Тема: «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тема урока: «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.»

Образовательная система (УМК): «Перспектива»

Цель: формировать навык находить в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки и находить к ним проверочные слова с помощью подбора слов-родственников.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной;

- выработать навык проверки слов с одной безударной гласной;

- закрепить навык списывания слов.

Развивающие:

- способствовать развитию грамотной речи, внимания;

- уметь сравнивать, обобщать и делать выводы;

- развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

- воспитывать позитивное отношению к учебе;

- воспитывать самостоятельность в получении знаний;

- воспитывать стремление к совместному творчеству, дружбе.

Планируемые     результаты:

Предметные:

- усовершенствуют навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной;

- выработают навык проверки слов с одной безударной гласной;

- закрепят навык списывания слов.

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- доказательство своей точки зрения;

- умение выделять главное.

Регулятивные:

- самооценка выполнения задания;

- способность правильно разделять время;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные:

- адекватная мотивация учебной деятельности;

- продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка.

Коммуникативные:

- умение работать в паре;

- умение планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- учет позиции партнёра по общению.

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку.

У вас на парте лежит таблица, подпишите ее. Эта таблица поможет нам сказать, как вы выполняли задания на уроке.

«+» - отлично справился, не было затруднений.

«!» - все сделал правильно, но немного затруднялся.

«-» - было очень трудно и ничего не понятно.

Сами выставляйте себе эти значки, после каждого задания.

Приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица в приложении 1.

2. Актуализация знаний/словарная работа.

Раздаю 5 ученикам индивидуальные карточки (тех, кого выберет основной учитель)

- Как закончите сдавайте работы мне на стол. Примерное время работы 5-7 минут.

 

С остальными:

- Посмотрите на слова, записанные на доске.

Т.традь, гор.д, н.род, ул.ца, зв.зды, р.ды.

 

- Вызываю ученика к доске, для записи слов.

- Спишите слова с доски, вставляя пропущенную букву и проставляя ударение.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Все ли слова словарные?

- Почему другие слова называются словарными?

- Орфограмма – это опасное место в слове, где можно допустить ошибку.

Самостоятельная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Тетрадь, вставляю букву «е», потому что это словарное слово.

Город – словарное слово.

Народ – словарное слово.

Улица – словарное слово.

Звёзды – ударение не ставим, пишем «ё», потому что она под ударением, и мы ее хорошо слышим.

Месяц – словарное слово.

- Нет. Слово звёзды не словарное.

- Словарные слова - в которых есть орфограммы, которые не проверяются.

Индивидуальные карточки в приложении 2.

 

 

 

 

Слайд № 2.

3. Постановка темы и цели урока.

- Выпишите отдельно все буквы, которые мы вставили. (е, о, а, и, ё, я.)

- Какие это буквы?

- Какую букву можем назвать «лишней»? Почему?

- Подчеркните букву «ё».

- Что про остальные буквы можно сказать, всегда ли их звуки ударные?

 

- Как думаете, как будет звучать тема урока?

 

- Какие задачи на урок мы себе поставим?

 

- Для чего нам нужно это знать?

 

 

- гласные.

- Буква «ё» - она всегда под ударением.

е, о, а, и, ё, я.

- остальные гласные находятся в безударном положении, требуют проверки

- «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.»

- находить безударную гласную в слове, проверять ее…

- Что бы правильно писать слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд на доске с темой и задачами урока.

4. Изучение нового материала.

В не односложных словах (слова имеют несколько слогов и несколько гласных соответственно) бывают безударные слоги.

- Как вы это понимаете? Приведите пример.

 

 

 

Гласные в безударных слогах звучат не ясно, часто не различаются. Вот послушайте и сравните первые гласные звуки в словах «дома» и «далёкий».

- Какой первый гласный звук вы услышали в слове «дома»?

- А разве слово «дома» мы пишем, через букву «а», в первом слоге?

- Как это можно доказать?

Нам нужно сделать первый слог ударным, дооом.

Запишите это слово в тетради и поставьте ударение, подчеркните безударную гласную «о».

 

- А какой первый гласный звук вы услышали в слове «далекий»?

- Какую гласную пишем после буквы «д»? Нам нужно сделать первый слог ударным, Даааль

Запишите слово далекий и подчеркните безударную гласную «а».

 

Первые гласные звуки в этих словах звучат одинаково [а].  А на письме как мы выяснили обозначаются по-разному. Безударные гласные в словах обозначаются той же буквой, что и под ударением.

 

Работа с алгоритмом. Для проверки безударной гласной нужно поставить ее под ударением, подобрать такое слово, что бы эта гласная стала ударной. Какую гласную мы слышим под ударением ту и записываем.

 

- Сделайте так, чтобы безударные слоги стали ударными, проставьте ударение.

 

- Как мы проверяем безударную гласную?

Ученики пишут и один все проговаривает. Проверка по слайду.

 

 

 

- слово состоит из нескольких слогов. Например, первых слог ударный, а второй нет (лупа).

 

 

 

 

 

 

- [а].

 

- Нет, через «о».

 

- Выдвигают свои предположения.

- Поставить безударную гласную под ударение. Дом.

 

 

 

Тоже [а].

 

- «а»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У учеников на парте 1 алгоритм проверки безударной гласной.

 

 

Дома – дом

Далёкий – даль

 

 

 

- ставим ее под ударение, что слышим то и пишем.

Дарить – дар

Зима – зимний

Лесник – лес

Тянул – тянет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм на доске:

1. Поставить в слове ударение.

2. Найти букву безударного гласного звука.

3. Подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный звук будет под ударением.

4. Написать слово правильно.

5. Подчеркнуть гласную букву, обозначающую безударный звук.

5. Работа по учебнику. Первичное закрепление.

 

Откройте страницу 93 и прочитайте, то что рассказывает профессор Самоваров.

 

Выполняем упр. 139.

Как мы выполняем проверку безударной гласной?

 

Прочитайте, что нам рассказывает мудрая Сова.

Читает ученик слова профессора.

 

 

Выполняет один ученик у доски. Все свои действия проговаривает.

Отвечает на вопрос учителя, проговаривая алгоритм.

 

Читает ученик.

139 упр.:

Гора, врачи, лиса, леса, пятно.

 

НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ!

6. Физкультминутка.

Видеофрагмент на смарт доске и после разминка для пальцев рук.

Повторяют движения с видео

 

7. Работа в паре.

Сейчас мы будем работать в паре.

- Какие правила работы в паре вы знаете?

 

Задание на карточках: вставьте безударную гласную в слове с пропуском, подчеркните безударную гласную и поставьте ударение.

 

Время на работу 10 минут.

 

- проговаривают правила работы в паре.

 

Выполняют работу в паре.

Самопроверка по эталону.

 

Приложение 3.

 

 

НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ!

8. Работа со смарт-доски.

На слайде текст с пропуском безударных гласных.

Задание: списать текст и после слова с безударной гласной, в скобках написать слово с помощью которого проверяли безударную гласную.

(Первое слово разобрано уже как надо выполнить весь номер)

К доске выходит ученик и пишет на доске.

Приложение 4, то что будет на слайде.

 

НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ!

9. Фронтальная работа.

На доске Игра с диска к учебнику.

- Сейчас мы с вами поиграем в одну игру. Вам нужно помочь пчелке собрать мед, для этого вам нужно правильно вставить пропуски в словах. Проговаривая так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

2 слово 1 ученик.

Поля – поле

Доска – доски

Дрозды – дрозд

Шаги – шаг

Сова – совы

Часы – час

Река – реки

Стрижи – стриж

Слеза – слёзы

Свеча – свечи

Игра – игры

Хлеба – хлеб

Земля – земли 

НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ!

10. Самостоятельная работа.

Задание: найти в каждой группе лишнее слово, подчеркнуть его и объяснить кратко, почему оно лишнее.

Выполняют работу.

Приложение 5.

 

НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ!

11. Подведение итогов.

Если много времени: Посмотрите на доску. Это девочка Аня, она очень хочет занять первое место. Поможем ей? Нам нужно правильно ответить на вопросы используя знания, полученные сегодня на уроке.

Если мало времени:

- Почему написание букв, обозначающих безударные гласные звуки, в словах надо проверять?

 

 

- Как надо проверять безударные гласные? Найдите ответ в словах профессора Самоварова на стр. 93 или в нашем алгоритме..

 

 

 

 

 

 

 

- Потому что один и тот же безударный гласный звук может передаваться на письме разными буквами. 

 

12. Рефлексия

Вы после каждого задания ставили себе знаки в табличку. У кого одни плюсы? У кого есть 1-2 восклицательных знака?

Сдают таблички учителю.

 

13. Д/з

Учебник стр. 93 № 141. И еще раз прочитайте сообщения от мудрой совы на стр. 92 и от профессора Самоварова на стр. 93.

Записывают д/з в тетрадь.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.»

Образовательная система (УМК): «Перспектива»

Цель: формировать навык находить в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки и находить к ним проверочные слова с помощью подбора слов-родственников.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной;

- выработать навык проверки слов с одной безударной гласной;

- закрепить навык списывания слов.

Развивающие:

- способствовать развитию грамотной речи, внимания;

- уметь сравнивать, обобщать и делать выводы;

- развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

- воспитывать позитивное отношению к учебе;

- воспитывать самостоятельность в получении знаний;

- воспитывать стремление к совместному творчеству, дружбе.

Планируемые        результаты:

Предметные:

- усовершенствуют навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной;

- выработают навык проверки слов с одной безударной гласной;

- закрепят навык списывания слов.

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- доказательство своей точки зрения;

- умение выделять главное.

Регулятивные: 

- самооценка выполнения задания;

- способность правильно разделять время;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные:

- адекватная мотивация учебной деятельности;

- продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка.

Коммуникативные:

- умение работать в паре;

- умение планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- учет позиции партнёра по общению.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку.

У вас на парте лежит таблица, подпишите ее. Эта таблица поможет нам сказать, как вы выполняли задания на уроке.

«+» - отлично справился, не было затруднений.

«!» - все сделал правильно, но немного затруднялся.

«-» - было очень трудно и ничего не понятно.

Сами выставляйте себе эти значки, после каждого задания.

Приветствуют учителя.

Таблица в приложении 1.

2. Актуализация знаний/словарная работа.

Раздаю 5 ученикам индивидуальные карточки (тех, кого выберет основной учитель)

- Как закончите сдавайте работы мне на стол. Примерное время работы 5-7 минут.

С остальными:

- Посмотрите на слова, записанные на доске.

Т.традь, гор.д, н.род, ул.ца, зв.зды, р.ды.

- Вызываю ученика к доске, для записи слов.

- Спишите слова с доски, вставляя пропущенную букву и проставляя ударение.

- Все ли слова словарные?

- Почему другие слова называются словарными?

- Орфограмма – это опасное место в слове, где можно допустить ошибку.

Самостоятельная работа.

- Тетрадь, вставляю букву «е», потому что это словарное слово.

Город – словарное слово.

Народ – словарное слово.

Улица – словарное слово.

Звёзды – ударение не ставим, пишем «ё», потому что она под ударением, и мы ее хорошо слышим.

Месяц – словарное слово.

- Нет. Слово звёзды не словарное.

- Словарные слова - в которых есть орфограммы, которые не проверяются.

Индивидуальные карточки в приложении 2.

Слайд № 2.

3. Постановка темы и цели урока.

- Выпишите отдельно все буквы, которые мы вставили. (е, о, а, и, ё, я.)

- Какие это буквы?

- Какую букву можем назвать «лишней»? Почему?

- Подчеркните букву «ё».

- Что про остальные буквы можно сказать, всегда ли их звуки ударные?

- Как думаете, как будет звучать тема урока?

- Какие задачи на урок мы себе поставим?

- Для чего нам нужно это знать?

- гласные.

- Буква «ё» - она всегда под ударением.

е, о, а, и, ё, я.

- остальные гласные находятся в безударном положении, требуют проверки

- «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.»

- находить безударную гласную в слове, проверять ее…

- Что бы правильно писать слова.

Слайд на доске с темой и задачами урока.

4. Изучение нового материала.

В не односложных словах (слова имеют несколько слогов и несколько гласных соответственно) бывают безударные слоги.

- Как вы это понимаете? Приведите пример.

Гласные в безударных слогах звучат не ясно, часто не различаются. Вот послушайте и сравните первые гласные звуки в словах «дома» и «далёкий».

- Какой первый гласный звук вы услышали в слове «дома»?

- А разве слово «дома» мы пишем, через букву «а», в первом слоге?

- Как это можно доказать?

Нам нужно сделать первый слог ударным, дооом.

Запишите это слово в тетради и поставьте ударение, подчеркните безударную гласную «о».

- А какой первый гласный звук вы услышали в слове «далекий»?

- Какую гласную пишем после буквы «д»? Нам нужно сделать первый слог ударным, Даааль

Запишите слово далекий и подчеркните безударную гласную «а».

Первые гласные звуки в этих словах звучат одинаково [а].  А на письме как мы выяснили обозначаются по-разному. Безударные гласные в словах обозначаются той же буквой, что и под ударением.

Работа с алгоритмом. Для проверки безударной гласной нужно поставить ее под ударением, подобрать такое слово, что бы эта гласная стала ударной. Какую гласную мы слышим под ударением ту и записываем.

- Сделайте так, чтобы безударные слоги стали ударными, проставьте ударение.

- Как мы проверяем безударную гласную?

Ученики пишут и один все проговаривает. Проверка по слайду.

- слово состоит из нескольких слогов. Например, первых слог ударный, а второй нет (лупа).

- [а].

- Нет, через «о».

- Выдвигают свои предположения.

- Поставить безударную гласную под ударение. Дом.

Тоже [а].

- «а»

У учеников на парте 1 алгоритм проверки безударной гласной.

Дома – дом

Далёкий – даль

- ставим ее под ударение, что слышим то и пишем.

Дарить – дар

Зима – зимний

Лесник – лес

Тянул – тянет.

Алгоритм на доске:

1. Поставить в слове ударение.

2. Найти букву безударного гласного звука.

3. Подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный звук будет под ударением.

4. Написать слово правильно.

5. Подчеркнуть гласную букву, обозначающую безударный звук.

5. Работа по учебнику. Первичное закрепление.

Откройте страницу 93 и прочитайте, то что рассказывает профессор Самоваров.

Выполняем упр. 139.

Как мы выполняем проверку безударной гласной?

Прочитайте, что нам рассказывает мудрая Сова.

Читает ученик слова профессора.

Выполняет один ученик у доски. Все свои действия проговаривает.

Отвечает на вопрос учителя, проговаривая алгоритм.

Читает ученик.

139 упр.:

Гора, врачи, лиса, леса, пятно.

НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ!

6. Физкультминутка.

Видеофрагмент на смарт доске и после разминка для пальцев рук.

Повторяют движения с видео

7. Работа в паре.

Сейчас мы будем работать в паре.

- Какие правила работы в паре вы знаете?

Задание на карточках: вставьте безударную гласную в слове с пропуском, подчеркните безударную гласную и поставьте ударение.

Время на работу 10 минут.

- проговаривают правила работы в паре.

Выполняют работу в паре.

Самопроверка по эталону.

Приложение 3.

НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ!

8. Работа со смарт-доски.

На слайде текст с пропуском безударных гласных.

Задание: списать текст и после слова с безударной гласной, в скобках написать слово с помощью которого проверяли безударную гласную.

(Первое слово разобрано уже как надо выполнить весь номер)

К доске выходит ученик и пишет на доске.

Приложение 4, то что будет на слайде.

НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ!

9. Фронтальная работа.

На доске Игра с диска к учебнику.

- Сейчас мы с вами поиграем в одну игру. Вам нужно помочь пчелке собрать мед, для этого вам нужно правильно вставить пропуски в словах. Проговаривая так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

2 слово 1 ученик.

Поля – поле

Доска – доски

Дрозды – дрозд

Шаги – шаг

Сова – совы

Часы – час

Река – реки

Стрижи – стриж

Слеза – слёзы

Свеча – свечи

Игра – игры

Хлеба – хлеб

Земля – земли  

НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ!

10. Самостоятельная работа.

Задание: найти в каждой группе лишнее слово, подчеркнуть его и объяснить кратко, почему оно лишнее.

Выполняют работу.

Приложение 5.

НАПОМИНАТЬ ПРО АЛГОРИТМ!

11. Подведение итогов.

Если много времени: Посмотрите на доску. Это девочка Аня, она очень хочет занять первое место. Поможем ей? Нам нужно правильно ответить на вопросы используя знания, полученные сегодня на уроке.

Если мало времени:

- Почему написание букв, обозначающих безударные гласные звуки, в словах надо проверять?

- Как надо проверять безударные гласные? Найдите ответ в словах профессора Самоварова на стр. 93 или в нашем алгоритме..

- Потому что один и тот же безударный гласный звук может передаваться на письме разными буквами.  

12. Рефлексия

Вы после каждого задания ставили себе знаки в табличку. У кого одни плюсы? У кого есть 1-2 восклицательных знака?

Сдают таблички учителю.

13. Д/з

Учебник стр. 93 № 141. И еще раз прочитайте сообщения от мудрой совы на стр. 92 и от профессора Самоварова на стр. 93.

Записывают д/з в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безударные гласные звуки, их обозначение на письме

Конспект урока русского языка во 2 классе с использованием сингапурской методики....

Самостоятельная работа по теме" Безударные гласные звуки, их обозначение на письме"

Проверка знаний учащихся по усвоению темы " Безударные гласные звуки, их обозначение на письме"...

Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.

Методическая разработка урока  предназначена для учащихся 2 класса обучающихся по УМК «Перспектива».  Урок построен в технологии системно – деятельностного метода обучения с учетом возрастны...

Урок русского языка на тему "Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме". 2 класс

Урок русского языка с использованием сингапурских технологий  во 2 классе УМК "Перспектива". Тема "Безударные гласные в слове"....

Разработка урока по теме "Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме"

Урок разработан в соответствии с технологиями: Проблемное обучение – организация поисково-исследовательской деятельности. Технология социо-игрового обучения.Образовательная прогр...