Тема: «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема урока: «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.»
Образовательная система (УМК): «Перспектива»
Цель: формировать навык находить в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки и находить к ним проверочные слова с помощью подбора слов-родственников.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной;
- выработать навык проверки слов с одной безударной гласной;
- закрепить навык списывания слов.
Развивающие:
- способствовать развитию грамотной речи, внимания;
- уметь сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательные:
- воспитывать позитивное отношению к учебе;
- воспитывать самостоятельность в получении знаний;
- воспитывать стремление к совместному творчеству, дружбе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- усовершенствуют навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной;
- выработают навык проверки слов с одной безударной гласной;
- закрепят навык списывания слов.
Метапредметные (УУД):
Познавательные:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- доказательство своей точки зрения;
- умение выделять главное.
Регулятивные:
- самооценка выполнения задания;
- способность правильно разделять время;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Личностные:
- адекватная мотивация учебной деятельности;
- продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка.
Коммуникативные:
- умение работать в паре;
- умение планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- учет позиции партнёра по общению.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
1. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на парте лежит таблица, подпишите ее. Эта таблица поможет нам сказать, как вы выполняли задания на уроке. «+» - отлично справился, не было затруднений. «!» - все сделал правильно, но немного затруднялся. «-» - было очень трудно и ничего не понятно. Сами выставляйте себе эти значки, после каждого задания. | Приветствуют учителя. |
Таблица в приложении 1. |
2. Актуализация знаний/словарная работа. | Раздаю 5 ученикам индивидуальные карточки (тех, кого выберет основной учитель) - Как закончите сдавайте работы мне на стол. Примерное время работы 5-7 минут.
С остальными: - Посмотрите на слова, записанные на доске. Т.традь, гор.д, н.род, ул.ца, зв.зды, р.ды.
- Вызываю ученика к доске, для записи слов. - Спишите слова с доски, вставляя пропущенную букву и проставляя ударение.
- Все ли слова словарные? - Почему другие слова называются словарными? - Орфограмма – это опасное место в слове, где можно допустить ошибку. | Самостоятельная работа.
- Тетрадь, вставляю букву «е», потому что это словарное слово. Город – словарное слово. Народ – словарное слово. Улица – словарное слово. Звёзды – ударение не ставим, пишем «ё», потому что она под ударением, и мы ее хорошо слышим. Месяц – словарное слово. - Нет. Слово звёзды не словарное. - Словарные слова - в которых есть орфограммы, которые не проверяются. | Индивидуальные карточки в приложении 2.
Слайд № 2. |
3. Постановка темы и цели урока. | - Выпишите отдельно все буквы, которые мы вставили. (е, о, а, и, ё, я.) - Какие это буквы? - Какую букву можем назвать «лишней»? Почему? - Подчеркните букву «ё». - Что про остальные буквы можно сказать, всегда ли их звуки ударные?
- Как думаете, как будет звучать тема урока?
- Какие задачи на урок мы себе поставим?
- Для чего нам нужно это знать? |
- гласные. - Буква «ё» - она всегда под ударением. е, о, а, и, ё, я. - остальные гласные находятся в безударном положении, требуют проверки - «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.» - находить безударную гласную в слове, проверять ее… - Что бы правильно писать слова. |
Слайд на доске с темой и задачами урока. |
4. Изучение нового материала. | В не односложных словах (слова имеют несколько слогов и несколько гласных соответственно) бывают безударные слоги. - Как вы это понимаете? Приведите пример.
Гласные в безударных слогах звучат не ясно, часто не различаются. Вот послушайте и сравните первые гласные звуки в словах «дома» и «далёкий». - Какой первый гласный звук вы услышали в слове «дома»? - А разве слово «дома» мы пишем, через букву «а», в первом слоге? - Как это можно доказать? Нам нужно сделать первый слог ударным, дооом. Запишите это слово в тетради и поставьте ударение, подчеркните безударную гласную «о».
- А какой первый гласный звук вы услышали в слове «далекий»? - Какую гласную пишем после буквы «д»? Нам нужно сделать первый слог ударным, Даааль Запишите слово далекий и подчеркните безударную гласную «а».
Первые гласные звуки в этих словах звучат одинаково [а]. А на письме как мы выяснили обозначаются по-разному. Безударные гласные в словах обозначаются той же буквой, что и под ударением.
Работа с алгоритмом. Для проверки безударной гласной нужно поставить ее под ударением, подобрать такое слово, что бы эта гласная стала ударной. Какую гласную мы слышим под ударением ту и записываем.
- Сделайте так, чтобы безударные слоги стали ударными, проставьте ударение.
- Как мы проверяем безударную гласную? Ученики пишут и один все проговаривает. Проверка по слайду. |
- слово состоит из нескольких слогов. Например, первых слог ударный, а второй нет (лупа).
- [а].
- Нет, через «о».
- Выдвигают свои предположения. - Поставить безударную гласную под ударение. Дом.
Тоже [а].
- «а»
У учеников на парте 1 алгоритм проверки безударной гласной.
Дома – дом Далёкий – даль
- ставим ее под ударение, что слышим то и пишем. Дарить – дар Зима – зимний Лесник – лес Тянул – тянет. |
Алгоритм на доске: 1. Поставить в слове ударение. 2. Найти букву безударного гласного звука. 3. Подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный звук будет под ударением. 4. Написать слово правильно. 5. Подчеркнуть гласную букву, обозначающую безударный звук. |
5. Работа по учебнику. Первичное закрепление.
| Откройте страницу 93 и прочитайте, то что рассказывает профессор Самоваров.
Выполняем упр. 139. Как мы выполняем проверку безударной гласной?
Прочитайте, что нам рассказывает мудрая Сова. | Читает ученик слова профессора.
Выполняет один ученик у доски. Все свои действия проговаривает. Отвечает на вопрос учителя, проговаривая алгоритм.
Читает ученик. | 139 упр.: Гора, врачи, лиса, леса, пятно.
НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ! |
6. Физкультминутка. | Видеофрагмент на смарт доске и после разминка для пальцев рук. | Повторяют движения с видео |
|
7. Работа в паре. | Сейчас мы будем работать в паре. - Какие правила работы в паре вы знаете?
Задание на карточках: вставьте безударную гласную в слове с пропуском, подчеркните безударную гласную и поставьте ударение.
Время на работу 10 минут. |
- проговаривают правила работы в паре.
Выполняют работу в паре. Самопроверка по эталону. |
Приложение 3.
НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ! |
8. Работа со смарт-доски. | На слайде текст с пропуском безударных гласных. Задание: списать текст и после слова с безударной гласной, в скобках написать слово с помощью которого проверяли безударную гласную. (Первое слово разобрано уже как надо выполнить весь номер) | К доске выходит ученик и пишет на доске. | Приложение 4, то что будет на слайде.
НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ! |
9. Фронтальная работа. | На доске Игра с диска к учебнику. - Сейчас мы с вами поиграем в одну игру. Вам нужно помочь пчелке собрать мед, для этого вам нужно правильно вставить пропуски в словах. Проговаривая так, чтобы безударный гласный звук стал ударным. | 2 слово 1 ученик. Поля – поле Доска – доски Дрозды – дрозд Шаги – шаг Сова – совы Часы – час Река – реки Стрижи – стриж Слеза – слёзы Свеча – свечи Игра – игры Хлеба – хлеб Земля – земли | НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ! |
10. Самостоятельная работа. | Задание: найти в каждой группе лишнее слово, подчеркнуть его и объяснить кратко, почему оно лишнее. | Выполняют работу. | Приложение 5.
НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ! |
11. Подведение итогов. | Если много времени: Посмотрите на доску. Это девочка Аня, она очень хочет занять первое место. Поможем ей? Нам нужно правильно ответить на вопросы используя знания, полученные сегодня на уроке. Если мало времени: - Почему написание букв, обозначающих безударные гласные звуки, в словах надо проверять?
- Как надо проверять безударные гласные? Найдите ответ в словах профессора Самоварова на стр. 93 или в нашем алгоритме.. |
- Потому что один и тот же безударный гласный звук может передаваться на письме разными буквами. |
|
12. Рефлексия | Вы после каждого задания ставили себе знаки в табличку. У кого одни плюсы? У кого есть 1-2 восклицательных знака? | Сдают таблички учителю. |
|
13. Д/з | Учебник стр. 93 № 141. И еще раз прочитайте сообщения от мудрой совы на стр. 92 и от профессора Самоварова на стр. 93. | Записывают д/з в тетрадь. |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.»
Образовательная система (УМК): «Перспектива»
Цель: формировать навык находить в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки и находить к ним проверочные слова с помощью подбора слов-родственников.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной;
- выработать навык проверки слов с одной безударной гласной;
- закрепить навык списывания слов.
Развивающие:
- способствовать развитию грамотной речи, внимания;
- уметь сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательные:
- воспитывать позитивное отношению к учебе;
- воспитывать самостоятельность в получении знаний;
- воспитывать стремление к совместному творчеству, дружбе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- усовершенствуют навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной;
- выработают навык проверки слов с одной безударной гласной;
- закрепят навык списывания слов.
Метапредметные (УУД):
Познавательные:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- доказательство своей точки зрения;
- умение выделять главное.
Регулятивные:
- самооценка выполнения задания;
- способность правильно разделять время;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Личностные:
- адекватная мотивация учебной деятельности;
- продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка.
Коммуникативные:
- умение работать в паре;
- умение планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- учет позиции партнёра по общению.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
1. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на парте лежит таблица, подпишите ее. Эта таблица поможет нам сказать, как вы выполняли задания на уроке. «+» - отлично справился, не было затруднений. «!» - все сделал правильно, но немного затруднялся. «-» - было очень трудно и ничего не понятно. Сами выставляйте себе эти значки, после каждого задания. | Приветствуют учителя. | Таблица в приложении 1. |
2. Актуализация знаний/словарная работа. | Раздаю 5 ученикам индивидуальные карточки (тех, кого выберет основной учитель) - Как закончите сдавайте работы мне на стол. Примерное время работы 5-7 минут. С остальными: - Посмотрите на слова, записанные на доске. Т.традь, гор.д, н.род, ул.ца, зв.зды, р.ды. - Вызываю ученика к доске, для записи слов. - Спишите слова с доски, вставляя пропущенную букву и проставляя ударение. - Все ли слова словарные? - Почему другие слова называются словарными? - Орфограмма – это опасное место в слове, где можно допустить ошибку. | Самостоятельная работа. - Тетрадь, вставляю букву «е», потому что это словарное слово. Город – словарное слово. Народ – словарное слово. Улица – словарное слово. Звёзды – ударение не ставим, пишем «ё», потому что она под ударением, и мы ее хорошо слышим. Месяц – словарное слово. - Нет. Слово звёзды не словарное. - Словарные слова - в которых есть орфограммы, которые не проверяются. | Индивидуальные карточки в приложении 2. Слайд № 2. |
3. Постановка темы и цели урока. | - Выпишите отдельно все буквы, которые мы вставили. (е, о, а, и, ё, я.) - Какие это буквы? - Какую букву можем назвать «лишней»? Почему? - Подчеркните букву «ё». - Что про остальные буквы можно сказать, всегда ли их звуки ударные? - Как думаете, как будет звучать тема урока? - Какие задачи на урок мы себе поставим? - Для чего нам нужно это знать? | - гласные. - Буква «ё» - она всегда под ударением. е, о, а, и, ё, я. - остальные гласные находятся в безударном положении, требуют проверки - «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.» - находить безударную гласную в слове, проверять ее… - Что бы правильно писать слова. | Слайд на доске с темой и задачами урока. |
4. Изучение нового материала. | В не односложных словах (слова имеют несколько слогов и несколько гласных соответственно) бывают безударные слоги. - Как вы это понимаете? Приведите пример. Гласные в безударных слогах звучат не ясно, часто не различаются. Вот послушайте и сравните первые гласные звуки в словах «дома» и «далёкий». - Какой первый гласный звук вы услышали в слове «дома»? - А разве слово «дома» мы пишем, через букву «а», в первом слоге? - Как это можно доказать? Нам нужно сделать первый слог ударным, дооом. Запишите это слово в тетради и поставьте ударение, подчеркните безударную гласную «о». - А какой первый гласный звук вы услышали в слове «далекий»? - Какую гласную пишем после буквы «д»? Нам нужно сделать первый слог ударным, Даааль Запишите слово далекий и подчеркните безударную гласную «а». Первые гласные звуки в этих словах звучат одинаково [а]. А на письме как мы выяснили обозначаются по-разному. Безударные гласные в словах обозначаются той же буквой, что и под ударением. Работа с алгоритмом. Для проверки безударной гласной нужно поставить ее под ударением, подобрать такое слово, что бы эта гласная стала ударной. Какую гласную мы слышим под ударением ту и записываем. - Сделайте так, чтобы безударные слоги стали ударными, проставьте ударение. - Как мы проверяем безударную гласную? Ученики пишут и один все проговаривает. Проверка по слайду. | - слово состоит из нескольких слогов. Например, первых слог ударный, а второй нет (лупа). - [а]. - Нет, через «о». - Выдвигают свои предположения. - Поставить безударную гласную под ударение. Дом. Тоже [а]. - «а» У учеников на парте 1 алгоритм проверки безударной гласной. Дома – дом Далёкий – даль - ставим ее под ударение, что слышим то и пишем. Дарить – дар Зима – зимний Лесник – лес Тянул – тянет. | Алгоритм на доске: 1. Поставить в слове ударение. 2. Найти букву безударного гласного звука. 3. Подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный звук будет под ударением. 4. Написать слово правильно. 5. Подчеркнуть гласную букву, обозначающую безударный звук. |
5. Работа по учебнику. Первичное закрепление. | Откройте страницу 93 и прочитайте, то что рассказывает профессор Самоваров. Выполняем упр. 139. Как мы выполняем проверку безударной гласной? Прочитайте, что нам рассказывает мудрая Сова. | Читает ученик слова профессора. Выполняет один ученик у доски. Все свои действия проговаривает. Отвечает на вопрос учителя, проговаривая алгоритм. Читает ученик. | 139 упр.: Гора, врачи, лиса, леса, пятно. НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ! |
6. Физкультминутка. | Видеофрагмент на смарт доске и после разминка для пальцев рук. | Повторяют движения с видео | |
7. Работа в паре. | Сейчас мы будем работать в паре. - Какие правила работы в паре вы знаете? Задание на карточках: вставьте безударную гласную в слове с пропуском, подчеркните безударную гласную и поставьте ударение. Время на работу 10 минут. | - проговаривают правила работы в паре. Выполняют работу в паре. Самопроверка по эталону. | Приложение 3. НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ! |
8. Работа со смарт-доски. | На слайде текст с пропуском безударных гласных. Задание: списать текст и после слова с безударной гласной, в скобках написать слово с помощью которого проверяли безударную гласную. (Первое слово разобрано уже как надо выполнить весь номер) | К доске выходит ученик и пишет на доске. | Приложение 4, то что будет на слайде. НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ! |
9. Фронтальная работа. | На доске Игра с диска к учебнику. - Сейчас мы с вами поиграем в одну игру. Вам нужно помочь пчелке собрать мед, для этого вам нужно правильно вставить пропуски в словах. Проговаривая так, чтобы безударный гласный звук стал ударным. | 2 слово 1 ученик. Поля – поле Доска – доски Дрозды – дрозд Шаги – шаг Сова – совы Часы – час Река – реки Стрижи – стриж Слеза – слёзы Свеча – свечи Игра – игры Хлеба – хлеб Земля – земли | НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ! |
10. Самостоятельная работа. | Задание: найти в каждой группе лишнее слово, подчеркнуть его и объяснить кратко, почему оно лишнее. | Выполняют работу. | Приложение 5. НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ! |
11. Подведение итогов. | Если много времени: Посмотрите на доску. Это девочка Аня, она очень хочет занять первое место. Поможем ей? Нам нужно правильно ответить на вопросы используя знания, полученные сегодня на уроке. Если мало времени: - Почему написание букв, обозначающих безударные гласные звуки, в словах надо проверять? - Как надо проверять безударные гласные? Найдите ответ в словах профессора Самоварова на стр. 93 или в нашем алгоритме.. | - Потому что один и тот же безударный гласный звук может передаваться на письме разными буквами. | |
12. Рефлексия | Вы после каждого задания ставили себе знаки в табличку. У кого одни плюсы? У кого есть 1-2 восклицательных знака? | Сдают таблички учителю. | |
13. Д/з | Учебник стр. 93 № 141. И еще раз прочитайте сообщения от мудрой совы на стр. 92 и от профессора Самоварова на стр. 93. | Записывают д/з в тетрадь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безударные гласные звуки, их обозначение на письме
Конспект урока русского языка во 2 классе с использованием сингапурской методики....
Самостоятельная работа по теме" Безударные гласные звуки, их обозначение на письме"
Проверка знаний учащихся по усвоению темы " Безударные гласные звуки, их обозначение на письме"...
Контрольный тест по русскому языку на тему "Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме"
Тест по повторению на конец 2 четверти...
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.
Методическая разработка урока предназначена для учащихся 2 класса обучающихся по УМК «Перспектива». Урок построен в технологии системно – деятельностного метода обучения с учетом возрастны...
Урок русского языка на тему "Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме". 2 класс
Урок русского языка с использованием сингапурских технологий во 2 классе УМК "Перспектива". Тема "Безударные гласные в слове"....
Урок по русскому языку 3 класс Перспектива. Тма урока: Путешествие в страну Орфографию. Безударные гласные звуки, их обозначение на письме.
Урок открытия новых знаний...
Разработка урока по теме "Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме"
Урок разработан в соответствии с технологиями: Проблемное обучение – организация поисково-исследовательской деятельности. Технология социо-игрового обучения.Образовательная прогр...