Развитие письменной речи у учащихся начальных классов на уроках основного цикла.
статья на тему

Тарасевич Елена Владимировна

Работа по развитию речи начинается с самых первых дней пребывания ребенка в школе и продолжается на протяжении всех лет школьного обучения. В начальных классах закладывается фундамент для успешного развития речи во всех последующих классах.

Основная задача начальной школы в обучении русскому языку состоит в развитии устной и письменной речи школьника. В решении этой задачи огромную роль играет продуманная, целенаправленная работа над предложением - основой связной речи. Без умения выражать отдельные мысли в предложении и передавать их в логической последовательности, невозможна связная речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 350

НЕВСКОГО  РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Россия, 193230, Санкт-Петербург, улица Тельмана, дом 34, телефон/факс: (812) 446-43-98

Тарасевич Елена Владимировна,

 учитель начальных классов

                                        

Развитие письменной речи  у учащихся начальных классов

на уроках основного цикла.

Работа по развитию речи начинается с самых первых дней пребывания ребенка в школе и продолжается на протяжении всех лет школьного обучения. В начальных классах закладывается фундамент для успешного развития речи во всех последующих классах.

Основная задача начальной школы в обучении русскому языку состоит в развитии устной и письменной речи школьника. В решении этой задачи огромную роль играет продуманная, целенаправленная работа над предложением - основой связной речи. Без умения выражать отдельные мысли в предложении и передавать их в логической последовательности, невозможна связная речь.

Работа над предложением является основным звеном в системе упражнений, подготавливающих детей к письменным изложениям и сочинениям. Она ведется систематически в течение всего года и не огранивается ни календарным сроком, ни тематикой уроков.

В букварный период дети учатся выделять предложения из устной и письменной речи, определять в них количество слов, объяснять написание заглавных букв и постановку знаков препинания в конце предложения, составлять устно предложения с тем или другим словом по заданию учителя и по картинке.

Выборочное чтение предложений по букварю ( азбуке) подготавливает детей к самостоятельному составлению предложений на заданную тему. Мы часто даем детям задание составить свое предложение, чтобы оно отличалось от прочитанного (Мама мыла Лару). Ученикам нравится эта работа, и дети составляют предложения, которые похожи на прочитанное (Мама мыла Олю, Катю и т. д.).  А есть, которые значительно отличаются от прочитанного  (Мама купила дочке куклу. Девочка  играла с куклой.).

Упражнения в составлении предложений практикуется ежедневно. Оформляя самостоятельно свои мысли в предложения, ученик практически овладевает грамматическим строем языка. Основная задача в работе над предложением в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей строить простые распространенные предложения.

Чтобы учащиеся составили простые предложения, на первом этапе даются существительные, обозначающие одушевленные предметы: Жучка, Мурка, Маша, мама, девочка и др. эти существительные выступают в роли подлежащего. Дети составляют сначала предложения из 2 слов, а потом из 3-4 и более слов. Задача упражнений такого характера- научить детей употреблять в предложении глагольные сказуемые. Ученики, анализируя составленные предложения, определяют  о ком  говорится в предложении и что говорится.

Аналогичная работа проводится  и при составлении предложений по предметным картинкам. Учащиеся  устанавливают о ком  следует составить предложение и что можно сказать о предмете. Для закрепления полученных знаний можно проводить упражнения в дописывании предложений по заданию.

Ученикам предлагается вписать в предложения слова, которые указывают, о ком или

о чем говорится в предложении:

… растет в поле.

… живут в лесу.

… тает весной.

… ловит мышей.

Дописать предложения словами, которые указывают, что говорится в предложении. Для этих упражнений применяются картинки, используются слова для справок, данные отдельным столбиком:

Мама…                сторожит дом.

Собака…                ворует кур.

Дима…                отвечает урок.

Хитрая лиса…        кормит дочку.

Эти упражнения помогают ученику практически осознать смысловую законченность предложений, полнее уяснить мысль, выраженную в нем, подводят к тому, что термин «предложение» становится более понятным.

При знакомстве учащихся со словами, отвечающими на вопросы  кто? что? что делает?, работа над предложением углубляется. Дети учатся  ставить вопросы к словам в предложении и отвечать на эти вопросы словами предложения.

Постепенно они усваивают, что 1-е главное слово, указывающее, о чем говорится  в предложении, отвечает на вопросы кто? что?, а по вопросу что делает? можно определить 2-е  главное слово. Так закладывается основа для усвоения понятий «подлежащее», «сказуемое», «главные члены предложения»

Одной из задач по развитию речи является обогащение словаря ребенка прилагательными, выступающими в роли определения, так как имена прилагательные делают нашу речь более точной и образной, а предложения более полными. Для этого по вопросам подбирается подходящее по смыслу прилагательное и образуется с ним словосочетание. Например: (из слов быстрый, пушистый, заяц, снег, белочка, резвая)  составляются сочетания: быстрый заяц, пушистый снег, резвая белочка. А затем с этими  сочетаниями - предложения:  Весь день шел пушистый снег. Резвая белочка прыгала по деревьям. Так практически дети учатся находить место прилагательного, выступающего в роли определения. Следующим этапом  является работа  в согласовании слов путем дописывания окончаний (окно открыт…, горло болел…,стекло разбил…сь). Более  трудным видом упражнения является составление предложений по вопросам и одному опорному слову (какие? Что? зацвели где?- Яркие розы зацвели в саду.). Выработка навыка правильного расположения слов в предложении способствуют упражнения в построении предложений из отдельных данных учителем слов, т.е. упражнения с так называемыми деформированными предложениями и текстами.

Работу по восстановлению деформированного предложения начинается очень рано с конца  букварного периода; сначала дети учатся восстанавливать совсем короткие предложения, из 3 слов, затем сложные.

Первоначально деформированное предложение восстанавливается с помощью картинок, под которыми написаны слова. Затем первое слово будущего предложения пишется с большой буквы, что помогает учащимся правильно расположить слова в предложении ( Яркое, светит, солнце, день, целый). Когда дети научатся составлять предложения из отдельных слов в 2-3 вариантах, учитель дает им несколько предложений, объединенных одной темой:

1.Солнце, светит, весь, яркое, день.

2.Ручейки, во дворах, быстрые, побежали.

3.Пускают, кораблики, дети.

Чтобы получился связный рассказ, нужно из всех возможных вариантов предложений выбрать самые подходящие. Так постепенно развивается навык связной речи. Развитие этого навыка способствует и ежедневные  ответы учащихся на вопросы учителя.

Многообразная работа над предложением – это подготовительное звено в системе работы над связной речью. весьма полезным способом развития четкости в изложении мысли являются письменные ответы на вопросы к тексту, записанному учителем на доске. Отвечая на эти вопросы, дети учатся передавать мысли в логической последовательности, пользуясь вопросами как разделами плана. Приведу пример. На доске записан рассказ «Зимой». Вот и зима. Кругом много снегу. Дети выбежали во двор. Петя и Миша делают снежную крепость. Валя и Катя лепят снежную бабу.

Вопросы:                                                        Ответы:

Какое время года наступило?                                Наступила зима.

Что лежит кругом?                                                Кругом лежит снег.

Куда выбежали дети?                                        Дети выбежали во двор.

Что они делают?                                                Мальчики делают крепость.

     Девочки лепят снежную бабу.

Такие упражнения подготавливают детей к индивидуальным изложениям и сочинениям.

Вначале дети пишут изложение по вопросам к каждому предложению. Цель подобных упражнений – научить самостоятельно, связно и последовательно излагать чужие мысли, пользуясь вопросами. Более сложный вид творческих упражнений – изложение по плану, данному учителем. Ученики, пользуясь планом, учатся отвечать на отдельные вопросы несколькими предложениями. Здесь дети проявляют большую самостоятельность в построении предложений. Располагая части плана  в логической последовательности и записывая изложение по плану, ученики овладевают навыком грамотной связной речи.

Постепенно под руководством учителя ученики начинают сами разбивать текст на части и составлять план. Постепенно количество пунктов плана  для изложения сокращается. Короткий план помогает учащимся излагать мысли в логической последовательности, не сковывая детской самостоятельности. Дети учатся передавать содержание рассказа своими словами, подбирать синонимы, употреблять в изложении распространенные предложения. Речь учеников становится богаче и красочнее, изложение свободным.

Этим целям служит изложение по опорным словам. В качестве опорных слов выступают слова с трудными орфограммами. Здесь опорные слова – своеобразный план, помогающий ученику восстановить в памяти содержание отдельных предложений и текста в целом.

Пересказывая в устной и письменной форме прочитанные или прослушанные рассказы, дети учатся подражать готовым образцам, используя такие обороты речи, которыми еще сам не владеет. Изложения  становятся более грамотными и логичными.

Работа над связной речью учащихся предполагает не только развитие у них излагать своими словами чужие мысли, но и формирование навыка передавать собственные мысли. Без сочинений и изложений собственных мыслей невозможно развить речь.

Сочинение требует от ребенка большой синтетической работы. Для сочинения надо отбирать материал, систематизировать его, расположить в логической последовательности, делать выводы. Составлять рассказы ученик учится еще с 1 класса по картинкам. На первых порах ребенок старается сообщить как можно больше подробностей без всякого упорядочения. Чтобы научить детей систематизировать свои мысли, учитель предлагает составлять рассказы по вопросам, которые соответствуют 3 основным частям сочинения:

1. Где и когда это случилось?

2.Что случилось с действующими лицами, изображенными на картинке?

3. Чем кончилось событие? ( Как ты относишься ко всему рассказанному?)

Опираясь в своем сочинении на эти вопросы, ученик  на 1-й и 3-й  вопросы отвечает коротко, а на 2-й – подробно. Первым письменным сочинениям предшествует устная подготовка. Обычно  сочинение составляется коллективно по вопросам и записывается на доске учителем. Затем  учащиеся записывают сочинение самостоятельно.

Развитию речи младших школьников способствует сочинения по плану в виде ответов на отдельные вопросы несколькими предложениями с расширением рассказа добавлением своего начала и конца. Эти сочинения являются переходными к письменным сочинениям по развернутому плану.

Итак, систематическая работа над связной речью способствует развитию мышления учащихся, развитию интереса к художественному слову. Развитие речи учащихся – одна из важнейших частей общего развития личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа. Тема: «Комплект рабочих материалов по преодолению нарушений письменной речи у учащихся начальной школы». Тема урока по русскому языку 2 класс. «Корень слова, образование однокоренных слов».

Тема урока по русскому языку  «Корень слова, образование однокоренных слов».Класс: 2Цель:-совершенствовать умения находить корень слова в однокоренных словах.Задачи: -учить находить корень в слов...

Статья "Нарушения связной письменной речи у учащихся начальных классов пути их преодоления"

В статье представлены исследования образцов самостоятельной письменной речи учащихся 2-4-х классов общеобразовательной школы, выявлены наиболее частотные нарушения. Материал будет полезен учителям нач...

Организация работы по коррекции письменной речи у учащихся начальных классов.

Методы и приемы коррекции письма у обучающихся начальных классов....

Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов

Процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменн...

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся начальных классов

Виды заданий по профилактике письменной речи у учащихся с ОВЗ...

Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы.

Так что же это такое - нарушение письма и чтения? Почему они происходят? Как проявляются? Как учителю вовремя помочь ребенку?...