Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (из опыта работы)
опыты и эксперименты по русскому языку на тему
Материал содержит формы и методы обучения младших школьников на уроках русского языка. Дается разработка модели способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка с целью их их интеллектуального развития. При этом показаны различные пути актуализации субъектного опыта ребенка, дальнейшего усложнения, обогащения и наращивания этого опыта в максимально возможном диапазоне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_2010.doc | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Колесникова Анна Николаевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12
с углубленным изучением отдельных предметов»
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Автор работы:
Колесникова Анна Николаевна
учитель начальных классов
г. Губкин
2009 год
Содержание
1. Информация об опыте……………………………………………………3
2. Технология опыта………………………………………………………...9
3. Результативность опыта………………………………………………….16
4. Библиографический список……………………………………………...19
5. Рецензия на опыт работы………………………………………………...20
6. Приложение к опыту……………………………………………………..21
Информация об опыте
Условия возникновения опыта
В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого
поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества.
В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих и духовно богатых граждан страны.
Начальная школа, пожалуй, самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, ибо впервые ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит не только успешность обучения в основной и старшей школе, но и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.
Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций - восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Работая учителем начальных классов по системе Л.В.Занкова, тщательно изучала индивидуальные особенности детей, поступающих в школу.
В 2005, когда я набрала первый класс, я обратила внимание на то, что контингент учащихся в большинстве своем не имел высокого уровня подготовки к школе. Результаты обследований и их анализ показал средний и низкий уровень сформированности лексико–грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений, небогатый объем словаря у большинства детей. Особого индивидуального внимания требовали 20% учащихся, так как они отличались от остальных психической неуравновешенностью и гиперактивностью. Это вносило определенные трудности в процесс обучения. Тем более что обучение планировалось по развивающей системе Л.В.Занкова.
Исходя из этого, я решила сделать упор именно на интеллектуальное развитие учащихся.
В первую очередь, необходимо было определиться с понятиями «интеллект», «интеллектуальное развитие», «психологические особенности интеллектуального развития младших школьников», «показатели и уровни интеллектуального развития».
Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:
- эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;
- способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;
- способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
- вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.
Актуальность опыта
Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение.
Психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже.
Психолог Л.С.Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.
Но этого чаще всего не наблюдается. Дети затрудняются обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Им трудно устанавливать закономерности. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.
Русский язык – важнейший фактор развития умственных способностей учащихся, их речи, нравственных качеств и в целом личности ребенка. Многие прогрессивные общественные деятели, лингвисты, методисты XIX века (Ф.И. Буслаев, В.Г.Белинский, Л.И.Поливанов, Д.И. Тихомиров и др.) в своих трудах писали об огромном развивающем значении родного языка как школьного учебного предмета.
Современные методисты, учителя изучают проблему интеллектуального развития детей на уроках русского языка. Этой проблеме посвящена и книга Г.А.Бакулиной «Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» (для 1, 2, 3 кл.)
Новые целевые акценты требуют существенного изменения в позициях ученика и учителя, их общении в учебно-воспитательном процессе. В массовом традиционном обучении ученик, как правило, объект обучающих воздействий учителя, "сосуд", который надо наполнять знаниями. Для традиционного обучения характерно управление и исполнение, руководство и подчинение, постоянная оценка действий ученика.
Иллюстративно-объяснительный метод традиционного обучения тяготеет к монологичности и ориентирован на передачу знаний в готовом виде. Важен же не показ способа действий, а поиск, "выращивание" этого способа.
Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, способную к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а также выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.
В условиях начальной ступени образования решение сложной задачи становления интеллекта требует того, чтобы усвоение предметного материала обучения из цели стало средством, которое обеспечивало бы переход от обучения к самообразованию. Как показывает анализ литературы и практический опыт преподавания в младшем школьном звене, интеллектуальное развитие учащихся становится возможным при такой организации работы учителя, которая обеспечивает преобразующий характер деятельности учащихся при обучении их в зоне ближайшего развития.
Но традиционные методы обучения, содержание учебного материала, формы организации учебно-воспитательного процесса не позволяют обеспечить динамичное развитие интеллекта младших школьников. Роль учителя в данной ситуации - в организации поисковой деятельности "изнутри". Учитель, будучи участником совместного поиска, должен ставить и решать учебную задачу вместе с учащимися.
Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает учителю начальных классов разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие учащихся. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развития учащихся и недостаточной технологической разработанностью этого процесса в условиях традиционного обучения.
Одним из путей интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка мне видится совершенствование способов их практической деятельности.
Очевидной является практическая значимость опыта для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе. Учащиеся младших классов с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития смогут, вне сомнения, на других ступенях обучения стать субъектами всех видов речевой деятельности, как на уроках русского языка, так и на других урока.
Под субъективизацией понимается качественно новый уровень участия школьника в организации и осуществлении учебного процесса, предусматривающий его прямое и непосредственное участие в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока.
Наряду с этим учащиеся смогут более свободно повысить уровень своей коммуникативной компетенции. У учащихся среднего и старшего звена в результате их интеллектуального развития в младших классах появится возможность более эффективного формирования их общей культуры, адаптации к жизни в обществе, определения индивидуальной образовательной траектории на уровне освоения профессиональных образовательных программ.
Данный опыт в полной мере способствует решению задач, поставленных перед школой: управление инновационным потенциалом субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей) в режиме перехода школы к профильному обучению
Ведущая педагогическая идея опыта
Сущность опыта заключается в разработке модели способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка с целью их интеллектуального развития. При этом используются различные пути актуализации субъектного опыта ребёнка, дальнейшего усложнения, обогащения и наращивания этого опыта в максимально возможном диапазоне.
Теоретическая база опыта
Теоретическая база опыта основана на подходах Л.С. Выготского, И.С. Якиманской, И.Я. Каплуновича, Е.Я. Яковлевой, М.С. Соловейчика, методических положениях Г.А. Бакулиной, С.В. Иванова, Е.Н. Потаповой.
К определению понятия «интеллект» в психолого-педагогической теории существуют разные подходы. В психологическом словаре интеллект (от латинского intellectus – понимание, познание) в широком смысле определяется как совокупность всех познавательных функций индивида, в более узком смысле – мышление. Интеллект – основная форма познания человеком действительности.
В "Кратком психологическом словаре" под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского отмечается, что интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем. Отечественная психология, как указывается в словаре, исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического интеллекта, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности.
Д. Векслер под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания. То есть, интеллект рассматривается им как способность человека адаптироваться к окружающей среде.
В понимании интеллекта я придерживаюсь точки зрения М.В. Гамезо и И.А. Домашенко: «Интеллект - общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях».
Развитие интеллекта ребёнка, его познавательной сферы трактуется в отечественной психологии в общем контексте теории развития высших психических функций Л.С. Выготского.
Понятие "развитие" рассматривается Л.С. Выготским и Б.Г. Ананьевым как сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке. В рамках данного опыта представляет интерес интеллектуальное развитие.
Под интеллектуальным развитием в опыте понимается качественное изменение психических познавательных процессов: от непроизвольных форм запоминания к произвольным, от наглядно-действенной, наглядно-образной формы мышления к отвлечённой и абстрактно-логической его форме и к теоретическому мышлению.
Известно, что интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают самостоятельность мышления, быстрота и прочность усвоения учебного материала, быстрота ориентировки при решении нестандартных задач, умение отличить существенное от несущественного, различный уровень аналитико-синтетической деятельности, критичность ума (Н.Д. Левитов, Н.А. Менчинская), а также темп продвижения как скорость формирования обобщения, экономичность мышления (З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий).
Младший школьный возраст рассматривается как период становления субъекта учебной деятельности, как переход от детской готовности стать школьником к детской учебной самостоятельности, которая позволяет решать доступные этому возрасту интеллектуальные задачи. При этом самостоятельность младшего школьника ни в коем случае не отождествляется с подростковой самостоятельностью. Учебная самостоятельность развитого младшего школьника состоит в умении инициировать совместное с взрослыми или сверстниками действие по поиску недостающих способов решения новых задач. Она обнаруживает себя лишь на уровне совместного действия класса под руководством взрослого. Основная задача учителя на этом этапе – вырастить класс, решающий учебные задачи как слаженная команда, втягивая детей в решение учебных задач, в поиск новых способов их решения.
На основе идеи И.Я. Каплуновича (измерение и конструирование обучения в зоне ближайшего развития) и методического подхода Г.А. Бакулиной (интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка) мною разработана модель способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, реализация которой способствует повышению уровня интеллектуального развития школьников.
Методический подход Г.А. Бакулиной включает в себя идею комплексного интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка в условиях традиционной системы обучения, нашедшую своё отражение в поурочных разработках основных тем курса в 1-4 классах.
Теоретический анализ, проведённый мною по проблеме исследования в процессе становления опыта позволил выделить следующие показатели интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка:
- сформированность умений школьников дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных;
- сформированность их умений обобщать и абстрагировать;
- сформированность умений устанавливать логические связи и отношения между понятиями и явлениями.
Уровни интеллектуального развития младших школьников
1. | Характеристика деятельности учащихся | *Учащиеся дифференцируют существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных; * свободно владеют операциями обобщения и абстрагирования; * устанавливают логические связи и отношения между понятиями и явлениями, * делают умозаключения, * выделяют существенные признаки предметов и явлений, * имеют достаточно большой запас знаний. | ||||
2. | Уровни интеллектуального развития | Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий |
3. | Степень выполнения заданий учащимися | Выполняют без затруднения | В основном выполняют | Не всегда выполняют | В основном не выполняют | Не выполняют |
Интеграция вышеобозначенных идеи И.Я. Каплуновича и методического подхода Г.А. Бакулиной позволила мне сконструировать модель способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Технология опыта
В настоящее время ряд исследователей сходится во мнении, что оптимальным периодом становления и развития интеллекта является дошкольный и особенно младший школьный возраст. В научных исследованиях последних лет получил вывод о том, что каждой возрастной ступени ребенка присуща своя, несвойственная ни предыдущим, ни последующим возрастам готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Она задается наличием целого ряда предпосылок, в том числе способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями.
Главной целью всей системы обучения, разработанной под руководством Л.В.Занкова, - достижение оптимального общего развития каждого школьника.
Цель моей работы – обеспечить положительную динамику интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка путём совершенствования способов его практической деятельности.
Достижению этой цели служит решение задач формирования следующих умений младших школьников:
- дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных;
- обобщать и абстрагировать;
- устанавливать логические связи и отношения между понятиями и явлениями.
Для выполнения поставленных задач необходимо:
1) изучить психолого–педагогическую и методическую литературу по проблеме интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка, а также по проблеме интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова;
2) выявить педагогические условия оптимизации процесса обучения младших школьников уроках русского языка;
3) проверить на практике позитивное влияние данных условий на уровень развития учащихся как средство управления успешностью обучения;
4) разработать дидактический материал, уроки объяснения нового материала, внеклассные мероприятия, направленные на решение поставленной цели работы.
Я изучила литературу по теме, познакомилась с экспериментально – педагогическим исследованием Л.В.Занкова, проанализировала сборник программ для четырехлетней начальной школы (Система Л.В.Занкова) и учебники по русскому языку для 1-4 классов с целью изучения условий для реализации цели. Кроме того, обследовала каждого ребенка, использовав различные методики с учетом возрастных особенностей. Были определены наиболее эффективные педагогические условия образовательного процесса.
В основу организации образовательного процесса положена ориентация на интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Интеллектуальное развитие направлено на понимание обучающимися сущности явлений окружающего мира. Наряду с этим, не исключается как творческое, так и волевое развитие младших школьников. Как известно, творческое развитие направлено на преобразование явлений действительности и самоактуализацию личности; волевое - на мобилизацию человеческих и личностных ресурсов для достижения цели. Исходя из этого, основными принципами взаимодействия учителя с учащимися мне представляются следующие принципы:
- поддержки интеллектуального развития младших школьников как динамики психических новообразований, связанных с усвоением, переработкой и функционированием различных знаковых систем;
- индивидуализации и дифференциации обучения, включающих в себя учет индивидуальных особенностей отдельных учеников и микрогрупп, входящих в состав класса;
- психологической комфортности, позволяющей снять стрессообразующие факторы учебного процесса и стимулировать интеллектуальное развитие личностного потенциала школьников;
- опоры на субъектный опыт обучающихся;
- обеспечения творческого развития как формирования способности к созиданию нового, нестандартного, оригинального и самобытного;
- учёта эмоционально-личностных особенностей учащихся.
На уроках русского языка в младших классах реализуется содержание образования по развивающей программе Л.В.Занкова. Содержание соответствует целям и задачам настоящего опыта.
Методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами включаются в разработанную модель способов практической деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка.
Методы обучения в современной дидактике рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определённых педагогических целей.
Способы практической деятельности учащихся включают в себя две группы:
- способы развития мыслительных операций (СРМО);
- способы логической помощи учащимся (СЛПУ).
Использование способов развития мыслительных операций основано на подходе Л.В.Занкова, который считает, что содержание и организация процесса обучения по развивающей системе создаются условия для формирования и совершенствования целого ряда обобщённых интеллектуальных умений. Применение на уроках способов практической деятельности позволяет решать интеллектуальные задачи разной сложности путём конкретного воздействия на учащихся. Рациональное использование системы этих способов является важнейшим фактором комплексного интеллектуального развития младших школьников.
Составляющими этой группы способов являются такие способы, как:
- использование аналогии;
- построение обобщённой модели формируемого действия;
- постановка поисковых задач;
- преобразование тренировочных упражнений в творческие;
- исследование лингвистических явлений.
Остановимся подробно на способах развития мыслительной операции
- использование аналогии.
Аналогия – это способ рассуждения, основанный на выявлении сходных признаков двух понятий или объектов, приводящий к предположительному суждению о том, что предложенное действие со вторым понятием или объектом следует выполнять так же, как оно выполнялось с первым. По аналогии дети открывают способ действия с другим понятием или объектом. В основе аналогии лежит сравнение, в котором акцент смещён на выявление сходного у данных понятий или объектов (Приложение 1)
- построение и использование обобщённой модели формируемого действия
При использовании этого способа развития мыслительных операций обучение строится от общего к частному путём предварительного выяснения принципа выполнения изучаемого действия, его моделирования в той или иной форме. Затем учащиеся, используя эту модель, выполняют конкретные действия, таким образом, включаясь в интенсивную интеллектуальную деятельность. Разработка алгоритма решения лингвистической задачи является одним из примеров построения обобщённой модели формируемого действия. (Приложение 1)
- постановка поисковых задач
Задания, ориентирующие учащихся на поиск, на выполнение действий в нестандартных условиях, включаются как в творческую, так и в репродуктивную деятельность в зависимости от целей и задач учебного занятия. Участие в поиске требует от детей максимальной сосредоточенности, напряжённой мыслительной деятельности, умения правильно выражать свои мысли, обеспечивает свободное владение аналитико-синтетическими действиями, обучает логике в рассуждениях. (Приложение 1)
- преобразование тренировочных упражнений в творческие
Возможности этого способа очень велики, так как он предполагает постановку дополнительных вопросов при выполнении упражнения. (Приложение 1)
- исследование лингвистических явлений включает учащихся в интенсивную интеллектуальную деятельность по осуществлению анализа сложившейся ситуации, выявлению разных функций одного и того же явления, установлению связей этого явления или понятия с другими, выделению в них существенных признаков, обобщению и подводит к формулировке того или иного вывода. (Приложение 1)
Я считаю, что применение только этой группы способов является недостаточным для оптимального интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка. Для организации процесса учения в зоне активного (актуального) обучения эффективным оказывается применение различных способов логической помощи учащихся. В их группу входят следующие способы:
- побуждение;
- выяснение;
- перефразирование;
- отражение чувств;
- резюмирование.
1. Побуждение. Педагог обращается к ученику с краткими, нейтральными, общего плана высказываниями, стимулирующими его свободно высказывать свои соображения по проблеме: «Да?…Так, это понятно, и … Чуть-чуть подробнее, пожалуйста. А в чём?… Очень интересно, продолжай-продолжай…».
- Выяснение. Этот способ предполагает обращение к ученику для конкретизации его позиции, точки зрения: «Уточни, пожалуйста,… Как это можно выразить поточнее?… Не повторишь ли эту мысль?…Опиши (расскажи) это подробнее… Это всё, что ты хотел сказать?…»
- Перефразирование. Это пропозиция, формулировка суждения ученика в иной форме или с нужным учителю акцентом. Обычно она начинается с фраз: «Итак, по твоему мнению…правильно ли я понимаю тебя, что ты полагаешь…Другими словами, ты утверждаешь, что…Я поняла твою мысль так, что ты рассчитываешь…».
- Отражение чувств. В этой ситуации педагог резонно, лаконично и как можно точнее вербально фиксирует чувства и эмоциональное состояние ребёнка: «Я вижу, что у тебя это не получается…Ты не любишь это делать (считать, например)... Понимаю тебя... Да, тебе это не нравится, и что же тогда можно предпринять?… Ты совершенно напрасно расстроился…».
- Резюмирование. Это краткое изложение, подытоживание основных идей школьника: «Значит, проблема заключается в… Получается, что трудность-то совсем в другом.…Итак, всё упирается в …».
Несомненным является то, что обе группы взаимосвязаны между собой, так как способы логической помощи учащихся оказывают эффективное действие на их интеллектуальное развитие лишь при опережающем использовании способов развития мыслительных операций. Они характеризуются тем, что хотя и не указывают на конкретные действия, но актуализируют и активизируют интеллектуальную деятельность школьников.
На каждом этапе урока использую задания, способствующие развитию важнейших интеллектуальных качеств учащихся. Кроме того, со второго класса на каждом уроке учащиеся выполняют задания, предусматривающие их непосредственное участие в организации минутки чистописания, словарно-орфографической работы, изучении нового материала и т.д. в течение учебного года задания, выполняемые учениками на каждом структурном этапе урока, постепенно усложняются. Усложнение заданий сопровождается увеличением доли участия детей в организации учебного процесса.
Минутка чистописания с точки зрения сложности может проводиться в четырех вариантах, приходящих друг другу на смену в течение всего учебного года.
Первый вариант предусматривает совмещение нахождения буквы (букв), предназначенной для написания, с неполным фонетическим разбором (Приложение 2, задание 1, приложение 6, урок 1, 3)
Второй, более сложный вариант предполагает совмещение поиска буквы с неполным фонетическим разбором и одновременным введением дополнительных поисковых объектов, связанных с изученными темами русского языка (Приложении 2, задание 2)
Третий вариант – использование в той или иной форме в процессе поиска буквы элементов шифра, кодирования и т.д. (Приложение 2, задание 3)
Четвертый вариант обеспечивает необходимость самостоятельного формулирования и выполнения задания, предусматривающее определение буквы. (Приложение 2, задание 4).
Таким образом, во время проведения минутки чистописания, наряду с совершенствованием графического навыка, осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора, разбора слова по составу, углубляются знания по изучаемым темам русского языка, продолжается дальнейшее формирование важнейших качеств интеллекта, и все это на фоне увеличения роли учащихся в осуществлении учебного процесса.
Аналогичные цели – увеличение учебной инициативы детей и усиление воздействия на их интеллект – преследуются и во время проведения основных частей словарно-орфографической работы. Они реализуются за счет использования ряда приемов формулирования задания для учащихся. Каждый прием имеет свою специфику использования и несет определенную функциональную нагрузку.
- прием. Поиск, предназначенного для ознакомления слова, осуществляемый на основе точных установок учителя. (Приложение 3, задание 1)
Этот прием наряду с формированием лингвистических знаний и умений, обеспечивает увеличение объема и углубление сосредоточенности внимания. Его оптимальное распределение. Развитие аналитико-синтетического мышления и оперативной памяти.
- прием заключается в уменьшении количества конкретных указаний учителя, помогающих учащимся определить искомое слово. (Приложение 3, задание 2)
- прием состоит в полном отсутствии указаний учителя, координирующих действия учащихся. (Приложение 3, задание 3, приложение 6, урок 3)
С помощью второго и третьего приемов продолжается дальнейшее совершенствование интеллектуальных качеств учащихся, развитие которых обеспечивалось использованием первого приема. Вместе с тем уменьшение или отсутствие координирующих установок учителя заставляет детей более напряженно и сосредоточенно мыслить, мобилизовывать свою волю, сообразительность. Наблюдательность, развивает их речь.
4 прием. Его специфика заключается в применении для определения нового слова разнообразных шифров и кодов с конкретными указаниями учителя и без них (Приложение 3, задание 4, приложение 6, урок 4)
Систематическая работа с символами, кодами, шифрами позволяет формировать абстрактное мышление, и, наряду с ним, совершенствовать ряд других качеств интеллекта
5 прием. Здесь органически сочетаются самые разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу, деление слов на слоги, орфографическая работа
и т. д. (Приложение 3, задание 5)
6 прием. Основной акцент здесь делается на развитие оперативной памяти учащихся, их аналитико-синтетических способностей, произвольного внимания. Учащимся дается установка запомнить слова, которые используются во время этапа урока, предшествующего словарно-орфографической работе. К ним ученики вновь возвращаются через 4-5 минут. Я предлагаю задание: «Слово, с которым вы познакомитесь на уроке вам надо найти самостоятельно. Для этого вспомните слова, которые были задействованы во время повторения изученного в порядке их записи на доске, и сложите их первые буквы. (См. урок 1, приложение 6). Определение лексического значения слова сначала осуществляется путем совместного поиска-рассуждения, в котором в равной степени принимают участие учащиеся и учитель. Однако постепенно эта часть работы со словарным словом переводится на более высокий теоретический уровень. Учащиеся знакомятся с необходимыми для этого терминами: видовое понятие, родовое понятие, существенные признаки предметов. Используя их в процессе рассуждения, учащиеся самостоятельно формулируют определение предмета, обозначенного новым словом. (Приложение 3, задание 6).
Работа такого рода повышает интерес не только к изучаемому слову, но и к языку в целом. Она углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире. Способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии.
На этапе изучения нового материала предпочтение отдается частично-поисковому методу. Так же предусматривается работа, направленная на углубленное его осмысление, когнитивную переработку и активное запоминание в процессе формулировании вывода. В разных темах в зависимости от содержания учебного материала используются разные виды обобщения
1 вид – обобщение учащимися изученного по заранее составленному учителем плану. Его пункты представляют собой ряд последовательных вопросов, отвечая на которые, учащиеся формулируют новое правило. (Приложение 4, фрагмент урока «Непроизносимые согласные»)
2 вид – использование обобщающих таблиц со знаковым кодированием. Так же, как и план, они составляются заранее и предъявляются учащимся после беседы-рассуждения, связанной с изучением нового. С помощью таблиц дети учатся логически рассуждать вслух, оперируя условными обозначениями и переводя их на языковой материал. (Приложение 4, фрагмент урока «Разделительный твердый знак»)
3 вид – самостоятельное составление учащимися обобщающих схем. При этом повышается степень осмысления изучаемого материала, усиливается его запоминание и интеллектуальное развитие учащихся. Ученики приступают к работе над схемами после формулирования словесного вывода, когда материал в основном осознан, усвоен, обобщен, а его когнитивная переработка углубляет и систематизирует приобретенные знания. Эта деятельность может первоначально носить коллективный, далее групповой и индивидуальный характер. (Приложение 4, фрагмент урока «Род имени существительного»)
Подобный подход позволяет уже на втором году обучения в значительной степени повысить роль учащихся на самом сложном и ответственном этапе урока – изучении нового материала. Это в свою очередь позволяет значительно расширить роль учащихся в организации учебной деятельности и в определенном смысле вывести их мышление на уровень, предусматривающий использование отдельных логических операций
Результативность опыта
Результативность обучения детей выражается, прежде всего, в том, что
- растут инициативные дети, стремящиеся к свободному выражению своих мыслей, умеющие слушать другого, принимать точку зрения другого, умеющие распределять роли при работе в группе, способные рассуждать и обосновывать свои рассуждения, доказывать, аргументировать, обобщать, делать выводы,
- ученики начали правильно, четко выражать свои мысли, обогатился словарный запас. Их творческие работы с каждым разом становятся интереснее и грамотнее;
- учащиеся стали лучше переключаться с одного вида деятельности на другой. Улучшились аналитико-синтетические особенности детей. Так, например, 50% детей стали лучше справляться с такими мыслительными операциями, как классификация и обобщение.
Система Л.В.Занкова открыла большие возможности для развития познавательных процессов младших школьников, формирования интеллектуальных способностей, расширения кругозора детей.
У учеников моего класса наблюдение одиночного объекта не остается изолированным элементом. Ребенок, сравнивая, строя умозаключения, мыслит данный объект в разносторонней сфере представлений и понятий, актуализируемых благодаря восприятию данного предмета.
Методика обучения, характеризующаяся непосредственной деятельностью, в ее развертывании во времени непрерывно и конкретно направляет мою работу. Благодаря методике обучения руководящая идея развивающей системы и ее дидактические принципы реализуются в моей каждодневной деятельности и учении школьников.
Работа школы над интеллектуальным развитием детей не требует никакого специально выделяемого для этого времени: она идет исключительно в самом процессе обогащения детей знаниями и привития им навыков. Продвижение школьников в развитии имеет действенное значение для овладения сознательными и прочными навыками. Подтверждением служит постоянный рост качества знаний по русскому языку.
Качество знаний учащихся по итогам четвертных оценок
по русскому языку
1 класс 2005-2006 | 2 класс 2006-2007 | 3 класс 2007-2008 | 4 класс 2008-2009 | |||||||
Без оценок | 1 четв. | 2 четв. | 3 четв. | 4 четв. | 1 четв. | 2 четв. | 3 четв. | 4 четв. | 1 четв. | 2 четв. |
Без оценок | 75% | 81% | 72% | 76% | 76% | 75% | 75% | 75% |
Итоги административных контрольных работ по русскому языку
1 класс 2005-2006 | 2 класс 2006-2007 | 3 класс 2007-2008 | 4 класс 2008-2009 | ||||||||
4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | |
Качество знаний (диктант) | 70% | 75% | 71% | 85% | 90% | 71% | 75% | 75% | 85% | 70% |
70% |
Качество знаний (гр. задание) | 70% | - | 62% | - | 66% | 61% | 75% | 70% | 90% | 75% | 65% |
Удается пробудить интерес к учебной работе на уроке и дома; русский язык становится желанным предметом. Так, во втором классе во Всероссийском конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок» приняло участие 8 человек. Из них три работы оказались лучшими по школе: 2 место занял Талыбов Савелий, 3 место поделили Чурикова Арина и Русанова Полина. В третьем классе в этом конкурсе приняло участие уже 13 человек.
В четвертом – 15 человек. Ученики моего класса участвуют во Всероссийских конкурсах «Золотое руно» и «Познай себя», в 2008 году моя ученица – Чурикова Арина, заняла 1 место по России в конкурсе «Золотое руно»
Ежегодным стало проведение школьных олимпиад, на которых мои воспитанники занимают призовые места.
Таким образом, результаты показывают преимущество учащихся при решении таких задач, которые требуют не заученных знаний, а сообразительности, умения проанализировать предложенный материал, используя знания во взаимосвязи.
Опыт моей работы по интеллектуальному развитию на уроках русского языка был рассмотрен на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов и городского методического объединения учителей начальных классов и успешно применяется в работе учителями школ города.
Библиографический список
- Занков Л.В. Обучение и развитие (Экспериментально – педагогическое исследование) / Л.В.Занков. – М.: Педагогика, 1975. – С.439.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В.Занков. – М.: Педагогика, 1990. – С.419.
- Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова.- С.: Учебная литература, 2005. – 4 с.
- Одегова В.Ф. Дифференцированная работа при чтении художественного произведения // Начальная школа.- 2004. – 2. – С. 69-75
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М.: Педагогика, 1978. –144 с.
- Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. – 180 с.
- Мухина В.С. Детская психология, М.,1985. – 275 с.
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 2, 3 класс / Г.А. Бакулина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 223с. (Библиотека учителя начальной школы)
- Бакулина Г.А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка / Г.А. Бакулина, Е.А.Обухова, Н.В. Дембицкая. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 216 с. – (Библиотека учителя начальной школы)
- Ефимов В.Ф., Чернова Л.В, Развивающие аспекты обучения первоклассников «Начальная школа №10» 1995 г.
Рецензия
на материалы актуального педагогического опыта
учителя начальных классов МОУ «СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов» Колесниковой Анны Николаевны по теме
« Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка по системе Л.В. Занкова в режиме перехода школы к профильному обучению».
Проблема, в которой обучение является причиной процесса развития школьника, очень актуальна и привлекает внимание специалистов разных областей. Автор опыта опирается на методологические особенности работ Л.В. Занкова, научную теорию деятельности Л.С.Выготского.
Основной ее целью является интеллектуальное развитие учащихся, через оптимальное общее развитие каждого школьника, осознание детьми грамматических понятий, путем широких наблюдений за русским языком.
Опыт учитывает возрастные периоды, важные для формирования словесно-логического мышления, советы педагогической психологии, предлагающей рациональные способы работы с учащимися. Работа обеспечивает мотивацию всех видов учебной деятельности учащихся, благоприятный психологический климат на уроке, индивидуализацию работы с учениками. В описании опыта выделены компоненты, которые способствуют интеллектуальному развитию младших школьников: опора на смысловой аспект языковых явлений, ограниченное механическое запоминание изучаемого материала, рассмотрение «знакомого» понятия под другим углом зрения, работа в режиме непрерывного правописного, теоретического, речевого и интеллектуального тренинга.
Структура описания актуального педагогического опыта учителя Колесниковой А.Н.. отличается целостностью и целенаправленностью, содержит элементы творческого поиска. Наличие в творческой работе автора приложений, соответствующих содержанию, помогают точнее и шире раскрыть тему. К работе прилагаются материалы, подтверждающие содержание и результативность работы, методические разработки.
Существует перспектива использования опыта учителя Колесниковой А.Н. в работе с детьми младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы.
Считаем целесообразным внесение актуального педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов» Колесниковой А.Н. в городскую базу данных.
Зам. директора по НМР
МОУ «СОШ № 12» _________ /О.Н. Лазарева/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Содержание
Приложение 1 – способы развития мыслительной операции
Приложение 2 – задания для минутки чистописания
Приложение 3 – задания для словарно-орфографической работы
Приложение 4 – задания, используемые при изучении нового материала
Приложения 5 – упражнения для развития интеллектуальных способностей
Приложение 6 – система уроков по теме
Приложение 7 – открытые уроки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка ( на этапе проведения минуток чистописания )".
О пятиминутках чистописания, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся....
Система работы по интеллектуальному развитию младших школьников на уроках русского языка
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:Современная школа уделяет большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех...
Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".
В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение качества устной и письменной речи де...
Развитие интеллектуальных умений младших школьников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
В начальной школе нужно не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно, мыслить и творчески работать....
Развитие интеллектуальных умений младших школьников на уроках окружающего мира в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
«Все наше достоинство заключено в мысли…Будем же учиться мыслить»Б. Паскаль...
Обмен опытом "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка" выступление на МО
Научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуще своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Она задаётся наличием определённых физиологич...