Работа по развитию письменной речи. Изложения. 3 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
Данный материал можно использовать на уроках русского языка по развитию речи. Упражнения и тексты изложений разные по сложности, можно брать выборочно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poloski.docx | 54.64 КБ |
utki.docx | 12.34 КБ |
Предварительный просмотр:
1 – я неделя, сентябрь
Отредактируйте предложения. Уберите ненужные слова.
Миша – он любит математику.
Рита – у неё есть коллекция открыток.
Наши ребята – для них сделали спортивную площадку.
В этих предложениях нарушена логика. Перестройте их или разбейте одно предложение на несколько так, чтобы между ними появилась логическая связь.
Вера гуляет с собакой на бульваре, а Оксана – на длинном поводке.
Весной тает снег, а по понедельникам у нас диктанты.
На мачте корабля вьётся флаг, а на душе у капитана – грусть и тоска.
Замените не правильное по смыслу слово.
Мама сварила земляное варенье.
Солдаты строят земляничные укрепления.
Битва началась с кавалерской атаки.
Правильно постройте предложения.
Учёные работают новое открытие.
Космонавт вышел на открытый космос.
Бойцы опасались от вражеских танков.
Замените повторяющиеся и однокоренные слова синонимами.
Строители строят новый дом. Строительство дома идёт уже давно. На стройке работает подъёмный кран. Бригада строителей выполняет различную работу по постройке дома. Дом будет построен к концу года.
Замените неправильное слово правильным.
На самолётах летают лётчики, лётчицы и стюардесчицы.
Когда костёр начнёт потухать, мы подкидаем туда дров.
Чтобы костёр лучше горел, мы его разворошаем.
Рыбак выужает из реки много рыбы.
Чтобы сделать пруд, люди запрудывают реку.
Изложение.
Полоски.
Тигрица пекла пирог. Мука летела во все стороны. У стола сидел тигрёнок. Мать посмотрела на него и удивилась. Тигрёнок был белый и без полос. Малыш горько заплакал и побежал искать свои полосы. На улице он встретил зебру. Тигрёнок замер от удивления. Какая она полосатая! Зебра лизнула тигрёнка. На шкурке появилась тёмная полоска. Она лизнула ещё раз. Вот и полоски! Тигрёнок засмеялась. Спасибо, зебра!
Вопросы по тексту.
1.Почему мама-тигрица не увидела полос на своём сыне?
2.Почему малыш расстроился?
3.Почему зебра вызвала удивление у тигрёнка?
4.Как зебра помогла малышу?
5.Был ли тигрёнок вежливым?
Подберите проверочные слова. Вставьте буквы.
т…грица - п…кла -
п…ро… - л…тела –
стор…ны - у ст…ла –
с…дел - посм…трела –
уд…вилась - п…л…сатая –
м…лыш - поб…жал –
св…и - л…знула –
к…кая - по…вилась –
засм…ялся - зам…р –
Подберите синонимы.
Заплакать –
Засмеяться –
Спасибо –
Подберите антонимы.
Тёмная –
Искать –
Прочтите предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Объясните их постановку или послушайте учителя.
Какая она полосатая! Вот и полоски! Тигрёнок засмеялся. Спасибо, зебра!
План: Опорные слова:
1.Пропавшие полоски. Пекла, во все стороны, посмотрела.
2.Огорчение тигрёнка. Белый, заплакал, искать.
3.Встреча с зеброй. Замер, лизнула, появилась.
4.Радость тигрёнка. Засмеялся, спасибо.
Слова для справок: замер, от удивления, ещё, спасибо.
2 –я неделя, сентябрь
Прочитайте текст. Вставьте отрывок так, чтобы между причиной и следствием появилась логическая связь.
У нас было меньше сил, чем у врага. Мы выиграли это сражение.
Отредактируйте предложения. Убери ненужные слова.
Сильный град – он барабанил по крыше.
Вера – без неё мы не можем начать представление.
От Серёжи – от него я не ожидал таких слов.
Правильно постройте предложение.
Я слушаю пения птиц.
Женя выиграл над Виталиком в теннис.
Денис приглядывал маленьким щенком.
Замените неправильное слово правильным.
Таня была одета в желтковую кофту.
Рабочие услышали заводной гудок.
Мальчик катает по полу заводской танк.
Замените повторяющиеся и однокоренные слова синонимами.
Мы идём по тропинке через березняк. Тропинка петляет среди берёз. По тропе трудно идти из-за берёзовых корней. Большие берёзы и маленькие берёзки очень красивы.
Изложение.
Спас друга.
Костя и Саша возвращались из школы. Костя уговорил друга идти через речку. Саша сомневался. Наступила весна. Лёд таял. Костя убедил товарища. Мальчики пошли по льду. Костя побежал вперёд. Хрупкий лёд треснул. Мальчик очутился в воде. Он хватался за тонкую кромочку льда. Лёд. Крошился. Бежать за помощью было далеко. Саша осторожно пополз по льду к другу. Он вытащил товарища на берег.
Вопросы по тексту.
1.Кто из друзей был более рассудительным?
2.Почему весной опасно ходить по льду?
3.В какую беду попал Костя?
4.Как Саша его выручил?
5.Как можно назвать Сашу? А Костю?
Подберите проверочные слова. Вставьте буквы.
уг…в..рил - в…сна –
поб…жал - вп…рё… -
хру…кий - лё… -
в в…де - хв…тался –
кр…шился - б…жать –
за пом…щью - д…л…ко –
ост…рожно - попол… -
выт…щил - сомн…вался –
Подберите синонимы.
Товарищ –
Уговорить –
Помощь –
Подберите антонимы.
Хрупкий –
Таять –
План: Опорные слова:
1.Опасная затея. Уговорил, сомневался, убедил.
2.Костя попал в беду. Треснул, очутился, хватался.
3.Как Саша спас друга. За помощью, осторожно, пополз.
Слова для справок: возвращались, таять, вытащил.
3 –я неделя, октябрь.
Прочитайте текст. Вставьте отрывок так, чтобы между причиной и следствием появилась логическая связь.
Была осень. Кирилл вышел в лес на лыжах.
Отредактируйте предложения. Убери ненужные слова.
Дима – у него много машинок.
Эта грядка – на ней растёт укроп.
Таня – ей подарили большую куклу.
Замените повторяющиеся и однокоренные слова синонимами.
Мы пишем в тетрадях. Тетради должны быть аккуратными. Нельзя выдёргивать тетрадные листки. Тетради мы храним в папке для тетрадей.
Правильно постройте предложение.
Мы подъехали на деревню на машине.
Добрый волшебник борется над злом.
Федя прислушивался пению соловья.
Подбери подходящее слово.
А. С. Пушкин – великанский поэт.
На плечах у военного были генеральные погоны.
Нас вызвали в директивный кабинет.
Изложение.
Учёба.
Шёл урок русского языка. Дети писали трудный диктант. Но вот прозвенел звонок. Началась большая перемена. Учительница вывела детей на улицу. Весеннее солнышко ласково улыбалось школьникам. Ребята затеяли игру в салочки. Дети разбежались по школьному двору. Они убегали от водящего. Весёлая игра создала у всех хорошее настроение. Ученики вернулись в школу отдохнувшими. Они были готовы к уроку математики.
Вопросы по тексту.
1.Хорошо ли прошёл у ребят школьный день?
2.Что дети делали на большой перемене?
3.Какая погода была на улице?
4.Что создало ребятам хорошее настроение?
5.Чувствовали бы дети себя отдохнувшими, если бы всю перемену просидели в классе?
Подберите проверочные слова. Вставьте буквы.
п…сали - зв…нок –
нач…лась - выв…ла –
д…тей - в…сеннее –
б…льшая - разб…жались –
дв…ру - в…дящего –
в…сёлая - настр…ение –
Подберите синонимы.
Трудный –
Звенеть –
Затеять –
Подберите антонимы.
Улыбаться –
Создать –
План: Опорные слова:
1.Трудный диктант. Урок, звонок.
2.Перемена на школьном дворе. На улицу, солнышко, разбежались.
3.Возвращение в школу. Настроение, вернулись, готовы.
Слова для справок: перемена, затеяли, салочки, отдохнувшими, математика.
4 –я неделя, октябрь.
Кот подошёл к своей миске. Там почти не было еды. Кот наелся досыта.
Отредактируйте текст. Убери ненужные повторы.
Вася хорошо играет в шахматы. Он сумел выиграть партию у Серёжи. А у Серёжи по шахматам – первый разряд. Но Вася смог у него выиграть.
Отредактируйте предложения. Убери ненужные слова.
Наша страна – она самая большая в мире.
У этого человека – у него длинный кожаный плащ.
Яблоня – она цветёт в конце весны.
Подбери подходящее слово.
Учитель достал классовый журнал.
У полковника на руке надеты командировочные часы.
Мы посмотрели комедиантский фильм.
Замените повторяющиеся и однокоренные слова синонимами.
На полу лежит ковёр. Ковёр очень красивый и пушистый. Мы не ходим по ковру в уличной обуви. Уличную обувь мы меняем на домашнюю обувь.
Изложение.
Кормушка.
Галя и Саша жили в сторожке. Зимой дети подвесили к ёлке кормушку и насыпали корм. Однажды около кормушки появилась белочка. Она осторожно прыгнула на кормушку. Малышка стала есть семечки. Ребята сделали для белочки столик. Они угощали её ягодами, сухими грибочками. Иногда дети зарывали корм в снег. У белки хорошее чутьё. Она лапками разгребала рыхлый снег и брала съестное. Всю зиму прибегала белочка к кормушке.
Вопросы по тексту.
1.Для кого ребята сделали кормушку?
2.Кто пришёл к ним за угощением?
3.Как ребята кормили белочку?
4.В какое время года надо подкармливать зверей и птиц?
5.Какими детьми были Галя и Саша?
Подберите проверочные слова. Вставьте буквы.
Л…сной - ст…ро…ке –
К…рму…ку - по…вилась –
Ост…рожно - уг…щали –
М…лы…ка - бр…ла –
Разгр…бала - съ…естное –
Подберите синонимы.
Корм –
Чутьё –
Подвесить –
Подберите антонимы.
Сухой –
Появиться –
Творческое задание.
Придумай и допиши другое окончание этой истории. Что потом произошло с белочкой?
План: Опорные слова:
1.Кормушка у сторожки. Подвесили, насыпали.
2.Неожиданная гостья. Появилась, прыгнула, семечки.
3.Столовая для белочки. Столик, угощали.
4.Беличье чутьё. Зарывали, разгребала, всю зиму.
Слова для справок: подвесили, однажды, разгребала, съестное.
5 –я неделя, ноябрь.
В тексте пропущен отрывок. Его отсутствие нарушает логическую связность рассказа. Найди это место и восстанови (придумай и запиши) текст.
Ребята утром пришли на каток. Стемнело, поэтому зажглись фонари.
Отредактируйте предложения. Убери ненужные слова.
Под дубом – под ним я нашёл много желудей.
Гитара – я хочу научиться на ней играть.
Деревня – вокруг неё много рощ и оврагов.
Замените повторяющиеся и однокоренные слова синонимами.
Бутылка сделана из стекла. Стеклянную бутылку нельзя бросать на землю. Бутылка разобьётся, и стекло разлетится вокруг. Люди могут пораниться о стекло.
Правильно постройте предложение.
Света одета тёплой шапкой.
Враги окружили вокруг нашей армии.
Альпинисты покорили на вершину горы.
Подбери подходящее слово.
Это очень актёрский человек.
Мы подошли к билетёрской кассе.
Илья Муромец обладал богатой силой.
Изложение.
Горькая вода.
Толя с Витей возвращались из леса. Они увидели старушку с ведром воды. Бабушке было тяжело. Мальчики это заметили. Толя быстро зашагал домой. Витя побежал помогать бабушке. Он взял ведро и отнёс домой. Однажды Толя шёл с прогулки. Он захотел пить. Мальчик постучал в избу. Дверь открыла знакомая старушка. Она встретила Толю ласково. Он быстро попил и выбежал на улицу. Вода показалась ему горькой.
Вопросы по тексту.
1.Как поступил каждый из мальчиков, когда увидел старушку с тяжёлым ведром?
2.Кто из них поступил правильно?
3.Пожалел ли Толя о своём поступке?
4.Почему вода показалась мальчику горькой?
5.Чему может научить этот рассказ?
Ст…ру…ка - с в…дром -
В…ды - т…ж…ло –
Н…сти - заш…гал –
Поб…жал - п…м…гать –
Зах…тел - зн…комая –
Пок…залась -
Объясни правописание приставок.
В…звращались, з…шагал, з…хотел, п…стучал, …ткрыла, п…пил, п…казалась.
Подберите синонимы.
Зашагать –
Захотеть -
Открыть –
Подберите антонимы.
Быстро –
Встретить –
План: Опорные слова:
1.Встреча со старушкой. Возвращались, с ведром, тяжело.
2.Каждый из мальчиков поступает Зашагал, помогать, отнёс.
по-своему.
3.Неожиданная встреча. Пить, постучал, ласково.
4.Горькая вода. Выбежал, показалась.
Слова для справок: возвращались, однажды, на улицу.
6 –я неделя, декабрь.
Прочитайте текст. Вставьте отрывок так, чтобы между причиной и следствием появилась логическая связь.
Денис не знал нового материала. Мальчик написал диктант на пятёрку.
Отредактируйте текст. Убери ненужные повторы.
Мы шагали по лесной тропе и увидели рыжую лису. А шли мы на лесное озеро. Когда мы шли к озеру, то в стороне от тропинки увидели лису.
Замените повторяющиеся и однокоренные слова синонимами.
Мы съезжаем с горы на санках. Потом санки надо тащить в гору. С горы съезжать приятно. Тащить санки в гору нам не нравится. Нам нравится только кататься.
Изложение.
Не узнали.
Летом подружились рыжий бельчонок и серый зайчонок. Малыши встречались на лесной поляне. Друзья угощали друг друга. Заяц не жалел сладкой морковки. Белочка приносила орехи. Пришла зима. Кругом лежал пушистый снег. Холодно в лесу. Белка ночевала в дупле. Зайка прятался под елью. А зимой они встретились. Шубка у зайца стала белой, у белочки – серой. Не узнали зверьки друг друга.
Вопросы по тексту.
1.Как выглядели зверьки летом?
2.Во что играли зайчонок и бельчонок?
3.Чем они угощали друг друга?
4.Где прятались зверьки от непогоды зимой?
5.Почему друзья не узнали друг друга?
Подберите проверочные слова. Вставьте буквы.
Б…льчонок - з…йчонком –
Встр…чались - уг…щали –
П…ляне - ж…лел –
Прин…сила - л…жал –
Шу…ка - н…чевала –
М…рко…ки - в ду…ле –
Подберите синонимы.
Серый –
Кругом –
Рыжий –
Подберите антонимы.
Встречаться –
Холодно –
Прочтите предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Объясните их постановку или послушайте учителя.
Шубка у зайца стала белой, у белочки – серой.
Творческое задание.
Придумай продолжение истории о двух зверьках. Запиши его в конце своего изложения. Что потом произошло с зайкой и белочкой?
План: Опорные слова:
1.Летние встречи друзей. Подружились, встречались.
2.Забота друг о друге. Угощали, не жалел, приносила.
3.Зимнее недоразумение. Ночевала, прятался, не узнали.
Слова для справок: однажды, зайчонок, бельчонок, приносила, не жалел, встретились, не узнали.
7 – я неделя, декабрь.
В тексте пропущен отрывок. Его отсутствие нарушает логическую связность рассказа. Найди это место и восстанови (придумай и запиши) текст.
Подул очень сильный ветер. Ствол осины перегородил дорогу.
Отредактируйте предложения. Убери ненужные слова.
Овраг – по его дну бежит ручеёк.
На стуле – на нём сидит чёрный кот.
Кристина – она хорошо поёт и танцует.
Постройте предложения так, чтобы было понятно, к какому слову относится местоимение. Замените, где нужно множественное число единственным и наоборот.
Кот спит на диване. Он очень пушистый.
Одноклассники часто собираются вместе. Он очень дружный.
Изложение.
Солнце и радуга.
Раз после сильного дождя выглянуло ясное солнышко. Показалась красавица радуга. Все смотрят на неё и любуются. Загордилась радуга. Она стала говорить, что она красивее самого солнца. Услышало эти речи солнышко. Оно сказало, что без него и радуги не будет на небе. А радуга только смеётся да хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу. И радуги не стало.
(По К. Ушинскому)
Вопросы по тексту.
1.Чем все любовались после дождя?
2.Почему радуга загордилась?
3.Как солнышко наказало зазнайку?
4.Справедливым ли было наказание?
5.Чему учит этот рассказ?
Подберите проверочные слова. Вставьте буквы.
Ра… - д…ждя –
Выгл…нуло - пок…залась –
Заг…рдилась - расс…рдилось -
Со…нце - кр…сивее –
Ск…зало - см…ётся –
Г..в…рить –
Раскрой скобки.
(вы)глянуло, (на)радугу, (без)него, (на)небе, (рас)сердилось.
Объясни правописание приставок.
П…казалось, з…гордилось.
Подберите синонимы.
Спрятаться –
Смеяться –
Подберите антонимы.
После –
Красивый –
Прочтите предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Объясните их постановку или послушайте учителя.
Она стала говорить, что она красивее самого солнца.
План: Опорные слова:
1.Появление радуги на небе. Выглянуло, показалось, любуются.
2.Хвастовство радуги. Загордилась, красивее.
3.Зазнайка наказана. Услышало, без него, рассердилось.
Слова для справок: дуга-радуга, , красивее солнца, без него, хвалится, рассердилось.
8 –я неделя, январь.
Прочитайте текст. Вставьте отрывок так, чтобы между причиной и следствием появилась логическая связь.
Днём в нашем доме отключили электричество. Вечером я посмотрел по телевизору новый фильм.
Замените неправильное слово правильным.
Из-под колёс машин брызгивает грязь.
После баянистов выступили гусляристы.
Лампочка хорошо освечивает комнату.
На подоконнике стоит подсвеченник.
Сегодня Костя будет подмётывать пол в квартире.
Замените повторяющиеся и однокоренные слова синонимами.
Сегодня новогодний праздник. Мы весело празднуем этот праздник. Школа празднично украшена. У всех праздничное настроение. А вот новогодняя ёлка. На ней висят ёлочные игрушки. Мы водим хоровод вокруг новогодней ёлки.
Изложение.
На льдине.
Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. Он взял с собой и сынишку Володю. Рыбаки наловили рыбы и решили заночевать на льдине. Ночью поднялся сильный ветер. Льдина с людьми откололась и понеслась в открытое море. Волны заливали льдину. Рыбаки и маленький мальчик не падали духом. Утром рыбаки заметили самолёт. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришёл пароход. Людей спасли.
(По Б. Житкову)
Вопросы по тексту.
1.Кто поехал на зимнюю рыбалку?
2.Что произошло ночью?
3.Как повели себя люди, оказавшись в беде?
4.Как им удалось спастись?
5.разумным ли было решение ночевать на льдине?
Подберите проверочные слова. Вставьте буквы.
З…мой - собр…лись -
Нал…вили - зан…чевать –
Отк…лолась - пон…слась –
Зал…вали - с…молёт –
Кр…чать - м…хать –
Ша…ками - п…рохо… -
Сп…сены - л…вить –
Раскрой скобки.
(За)мёрзло, (на)лёд, (с)собой, (на)льдине, (под)нялся, (с)людьми.
Объясни правописание приставок.
З…мёрзло, с…брались, п…ехал, н…ловили, з…ночевать, …ткрытое, з…метили.
Подберите синонимы.
Замёрзнуть –
Кричать –
Отколоться –
Подберите антонимы.
Падать -
Спасти –
План: Опорные слова:
1.Зимняя рыбалка. Замёрзло, собрались, заночевать.
2.Ночное происшествие. Поднялся, откололась, волны.
3.Спасение людей. Не падали духом, заметили, стали кричать.
Слова для справок: собрались, решили, самолёт, пароход.
9 –я неделя, февраль.
В тексте пропущен отрывок. Его отсутствие нарушает логическую связность рассказа. Найди это место и восстанови (придумай и запиши) текст.
Мы пришли на остановку автобуса. Билеты мы купили у кондуктора.
Отредактируйте текст. Убери ненужные повторы.
Туристы шли по лесу. Вдруг из кустов вышел лось. Туристы очень испугались. Когда лось появился, они бросились бежать.
Отредактируйте предложения. Убери ненужные слова.
Максим – ему не хватает усидчивости.
Коля и Дима – с ними можно весело поболтать.
Ира и Марина – они пришли в гости к Кате.
Изложение.
Полёт.
Однажды Гена со старшим братом Виктором приехали на загородный аэродром. Там их встретил друг Виктора Борис. Борис – опытный пилот. Гена с братом подошли к небольшому вертолёту с широкими лопастями над корпусом. Какая мощная машина! Мальчик с удовольствием забрался внутрь машины. Брат последовал за ним. Борис сел к штурвалу, и вертолёт поднялся в воздух. Как интересно было наблюдать землю с высоты! Словно летишь над рельефной картой. Полёт очень понравился Гене.
Вопросы по тексту.
1.Куда приехали Гена с братом?
2.Как выглядел вертолёт?
3.Кто поднял машину в воздух?
4.Что увидели ребята с высоты?
5.Интересно ли они провели день?
6.Как ещё можно озаглавить этот рассказ?
Подберите проверочные слова. Вставьте буквы.
Заг…родный - дру.. –
Неб…льшому - в…ртолёт –
Ш…рокими - л…пастями –
Вп…рё… - хру…кий –
л…тишь -
Раскрой скобки.
(Со)старшим, (в)нутрь, (на)загородный, (по)нравился.
Подберите синонимы.
Карта –
Подойти –
Наблюдать –
Подберите антонимы.
Широкий –
Подняться –
Прочтите предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Объясните их постановку или послушайте учителя.
Борис – опытный пилот. Какая мощная машина! Как интересно было наблюдать землю с высоты!
План: Опорные слова:
1.Поездка на загородный На загородный, встретил, опытный.
аэродром.
2.В вертолёте. Подошли, корпусом, внутрь.
3.Полёт над землёй. К штурвалу, с высоты, над картой.
Слова для справок: вертолёте, аэродром, лопастями, летишь, рельефной, корпус.
10 – неделя, февраль.
Отредактируйте текст. Убери ненужные повторы.
Алёша едет в автобусе со своей мамой. Автобус движется по улице. Он переполнен. Алёша находится в нём с мамой.
Перестройте предложения или разбейте одно из них на несколько так, чтобы между ними появилась логическая связь.
Зимой Костя ходил на лыжах, а вечером читал книги.
Гена живёт на краю деревни, в Тверской области.
В понедельник Витя писал диктант, а перед обедом помыл руки.
Постройте предложения так, чтобы было понятно, к какому слову относится местоимение. Замените, где нужно множественное число единственным и наоборот.
Ветер срывает листву с деревьев. Они кружатся в воздухе.
На картине изображены медвежата с медведицей. Она висит в картинной галерее.
Замените повторяющиеся и однокоренные слова синонимами.
Одежда Лены висит в шкафу. Лена достаёт шкафа платье. Платье не поглажено. Лена очищает стол от вещей. На столе Лена будет гладить платье.
Изложение.
Орёл.
Орёл свил гнездо и вывел детей. Дети пищали и просили есть. Орёл подлетел к дереву с рыбой. Люди увидели рыбу. Они стали бросать в орла камнями. Он выронил рыбу. Люди взяли её и ушли. Орлята просили корм. Орёл устал и не мог лететь. Он прикрыл орлят крыльями и стал их ласкать . Птица как будто просила чуть подождать. Птенцы стали кричать. Орёл полетел к морю. Он вернулся ночью с рыбой. Орёл накормил детей.
(По Л. Толстому)
Вопросы по тексту.
1.Почему орлята остались голодными?
2.Как можно назвать поступок людей?
3.Как усталый орёл успокаивал детей?
4.Удалось ли орлу накормить детей?
5.Кому в этом рассказе вы сочувствуете?
Подберите проверочные слова. Вставьте буквы.
Гн..здо - выв…л –
Д…тей - п…щали –
Пр…сили - бр…сать –
(в)…рла - выр…нил –
Л…скать - подл…тел –
Кр…чать - огл…делся –
Нак…рмил - к…мнями -
Раскройте скобки.
(С)вил, (вы)вел, (к)дереву, (с)рыбой. (в)когтях, (в)орла, (к)морю, (у)него, (на)край, (на)кормил.
Объясните правописание приставок.
П…длетел, …гляделся, н…кормил.
Подберите синонимы.
Просить –
Устать –
Бросать –
Подберите антонимы.
Край –
Уставать –
План: Опорные слова:
1.Гнездо орла. Свил, пищали, подлетел.
2.Люди и птица. Бросать, выронил, взяли.
3.Орёл успокаивает детей. Просили, устал, прикрыл, подождать.
4.Новая добыча. Полетел, ночью, в когтях.
Слова для справок: увидели, у него.
11 – неделя, март.
Перестройте предложения или разбейте одно из них на несколько так, чтобы между ними появилась логическая связь.
На столе стоит ваза с розами, а на поле много одуванчиков.
По улице бежали два мальчика. Толя бежал в магазин, а Рома бежал быстро.
У нас в огороде растёт укроп, а в Ростове живут родственники.
Отредактируйте предложения. Уберите ненужные слова.
Эта книга – в ней рассказывается об отважных космонавтах.
На следующей странице – на ней есть цветная картинка.
В этом букете – в нём только полевые цветы.
Постройте предложения так, чтобы было понятно, к какому слову относится местоимение. Замените, где нужно множественное число единственным и наоборот.
Гриша приехал в гости к Паше. У него была коллекция марок.
Вся команда вышла на поле. Они были в зелёных футболках.
Изложение.
Сластёны.
Конец лета. Тяжелеют кисти у рябин. Я долго бродил по лесу и вышел на поляну. Там возвышалась большая копна сена. Я лёг в душистое сено и смотрел на облака. В зелени рябины замелькали белые сорочьи бока. Сороки качались на гибких ветвях. Все птицы подлетали к одной маленькой рябинке. Я подошёл. Попробовал ягоды со всех деревьев. Самыми сладкими оказались ягоды с той маменькой рябинки! На других деревьях они оказались сухими и горькими. Вот так сороки!
Вопросы по тексту.
1.Почему птицы предпочли ягоды с маленького дерева?
2.Какое время года описывается в рассказе?
3.Что заметил автор, лёжа в копне сена?
4.Зачем он стал пробовать ягоды со всех деревьев?
5.Что нового о повадках птиц вы узнали из этого рассказа?
Подберите проверочные слова. Вставьте буквы.
К…нец - т…ж…леют –
Бр…дил - п…ляну –
См…трел - в зел…ни –
Р…бины - зам…лькали –
Б…ка - к…чались –
Ги…ких - в…твях -
Раскройте скобки.
(У)рябин, (вы)шел, (воз)вышалась, (за)метил, (на)других, (к)одной.
Объясните правописание приставок.
П…длетают, п…пробовал, …казались.
Подберите синонимы.
Душистый –
Сладкий –
Подберите антонимы.
Потяжелеть –
Подойти –
Прочтите предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Объясните их постановку или послушайте учителя.
Самыми сладкими оказались ягоды с той маленькой рябинки! Вот так сороки!
План: Опорные слова:
1.Отдых на поляне. Тяжелеют, душистое, на облака.
2.Наблюдение автора. Замелькали, качались, заметил.
3.Объяснение найдено. Попробовал, оказались.
Слова для справок: возвышалась, копна, подошёл.
12 – я неделя, март.
Отредактируйте текст. Убери ненужные повторы.
Белка взобралась на верхушку елки. Зверёк любит еловые шишки. Белка грызёт их и ест вкусные семечки. Белка взобралась на верхушку ёлки за шишками.
Постройте предложения так, чтобы было понятно, к какому слову относится местоимение. Замените, где нужно множественное число единственным и наоборот.
Настя сняла куртку, шапку и кофту и положила её на стул.
Рома надел брюки и ботинки и почистил их щёткой.
Перестройте предложения или разбейте одно из них на несколько так, чтобы между ними появилась логическая связь.
За шкаф закатился мячик, а за городом сейчас хорошо.
Ехали две машины. Одна ехала медленно, а другая – с включенными фарами.
На прошлой неделе я прочитал толстую книгу, а на этой неделе – интересную.
Изложение.
Оленёнок.
Стояла ночь. В доме лесника Фёдора Ивановича все спали. Вдруг послышались голоса людей. Подъехала телега. Она остановилась во дворе около сарая. Лесник осторожно положил на землю маленького оленёнка, который остался в лесу один возле убитой матери. Оленёнка привезли нам. Малыш неуверенно стоял на тоненьких ножках. Он доверчиво смотрел большими чёрными глазами. Назвали его Бемби. Вся семья ухаживала за малышом. Вскоре оленёнок окреп и подрос. Весной его выпустили на волю.
Вопросы по тексту.
1.Что случилось ночью у избушки лесника?
2.Почему оленёнка привезли к леснику?
3.Как выглядел малыш?
4.Кто ухаживал за Бемби?
5.Правильно ли поступил лесник, выпустив оленёнка на волю?
Подберите проверочные слова. Вставьте буквы.
ст…яла - л…сника –
г…л…са - ост…новилась –
прив…зли - ст…ял –
б…льшими - м…лыш –
но…ках - окре… -
в…сной - ост…рожно –
Раскройте скобки.
(В)доме, (по)ложили, (при)везли, (на)звали, (вы)пустили, (на)волю.
Объясните правописание приставок.
П…слышались, п…дъехала, д…верчиво, …креп, п…дрос.
Подберите синонимы.
Чёрный –
Вдруг –
Убитая –
Подберите антонимы.
Остановиться –
Положить –
План: Опорные слова:
1.Ночное происшествие. Спали, послышались, остановилась.
2.Маленький сирота. Осторожно, положили, убитой.
3.доверчивый малыш. На тоненьких, смотрел, большими.
4.Бемби подрастает. Ухаживала, окреп, выпустили.
Слова для справок: подъехала, чёрными, положил, неуверенно.
13 –я неделя, апрель.
Перестройте предложения или разбейте одно из них на несколько так, чтобы между ними появилась логическая связь.
У нас на кухне стоит новый телевизор, а в комнате – японский.
Олег вышел из дома в куртке, а Стас – в магазин.
Одна машина остановилась, а вторая была зелёного цвета.
Отредактируйте предложения. Уберите ненужные слова.
Наши футболисты – они должны выиграть следующий матч.
Под то кресло – под него закатился мяч.
Среди берёзок – среди них растут маленькие ёлочки.
Замените повторяющиеся и однокоренные слова синонимами.
У нас есть собака. Нашу собаку зовут Шарик. Шарик живёт в будке. Будка стоит во дворе. Шарик часто лает. Шарик лает очень громко.
Изложение.
Отдых на море.
Летом мы с родителями отдыхали на Черноморском побережье Кавказа. Это был очень приятный и интересный отдых. Ведь здешняя природа поражает своей пышностью и необычностью. Но больше всего мне запомнились удивительные закаты над морем. Вот оранжевый шар солнца медленно исчезает между морем и небом. Он окрашивает их в разные цвета. Проплывают разноцветные тучи. Они похожи на сказочных животных. И волны тоже переливаются многими цветами. Я любовался морским закатом и мечтал стать художником.
Подберите проверочные слова. Вставьте буквы.
Р…дители - интерес…ный –
Здешн…я - св…ей –
Со…нца - цв…та –
Р…зноцветные - перел…ваются –
М…рским - исч…зают –
Раскройте скобки.
(С)родителями, (от)дыхали, (о)крашивает.
Объясните правописание приставок.
…тдыхали, п…ражает, з…помнилось, …крашивает, пр…плывают, з…катом.
Подберите синонимы.
Необычный –
Художник –
Поражать –
Подберите антонимы.
Необычный –
Исчезать –
План: Опорные слова:
1.Отдых на Черноморском Кавказа, приятный, здешняя,
побережье. поражает.
2.Закаты над морем. Оранжевый, окрашивает, разноцветный,
переливаются.
3.Мечта мальчика. Любовался.
Слова для справок: Черноморском, исчезает.
14 –я неделя, апрель.
В тексте пропущен отрывок. Его отсутствие нарушает логическую связность рассказа. Найди это место и восстанови (придумай и запиши) текст.
Аля открыла банку консервов. Ей пришлось их выбросить.
Постройте предложения так, чтобы было понятно, к какому слову относится местоимение. Замените, где нужно множественное число единственным и наоборот.
Олег подошёл к Стасу, а Вера помахала ему рукой.
Гриша повернул ключ в замке и положил его на стол.
Изложение.
Медвежонок.
Стояла зима. Трещали морозы. А у медведицы появился прелестный малыш. Медвежонок родился очень маленьким. Ему нельзя ещё было выходить из берлоги. В лесу везде лежал снег. Шли дни. Снег в лесу стал таять. Побежали ручейки. Освободились от снега целые полянки. Медвежонок заметно подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать-медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги. Как хорошо было на воле!
Вопросы по тексту.
1.Что изменилось в природе с приходом весны?
2.Как подрастал медвежонок?
3.Удобным ли было жилище медведей?
4.Когда медведи вышли из берлоги?
5.Как можно озаглавить этот рассказ?
Подберите проверочные слова. Вставьте буквы.
Р…дился - л…жал –
Поб…жали - руч…йки -
Освоб…дились - подро… -
П…лянки - гла…ки –
Ж…лище - в…сенним –
Раскройте скобки.
(В)лесу, (по)бежали, (по)ней, (из)берлоги.
Объясните правописание приставок.
П…бежали, …свободились, …смотрел, …ткрылись.
Подберите синонимы.
Воля –
Везде –
Жилище –
Подберите антонимы.
Просторный –
Весенний –
Творческое задание.
Придумайте и запишите, какой мог произойти забавный случай с маленьким медвежонком?
План: Опорные слова:
1.Начало весны. Родился, ручейки, освободились.
2.В берлоге. Подрос, открылись, просторной.
3.На воле. Вышли, хорошо.
Слова для справок: медвежонок, таять, по ней, однажды, из берлоги.
15 –я неделя, май.
В тексте пропущен отрывок. Его отсутствие нарушает логическую связность рассказа. Найди это место и восстанови (придумай и запиши) текст.
Кирилл сел на стул. Мальчик оказался на полу.
Отредактируйте предложения. Уберите ненужные слова.
У кота – у него пушистая шёрстка.
Для наших друзей – для них мы приготовили подарки.
На высоком клёне – на нём воробьи свили гнездо.
Замените повторяющиеся и однокоренные слова синонимами.
Рита моет чашки и тарелки. Лена вытирает чашки и тарелки полотенцем. Полотенце большое и махровое. Рита и Лена работают дружно.
Изложение.
Возмутилась.
Погожим летним деньком я гулял по лесу. Невысоко в кронах деревьев сидело несколько сорок. Увидев меня, затараторили. Вот вздорные крикуньи! Посмотрел на них строго и дальше пошёл. Вдруг одна из них залаяла собакой! Сидевшие рядом сороки ничуть не удивились. А я изумился. Эти птицы могут и залаять собакой, и закудахтать курицей, и заквакать лягушкой. Но так сразу получить ответ от сороки? Вот неожиданность! Я был очень удивлён. А может, сорока возмутилась из-за моих мыслей?
(Д. Птахов)
Подберите проверочные слова. Вставьте буквы.
Д…ньком - с…дело –
Неск…лько - д…ревьев –
Кр…куньи - уд…вились –
Раскройте скобки.
(По)лесу, (в)кронах, (по)смотрел, (от)неожиданности.
Объясните правописание приставок.
П…длетают, п…пробовал, …казались.
Подберите синонимы.
Погожий –
Изумиться –
Неожиданность –
Подберите антонимы.
Крикунья –
Погожий –
План: Опорные слова:
1.Сороки в кронах деревьев. Деньком, несколько, затараторили.
2.Недовольство автора. Крикуньи, строго.
3.Ответ сороки. Собакой, изумился, могут.
4.Удивление автора. Получить.
Слова для справок: погожим, невысоко, залаяла, от неожиданности, из-за, возмущения.
Словарь синонимов.
Б Бродить – ходить, гулять, прохаживаться
Б Бросать – кидать, швырять, метать.
В Вдруг – неожиданно, внезапно.
В Везде – повсюду, повсеместно.
В Воля – свобода, приволье, раздолье.
Д Душистый – ароматный, пахучий.
Ж Жилище – жильё, дом, логово, берлога, гнездо.
З Замерзнуть – застыть, заледенеть.
З Заплакать – зарыдать, зареветь, захныкать, захлюпать.
З Засмеяться – захохотать, залиться смехом, покатиться со смеху.
З Затеять – предпринять, начать, организовать.
З Захотеть – пожелать, возжаждать.
З Зашагать – пойти, побрести.
З Звенеть – трезвонить, бренчать, бряцать, звучать.
И Изумиться – удивиться, поразиться.
К Карта – план, схема.
К Корм – пища, еда, съестное, снедь, пропитание,.
К Кругом – вокруг, окрест.
Н Наблюдать – осматривать, следить, созерцать.
Н Необычный – особенный, небывалый, необыкновенный, невероятный.
Н Неожиданность – сюрприз, внезапность.
О Около – возле, рядом, недалеко от.
О Отколоться – отломиться, отвалиться, отбиться.
О Открыть – отворить, распахнуть, откупорить, отпереть.
П Подвесить – прикрепить, приладить.
П Помощь – подмога, поддержка.
П Погожий – ясный, солнечный, ведреный.
П Подойти – приблизиться, подступить.
П Поражать – удивлять, изумлять, ошеломлять.
П Просить – требовать, умолять, клянчить, упрашивать, молить, заклинать, канючить.
Р Рыжий – огненный, оранжевый.
С Серый – стальной, свинцовый, пепельный, дымчатый.
С Сладкий – сахарный, медовый, лакомый.
С Смеяться – хохотать, заливаться, прыскать, покатываться.
С Спасибо – благодарю.
С Спрятаться – скрыться, укрыться, затаиться, схорониться.
Т Товарищ – друг, приятель.
Т Трудный – тяжёлый, нелёгкий.
У Убитый – сражённый, застреленный.
У Уговорить – убедить, уломать, урезонить.
У Устать – утомиться, умаяться, вымотаться.
Х Хвалиться – хвастаться, бахвалиться.
Х Художник – живописец.
Ч Чёрный – вороной (конь), смоляной (волос), агатовый (глаз).
Ч Чутьё – нюх, обоняние.
Словарь антонимов.
Б Быстро – медленно
В Весенний – осенний
Встретить – проводить
Встречаться – расходиться
И Искать – прятать
Исчезать – появляться
К Край – середина
Красивый – уродливый
Крикунья – молчунья
О Остановиться – пойти
Н Необычный – обыкновенный
П Падать – вставать
Погожий – пасмурный
Подняться – опуститься
Подойти – отойти
Положить – взять
После – до
Потяжелеть – полегчать
Появиться – исчезнуть
Просторный – тесный
Р Рыхлый – плотный
С Создать – разрушить
Спасти – погубить
Т Таять – замерзать
Тёмная – светлая
У Улыбаться – хмуриться
Уставать – отдыхать
Х Холодно – тепло
Хрупкий – крепкий
Ш Широкий – узкий
Предварительный просмотр:
Замени правильным словом.
Охотник метко стреливает в волка.
Вчера день был дождливым, а сегодня день снежливый.
В небе виднеется белый самолётовый след.
Определи границы предложения.
С неба падали капли дождя по влажной тропе полз жук какой красивый у жука были большие усы вот жук зашуршал в траве и скрылся.
Правильно построй предложение.
На столу красивый сервиз.
Мы быстро добеговали к дому.
На душистовом цветке сидит пчела.
Утки.
По озеру плавали утки. Мальчики стали кидать в них камни. Камень сильно ушиб утку. Бедная птица погрузилась в воду. Утки могли улететь. Ведь мальчики и их могут покалечить. Но утки не улетели. Они окружили раненую подружку и помогли ей выплыть. Стыдно стало мальчикам.
К…дать- кинуть ул…теть- полёт
Уши…-ушибы подру…ку- дружить
М…гли-смог пом…гать- помог
По__ озеру В__них покалечить окружили
Мальчика, сильно, остальные, покалечить.
Ушиб, окружили.
Плавали, покалечить, остальные, окружили, раненую, подружку.
Бедная- несчастная. Стыдно- неловко, совестно. Остальные- другие.
Сильно- ….. Улететь- ….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие письменной речи у детей с задержкой психического развития
Материал для выступления по теме: "Развитие письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР....
Развитие письменной речи. Изложения.4 класс
Подборка текстов изложений, которые можно использовать на уроках....
Развитие письменной речи у учащихся начальных классов на уроках основного цикла.
Работа по развитию речи начинается с самых первых дней пребывания ребенка в школе и продолжается на протяжении всех лет школьного обучения. В начальных классах закладывается фундамент для успешного ра...
«РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ».
Актуальность проблемы психического здоровья в настоящее время значительно возрастает. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общ...
Игра для развития письменной речи (1 класс)
Цели:Развивать зрительное восприятие (умение различать цвета, геометрические фигуры);Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности....
«КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
Коррекционная работа по развитию письменной речи, на уроках русского языка, у детей младшего школьного возраста с ЗПР состоит из следующих этапов:...
Проверочная работа "Устная и письменная речь" 2 класс
Задания для проверки усвоенного материала во 2 классе по теме "РЕЧЬ"....