мы можем назвать эту группу слов? таблица | найти (рецепт) испечь украсить Что объединяет все эти слова? (слова обозначают действия предмета) Какой ч.р. они являются? (гл.) таблица |
- Обобщите, что это?
Части речи |
А конкретнее? Какие это части речи?
Части речи | |
Самостоятельные |
- А кроме самостоятельных частей речи, какая ещё группа слов есть? (служебные)
Части речи | ||
Самостоятельные | Служебные |
- Так какова тема нашего урока? Слайд
(самостоятельные и служебные части речи)
Сейчас мы поработаем с сигнальными блокнотами.
«Да» – зелёный цвет.
«Нет» – красный цвет.
Я считаю, что самостоятельные части речи важнее, нужнее служебных частей речи.
- Согласны ли вы с моим утверждением?
Покажите на сигнальных блокнотах.
У нас - проблема (часть класса согласна со мной, часть – нет).
- Почему возникли затруднения?
(Хорошо ли мы знаем особенности сам. и служ. частей речи?)
- Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднений.
- Какую цель поставим перед собой на этот урок? (выявить особенности сам. и служ. частей речи и доказать их значимость, их важность). Слайд
Наметим план действий: (т.е. определим задачи урока)
1. Узнать особенности … (сам. частей речи). Слайд
2. Узнать особенности … (служ. частей речи).
3.Сравнить…
«Шторка» – закрыть!!!
- Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта.
Вернёмся к тортику.
Тортик у нас будет необычный – мы же на уроке русского языка.
- Работать будем по группам.
- Напоминаю правила работы в группе (работаем дружно, разговариваем полушёпотом).
- Командам необходимо выбрать шеф-повара, он будет главным на вашей кухни, а потом озвучит результаты работы.
- После выполнения заданий все садятся на свои места. Карточки с заданиями остаются у шефа.
Указываю места групп.
Первые 5 человек – 1 группа.
5 человек – 2 группа.
5 человек – 3 группа.
Оставшиеся справа – 4 группа.
Оставшиеся слева – 5 группа.
Идём к столам. Выбираем шефа.
Раздаю колпаки.
- Шеф-повара подходят ко мне.
- Итак, тишина на кухне.
1 гр. – выпекает коржи.
2 гр. – готовит крем.
3 гр. – украшает торт.
4,5 гр. – свои задания.
Чтобы тортик приготовить, нужно сначала выполнить определённые задания.
Раздаю детям карточки.
У вас 4 минуты. Возвращаемся к своим группам. Время пошло.
Хожу – помогаю.
После выполнения заданий, дети садятся на свои места.
«Шторка» – открыть!!!
- Ребята, внимание!
Начинаем проверку заданий.
4 гр.
- Что делали вы? (определяли лексическое значение слова торт)
- С помощью чего? (толкового словаря)
- Зачитайте.
1 гр.
Шеф-повар.
- Какую работу на карточке вы выполняли?
(вставляли слова, изменив форму слова)
- Зачитай текст.
- Какие конкретные слова вы вставляли…
- Это слова какой части речи? (глаголы)
Класс.
- Определяем и показываем с помощью блокнотов грамматические признаки глагола выпекаем – н. вр., мн. ч.
2 гр.
Шеф-повар.
- Зачитай текст.
- Слова какой части речи вы вставляли? (прил.)
- Какие конкретно?
- От чего зависят грамматические признаки прилагательных? (от сущ.)
Класс.
- На сигнальных блокнотах – сливочное – ед. ч., ср. р.
3 гр.
Шеф-повар.
- Зачитай текст.
- Слова какой части речи вы вставляли? (сущ.)
- Какие?
Класс.
- Определяем грамматические признаки сущ. – формы – ед. ч., ж. р.
5 гр.
- Зачитайте предложения.
- Назовите гл. чл. предложения. Чем они выражены?
- Все остальные слова – это какие члены предложения (второстепенные)
- Какими частями речи выражены они?
Итак, что можно определить у самост. частей речи, какое значение?
Посмотрим, правильный ли вывод мы сделали?
Обратимся к учебнику.
(стр. 101, упр. 182 (а), второй абзац))
- Мы с вами это доказали. Мы – молодцы.
Дополняем нашу схему.
| + |
| + |
| + |
Ставим плюсы на большой схеме и у детей.
Подытожим:
Выполнили мы первую задачу плана?
Узнали особенности самост. частей речи?
- Что же у нас происходит с тортиком? Заглянем в духовку.
- Какой замечательный торт получился, необычный.
- Что интересного вы заметили?
- Что он нам напоминает? (схему части речи)
- Рассмотрите рисунок. Какую информацию можно из него получить?
- Назовите самостоятельные части речи
служебные ч.р.
Тортик и поможет нам узнать особенности служебных частей речи.
(Сейчас будем работать над выполнением 2 –ой задачи урока).
Мы возьмём только одну самост. ч.р. и одну служебную.
Рассмотрим повнимательнее кусочек «Предлог» и «Сущ.».
А какие предлоги вы, кстати, знаете?
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | ПРЕДЛОГ | |
1 слой | ПРЕДМЕТ | Ничего не обозначает, лексического значения нет. СЛУЖИТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ |
2 слой | кто? что? | – |
3 слой | род, число | неизменяемое слово |
4 слой | подлежащее, вт. чл. | – |
- Сколько слоёв в торте?
- Попробуйте догадаться, что спрятано в 1 слое торта.
(Общее значение слов, относящихся к данной части речи).
- Что спрятано во 2 - ом слое?
(Вопросы, на которые отвечают слова данной части речи).
- В 3-ем?
(Грамматическое значение слова)
- В 4-ом слое?
(Каким членом предложения могут быть слова, относящиеся к данной части речи).
Дополним нашу схему.
- Итак, лексическое значение можно определить?
- Грамматическое?
- Членом предложения являются предлоги?
Части речи |
Самостоятельные | Служебные |
Лексическое значение | + | Лексическое значение | - | |
Грамматическое значение | + | Грамматическое значение | - | |
Члены предложения | + | Члены предложения | - |
Ставим минусы на большой схеме и у детей.
Узнали особенности служебных частей речи?
Выполнили вторую задачу урока?
Какая у нас 3-я задача? (сравнить …)
…
Сравниваем.
Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи?
ПОДЫТОЖИМ:
Мы все задачи урока выполнили?
Достигли цели урока?
Это первый вводный урок по теме.
Более подробно о служебных частях речи вы будете говорить на следующих уроках.
И тортик наш готов. Пора отправлять его ДМ.
Легли на парту, глаза закрыли. Произносим волшебные слова: крибли, крабли, бум.
Слайд
- Этап первичного закрепления. Включение новых знаний в систему знаний.
Ребята, мне пришла «смска». Вывожу на экран. Слайд
Но что- то не очень понятно…Почему? Чего не хватает? (пропущены союзы и предлоги). Вставляйте. Слайд
Вставляем пропущенные слова.
Спасибо за сладкий подарок и тёплые пожелания, давайте поговорим по Скайпу. Слайд
- Так для чего же они нужны служебные части речи?
(Союзы и предлоги для связи слов, а у частиц своя роль)
- Помните мой вопрос в начале урока?
Так какая группа слов важнее?
(Каждая группа частей речи выполняет свою определённую роль).
И служебные части речи также важны. Без них не обойтись.
- Рефлексия деятельности.
Позывные СКАЙПА Слайд
- Здравствуй, Ирочка, красавица моя. Слайд
- Здравствуй, дедушка.
Вижу понравился тебе наш тортик.
Готов ли ты к приёму гостей?
Ты же обычно в свой день рождения и ёлочку первую зажигаешь.
- Весь дом я нарядил, а зажечь ёлочку забыл. Помоги, внучка.
- Ребята, поможем дедушке?
Если вы поняли тему урока – жёлтый огонёк.
Если возникли трудности – синий.
Если плохо разобрались в теме – красный.
Видео, ёлка зажигается.
Подарок от Дедушки Мороза.
Предварительный просмотр:
4 группа.
Торт – это….
Догадайтесь, что нужно сделать и выполните задание.
ТОРТ -____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
5 группа
Подчеркните главные члены предложения.
Подпишите части речи (во всём предложении).
Дедушка любит добрых детишек.
Предварительный просмотр:
1 группа (выпекает коржи) | |
Рецепт | Слова для справок |
Замешиваем тесто. Для этого берём 3 яйца, 1 стакан молока, 3 стакана муки, 1 стакан сахара. Все перемешиваем и____________________ по формам. __________ в духовке. | пудра форма |
однородный сливочный | |
выпекать разлить, |
2 группа (готовит крем) | |
Рецепт | Слова для справок |
Растворяем куски молочного шоколада. ___________________масло режем и кладём в шоколадную смесь, пока масса не станет _________________. | выпекать разлить, |
однородный сливочный | |
пудра форма |
3 группа (украшает торт) | |
Рецепт | Слова для справок |
После того как торт остынет, аккуратно достаём его из ____________ и посыпаем сахарной ванильной ___________________. | однородный сливочный |
пудра форма | |
выпекать разлить, |
Предварительный просмотр:
1 группа (выпекает коржи). Обратите внимание: действие происходит сейчас. |
Замешиваем тесто. Для этого берём 3 яйца, 1 стакан молока, 3 стакана муки, 1 стакан сахара. Все перемешиваем и_____________________________ по формам. _____________________________ в духовке. |
2 группа (готовит крем) |
Растворяем куски молочного шоколада. ___________________________масло режем и кладём в шоколадную смесь, пока масса не станет _________________________________. |
3 группа (украшает торт) |
После того как торт остынет, аккуратно достаем его из __________________________ и посыпаем сахарной ванильной _______________________________________. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетический разбор на уроках русского языка в начальной школе по УМК "Система Занкова"
В данной работе представлен подробный план и подробное описание этапов фонетического разбора с наглядными примерами. Материал будет полезен как для учителей начальных классов, так и для родителе...
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (из опыта работы)
Материал содержит формы и методы обучения младших школьников на уроках русского языка. Дается разработка модели способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка с целью и...
Конспект урока русского языка по системе развивающего обученя Л.В.Занкова
Конспект урока во 2 классе по русскому языку по системе развивающего обучения Л.В.Занкова по теме "Род имён существительных"...
Развитие интеллектуальных умений младших школьников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
В начальной школе нужно не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно, мыслить и творчески работать....
Творческая разработка " Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка в учебно-методическом комплекте "Школа 2100"
Образовательная система "Школа 2100" основывается на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу релизовать деятельностный подход в работе с учащимися....
3 класс. Учебно-методический комплект по изобразительному искусству по теме : "Чуден свет-мудры люди, дивны дела их" (конспект+презентация)
Дисциплина: изобразительное искусствоТема урока: Чуден свет- мудры люди, дивны дела их.(класс 3, урок №6)Тип урока: урок-вариацияЦель: - создавать условия для эмоционально-ценностного восприятия...
Технологическая карта + презентация к уроку русского языка по программе "Начальная школа 21 века" по теме "Суффикс как часть слова"
По программе "Начальная школа 21 века"...