Фонетический разбор на уроках русского языка в начальной школе по УМК "Система Занкова"
методическая разработка по русскому языку по теме
В данной работе представлен подробный план и подробное описание этапов фонетического разбора с наглядными примерами. Материал будет полезен как для учителей начальных классов, так и для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
foneticheskiy_razbor_na_urokah_russkogo_yazyka_v_nachalnoy_shkole.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонетический разбор на уроках русского языка в начальной школе
Обучая русскому языку в начальной школе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова необходимо содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к знаниям по русскому языку, развивать их языковое чутье, умение наблюдать факты речи, способность анализировать языковые явления.
В решении этих задач огромное значение имеют разные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объему и способу выполнения.
В число видов разбора включается и фонетический разбор. С этим видом работы над словом учащиеся встречаются с первых дней обучения в школе. (Так понятие о звуках речи дается еще в добуквенный период).
Дидактический материал, предлагаемый для наблюдения за языковыми явлениями в учебниках А. В. Поляковой ("Русский язык " 1,2, 3 классы.), Н. В. Нечаевой ("Букварь") позволяет работать над фонетическим составом слова в течение всего курса русского языка в начальных классах.
В зависимости от цели и задач урока разбор может быть устным или письменным, полным или частичным.
Особенности методики развивающего обучения позволяют при возможности двоякого толкования того или иного факта речи не добиваться его однозначной характеристики. Конкретные примеры, допускающие вариативность ответов при фонетическом разборе: постановка ударения, особенности произношения (литературное и разговорное, диалектные особенности) и др. Важно, чтобы ученики смогли аргументировано обосновать свое мнение, показать свое понимание языкового явления.
Необходимо, чтобы ребята, зная порядок разбора, отмечали в ходе разбора почему они оценивают анализируемый факт так или иначе, тогда анализ будет содействовать развитию связной научной речи, развивать мышление.
Порядок фонетического разбора.
1 этап. Постановка ударения. Деление на слоги.
2 этап. Гласные звуки.
3 этап. Согласные звуки.
4 этап. Количество звуков и букв.
В начальной школе целесообразно применение частичного фонетического разбора, позволяющего акцентировать внимание учащихся на минимуме теоретических знаний, который служит базой для формирования прочных фонетических умений и навыков. Поэтапный фонетический разбор в начальной школе даст богатый материал для проведения полного фонетического разбора в дальнейшем (в среднем и старшем звене).
1 этап. Постановка ударения
Навык постановки ударения формируется у учащихся еще в букварный период. Фонетический разбор позволяет совершенствовать этот навык и отрабатывать орфоэпические нормы. Успех изучения таких тем, как склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов и изучение целого ряда орфографических правил (правописание не и ни в отрицательных местоимениях, правописание суффиксов, наречий) определяется степенью сформированности этого навыка.
Для формирования навыков постановки ударения использую следующие упражнения:
1.*(Под цифрой 1 приводятся упражнения, используемые в букварный период)
- Сравни слова. Есть ли какая-нибудь разница на письме? А на слух? Прислушайся, какой слог сильнее звучит?
- Придумай предложение со словом "руки", а теперь со словом "руки ".
- Придумай слова к схемам.
2.* Подумай, зависит ли смысл слов от места ударения?
Охотник стрелял белок. В яйце есть белок.
У зайца два длинных уха. Варилась уха.
- Подчеркни слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.
Собака сидит у ворот. У рубахи вышит ворот.
За рекой было село. Солнце село.
- Подумай, как можно распределить слова на две группы.
Гора, горка, трава, травка, нора, норка, стена, стенка.
Деление слова на слоги.
Фонетический разбор дает возможность, не вводя новых теоретических сведений, изучать русский слогораздел, совершенствуя навыки переноса.
Деление слова на слоги не вызывает у учащихся трудностей, если слоги открытые: " го-ло-са, да-ле-ко"; или закрытые, конечные: "ко-лос, у-рок" и др. В этих случаях следует обратить внимание на деление на слоги слов с неслоговым "и" [и] " са-рай, май-ка" и др., следить за соблюдением правил слогораздела: "до-брьш", "у-до-бный", "ки-тай-ский". (стечение согласных "шумный сонорный" и " шумный шумный" относятся к следующему слогу, а "сонорный шумный" относятся к разным слогам;). Необходимо иметь в виду, что допустим перенос слов не только по слогам, но и по морфемам, например, "добр-ый" и "до-брый"; "куп-лю" и "ку-плю".
Упражнения
1. *Составь из слогов слова.
- Какого слога не хватает?
- В лесу мы кричим так:
...„ "Ма-ма! Ве-ра!" - мы делим слова (на слоги). Раздели слова " Миша", "Дима". Представь, что ты зовешь друзей.
2.*Добавь слог. Запиши получившееся слово.
Соба...., бел...., шап...., плот...., охот...., печ......
Делю на слоги Делю для переноса
во/да, во/зил, во-да, во-зил
о/го/род, мо/и. ого-род, мои.
Сделайте вывод.
2 этап. Гласные звуки: ударные и безударные:
Какими буквами обозначены.
Начинать разбор каждого гласного звука в отдельности надо с гласного в ударном
слоге. Необходимо обратить внимание на то, что в ударном слоге гласный звук слышится и произносится наиболее отчетливо, в безударных менее отчетливо.
При анализе необходимо называть тот гласный звук, который произносим и слышим в безударном слоге. Это позволит избежать такой ошибки, когда вместо звука называется гласная буква. Кроме того, внимание к такому положению звука подготовит основу для различения написаний, определяемых произношением, и написаний, не определяемых произношением; готовит к осознанному усвоению орфографических правил, в частности, правописанию безударных гласных в различных морфемах.
Упражнения.
1.*Прочитай слова. Произнеси, как мы их обычно говорим. Сделай вывод.
Нора, норы, норы;
роман, романы, романа,
*Сравни произношение слов с написанием. Подчеркни буквы, не соответствующие звукам.
Береза, огонь, окно, вода.
2.*На какие группы можно разделить эти слова?
Сын, сон, сад, рот, рыл, рак, дом, дым, дал.
Дополни каждую группу своими словами.
*Подчеркни в словах буквы, обозначающие гласные звуки. Какие гласные звуки они обозначают?
Пожалуйста, спасибо, здравствуйте.
* Запишите буквами:
[луга], [л'устра], [пар], [ п'атка ].
Почему одинаковые гласные звуки вы обозначили разными буквами? Подчеркните их.
З этап. Согласные звуки: Звонкие и глухие, твердые и мягкие:
Какими буквами они обозначаются.
При характеристике согласных необходимо обратить внимание учащихся на то, что твердые и мягкие согласные звуки - то разные звуки, с их помощью различаются лексические значения слов и их форм (сталь - стал, стань - стан). Уже в букварный период необходимо сформировать у учащихся четкое представление о твердости и мягкости согласных звуков, обозначение их на письме.
Фонетический разбор позволяет формировать представление учащихся о процессе ассимиляции по глухости звонкости (оглушение звонких согласных перед глухими, озвончение глухих перед последующими звонкими).
Упражнения.
1.*Подчеркни "б" - в твердой позиции, "б" - в мягкой позиции.
Бараны били в барабаны.
*Послушай как произносятся слова. Сравни с написанием. Подчеркни случаи происхождения звука и буквы в корне слов:
лов голод
улов голодал
наловил голодный
*Подчеркни согласные, которые пишутся не так, как произносятся:
дуб суп
рукав шкаф
луг лук
гараж шалаш
2.*Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков:
кильки, книжка, сахар, сильный, редька.
*Придумай два слова, в которых:
а) все буквы соответствуют звукам.
б) букв больше, чем звуков.
4 этап. Количество звуков и букв.
На этом этане фонетического разбора необходимо сравнять произношение и написание слова, определить количество звуков и букв, их обозначающих.
Учащиеся должны ответить на вопросы: из какого количества звуков, произносимых и слышимых, состоит данное слово? Какими буквами обозначены эти звуки? Совпадает ли количество звуков и букв; если нет, то почему?
Важно, чтобы учащиеся умели анализировать слова, где одна и та же буква, обозначает два разных звука и, наоборот, два, одинаковых, звука, обозначаются, разными буквами: дуб [дуп] - звук [п| обозначается буквами "б", "п".
В разбор следует включать и слова с буквами "ь", "ъ", которые не обозначают звуков ("мебель", "ружье", "письмо" и т.п.), с буквами "я, ю, е, ё,", которые обозначают один или два звука в зависимости от положения в слове (синюю, яблоня, смеётся), сочетанием одинаковых букв, произносимых как один долгий звук, с сочетаниями букв, обозначающими один звук, сочетаниями букв с не произносимыми согласными.
Образцы фонетического разбора.
Устного Письменного
Русская красавица своей косою славится.
русская
ру-сска-я
В слове три слога: ру-сска-я, ударный слог - первый, второй и третий - безударные.
Ударение падает на звук [у|, гласные [а|, [а] - безударные, они произносятся и слышатся менее отчетливо, чем под ударением.
Гласные звуки.
[у] - ударный, обозначен буквой "у"
[а] - безударный, обозначен буквой "а"
[а] - безударный, обозначенный буквой "я".
Согласные звуки.
[р] - звонкий, твердый, обозначен буквой "р"
[с] - долгий, глухой, твердый, обозначен сочетанием букв "с с".
[к] - глухой, твердый, обозначен буквой "к"
[и] - звонкий, мягкий, обозначен буквой "я".
В слове "русская" - семь звуков, семь букв. Долгий звук [с] обозначен двумя буквами "ее". В положении после гласного, буква "я"
обозначает два звука [й, а].
II. Материал, предназначенный для углубления и расширения знаний в начальной школе, тесно связан с новым материалом по словообразованию, морфологией,
синтаксису и орфографии и может быть использован:
1) для осознанного освоения орфографии;
2) для овладения нормами литературного произношения;
3) в работе над структурой и семантикой слова, словосочетания, предложения:
- для разграничения значений слов и их форм;
- для объяснения фактов словообразования и морфемного анализа;
- для определения характера смысловых связей и отношений в простом и сложном предложениях.
Значение фонетических закономерностей иногда является единственным ключом к объяснению орфографических правил. Так, в 1 классе, при изучении правописания сочетаний "жи", "ши" ("ча, чу", "ща, щу") предлагаю учащимся не механическое запоминание, а фонетический анализ:
Учитель: "На что указывает буква "и" после согласного?"
Дети: "На мягкость предшествующего согласного звука".
Учитель: "На что указывает буква "ы" после согласного?"
Дети: "На твердость предшествующего согласного звука".
Учитель: "А что вы знаете о согласных звуках [ж] и |ш]?"
Дети: "Эти согласные звуки всегда твердые. Мы договорились! Наверное, потому не пишется после "ж и ш" буква "ы", что обозначать их твердость не надо."
Такое открытие позволит добиться осознанного запоминания этой орфограммы.
На фундаменте фонетических знаний, умений, навыков базируется осмысление и усвоение таких орфографических правил: проверяемых гласных в корне слова, непроизносимые согласные в корне слова, правила обозначения мягкости согласных на письме и др.
При работе над орфографическими правилами, так или иначе связанными с фонетикой, предлагаю учащимся запоминать правило по схеме: 1 - название орфограммы, 2 - условия проверки. Например: при изучении правила проверки буквы, обозначающей парный согласный звук в середине слова перед глухими согласными (2 класс), предлагаю для запоминания:
1 - название орфограммы: Парный согласный звук в середине слова.
2 - условия проверки: Изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный (гудки-гудок).
Или при изучении непроизносимых согласных в корне слов (2 класс):
1 - название орфограммы: Непроизносимые согласные.
2 - условия проверки: Подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится. При изучении правописания некоторых наречий (3 класс):
1 - название орфограммы: "- О, - Е" на конце наречий,
2 - условия проверки: после шипящих под ударение "о", без ударения - "е".
Такое запоминание орфографических правил привело к большому % их усвоения и умению применять их на практике, в отличии от обычного заучивания правил, данных в учебнике.
При работе над составом слова и словообразования также необходимо учитывать фонетические изменения в слове, например, изменение фонетического облика морфем в результате традиционных исторических чередований г//ж, к//ч, т//м, б//бл, о,е//с нулем звука и др. В таких словах без четкого представления о фонетических процессах, допускается наибольшее количество ошибок при определении границ морфем и деление на морфемы. Например, учащимся трудно определить границы морфем в словах типа:
сор - сна, день - дня, книга - книжка.
При изучении частей речи фонетический разбор помогает объяснить целый ряд морфологических явлений. Внимание к этому виду работы позволяет избежать распространенной ошибки определения "ь" как окончания у имен существительных типа; " камень", "очень". Предварительный фонетический анализ помогает правильно выделить на конце основы [и] и расчленить слово на морфемы у существительных типа "чай, край".
край, края, [край\а]
Таким образом, проведение фонетического разбора уже в младших классах показывает, что фонетика - это неизолированный раздел науки о языке, что объективно существующие законы фонетики влияют на другие явления и процессы в языке, отражаются в орфографии, словообразовании, морфологии и синтаксисе.
Литература
1. Русский язык. Полякова А.В. Учебник для 1, 2, 3 классов. М.: Просвещение, 1991 г.
2. Букварь. Под ред. Нечаевой Н.В. Самара: Изд. Корпорация "Федоров", 1995 г.
3. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы (Уроки русского языка) Изд. "Аквариум" ГИППВ, 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...
Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.
Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...
Тема по самообразованию:Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории
Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...
Программа педагогического эксперимента «Эффективность использования технологии развивающего обучения Занкова Л.В. на уроках русского языка в начальной школе»
Цель программы: апробирование приемов и методов технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе, изучение влияния приёмов и методов развивающего обучения Занкова Л.В. на фо...
Возможности формирования и совершенствования фонетических навыков на уроках английского языка в начальной школе.
Далеко не в каждом УМК выделяются задания для формирования и совершенствования фонетических навыков, так как в условиях нехватки времени и рамок рабочей программы большее внимание уделяется лексике и ...
Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках русского языка в начальной школе»
Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках русского языка в начальной школе»...